Роль государства в управлении индустрией туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, целью данной курсовой работы является рассмотрение туристской индустрии в условиях глобального объединения мировых рынков и появления новых организационных форм и отношений. В рамках этой цели можно выделить такие задачи, как: выявление роли государства в управлении индустрией туризма; рассмотрение моделей и уровней управления; отражение влияния факторов глобализации на индустрию туризма, исследование интеграционных процессов в управлении туристскими организациями.

Работа содержит 1 файл

глобализация и интеграционные процессы.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

     Также все организации, работающие в индустрии  туризма, можно условно разделить  на организации непосредственного обслуживания и организации косвенного обслуживания (приложение 2).

     К организациям непосредственного обслуживания относятся предприятия-организаторы туризма, основной задачей которых  является обслуживание туристов. К  организациям косвенного обслуживания относятся предприятия смежных отраслей хозяйства, науки, культуры, системы образования. Без взаимодействия двух этих составляющих индустрии туризма невозможно создание качественного полноценного туристского продукта, так как он состоит из перевозки, размещения, экскурсионной программы и питания. Над его производством работают авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные компании, а также отели, музейно-экскурсионный сервис, предприятия питания, места массовых развлечений и др.

     В настоящее время Россия, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока [8].

     Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, являются:

     • образ России как страны, не привлекательной  для туризма, создаваемый зарубежными  и отечественными средствами массовой информации;

     • отсутствие за рубежом государственной  некоммерческой рекламы туристских возможностей страны;

     • неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз и длительных сроках их выдачи;

     • неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристического класса («три звезды»);

     • отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в туристскую инфраструктуру;

     • невысокое качество обслуживания, несоответствие цены и качества обслуживания во всех секторах индустрии туризма [3].

     Таким образом, на современном этапе главной  целью государственной политики в области туризма в России является создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах путем развертывания комплексных программ по оказанию помощи организациям индустрии туризма в кадровом и информационном обеспечении. Эти проблемы российские организации индустрии туризма пытаются решить и самостоятельно путем поиска новых методов работы с целью создания конкурентоспособных туристских услуг [8]. 
 
 
 
 
 
 
 

2 Влияние факторов глобализации  на организационные формы управления  в индустрии туризма

     В конце XX в. появилась экономика нового типа – глобальная экономика. Ее отличительная особенность состоит в том, что все основные виды экономической деятельности – производство и потребление товаров и услуг, управление, распространение информации и технологий, функционирование рынков – осуществляются в глобальном масштабе.

     Интернационализация ведет к развитию международного экономического сотрудничества, его  углублению и интенсификации. Главным  показателем этого процесса является усиление экономического обмена между  государствами, опирающегося на растущее международное разделение труда. В середине 90-х гг. XX в. этот процесс привел к многократному сжатию экономического пространства планеты, к развитию сложной системы международных экономических связей. Наиболее общим показателем роста интернационализации экономической жизни является рост международной торговли. В этом смысле торговля услугами, в том числе туристическими, не является исключением [5,6].

2.1 Стратегия синергизма и глобальные  объединения

 

     В настоящее время для международного туристского рынка характерна жесткая конкурентная борьба за клиента, рынки сбыта и сферы влияния. На российском рынке увеличивается число иностранных компаний, занимающихся туризмом. Это неизбежно приводит к тому, что большая часть прибыли от международного туризма в России достается иностранным компаниям. Российские туристские компании из-за отсутствия достаточного опыта, знаний, финансовых возможностей, поддержки со стороны государственных органов испытывают большие сложности, чтобы противостоять конкуренции со стороны давно функционирующих на международном рынке компаний, занимающихся туристской деятельностью [7].

     Изменить  неблагоприятную ситуацию можно  с помощью стратегии синергизма, т.е. путем создания новых моделей  организации и управления туристской индустрией, вобравших в себя последние достижения теории и практики глобального хозяйствования и управления.

     Стратегия синергизма - это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа организаций в одних руках. Синергетическая теория, окончательно сформулированная в работе М. Бредли, А. Десаи и Е.М. Кима в 1983 г., не утратила актуальности до сегодняшних дней. Стратегия синергизма предполагает наличие у организации конкурентного преимущества за счет совместного использования ресурсов (стратегия технологий и издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (синергия планирования и управления). Значение этой стратегии заключается в том, что она помогает получить большую рентабельность производства при взаимосвязи организаций, чем в ситуации, когда они управляются раздельно. Однако И. Ансофф отмечает, что главной опасностью данной стратегии является недостаток гибкости, а также возможные компромиссы и задержки в принятии решений при создании и функционировании организаций, получившихся в результате слияний [3].

     Идея  формирования глобальных объединений  начала активно пропагандироваться в США с середины 1980-х годов. Исследования, проведенные университетами и фирмами по управленческому консультированию США, характеризовали глобальное объединение как верное средство завоевания главных иностранных рынков и повышения конкурентоспособности транснациональных компаний Америки.

     Термин  «глобальный» означает, что фирмы  рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные границы и национальные различия между потребителями. Глобализация позволяет фирмам осуществлять экономию на масштабе производства за счет стандартизации товаров, использовать преимущества мирового маркетинга. Глобальный рынок - это межнациональный рынок, спрос на котором можно удовлетворить предложением одного базового товара, поддерживая этот спрос инструментами продаж и маркетинга. Основная идея глобализации заключается в определении общих характеристик рынков и целевых групп потребителей, не зависящих от особенностей отдельных стран [5]. Для процесса глобализации бизнеса характерны:

     • исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание потребностей и запросов потребителей;

     • экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимой продукции или услуг;

     • использование преимуществ мирового маркетинга. Интернационализация рынков привела к тому, что почти в каждой стране работают одни и те же компании-конкуренты [8].

     Среди ученых и специалистов по менеджменту нет единства взглядов на сущность глобальных объединений, их достоинства, недостатки и перспективы, Понятие «глобальное объединение» трактуется довольно широко и противоречиво.

     Глобализация  бизнеса в рамках туристской организации способствует формированию сильных конкурентных позиций по сравнению с организациями-конкурентами. Конкурентные преимущества организации зависят от возможности использования многих факторов: доступ к дешевым ресурсам; национальное стимулирование инвестиций; преодоление торговых барьеров; доступ к стратегически важным рынкам сбыта и т.д. Теория конкурентного преимущества утверждает: организация получит преимущества перед конкурентами при выпуске той продукции, при производстве которой интенсивно используются факторы производства, имеющиеся в относительном изобилии внутри страны.

     Глобальные  туристские объединения образуются путем слияний, приобретений и поглощений туристских организаций. Во многих европейских странах (Великобритания, Германия, Испания, Франция) происходит глобальный дележ рынка путем приобретения компаний. Для индустрии туризма, как и для других отраслей, характерен выход процесса концентрации предприятий за пределы национальных границ путем создания транснациональных корпораций [2,9].

     В качестве примера можно привести немецкий концерн Preussag, владеющий ведущей туристской группой TUI Group. Этот концерн является бесспорным лидером в туризме как в Германии, так и в Европе. Его дочернее туристское предприятие TUI Group приносит более половины годового оборота группы.

     Крупный британский туроператор First Choice в целях улучшения работы собственной агентской сети приобрел туроператоров: Tours - в Турции, Nazar - в Германии, Marmara - во Франции, Taurus, действующего в Австрии и Швейцарии, и Bosphorus - в Бельгии [8].

     Для проведения эффективной политики зарубежного  инвестирования туристские организации должны учитывать возможности и уровень конкурентоспособности предлагаемых туристских услуг, наличие управленческого опыта, эффективность производства, размер фирмы и уровень концентрации, инвестиционный климат принимающей страны (политическая и социально-экономическая стабильность, состояние и перспективы развития экономики в целом и интересующих инвестора отраслей, отношение к иностранным инвестициям, хозяйственное и налоговое законодательство и т.д.).

     Поставленные  туристской организацией цели и учет факторов, характеризующих эту организацию, экономику и политику принимающей страны, позволяют ей выбрать то направление деятельности, которое при более низких издержках производства приносит дополнительную прибыль [4].

     При создании глобальных объединений особое внимание уделяется выбору организационной формы зарубежного предпринимательства:

     • создание новой туристской организации за рубежом;

     • приобретение действующей иностранной  организации индустрии туризма;

     • участие в капитале иностранной  туристской организации, дающей право  контроля;

     • покупка ценных бумаг иностранных  организаций индустрии туризма, не дающая права контроля;

     • предоставление займов и кредитов иностранным  филиалам на расширение их деятельности или иностранным фирмам.

     Каждая  из этих форм требует для их осуществления  определенных условий и имеет свои достоинства и недостатки [3].

     Создание  новой организации сферы туристских услуг - это одна из наиболее дорогих и сложных форм, сопряженная с немалым риском, так как при этом приходится действовать в незнакомой обстановке. Необходимо хорошее знание местных условий и особенностей рынка, желательно иметь известную и авторитетную торговую марку. Такая форма зарубежной деятельности в туризме может быть под силу только немногим российским туристским организациям [1].

     Приобретение  иностранной организации, работающей в индустрии туризма, дает возможность инвестору сразу включиться в местные структуры, использовать связи и авторитет приобретаемой организации. Достоинство этой формы инвестирования в том, что можно намного ускорить функционирование поглощенной организации, отпадает необходимость в осуществлении операций, связанных с организацией нового предприятия.

     Операции  приобретения иностранного капитала как  целиком, так и доли участия в  капитале зарубежной компании сопряжены  со следующими проблемами:

     1. Существование во многих странах  очень высоких (запретительных) цен на приобретение организации.

     2. Увеличение издержек на проведение  операции из-за подробного изучения финансового положения приобретаемой туристской организации, что предполагает обязательное обращение к специализированным организациям и фирмам по проверке счетов, к консультациям банков и т.д. Поскольку новое руководство организации отвечает по всем ее прошлым обязательствам, рекомендуется приобретать не всю организацию, а только ее недвижимое имущество.

     3. Модернизация или организационная перестройка приобретаемой организации сферы туристских услуг.

     В развитых странах контроль над компаниями чаще всего устанавливается путем  скупки их акций, обращающихся на бирже или во внебиржевом обороте. Это могут быть как дружественные приобретения, так и агрессивные захваты. Для операций по скупке акций в каждой стране разработаны и действуют особые правила и процедуры [7].

     Специалисты считают, что создание глобального  объединения и управление им - сложный процесс, требующий немало времени и ресурсов. Поэтому многие компании за рубежом обращаются к другой форме организации международного сотрудничества - стратегическим альянсам.

2.2 Стратегические альянсы

 

     Стратегические альянсы имеют ряд преимуществ по сравнению с глобальными объединениями: не требуют значительных капиталовложений для развития деятельности; позволяют преодолеть барьеры антимонопольного законодательства; используют для осуществления координации международной деятельности менее сложно управляемые организационные структуры.

     В целом теоретические аспекты развития стратегических альянсов еще недостаточно разработаны. Одной из основных причин этого является невозможность посмотреть на это явление как бы со стороны из-за непродолжительности их существования и неясности результатов большинства альянсов. Можно выделить следующие варианты развития стратегических альянсов:

Информация о работе Роль государства в управлении индустрией туризма