Ресурсный потенциал, современное состояние и перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – оценить современное состояние экскурсионного обслуживания в городе Минске и разработать пути совершенствования экскурсионной сферы. Для достижения выше поставленной цели, в работе рассматривались и решались следующие задачи:
Узнать особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий в целом.
На примере архитектурных, природных, исторических, и иных объектов оценить ресурсный потенциал города Минска.
Проанализировать современное состояние и проблемы в экскурсионном обслуживании города Минска.
Рассмотреть, каково на сегодняшний день предложение экскурсий по городу Минску, какие экскурсии пользуются наибольшим спросом.

Работа содержит 1 файл

default.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии – сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия  может выполнять одновременно несколько  функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия – эта функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию – функция формирования интересов; для иностранных туристов – функция информации и т.д. Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.5

1.2 Особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий

Города как исторические центры развития общества с многообразием  их памятников, отражающих развитие промышленности, культуры, науки, архитектуры, предоставляют необычайно широкие возможности экскурсионного показа. Тематику городских экскурсий определяют характерные черты развития города, его прошлое и настоящее.

Городские экскурсии  можно разделить на три типа:

  • Тематические – посвященные раскрытию одной определенной темы (“Архитектура социалистического Минска”)
  • Обзорные одноплановые (исторические, литературные и т.д.; например “Минск литературный”)
  • Обзорные многоплановые. Такая экскурсия дает общее представление о городе, затрагивает несколько подтем и разрабатывается одна для каждого города. 6

Наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граждан, представляют обзорные экскурсии. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Для взрослых и школьников, учителей и местного населения и приезжих городская обзорная экскурсия должна иметь несколько вариантов текста и методической разработки, отличающихся объёмом материала, степенью его сложности и числом включённых объектов. Количество обзорных экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышает количество любых тематических. И это понятно. За короткий срок, обычно за три часа, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, своеобразием его современного вида.

Все обзорные городские экскурсии  имеют целью показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить  их с наиболее яркими достопримечательностями  города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки. Все в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников и документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации "портфеля экскурсовода” и другие. Экскурсовод обязан найти такие стороны жизни города и такие слова, характеризующие их, которые бы выгодно его окрашивали, подчеркивали его уникальность. Любой город имеет только ему присущие черты. Города с их старой и современной архитектурой, памятниками великим историческим событиям и выдающимся людям, промышленными предприятиями и научными учреждениями, музеями и выставочными галереями представляют собой неиссякаемый источник для создания экскурсий, прославляющих их.7

Все обзорные городские экскурсии  сходны по структуре: каждая из них содержит несколько обязательных подтем, которые при расширении, углублении, включении новых объектов показа могут стать самостоятельными тематическими экскурсиями. Выбор из множества подтем основных, обязательных – сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие. Существует условной деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные центры, города-новостройки, города-порты, города-курорты, областные и районные центры, города-заповедники истории и архитектуры.

В отдельную группу выделяются города и населенные пункты, связанные с жизнью  и деятельностью великих поэтов, писателей, ученых, выдающихся общественных деятелей и т.д. Естественно, что при показе этих городов различные подтемы будут играть неодинаковую роль. Например, города-столицы показываются как центры экономической, научной, культурной жизни; в городах-портах – международные экономические, культурные, спортивные, туристские связи нашей страны с другими странами и т.д. Возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки - одна из обязательных подтем любой обзорной экскурсии. Не обойтись в экскурсии и без рассказа о промышленности города, об особенностях его культурного развития, без характеристики научных и учебных заведений. Но в каждом городе имеется одна или несколько тем, которые отличают его от других городов, создают только ему присущее лицо. Эти темы и должны стать стержневыми при создании обзорной экскурсии. При выборе подтем обзорной экскурсии должны учитываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства.

Определение тематики – один из важнейших  вопросов в разработке городской  обзорной экскурсии. Не менее важным вопросом является распределение времени  для ознакомления с историческим и современным материалом. В городах, имеющих историческое прошлое, много памятников старины, и поэтому большая часть времени отводится рассказу о них; в городах-новостройках фактически все время посвящено рассказу о современности.

В целом экскурсии, в которых  отражается современность, подразделяются на три группы:

  • Экскурсии, полностью посвященные показу современности. Предусматривает глубокое и всестороннее раскрытие современности, показ достижений государства, посещение и осмотр промышленных предприятий, научных учреждений, современных жилых районов, культурно-зрелищных и спортивных сооружений.
  • Экскурсии, в которых современный материал включен частично. При проведении данных экскурсии, необходимо не только правильно соотнести исторический и современный материал, но и раскрыть их взаимосвязь, показать, что историческое развитие общества – закономерный процесс.
  • Экскурсии, посвященные историческим событиям, архитектуре, искусству, общественным и государственным деятелям минувших эпох, в которых дается современная оценка прошлому. При проведении данного вида экскурсий, экскурсоводу необходимо показывать воздействие явлений, событий прошлого на современную действительность, раскрывать наше отношение к историческим фактам, событиям, давая им современное объяснение и научную оценку.

Многоплановый характер городской обзорной экскурсии вызывает определенные трудности в выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и старом городе встречаются  и исторические, и архитектурные и современные памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать: 1) объекты, имеющие непосредственное отношение к теме экскурсии; 2) наиболее типичные и полностью раскрывающие подтему объекты, т.е. главным критерием является степень их информационности; 3) объекты, отличающиеся подлинностью. Не следует включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от основного маршрута (переезд 30-40 минут).

Отбор объектов для показа тесно  связан с разработкой маршрута. Маршрут  экскурсии должен быть составлен  так, чтобы обеспечить последовательный показ объектов в целях полного раскрытия всех намеченных подтем и стройного изложения их содержания. Городскую обзорную экскурсию практически не возможно построить в хронологическом варианте, она создается по тематико-хронологическому принципу или тематическому, что предоставляет определенную свободу при разработке последовательности показа экскурсионных объектов и маршрута экскурсии.8

При значительном количестве памятников, включенных в экскурсию, ряд заметных, привлекающих внимание экскурсантов городских  объектов остается неохваченным. К ним всегда проявляют интерес экскурсанты, задавая соответствующие вопросы. Экскурсовод обязан предугадывать вопросы и быть готовым на них ответить. Хороших знаний, связанных с одним маршрутом, недостаточно для того, чтобы стать высокопрофессиональным экскурсоводом. Он обязан обладать разносторонними краеведческими знаниями, тогда ни один вопрос участника экскурсии не застанет его врасплох.

Многоплановый характер объектов городской  обзорной экскурсии предъявляет  особые требования и к комплектованию “портфеля экскурсовода”. В него необходимо включать материалы, связанные не с одной, а с несколькими подтемами.

Планом городской обзорной экскурсии  нередко предусматривается посещение  музея. Это делается в том случае, когда зрительный ряд на улицах города недостаточно или мало выразителен. В музеях чаще всего показываются археологические, этнографические или биографические материалы. Принято, что время, отведенное на осмотр той или иной музейной экспозиции, не должно превышать 30-40 минут.9

Подготовка городской  обзорной экскурсии более сложная, чем тематической. В процессе работы над ее созданием творческая группа должна определить цели и основные подтемы экскурсии; совершить объезд города для предварительного выбора объектов и маршрута; составить список литературы; изучить литературные, архивные источники, фонды музеев, провести встречи с учеными, работающими над историей города; отобрать, подготовить и перефотографировать иллюстративный материал, используемый для издания буклетов и передач по телевидению; составить картотеку экскурсионных объектов; совершить объезд по городу для распределения объектов и времени по подтемам экскурсии. Структура городской обзорной экскурсии обычна: начинается она с краткого введения, затем следует основная часть, в процессе которой освещаются подтемы экскурсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы.

Городская обзорная экскурсия  – экскурсия высокой категории  сложности. Экскурсовод, проводящий городскую обзорную экскурсию, должен иметь разносторонние знания, в совершенстве владеть текстом экскурсии и всем арсеналом методических приемов показа и рассказа, так как каждый из них будет необходим в том или ином месте экскурсии. Широко применяется индуктивный метод изложения материала. Важно сразу же установить контакт с группой, заинтересовать экскурсантов. Установлению контакта способствует использование приема “общего знакомого”, т.е. рассказывая экскурсантам о своем городе, экскурсовод приводит сведения, факты, имеющие непосредственное отношение и к их городу.

При подготовке обзорной экскурсии следует  помнить, что  многоплановый ее характер, включающий различные, зачастую далекие друг от друга подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой, с помощью которых экскурсовод должен связать их в единое целое. Это одна из наиболее сложных задач в городской обзорной экскурсии, на что необходимо обратить особое внимание, начиная со стадии сбора творческой группой литературного и фондового материала.

Методические приемы показа и рассказа в обзорных экскурсиях должны быть разнообразны. Из приемов  показа чаще используются предварительный  осмотр (например, центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно дается при осмотре основных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими широко известными экскурсантами объектами). Практически все методические приемы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приемов рассказа чаще приходится прибегать к цитированию, справке, описанию объектов; приемы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.

Особенностью обзорной городской экскурсии является постоянное ее обновление, так как город развивается, в нем появляются новые современные здания, учреждения науки и культуры, спортивные сооружения, где-то открывают новую мемориальную доску и т.п. Все эти изменения городской среды должны непременно отражаться в экскурсии, иначе экскурсанты могут в знаниях о городе оказаться просвещеннее экскурсоводов.

Городские обзорные экскурсии  – самые посещаемые и в структуре  экскурсионного обслуживания занимают большой удельный вес. В городской  обзорной экскурсии, как ни в какой  другой, имеются большие возможности для рекламы других экскурсий. При раскрытии подтем экскурсовод приглашает посетить тематические экскурсии по соответствующим направлениям, на которых экскурсанты глубже знакомятся с интересующими их вопросами, проблемами, объектами.10

 

2. Ресурсный потенциал города Минска

 

Несмотря на то, что  в годы второй мировой войны на территории Беларуси было уничтожено большое количество исторических зданий, вывезены за пределы страны музейные, библиотечные и архивные фонды, коллекции, не прекращались потери памятников истории и культуры в послевоенный период, разрушались многие культурные постройки, дворцово- и усадебно-парковые ансамбли, уничтожалась историческая застройка городских центров, Беларусь обладает большим количеством экскурсионных ресурсов. Ресурсный потенциал Беларуси богат самыми различными объектами, памятниками истории и культуры, зданиями и сооружениями, природными объектами, местами знаменитых событий, элементами благоустройства города (парками, фонтанами и многими другими элементами), промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Информация о работе Ресурсный потенциал, современное состояние и перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске