Ресурсный потенциал, современное состояние и перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – оценить современное состояние экскурсионного обслуживания в городе Минске и разработать пути совершенствования экскурсионной сферы. Для достижения выше поставленной цели, в работе рассматривались и решались следующие задачи:
Узнать особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий в целом.
На примере архитектурных, природных, исторических, и иных объектов оценить ресурсный потенциал города Минска.
Проанализировать современное состояние и проблемы в экскурсионном обслуживании города Минска.
Рассмотреть, каково на сегодняшний день предложение экскурсий по городу Минску, какие экскурсии пользуются наибольшим спросом.

Работа содержит 1 файл

default.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

На сегодняшний день можно активно использовать технические  средства. Так, во время проведения экскурсии можно включать музыку того времени, о котором идет речь, и которая бы иллюстрировала рассказ, например, об известной личности, проживавшей ранее на территории города Минска. Можно показывать специальные видеофильмы. Экскурсоводы должны чаще прибегать к альтернативным носителям информации, поскольку это помогает лучше ее усваивать.26

По моему мнению, чтобы увеличить поток туристов и экскурсантов, необходимо привести в соответствующий вид туристические объекты, и так же развивать инфраструктуру, включающую помимо объектов размещения (гостиницы, кемпинги, отели) магазины, кафе, сувенирные лавки.

Запланированные шаги позволят закрепить  имеющиеся положительные  тенденции (в росте  количества иностранных  туристов, посещающих столицу и т.д.) и создать условия по преодолению препятствий, тормозящих динамичное развитие экскурсионного обслуживания в городе Минске.

3.3 Методическая  разработка экскурсии “Исторический центр города Минска – Верхний город”

Проанализировав тенденции  спроса на конкретные экскурсионные  услуги, предложение экскурсионных  маршрутов по городу Минску туристических  организаций, а также ресурсный потенциал г. Минска, для разработки нового экскурсионного маршрута я выбрала тему “Исторический центр города Минска – Верхний город”. Данная экскурсия будет являться познавательной и интересной для разных категорий экскурсантов, для минчан и гостей столицы. На мой взгляд, экскурсия обещает быть перспективной, поскольку экскурсионный маршрут будет проходить по центральному району города, в котором расположено наибольшее количество объектов экскурсионного интереса. Так же нельзя не отметить то, что в настоящее время архитектурные и исторические экскурсии становятся все более популярными, поэтому возрождение и разработка маршрутов данной тематики и их внедрение дадут не только социальный эффект для общества в целом, но и экономический, для туристических предприятий, занимающихся экскурсионно-познавательным туризмом.

Вид экскурсии – пешеходная.

Продолжительность – 1,5 академических часа.

Состав группы – для  массовой аудитории.

Автор составитель –  студентка Богданович Е.М.

Цель экскурсии: Привлечь внимание к истории города Минска и вызвать интерес к  ее изучению, воспитать позитивное отношение к сохранению наследия, расширение кругозора участников экскурсии.

Задачи экскурсии:

  • Познакомить экскурсантов с достопримечательностями города
  • На примере исторических, архитектурных, литературных объектов дать представление о некоторых этапах истории города Минска и Республики Беларусь
  • При проведении экскурсии на конкретных объектах расширить и закрепить знания по курсу истории Беларуси

Маршрут экскурсии: Место встречи с группой – Площадь Свободы – улица Интернациональная – улица Кирилла и Мефодия – место окончания экскурсии.

 

 

Технологическая карта экскурсии “Исторический  центр города Минска – Верхний город”

 

Участки перемеще-ния по маршруту

Места останов- ки

Объекты показа

Вре-мя

Основное  содержание информации (наименование подтем и перечень основных вопросов)

Указания по организации

Методические  указания

Место встречи с группой – пл. Свободы

   

4

Введение к теме экскурсии

 

Установить эмоционально-психологический контакт с группой. Ярким, образным вступлением помочь настроиться на экскурсию. Вводное слово должно быть динамичным и кратким, не утомлять экскурсантов

 

На площади Свободы напротив Ратуши

Площадь Свободы, ратуша, сохранившиеся здания

5

Площадь Свободы – старейшая площадь города, свидетель многих исторических событий, памятник истории культуры, Площадь Высокого рынка – новый центр города. Формирование архитектурного ансамбля

Группа стоит в точке  лучшего осмотра ратуши и всей площади

Использовать панорамный показ площади. С помощью жеста и словесных указаний дать предварительный обзор сохранившихся на ней зданий. Объяснить принципы формирования и особенности застройки площади

   

Ратуша, башня со шпилем, часы, герб, фасады

7

Ратуша – символ самоуправления. Получение Магдебурского права – поворотный момент в развитии Минска, перестройка жизни по европейскому образцу. Ратуша – место работы магистрата. Площадь – административный, торговый и культурный центр Минска. Снос Ратуши, причина и повод. Восстановление Ратуши

Группа стоит лицом к Ратуше в точке лучшего осмотра.

 

В конце рассказа сменить точку  осмотра, повернуть группу к Гостиному двору

Показ Ратуши начать с предварительного осмотра. Объяснить сущность слова “ратуша”. Используя прием объяснения, рассказать о сущности Магдебурского права, о вхождении Беларуси в состав ВКЛ. Дать реконструкцию некоторых моментов жизни площади (торговые сделки, праздники, шествия и др.)

 

Напротив Гостино-го двора 

Гостиный двор, мемориальные доски 

6

Гостиный двор – памятник архитектуры и истории XVIII –XX вв. Исторические события связанные с Гостиным двором

Группа стоит лицом к Гостиному двору в точке видимости главного и бокового фасадов

Показ Гостиного двора начать с  предварительного осмотра. Затем объяснить назначение здания и само понятие “гостиный двор”. Затем дать справку о событиях 1917 г. И Фрице Шменкеле. Все объекты на площади связывать конструктивными переходами: показом формирования площади или нацеливанием на следующий объект.

Пример одного из вариантов  конструктивного перехода: “В поле нашего внимания костел Пресвятой Девы Марии…

 

Напротив костела Пресвя-той  Девы Марии 

Костел, здания рядом, мемориальные доски на них

8

Комплекс коллегиума иезуитов – опорный пункт католического ордена иезуитов, памятник архитектуры XVII – XVIII вв., истории, культуры. Возведение коллегиума – завершение архитектурного ансамбля площади.

Костел Пресвятой  Девы Марии – центральная часть ансамбля. Минск – центр губернии. Здания коллегиума и площадь – воплощение памяти истории Минска и Беларуси

Повернуть группу лицом к комплексу зданий бывшего коллегиума

В конце рассказа у  объектов коллегиума группа поворачивается и проходит по улице Интернациональн-ой, сворачивает к проспекту Независимости.

После предварительного осмотра объяснить структуру комплекса. Показ сочетать с объяснением появления здесь ордена, причин образования Речи Посполитой, жизни города и страны в новом государстве. Основная особенность экскурсионного рассказа этого объекта – максимальное сочетание с объектами, показ истории штрихами (у конкретных объектов) – справкой, объяснением, описанием. При этом максимально использовать прием локализации места и событий. Завершить показ этой стороны площади справкой о памятнике М. Горецкому (с помощью указательного жеста и конкретной адресности).

Улица Интернацио-нальная  – Проспект Независимос-ти

Перед зданием Облсовп -рофа, мемо- риальная доска

Здание Облсовпрофа

10

Здание Облсовпрофа – памятник архитектуры XVII – XIX вв. Характеристика здания. 

Группу повернуть лицом к зданию Облсовпрофа

В конце рассказа пройти к месту, откуда просматривается комплекс монастырей

После показа здания как памятника  архитектуры дать справку о его перестройке и назначении.

Вариант логической связи  со следующим объектом: “Основой создания этого памятника архитектуры послужил корпус мужского базилианского монастыря. Он был частью комплекса униатских монастырей….”

 

Перед зданием Облсовп  –рофа и домов по ул. Энгельса

Здание Облсовпрофа, дома по улице Энгельса

4

Комплекс униатских  монастырей, его структура. Цель создания униатской церкви. Ее роль в противостоянии полонизации и русификации. Церковь Св.Духа – доминирующий элемент комплекса, уникальный пример синтеза архитектуры и живописи. Монастыри в системе оборонных укреплений города

Группа стоит лицом к зданию Облсовпрофа, домам по ул. Энгельса

В процессе рассказа поманять точку осмотра к месту, где  стояла церковь.

В конце рассказа группа проходит к точке одновременного обзора двух бывших костелов. 

С помощью сохранившихся зданий дать реконструкцию всего комплекса. Потом объяснить возникновение униатской церкви и ее роль в сохранении национальной культуры. После небольшой смены точки осмотра – к месту, где стояла церковь – показать ее расположение в системе как комплекса, так и площади.

 

Перед комплек-сом б.косте-лов

Костелы бывших бернардинских  монастырей

4

Комплекс б. бернардинских монастырей – памятник архитектуры XVII в. Костелы – памятник барокко

Группу расположить в точке одновременного обзора Святодуховского собора и б. костела Св. Иосифа.

 Затем группа переходит к главному фасаду костела Св. Иосифа

Показ объектов начать с приема предварительного осмотра. После уточнения адресности монастырей объяснить структуру композиций.

 

Перед главным фасадом  костела Св. Иосифа

Костел, главный фасад.

5

Здание б. костела Св. Иосифа – тип безбашенного барочного храма

Группа для лучшего осмотра стоит на некотором расстоянии от главного фасада. В конце рассказа группа перемещается ближе к костелу Св. Иосифа, поворачивается лицом к зданию бывшего костела женского бернардинского монастыря.

В конце рассказа группа переходит к фасадной части храма

После предварительного осмотра обратить внимание на главный фасад и объяснить тип храма, его распространенность в Западной Европе, появление в Беларуси (в конце XVI в. В Несвиже)

Вариант логического  мостика к следующему объекту: “Постепенно в Беларуси выработался свой тип барочного храма и сложилось местное направление. Пример такого храма – костел бывшего женского бернардинского монастыря – ныне православный Кафедральный Святодуховский собор

 

Перед главным фасадом  храма

Главный фасад, фронтон, башни, изображение Богоматери на фронтоне

10

Главный фасад кафедрального духова собора. Композиция храма. Судьба храма в XX в. Главные святыни. Благоустройство территории

Группа стоит наискосок от главного фасада, ближе к смотровым площадкам, чтобы не мешать окружающим. В процессе рассказа повернуться к смотровым площадкам.

Начать с предварительного осмотра. Справки о главных святынях собора дополнить образным пересказом церковного предания об иконе Минской Богоматери и рассказом о деятельности Софии Слуцкой. После предварительного осмотра территории у храма показать детали благоустройства. Сделать заключение о площади, как о живой и зримой части истории города и Республики Беларусь.

Место завершения экскурсии  – Площадь Свободы

   

5

Заключение.

 

После ответов на вопросы в заключении подвести итог экскурсии.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итоги  своей курсовой работы, я хочу еще  раз отметить актуальность выбранной  мной темы. Развитие экскурсионного обслуживания имеет большое значение, как для города и государства в целом, так и для каждого отдельного гражданина. Поскольку, на сегодняшний день экскурсионный туризм развивается достаточно успешно, он может быть одним из главных источников формирования дохода в государстве. Туристические компании начинают осознавать востребованность экскурсионной составляющей национального турпродукта и то, что с ее помощью можно привлекать как белорусских, так и зарубежных туристов. Экскурсионное обслуживание удовлетворяет потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, потребность в познании. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но и как самостоятельный вид услуг, целью которых является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов (туристов) в познании окружающей действительности.

Города как исторические центры развития общества с многообразием  их памятников, отражающих развитие промышленности, культуры, науки, архитектуры, предоставляют необычайно широкие возможности экскурсионного показа. Столица Республики Беларусь город Минск занимает выгодное географическое положение в центре Европы,  имеет хорошо сохранившийся природный потенциал, обладает большим количеством объектов историко-культурного наследия, а так же лидирует по посещаемости иностранными туристами, среди всех областей Республики. Однако  анализ современного  состояния экскурсионного обслуживания в городе показал, что  в данной сфере имеется ряд нерешенных проблем. К наиболее существенным проблемам, явно тормозящим развитие экскурсионной сферы в городе Минске, относятся: недостаточно развитая туристская инфраструктура, по сравнению с зарубежными странами; нерегулярное предоставление экскурсионных услуг; недостаточно эффективное использование ресурсного потенциала; слабый маркетинг туристского продукта, в связи с чем, Минск мало известен на мировом рынке, как город, имеющий древнюю историю и культуру и т.д. Удручающим фактом является и то, что при широком разнообразии экскурсионных ресурсов большинство туристических компаний  не уделяют достаточного внимания разработке новых тематических экскурсий по городу Минску, для более полного охвата целевой аудитории, предлагая лишь городскую обзорную экскурсию “Минск-столица Республики Беларусь”.

Таким образом, крайне важно  на сегодняшний день совершенствовать экскурсионное обслуживание, максимально  используя существующие и развивая недостающие элементы ресурсного потенциала. Преодолев существующие проблемы,  город Минск станет конкурентоспособным не только на национальном рынке, но на мировом туристском рынке.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асфура Андрей. Туризм с эффектом анимации// Журнал “Экономика Беларуси”, 2009. №2. с. 126-128.
  2. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения: Учебное пособие – Минск: издательство “Университетское”, 1988. 160с.
  3. Горбылева З.М., Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие – Минск: БГЭУ, 2000. 112с.
  4. Город-герой Минск [Электронный ресурс]// Интернет-портал minsk-tourism.by. – Режим доступа: http://www.minsk-tourism.by/places/. – Дата доступа: 24.11.2010.
  5. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие – Москва: Издательский центр “МарТ”, 2005. 272с.
  6. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения: Учебное пособие - Москва: Советский спорт, 2007. 218с.
  7. Закон Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О туризме”” №139-3 от 16.06.2010.
  8. Лошицкий парк: история, легенды и проекты реконструкции [Электронный ресурс]// Интернет-портал ctv.by. – Режим доступа: http://www.ctv.by/proj/~news=45511. – Дата доступа: 08.10.2010.
  9. Минск старый и новый [Электронный ресурс]// Официальный Интернет- портал города Минска. – Режим доступа: http://minsk-old-new.com.  – Дата доступа: 30.03.2008.
  10. Однодневные экскурсии [Электронный ресурс]// Интернет-портал toptour.by. – Режим доступа: http://toptour.by/content/tours/369/373/. – Дата доступа: 15.03.2011.
  11. Потаев Г.А., Шульга Ч.К. Перспективы развития туристской инфраструктуры в Минске// Журнал “Архитектура и Строительство”, 2008. №5. с. 82-87
  12. Программа развития туризма в городе Минске на 2006-2010 годы [Электронный ресурс]// Официальный портал  minsk.gov.by. – Режим доступа: http://minsk.gov.by/en/normdoc/1712. - Дата доступа: 31.12.2005.
  13. Путешествуйте с нами по Беларуси [Электронный ресурс]// Интернет- портал almaztour.by. – Режим доступа: http://www.almaztour.by/ru/93/. – Дата доступа: 12.02.2011.
  14. Современное состояние национальной библиотеки Беларуси  [Электронный ресурс]// Интернет-портал национальной библиотеки Беларуси. – Режим доступа: http://www.nlb.by/. – Дата доступа: 10.05.2009.
  15. Современный цирк [Электронный ресурс]// портал circus.by. – Режим доступа: http://www.circus.by/ru/history/472/.- Дата доступа: 01.02.2006.
  16. Статистический ежегодник: О развитии туризма, деятельности туристических организаций и средств размещения за 2010 год/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Минск, 2011. 33с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение A

Объекты искусства

Рисунок А.1. Национальный Академический Большой театр оперы и балета

 

Рисунок А.2. Национальный Академический театр имени Янки Купалы

 

 

 

 

Рисунок А.3. Государственный музыкальный театр Республики Беларусь

 

 

Рисунок А.4. Кинотеатр Победа

 

 

 

 

Рисунок А.5. Дворец Республики

 

 

Рисунок А.6 Белорусская государственная филармония

 

 

Рисунок А.7. Национальный художественный музей Республики Беларусь

 

 

Рисунок А.8. Государственный литературный музей имени Янки Купалы

 

 

Рисунок А.9. Белорусский государственный цирк

 

Рисунок А.10. Национальная библиотека Республики Беларусь

 

Примечание. Источники: [10,15, 16]

 

 

Приложение Б

Рисунок Б.1. Музей Валунов 

Рисунок Б.2. Музей Валунов

 

Примечание. Источник: [10]

Приложение В

Исторические  и архитектурные объекты

Рисунок B.1. Привокзальная площадь

Рисунок В.2. Привокзальная площадь

 

 

 

Рисунок В.3. Площадь Независимости

 

Рисунок В.4. Костел Святых Симеона и Елены

 

 

Рисунок В.5. Площадь Победы

 

Рисунок В.6. Городская Ратуша

 

 

 

Рисунок В.7. Областной дом профсоюзов

 

Рисунок В.8. Минский Свято-Духов кафедральный собор

 

Рисунок В.9. Республиканский Дворец Спорта

 

Рисунок В.10. Обелиск “Минск-город герой”

 

 

 

 

Рисунок В.11. Троицкое предместье

 

Примечание. Источники [4, 10]

 

 

Приложение Г

Таблица Г. Численность организованных туристов, посетивших Республику Беларусь по областям (человек)

 

 

2009 г.

2010 г.

Республика  Беларусь

95463

120073

Области:

 

Брестская

19770

24373

Витебская

7134

13546

Гомельская

3834

2487

Гродненская

1003

1874

г. Минск

57827

71781

Минская

2403

2461

Могилевская

3492

3551

Информация о работе Ресурсный потенциал, современное состояние и перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске