Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:21, курсовая работа
Следовательно, целью данной курсовой работы является рассмотрение туристской индустрии в условиях глобального объединения мировых рынков и появления новых организационных форм и отношений. В рамках этой цели можно выделить такие задачи, как: выявление роли государства в управлении индустрией туризма; рассмотрение моделей и уровней управления; отражение влияния факторов глобализации на индустрию туризма, исследование интеграционных процессов в управлении туристскими организациями.
Также все организации, работающие в индустрии туризма, можно условно разделить на организации непосредственного обслуживания и организации косвенного обслуживания (приложение 2).
К
организациям непосредственного обслуживания
относятся предприятия-
В настоящее время Россия, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока [8].
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, являются:
• образ России как страны, не привлекательной для туризма, создаваемый зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
• отсутствие за рубежом государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны;
• неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз и длительных сроках их выдачи;
• неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристического класса («три звезды»);
• отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в туристскую инфраструктуру;
• невысокое качество обслуживания, несоответствие цены и качества обслуживания во всех секторах индустрии туризма [3].
Таким
образом, на современном этапе главной
целью государственной политики в области
туризма в России является создание высокоэффективного
и конкурентоспособного туристского комплекса,
обеспечивающего широкие возможности
для удовлетворения российских и зарубежных
потребителей в разнообразных туристских
услугах путем развертывания комплексных
программ по оказанию помощи организациям
индустрии туризма в кадровом и информационном
обеспечении. Эти проблемы российские
организации индустрии туризма пытаются
решить и самостоятельно путем поиска
новых методов работы с целью создания
конкурентоспособных туристских услуг
[8].
В конце XX в. появилась экономика нового типа – глобальная экономика. Ее отличительная особенность состоит в том, что все основные виды экономической деятельности – производство и потребление товаров и услуг, управление, распространение информации и технологий, функционирование рынков – осуществляются в глобальном масштабе.
Интернационализация ведет к развитию международного экономического сотрудничества, его углублению и интенсификации. Главным показателем этого процесса является усиление экономического обмена между государствами, опирающегося на растущее международное разделение труда. В середине 90-х гг. XX в. этот процесс привел к многократному сжатию экономического пространства планеты, к развитию сложной системы международных экономических связей. Наиболее общим показателем роста интернационализации экономической жизни является рост международной торговли. В этом смысле торговля услугами, в том числе туристическими, не является исключением [5,6].
В
настоящее время для
Изменить
неблагоприятную ситуацию можно
с помощью стратегии
Стратегия синергизма - это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа организаций в одних руках. Синергетическая теория, окончательно сформулированная в работе М. Бредли, А. Десаи и Е.М. Кима в 1983 г., не утратила актуальности до сегодняшних дней. Стратегия синергизма предполагает наличие у организации конкурентного преимущества за счет совместного использования ресурсов (стратегия технологий и издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (синергия планирования и управления). Значение этой стратегии заключается в том, что она помогает получить большую рентабельность производства при взаимосвязи организаций, чем в ситуации, когда они управляются раздельно. Однако И. Ансофф отмечает, что главной опасностью данной стратегии является недостаток гибкости, а также возможные компромиссы и задержки в принятии решений при создании и функционировании организаций, получившихся в результате слияний [3].
Идея формирования глобальных объединений начала активно пропагандироваться в США с середины 1980-х годов. Исследования, проведенные университетами и фирмами по управленческому консультированию США, характеризовали глобальное объединение как верное средство завоевания главных иностранных рынков и повышения конкурентоспособности транснациональных компаний Америки.
Термин «глобальный» означает, что фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные границы и национальные различия между потребителями. Глобализация позволяет фирмам осуществлять экономию на масштабе производства за счет стандартизации товаров, использовать преимущества мирового маркетинга. Глобальный рынок - это межнациональный рынок, спрос на котором можно удовлетворить предложением одного базового товара, поддерживая этот спрос инструментами продаж и маркетинга. Основная идея глобализации заключается в определении общих характеристик рынков и целевых групп потребителей, не зависящих от особенностей отдельных стран [5]. Для процесса глобализации бизнеса характерны:
• исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание потребностей и запросов потребителей;
• экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимой продукции или услуг;
•
использование преимуществ
Среди ученых и специалистов по менеджменту нет единства взглядов на сущность глобальных объединений, их достоинства, недостатки и перспективы, Понятие «глобальное объединение» трактуется довольно широко и противоречиво.
Глобализация бизнеса в рамках туристской организации способствует формированию сильных конкурентных позиций по сравнению с организациями-конкурентами. Конкурентные преимущества организации зависят от возможности использования многих факторов: доступ к дешевым ресурсам; национальное стимулирование инвестиций; преодоление торговых барьеров; доступ к стратегически важным рынкам сбыта и т.д. Теория конкурентного преимущества утверждает: организация получит преимущества перед конкурентами при выпуске той продукции, при производстве которой интенсивно используются факторы производства, имеющиеся в относительном изобилии внутри страны.
Глобальные туристские объединения образуются путем слияний, приобретений и поглощений туристских организаций. Во многих европейских странах (Великобритания, Германия, Испания, Франция) происходит глобальный дележ рынка путем приобретения компаний. Для индустрии туризма, как и для других отраслей, характерен выход процесса концентрации предприятий за пределы национальных границ путем создания транснациональных корпораций [2,9].
В качестве примера можно привести немецкий концерн Preussag, владеющий ведущей туристской группой TUI Group. Этот концерн является бесспорным лидером в туризме как в Германии, так и в Европе. Его дочернее туристское предприятие TUI Group приносит более половины годового оборота группы.
Крупный британский туроператор First Choice в целях улучшения работы собственной агентской сети приобрел туроператоров: Tours - в Турции, Nazar - в Германии, Marmara - во Франции, Taurus, действующего в Австрии и Швейцарии, и Bosphorus - в Бельгии [8].
Для проведения эффективной политики зарубежного инвестирования туристские организации должны учитывать возможности и уровень конкурентоспособности предлагаемых туристских услуг, наличие управленческого опыта, эффективность производства, размер фирмы и уровень концентрации, инвестиционный климат принимающей страны (политическая и социально-экономическая стабильность, состояние и перспективы развития экономики в целом и интересующих инвестора отраслей, отношение к иностранным инвестициям, хозяйственное и налоговое законодательство и т.д.).
Поставленные туристской организацией цели и учет факторов, характеризующих эту организацию, экономику и политику принимающей страны, позволяют ей выбрать то направление деятельности, которое при более низких издержках производства приносит дополнительную прибыль [4].
При создании глобальных объединений особое внимание уделяется выбору организационной формы зарубежного предпринимательства:
• создание новой туристской организации за рубежом;
• приобретение действующей иностранной организации индустрии туризма;
• участие в капитале иностранной туристской организации, дающей право контроля;
• покупка ценных бумаг иностранных организаций индустрии туризма, не дающая права контроля;
• предоставление займов и кредитов иностранным филиалам на расширение их деятельности или иностранным фирмам.
Каждая из этих форм требует для их осуществления определенных условий и имеет свои достоинства и недостатки [3].
Создание новой организации сферы туристских услуг - это одна из наиболее дорогих и сложных форм, сопряженная с немалым риском, так как при этом приходится действовать в незнакомой обстановке. Необходимо хорошее знание местных условий и особенностей рынка, желательно иметь известную и авторитетную торговую марку. Такая форма зарубежной деятельности в туризме может быть под силу только немногим российским туристским организациям [1].
Приобретение иностранной организации, работающей в индустрии туризма, дает возможность инвестору сразу включиться в местные структуры, использовать связи и авторитет приобретаемой организации. Достоинство этой формы инвестирования в том, что можно намного ускорить функционирование поглощенной организации, отпадает необходимость в осуществлении операций, связанных с организацией нового предприятия.
Операции приобретения иностранного капитала как целиком, так и доли участия в капитале зарубежной компании сопряжены со следующими проблемами:
1.
Существование во многих
2.
Увеличение издержек на
3.
Модернизация или
В развитых странах контроль над компаниями чаще всего устанавливается путем скупки их акций, обращающихся на бирже или во внебиржевом обороте. Это могут быть как дружественные приобретения, так и агрессивные захваты. Для операций по скупке акций в каждой стране разработаны и действуют особые правила и процедуры [7].
Специалисты считают, что создание глобального объединения и управление им - сложный процесс, требующий немало времени и ресурсов. Поэтому многие компании за рубежом обращаются к другой форме организации международного сотрудничества - стратегическим альянсам.
Стратегические альянсы имеют ряд преимуществ по сравнению с глобальными объединениями: не требуют значительных капиталовложений для развития деятельности; позволяют преодолеть барьеры антимонопольного законодательства; используют для осуществления координации международной деятельности менее сложно управляемые организационные структуры.
В целом теоретические аспекты развития стратегических альянсов еще недостаточно разработаны. Одной из основных причин этого является невозможность посмотреть на это явление как бы со стороны из-за непродолжительности их существования и неясности результатов большинства альянсов. Можно выделить следующие варианты развития стратегических альянсов:
Информация о работе Роль государства в управлении индустрией туризма