Ресурсный потенциал, современное состояние и перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – оценить современное состояние экскурсионного обслуживания в городе Минске и разработать пути совершенствования экскурсионной сферы. Для достижения выше поставленной цели, в работе рассматривались и решались следующие задачи:
Узнать особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий в целом.
На примере архитектурных, природных, исторических, и иных объектов оценить ресурсный потенциал города Минска.
Проанализировать современное состояние и проблемы в экскурсионном обслуживании города Минска.
Рассмотреть, каково на сегодняшний день предложение экскурсий по городу Минску, какие экскурсии пользуются наибольшим спросом.

Работа содержит 1 файл

default.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

Таким образом, распределив  наиболее значимые экскурсионные объекты  города Минска по группам, можно сделать  первый вывод о ресурсном потенциале города. Мы видим, что Минск богат экскурсионными ресурсами, т.е. обладает возможностями для проведения многочисленных экскурсий на самую разную тематику. Для дальнейшей оценки ресурсного потенциала стоит рассмотреть какие именно экскурсионные объекты преобладают в г. Минске и какие районы города наиболее обогащены ресурсами. Данную информацию можно получить, проанализировав рисунок 2.

      - природные объекты


      - объекты искусства


      - архитектурные объекты

        - исторические  памятники


       


         - археологические  объекты

Моск., Окт., Лен., и т.д. – районы города

Рисунок 2 - Карта-схема города Минска

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [4,10]

Из рисунка видно, что  в городе Минске преобладают памятники истории и культуры, а так же памятники архитектуры. Можно сделать вывод о том, что наиболее целесообразно будет проводить исторические и архитектурно-градостроительные экскурсии, т.е. те экскурсии, которые по максимуму помогут раскрыть имеющийся ресурсный потенциал города.  Абсолютное большинство экскурсионных объектов размещено в центральном районе города. Таким образом, именно центральный район обладает наиболее богатым ресурсным потенциалом. Неудивительно, что ни одна экскурсия по городу Минску, не обходится без посещения его исторического центра.

Более наглядно вклад  отдельных экскурсионных объектов в общий потенциал города можно рассмотреть на рисунке 3.

Рисунок 3 –  Вклад  отдельных групп экскурсионных объектов в ресурсный потенциал города Минска

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [4,10,17]

Высоко оценить ресурсный потенциал города Минска стоит еще и в связи с его выгодным географическим положением. Город является географическим центром Европы. Прежде всего, Минск является столицей Республики Беларусь, что обусловливает особое место города в туристской отрасли страны и подчеркивает важность развития туризма в городе. В силу того, что основные транспортные потоки проходят через столицу, для большинства иностранцев, посещающих Беларусь, Минск становится начальным пунктом дальнейшего маршрута, именно здесь начинается знакомство с республикой. Ни один другой белорусский город не может сравниться с Минском по своей известности в мире. Минск является лидером, среди всех областей Республики Беларусь, по посещению организованными туристами20, а стало быть, именно в столице Республики наиболее выгодно развивать экскурсионное дело.

 

3. Экскурсионное обслуживание города Минска

3.1 Современное состояние экскурсионного обслуживания в городе Минске

Экскурсионное обслуживание – деятельность субъектов туристической  деятельности, а также иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по подготовке, организации и проведению экскурсий.21

Проанализировав ресурсный  потенциал города Минска, во второй главе, можно сделать вывод: столица  Республики Беларусь богата экскурсионными ресурсами и может предложить экскурсии различных направленностей в соответствии со спросом на них экскурсантами. Анализ организации туристско-экскурсионной деятельности в городе Минске (в том числе одного из ее направлений – организации экскурсионно-туристских маршрутов) позволил выявить некоторые тенденции: все более популярными в настоящее время становятся историко-краеведческие, архитектурные и литературные экскурсии. Гости столицы в большей степени заинтересованы в городской обзорной экскурсии, т.к. она касается одновременно различных сфер: политики, образования, истории, спорта. Она включает в себя краткий экскурс в историю и рассказ о современном состоянии той или иной области. Сегодня во всем мире городские экскурсионные маршруты — доходный и стремительно развивающийся бизнес. Они атрибут любого мегаполиса.

На сегодняшний день город Минск является лидирующим по количеству организаций, осуществляющих туристско-экскурсионную деятельность.22 Все они предлагают огромное количество экскурсий как по Республике Беларусь, так и за пределами нашей страны. Однако, предложение экскурсий по городу Минску невелико. В настоящее время в деятельности туристических организаций используется лишь часть природного и историко-культурного наследия Минска и городских окрестностей, что существенно ограничивает возможности дальнейшего развития экскурсионного туризма. Нередко в туристических фирмах под разными названиями предлагают один и тот же маршрут. На современном этапе минчане и гости столицы могут посетить следующие экскурсии: городская обзорная экскурсия “Минск – столица Республики Беларусь”, Храмы Минска, Минск исторический, Минск спортивный, Минск театральный, экскурсия по вечернему Минску. Стоит отметить, что городская обзорная экскурсия является самой распространенной, ее предлагают посетить почти все столичные туристические организации.

Далее я предлагаю  проанализировать и сравнить предложение  и стоимость экскурсии по городу Минску, на примере конкретных туристических  фирм. Цены на экскурсии зависят от множества факторов: от количества и возраста участников, типа и вместимости автобуса, квалификации гида-экскурсовода, особенностей экскурсионной программы и ее продолжительности.

 

Таблица 2 – Современное предложение экскурсий по городу Минску

 

Название организации

Название экскурсии

Продолжи-тельность

Стоимость на 1 человека (тыс.руб)

“Алмаз тур”

Минск – столица Республики Беларусь

3 часа

20000

“Топ-Тур”

Минск – столица Беларуси

3 часа

10000

Минск - спортивный

4 часа

14000

“Бон-Вояж”

Минск – столица Беларуси

3 часа

21000

Храмы Минска

3 часа

21000

По Вечернему Минску

3 часа

21000

Минск - спортивный

3,5 часа

21000

Минск - театральный

3 часа

21000

“Белорусский Спутник”

Минск – столица Республики Беларусь

3 часа

35000

ОДО “Юрлайн”

Обзорная экскурсия по городу Минску

3 часа

22000

“МинскТурист”

Минск - вечерний

3,5 часа

35000

Обзорная экскурсия по городу Минску

3,5 часа

35000

“Таврика Тур”

Обзорная экскурсия по городу Минску

3 часа

20000

Минск - вечерний

3 часа

20000

Обзорная экскурсия по городу Минску +пр.Coca-Cola

4 часа

20000

Храмы Минска

3 часа

20000


Примечание. Источник: собственная разработка на основе [11,14]

Таким образом, средняя  стоимость экскурсии по городу Минску для группы в количестве 40 человек  будет составлять 21тыс. белорусских рублей. В стоимость включен транспорт. Предложение по пешим экскурсиям, так же как и экскурсионные программы, для индивидуальных туристов, практически отсутствуют. Поэтому гостям столицы, приходится либо искать себе компанию, либо дорого платить за организацию экскурсии для одного, двух человек. Например, туристическая компания “Топ-Тур”, может предложить экскурсию для 1-3 человек по городу Минску на легковой машине стоимостью 385000тыс. бел. рублей. Такая экскурсия обойдется одному человеку примерно в 130 тыс., т.е. почти в 10 раз дороже обычной групповой экскурсии.23

Интерес к городу с  каждым годом возрастает, но отсутствие развитой туристической инфраструктуры не позволяет сполна использовать данное обстоятельство. Туризм, в том числе, экскурсионное обслуживание, принося доходы, требует значительных затрат на создание инфраструктуры. Поэтому ее объекты необходимо формировать с учетом интересов, как туристов, так и жителей города. На данный момент, в сфере экскурсионного обслуживания в городе Минске можно выделить следующие проблемы:

  • В первую очередь, в городе полностью отсутствуют регулярные экскурсии. В том числе, обзорная экскурсия по г. Минску проводится не чаще 2-3 раз в неделю.
  • Недостаточно развита туристская инфраструктура. Обеспеченность гостиничным фондом в Минске составляет 2,5 места на 1000 жителей, что почти в три раза ниже нормативных показателей и на порядок ниже уровня крупных туристских центров Европы (около 30 мест на 1000 жителей).
  • В настоящее время экскурсионные ресурсы Минска используются недостаточно эффективно. Многие памятники истории и культуры нуждаются в реставрации.
  • Плохо организованы транспортные связи с туристскими зонами и комплексами. Проезд экскурсионных автобусов в часы пик затруднен. Эта проблема обострится в условиях ожидаемого роста автомобилизации и экскурсионных потоков. Серьезной проблемой является отсутствие мест парковки для крупногабаритных автобусов.
  • Одной из важнейших проблем туристской инфраструктуры г.Минска является отсутствие единой туристской информационной среды. Большинство туристов из дальнего зарубежья остро ощущают отсутствие указателей, вывесок, информационных щитов, рекламных проспектов и путеводителей на английском и других иностранных языках. В Минске отсутствует сеть туристских информационных бюро, которые оперативно оказывают услуги по предоставлению справочной информации, бронированию гостиничных мест, выбору экскурсий и туров, обеспечению рекламно-информационной продукцией и т.д. Недостаточно развиты рекламно-информационное обеспечение и сеть туристских маршрутов.
  • Не сформированы туристские зоны и комплексы, предоставляющие разные туристско-экскурсионные услуги, отвечающие спросу. Для удобства важно, чтобы объекты обслуживания размещались территориально близко к центру притяжения туристов и экскурсантов друг к другу. Наряду с обязательными видами услуг (питание, проживание, информация, страховое обеспечение, транспортное, экскурсионное обслуживание) важно предоставление разнообразных дополнительных услуг – приобретение сувениров, произведений искусства, изделий народных мастеров, посещение мест развлечений и проведения досуга.
  • Отсутствуют экскурсии на иностранных языках для индивидуальных иностранных туристов.24

Все сказанное, позволяет  сделать вывод, о необходимости  повышения эффективности экскурсионной деятельности.

3.2 Перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске

Экскурсионное обслуживание города Минска должно основываться преимущественно  на тех экскурсиях, включать в показ  те, экскурсионные объекты, которые  позволят максимально и комплексно использовать имеющийся ресурсный потенциал города. Именно поэтому культурно-познавательный туризм является наиболее приоритетным для г. Минска. Экскурсионно-познавательные маршруты позволяют широкому кругу населения (иностранным туристам, учащимся средних, средних специальных учебных заведений, учащимся детско-юношеских спортивных школ, студентам, молодежи, среднему и старшему поколению и др.) познакомиться с прошлым республики, ее национальными особенностями, памятниками истории и культуры столицы Беларуси.

В качестве важных задач  развития экскурсионного обслуживания можно выделить следующие:

  • Развитие туристских зон города Минска (1-ая – “Исторический центр Минска: Верхний город, Минское замчище, Троицкое предместье, Раковское предместье”; 2-ая – “Лошицкий усадебно-парковый комплекс”).
  • Разработка экскурсий, использующих максимальное количество экскурсионных объектов города Минска. Экскурсии должны быть ориентированы на различные целевые группы туристов, предлагать оригинальную и легко воспринимаемую информацию.
  • Взаимодействие с государственными органами управления туризмом Минской области с целью более эффективного использования туристско-экскурсионных ресурсов Минского региона (музей древнебелорусской культуры и быта в деревне Строчица Минского района, историко-культурный музей-заповедник “Заславль”, музей белорусского народного искусства в СОК “Раубичи” и т.д.).
  • Сотрудничество заинтересованных государственных структур с туристическими организациями города Минска с целью увеличения объемов и повышения качества предлагаемых туристско-экскурсионных услуг.
  • Повышение эффективности работы музеев г. Минска, поиск и внедрение новых форм музейной работы, применение передового опыта работы музеев мира, расширение сотрудничества музеев города Минска с международными музейными организациями и музеями соседних государств.
  • Поиск и внедрение новых форм сотрудничества между туристическими организациями и музеями, другими учреждениями культуры, применение международного опыта в данных сферах деятельности.25
  • Создание новых объектов, притягательных для экскурсантов и туристов. Конкурентоспособность Минска на национальном и мировом туристских рынках заключается в использовании ресурсов, отсутствующих в других местах, и на созидании новых привлекательных для экскурсантов объектов. В рамках данного пункта, я бы предложила обратить внимание на Минский “Музей Валунов”, который является по настоящему уникальным и загадочным. Ни одна столица Европы не имеет такого музея и если разработать здесь качественную экскурсию, то она была бы интересна различным категориям экскурсантов – как студентам, так и узким специалистам, которые интересуются археологией и т.д.
  • Развитие туристских зон и комплексов. Туристские зоны размещаются вдоль основных транспортных магистралей, по которым экскурсанты въезжают в Минск (туристских трасс), и образуют систему “лучей”, радиально расходящихся от исторического центра города. При определении местоположения и планировочных параметров туристских зон наряду с уже используемыми выявлены потенциальные туристские пространства, обладающие ресурсами для развития, которые пока не востребованы. Туристские комплексы, входящие в состав туристских зон, предусматривается формировать как преимущественно пешеходные территории, в пределах которых размещаются объекты посещения и обслуживания туристов и экскурсантов. Планировочные параметры и градостроительная организация туристских комплексов должны обеспечивать удобную доступность объектов посещения и обслуживания экскурсантов, остановок пассажирского транспорта, автостоянок – как правило, не далее 500м.
  • Внедрение нововведений и широкое использование информационных технологий в экскурсионном обслуживании (в частности использование систем бронирования)
  • Подготовка высококвалифицированных экскурсоводов и гидов-переводчиков. От экскурсовода не в последнюю очередь зависит, какое впечатление сложится у экскурсантов о маршруте и туробъектах, а для иностранных туристов – и о стране в целом. В Республике Беларусь на данный момент прошли аттестацию в Национальном агентстве по туризму 548 экскурсоводов и 83 гида переводчика.

Информация о работе Ресурсный потенциал, современное состояние и перспективы развития экскурсионного обслуживания в городе Минске