Роль государства в управлении индустрией туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, целью данной курсовой работы является рассмотрение туристской индустрии в условиях глобального объединения мировых рынков и появления новых организационных форм и отношений. В рамках этой цели можно выделить такие задачи, как: выявление роли государства в управлении индустрией туризма; рассмотрение моделей и уровней управления; отражение влияния факторов глобализации на индустрию туризма, исследование интеграционных процессов в управлении туристскими организациями.

Работа содержит 1 файл

глобализация и интеграционные процессы.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Современные тенденции в развитии туризма  свидетельствуют о возрастании  его влияния как на мировую  экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Туризм представляет собой крупную агрегированную сферу национального хозяйства, деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворение специфических потребностей, возникающих у населения во время путешествия и отдыха, а с другой - может обеспечить подъем экономики региона при создании эффективной системы регулирования данной отрасли.

     Однако  анализ состояния развития туристской индустрии России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном этапе. Здесь особенно остро стоит проблема государственного регулирования и управления индустрией туризма.

     Жесткая конкурентная борьба между организациями  индустрии туризма приводит к  появлению новых моделей организации и управления туристской деятельностью компаний, учитывающих процессы глобализации и интеграции бизнеса, что связано со стремлением получения преимуществ в ходе организации туристской деятельности. 

     Однако  реальная адаптация отечественных  участников рынка туруслуг к условиям конкурентной среды ставит перед каждой российской организацией индустрии туризма задачу поиска новых методов формирования  конкурентных преимуществ. Причем таких,  которые бы исключали односложные представления, связанные преимущественно с ценовой или демпинговой политикой, но включали бы комплексные подходы, в которых доминируют качество, профессионализм, уникальность продукта, современный менеджмент. Все это потребовало новых моделей организации управления,   которые учитывали бы новые тенденции развития индустрии туризма. В этом проявляется актуальность данной работы.

     Вопросам  управления организациями индустрии  туризма посвящено немало исследований. Вместе с тем переход к рыночным отношениям потребовал решения новой, еще неразработанной проблемы, связанной с учетом развития новых организационных форм и отношений управления в условиях растущей транснационализации и глобализации туристского бизнеса. Следовательно, целью данной курсовой работы является рассмотрение туристской индустрии в условиях глобального объединения мировых рынков и появления новых организационных форм и отношений. В рамках этой цели можно выделить такие задачи, как: выявление роли государства в управлении индустрией туризма; рассмотрение моделей и уровней управления; отражение влияния факторов глобализации на индустрию туризма, исследование интеграционных процессов в управлении туристскими организациями. 

     Объектом исследования будет являться глобальный туристский рынок, предметом исследования – новые организационные формы и отношения в индустрии туризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Роль государства в управлении  индустрией туризма

    1. Модели  управления индустрией туризма
 

     При изучении особенностей организации  управления индустрией туризма за рубежом можно выделить три модели государственного управления.

     Первая  модель предполагает отсутствие центральной государственной туристской администрации, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Правительства отдельных стран принимают такое решение в тех случаях, когда туризм стране вообще не нужен, либо когда субъекты туристского рынка сознательны и занимают сильные позиции, т.е. способны решать свои проблемы без государственного участия.

     Вторая  модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность всей отрасли. Для ее реализации требуются определенные условия, а именно большие финансовые вложения средств в индустрию туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру. Организация управления туристской индустрией по этой модели распространена в странах, где туризм является одним из основных источников валютных поступлений.

     Третья  модель преобладает в европейских государствах и состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны решаются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства. Чаще всего это министерство с «экономическим уклоном». При этом подразделение данного министерства, занимающееся вопросами туризма, осуществляет деятельность в двух направлениях: решает глобальные вопросы государственного регулирования (разработка нормативно-правовой базы, координация деятельности регионов, международное сотрудничество на межгосударственном уровне, обработка статистической информации) и проводит маркетинговую деятельность, участвует в выставках, управляет туристскими представительствами за рубежом [2].

     Для России по масштабам международного туризма, федеральному устройству и  способу организации туристской отрасли наиболее приемлема третья модель управления. Однако для эффективного функционирования данной модели целесообразно государственное финансирование отрасли, что продиктовано необходимостью участия государства в формировании и продвижении национального туристского продукта, осуществлении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры и т.д.

     Сложившаяся к настоящему времени система  организации управления туристским комплексом отражает происходящий в  России процесс перехода от сверхцентрализованной  административной системы, базировавшейся на доминировании государственных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности [8].

     Главная задача государства в настоящее  время - создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах, а также выработка стратегий туристской деятельности, определение направлений развития, оказание содействия развитию организаций индустрии туризма (в том числе путем финансирования перспективных туристских программ), проведение соответствующей экономической политики, заключение соглашений с иностранными государствами с целью создания лучших условий для экономических отношений с ними.

     Децентрализация в условиях рыночной экономики предполагает передачу права осуществления туристской деятельности любой организации независимо от формы собственности [4].

     Этот  процесс сопровождается созданием  различных ассоциаций, союзов и объединений. В настоящее время среди участников туристской деятельности наряду с государственными организациями действуют акционерные предприятия, ассоциации, концерны, консорциумы, создаются совместные предприятия (СП) с участием иностранных партнеров на территории России, осуществляется туристская деятельность российских предприятий за рубежом. В основу их работы положено законодательство по совместному предпринимательству и привлечению иностранного капитала, валютному и таможенному регулированию и другие законодательные акты [1].

    1. Уровни  управления туристским комплексом
 

     Управление  туристским комплексом реализуется  в рамках организационной структуры, включающей три уровня: макроэкономический, мезоэкономический и микроэкономический.

     Макроэкономический  уровень. Общее руководство туристским комплексом осуществляет Правительство Российской Федерации. В высшем законодательном органе - Государственной Думе РФ создана специальная Комиссия по спорту и туризму с правом законодательной инициативы.

     Функции, связанные с контролем за соблюдением  государственных интересов в области туристской деятельности, выполняют Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (Госкомспорт России), Департамент туризма Минэкономразвития России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) и др.

     Госкомспорт России занимается координацией развития отрасли в соответствии с государственной политикой и рассматривает стратегические вопросы развития спортивного и социального туризма в России, сохранения и развития курортного комплекса страны.

     Развитием остальных видов туризма занимается Департамент туризма Минэкономразвития  России.

     К основным функциям данного министерства относятся: участие в разработке предложений по формированию концепции государственной программы развития туризма; выделение приоритетных направлений развития туризма, исходя из потребностей различных социально-демографических групп населения; повышение качества обслуживания туристов на основе внедрения программно-целевых методов управления качеством и системы стандартизации; подготовка предложений по совершенствованию структуры материальной базы туризма; участие в пределах своей компетенции в формировании правовых и организационных основ туризма; создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма; взаимодействие с национальными туристскими организациями по вопросам разработки и внедрения нормативов и стандартов туристской деятельности, составления и реализации целевых федеральных программ развития социального туризма, планирования и осуществления международной деятельности в области туризма; осуществление в установленном порядке лицензирования и стандартизации туристских организаций, а также объектов туристской индустрии, сертификации туристского продукта.

     Центральные экономические ведомства страны выполняют важные функции, например, Государственный таможенный комитет Российской Федерации осуществляет функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области экономики страны. На последний возложены организация таможенного контроля и издание нормативных актов по таможенным вопросам. Данные вопросы для развития туризма являются немаловажными, так как одной из целей путешествий туристов является шопинг.

     Существенную  роль в регулировании туристского бизнеса играют Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, которые определяют порядок финансирования и кредитования туристской деятельности, издают нормативные документы по этим вопросам.

     Либерализация туристской деятельности, увеличение количества организаций, занимающихся туризмом, не означает отказа государства от контроля за осуществлением ими туристской деятельности. Усиление этого контроля направлено прежде всего на своевременное возвращение валютной выручки в Россию.

     Для повышения роли организаций в  туристской индустрии важно не только предоставить им право выхода на внешний  рынок, создав для этого необходимые организационные предпосылки и либерализовав государственное регулирование, но и сформировать механизм, который бы заинтересовывал их в этом, т.е. создать систему стимулирования туристской деятельности - льготного кредитования и налогообложения. В настоящее время из-за ограниченности средств государственного бюджета процессы кредитования, налогообложения и страхования не получили достаточного развития.

     Наряду  с экономическими рычагами воздействия  используются и административные методы правительственного регулирования деятельности туристских организаций для повышения качества работы на рынке [2,8,9].

     Мезоэкономический уровень представлен отраслевыми министерствами и ведомствами (например, министерствами здравоохранения, транспорта и др.), а также местными органами власти. Права местных органов власти в области туризма расширяются, что, несомненно, способствует включению многих предприятий и организаций в туристскую деятельность, обеспечивая развитие гостинично-туристского комплекса и увеличение производства туристской продукции.

     Функции органов местного самоуправления сводятся к следующему: сотрудничают с территориальными туристскими организациями в планировании и реализации местных программ развития социального туризма, осуществлении региональных и федеральных целевых программ в части, относящейся к данной местности; содействуют превращению местных объектов туризма в центры досуга и культурного обслуживания населения; вовлекают местные организации и хозяйствующие субъекты в расширение форм туристского обслуживания, включая колоритные и этнографические объекты показа; добиваются экономически устойчивого использования местных туристских ресурсов; освобождают в соответствии с законодательством объекты социального туризма от части местных налогов, в том числе налога на имущество, социально-культурную сферу; применяют льготное налогообложение на земельные ресурсы; содействуют восстановлению и сбережению культурного и природного наследия, улучшению и развитию местной инфраструктуры туризма, направлению на эти цели высвобождающихся средств, созданию привлекательного для туристов места [4].

     Микроэкономический уровень организации управления туристского комплекса представлен различными организациями, работающими в индустрии туризма.

     Европейские и отдельные российские специалисты  по туризму в своих исследованиях разделяют всю систему организаций, осуществляющих туристскую деятельность на микроуровне, на две части: туристская индустрия, к которой относятся: индустрия развлечений, туроператоры, турагенты, транспортные организации, экскурсионно-познавательные организации и индустрия гостеприимства, в которую входят: индустрия услуг, индустрия размещения и индустрия питания. Каждая из них включает специфические виды обслуживания.

Информация о работе Роль государства в управлении индустрией туризма