Ресурсный потенциал, современное состояние и перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – оценить современное состояние экскурсионного обслуживания в городе Минске и разработать пути совершенствования экскурсионной сферы. Для достижения выше поставленной цели, в работе рассматривались и решались следующие задачи:
Узнать особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий в целом.
На примере архитектурных, природных, исторических, и иных объектов оценить ресурсный потенциал города Минска.
Проанализировать современное состояние и проблемы в экскурсионном обслуживании города Минска.
Рассмотреть, каково на сегодняшний день предложение экскурсий по городу Минску, какие экскурсии пользуются наибольшим спросом.

Работа содержит 1 файл

default.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

Частное учреждение образования

«Институт предпринимательской  деятельности»

 

 

Кафедра международного туризма

 

 

 

 

 

 

   

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: “Экскурсоведение”

на тему: Ресурсный  потенциал, современное состояние  и перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске

 

 

 

 

       

 

 

 

Студентка:

факультет ВЭД и П

3 курс, Д81ЭТ                              _____________               Е.М.Богданович

                                                             (подпись)

 

 

Руководитель:

доцент                                          ______________             Н.А.Гончарук

                                                                              (подпись) (оценка)

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы – “Ресурсный потенциал, современное состояние и перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске”. В основе выбора данной темы, безусловно, лежит ее актуальность, как для города Минска, так и для Республики Беларусь в целом. В настоящее время экскурсионное обслуживание, наряду с туризмом, является динамично развивающейся отраслью непроизводственной сферы, оказывающей значительное влияние на экономику страны. Экскурсионный туризм является одной из основных форм рекреационной деятельности. В структуре рекреационных потребностей экскурсионный туризм составляет 10-20% всего объема потребностей в длительном отдыхе, а потребности в экскурсионном туризме в структуре кратковременного отдыха в выходные дни составляют 16-20%. Экскурсионно-туристские маршруты способствуют удовлетворению многих потребностей человека: познание, движение, оздоровление, общение и т.д. С учетом сегодняшних экономических реалий, уровня обеспеченности и доходов жителей Республики Беларусь, экскурсионно-познавательный туризм является одним из приоритетных, перспективных и доступных видов туризма. Экскурсионный потенциал Беларуси составляет около 2 тыс. объектов первоочередного освоения1. Город Минск, как столица республики Беларусь, обладает значительным количеством объектов экскурсионного интереса, является ее главным хозяйственным, политическим и культурным центром, а также одним из наиболее посещаемых городов республики.

Объект исследования – Экскурсионное обслуживание в  городе Минске.

Предмет исследования –  Ресурсный потенциал города Минска.

Цель данной курсовой работы – оценить современное состояние экскурсионного обслуживания  в городе Минске и разработать пути совершенствования экскурсионной сферы. Для достижения выше поставленной цели, в работе рассматривались и  решались следующие задачи:

  • Узнать особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий в целом.
  • На примере архитектурных, природных, исторических, и иных объектов оценить ресурсный потенциал города Минска.
  • Проанализировать современное состояние и проблемы  в экскурсионном обслуживании города Минска.
  • Рассмотреть, каково на сегодняшний день предложение экскурсий по городу Минску, какие экскурсии пользуются наибольшим спросом.

При написании данной курсовой работы я руководствовалась актуальными учебно-методическими пособиями, в частности Савиной Н.В. и Горбылевой З.М., а так же Гецевич Н.А., Долженко Г.П.; статьями и новостями, предоставленными современными туристическими сайтами нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

1.   Теоретические   аспекты   организаций   экскурсий и экскурсионного обслуживания

1.1 Сущность, признаки и функции экскурсии

Понятие “сущность” означает совокупность сторон и связей, свойственных вещи, рассмотренных в их естественной взаимозависимости.

В понятие сущности “экскурсия” (от латинского “excursio” – выбегание, военный набег, позже вылазка, поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие “экскурсия” вкладывалось различное содержание.

Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к “моторности”, т.е. передвижению. Более полное определение экскурсии было дано Н.Б. Анциферовым, В.А. Гердом, Б.В. Емельяновым.2

Закон Республики Беларусь “О туризме” определяет экскурсию как туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.3

Таким образом, экскурсия  – это одна из форм познания окружающего  мира, состоящая из двух важных элементов:

  • Показа заранее подобранных зрительных объектов, существующих в естественной среде
  • Рассказа об данных объектах, который выступает как пояснение зрительного ряда.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Таким образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия. А сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора.

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности. При отсутствии хотя бы одного из них она не может  быть названа экскурсией.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

  1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 минут) до одних суток.
  2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов). В группе количество человек не должно превышать 40.
  3. Наличие квалифицированного руководителя – экскурсовода, имеющего специальное образование.
  4. Первичность зрительных впечатлений, достигается через показ экскурсионных объектов. Предполагает обязательный выход экскурсанта к объекту и непосредственный просмотр объекта.
  5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
  6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
  7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).4

Помимо этих общих  признаков у каждого вида экскурсий  есть свои специфические признаки. Например:

  • У автобусных – обязателен выход из автобуса для осмотра памятников.
  • У музейных – знакомство с материалами, расположенными на стендах.
  • У производственных – демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков  экскурсии состоит в том, что  их правильное понимание не позволяет  ошибочно толковать сущность экскурсии. Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином – “гидизм” – бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры.

В основе экскурсии лежат  следующие принципы:

  • Научности. Содержание экскурсии должно соответствовать данным современной науки в той области, о которой идет речь. Все факторы и факты, события, должны даваться в научной трактовке, получать объективную оценку с позиции тех отраслей, к которым они имеют отношение.
  • Доступности. Доступность содержания экскурсии определяется тем, насколько понятно излагается материал и насколько он по своему содержанию доступен конкретной аудитории. Соответствует ли материал общеобразовательному уровню аудитории, уровню готовности к восприятию.
  • Связь с жизнью. Обеспечивается за счет постоянного обновления экскурсионного материала, в соответствии с изменениями в обществе.
  • Доходчивости.
  • Убедительности.

Доходчивость и убедительность обеспечиваются отбором наиболее понятных и убедительных фактов и примеров, использованием различных сравнений, умелым подбором доказательств, ссылками на источники, демонстраций копий подлинных документов и т.д.

Экскурсия выполняет  ряд функций, которые рассматриваются  как ее главные свойства. Функция (как понятие) в переводе с латинского языка означает исполнение, осуществление, назначение, обязанность, роль.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Основные функции экскурсии

Примечание. Источник: [6]

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии, о достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.

Функция организации  культурного досуга. Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента “путешествия”, возможность выбора в соответствии со своими интересами – все это делает экскурсию популярным для людей занятием.

Экскурсия в функции  расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, лекций. Экскурсия – это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены: фрагменты из художественных фильмов; выступления участников или очевидцев тех или иных событий; встреча с руководителями промышленных предприятий, инженерно-техническими работниками в экскурсиях на производственные темы; прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, музыкантов, артистов и т.д.

Информация о работе Ресурсный потенциал, современное состояние и перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске