Ресурсі єтнического туризма болгарского населения одесской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступают ресурсы этнического туризма болгарского населения в Одесской области как социально-географическое явление.
Предметом исследования является территориальная организация, генезис и структура ресурсов этнического туризма в исследуемом регионе.
Цель и задачи исследования. Комплексное изучение ресурсов этнического туризма болгарского населения в Одесской области.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
История заселение и расселение болгар в Одесской области………..4
Болград…………………………………………………………………..9
Историко-культурные памятники болгарского этноса в Одессской области…………………………………………………………………11
Церковь Святителя Митрофана………………………………11
Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь………17
Спасо-Преображенский собор…………………………………21
Языковые особенности…………………………………………...…...25
Болгарская кухня……………………………………………………....27
Праздники и обычаи………………………………………………......30
Сурвакары………………………………………………………31
Колядование……………………………………………………31
Масленица………………………………………………………31
Мартеница………………………………………………………32
Георгьов ден……………………………………………………33
Лазуруване……………………………………………………....33
Болгарская народная свадьба…………………………………34
Храм села………………………………………………………35
Музыка………………………………………………………………....40
Транспортно-комуникационная инфраструктура. ………………..41
Вывод……………………………………………………………………....43
Литература………………………………………………………………...45.

Работа содержит 1 файл

ресурсы этнического туризма болгарского населения Одесской области.docx

— 2.00 Мб (Скачать)

     Идеал совершенной личности, для которой  характерны высокая нравственность, трудолюбие, ум, здоровье, чувство прекрасного. И стремление делать добро. Персонажи  всех народных праздников - колядовщики, сурвакары, ряженные, лазарки - обладают необыкновенной силой творить добро, их благие пожелания всегда побеждают  зло. В этом смысле болгарские праздники  и обычаи являются нравственным, эстетическим и философским заветом, передающимся от поколения к поколению. Развиваясь и обогащаясь, они сохранили посей  день как добронамеренное общение  людей, отражающее основные занятия, дающие средства к существованию.[7] 

     
    1. Храм  села.

     Этот  день занимает особое место в календаре  болгар Бессарабии, поскольку именно он является храмовым праздником села (Храм). Обрядность этого дня в селе условно можно разделить на две части: общественные храмовые обряды и семейные обрядовые предписания и обычаи, характерные с различными вариантами для большинства бессарабских болгар.

       Храмовый праздник традиционно  отмечается в селе очень широко, на него съезжаются жители  соседних сел. Обычно превалируют  гости из самых близких сел,  поскольку именно с ними складываются  тесные традиционные связи.

     К этому дню многие богатые люди или махалы в складчину назначают  жертвоприношение в храм, специально для празднования Храма. Священник  встречает жертвователей у ворот  церковного двора, благословляет и  молится за них. Жертвенных животных накануне праздника режут в церковном  дворе. Перед закланием на рогах  баранов устанавливается и зажигается свечка, батюшка окропляет животных святой водой и вычитывает молитву. Внутренности жертвенных баранов выбрасывают  за церковную ограду, у отхожего места.

     Рано  утром, задолго до начала службы, специально для приготовления пищи в храм приходят 10-15 женщин-добровольцев (гутвачки), как правило, самых последовательных православных верующих. Они готовят из жертвенных животных и птицы различные блюда.Кроме того, в храм приносят и другие продукты, например, овощи, такие как перец, кабачки, лук, картофель. Вместе с тем, основные виды угощения - мясо, хлеб, вино и компот.

     Богослужение  на храмовый праздник длится около 7 часов (с 8 до 15 часов), в нем, как правило, принимают участие священники из соседних сел. 

     После окончания службы священник окропляет  святой водой котлы с пищей  и женщин, приготовивших угощение. Жители быстро раскладывают длинные  узкие столы в церковном дворе  и расставляют готовую еду. Первыми  к трапезе приступают гости из соседних сел, которые обычно составляют большинство посетителей храмового  праздника. Только после них к  столам подходят жители села. Стульев  или лавок явно недостаточно для  всех присутствующих, и потому большинство  гостей едят и выпивают стоя. Обычно приезжие из других сел, по многочисленным свидетельствам селян, составляют две трети от всех участников храмового праздника. 

       На этом празднование Храма  села прекращается, но в некоторых  бессарабских селах этот день  совпадает с проведением фестиваля.  Фестиваль начинается ближе к  полудню. Проводятся различные  спортивные соревнования, эстафеты, борьба и т.д. Для этого предварительно  организаторами конкурса приглашаются  команды-соперницы из соседних  сел для состязания в борьбе, футболе и волейболе. Как правило,  победители получают главный  приз – живой барашек. Спортивная  программа не ограничивается  только этими видами спорта  – проводится перетягивание каната, армрестлинг, шашки и шахматы,  эстафета.

     Далее праздник продолжает концерт, подготовленный местным Домом Культуры, в котором  могут участвовать и приглашенные народные коллективы. Звучат болгарские песни и танцы, разыгрываются  юмористические сценки, проводятся игры и викторины со зрителями. Ближе  к полуночи торжественные залпы  салюта означают окончание концертной программы, а общее болгарское хоро жителей села – начало праздничной  дискотеки.[ 7 ]

     Табл. 2

       Перечень дат празднования Храмов  и фестивалей в болгарских  селах Одесской области[2]

     Район      Село      Храм  села      Фестиваль
     Арцизский   район Виноградовка 9 мая 9 мая
Главаны Вознесение  Господне Не проводится
Делены      28 августа Последнее воскресенье августа
Задунаевка        2 июня
Новая Ивановка 10 августа Второе  воскресенье августа
Островное        15 июня
Болградский  

район 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
Бановка        Не проводится
Васильивка 2 августа конец сентября
Виноградное 12 апреля 24 августа
Голица 8 ноября не проводится
Городнее 12 апреля Не проводится
Зализничное        Не проводится
Кальчева      9 мая Не проводится
Криничное        Второе  воскресенье сентября
Новые Трояны      6 мая Май
Червоно-армейское        Не проводится
Измаильский  
район
Богатое 21 ноября последнее воскресенье мая
Каменка        9 мая
Кирнички        второе  воскресенье сентября
Каланчак   Не проводится
Лощиновка        Не проводится
Суворово 10 сентября Не проводится
Ренийский

  Район

Котловина 10 сентября Не проводится
Нагорное 
   
Саратский  
район
Заря              
Кулевча Троица      Троица
Тарутинский  
район
Вольное 22(24) мая      9 мая
Виноградовка        9 мая  (24 августа)
Евгеновка        с 18 по 24 августа
Перемога 21 сентября      9 мая
Ровное Троица      Троица
Яровое Троица      Троица
Татарбунар-ский  район Дмитровка             последнее воскресенье августа
 
 
 
 
 
 
     
  1.   Музыка

     Она является неотъемлемой не только от семейных и календарных праздников, но и  от целостной жизни болгарина. Вряд ли будет слишком сильным утверждать , что песня - сущность народа. Она  сопровождает его и в будни, и  в праздники, в периоды исторического  восхода и испытаний, в радости  и скорби. Не случаен парадокс, что  болгарин поет и когда плачет. Этот порыв к мелодии способствовал  созданию песен для любого житейского случая - обрядовых (колядок, пасхальных, именинных, при гадании на кольцах  или мольбе о дожде), трудовых (во время жатвы, посиделок, сбора винограда, сенокоса ), трапезных песен, танцевальных, припевных и ряда других. Каково отличие болгарской народной песни? Она преимущественно одногласная . Даже когда поют две стороны (хор  и хор, солист и хор), даже когда  они перекликаются или одна сторона  ведет, а другая сторона за ней, песня  звучит одним голосом. Ритмическое  богатство заключается в широте, которую специалисты определяют "от фантастических для иностранца состояний до первобытной монотонности".

     Стиль болгарской народной песни определяется как твердый из-за предпочитаемого  в народе сильного исполнительского голоса. У женщин он ясный и чистый, порождает ощущение серебряного  звона. Несмотря на то, что болгарская музыка преимущественно вокальная.[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Транспортно-комуникационная  инфраструктура.

     Одесская  область имеет разветвленную  сеть автомобильных дорог, которые  связывают областной центр (Одессу) с районными и рядом населенных пунктов области и другими  регионами Украины.

     Морской и речной транспорт организационно представляют Государственная судоходная компания "Черноморское морское  пароходство" (ГСК ЧМП), Украинское Дунайское пароходство, государственные  судоходные компании "Укрферри" и "Укртанкер", восемь морских портов: Одесса, Южный, Ильичевск, Белгород-Днестровский, Измаил, Рени, Усть-Дунайск, Ильичевский  рыбный порт.

     До 1991 года Черноморское морское пароходство  включало судоходную компанию, морские  порты и судоремонтные заводы. Вследствие реструктуризации системы  морского транспорта, порты и судоремонтные  заводы отделены в полностью самостоятельные  субъекты хозяйствования. Морские судоходные компании стали выполнять практически  только функции перевозчиков грузов и пассажиров.

     Государственная судоходная компания "Черноморское морское пароходство" и акционерное  общество "Украинское Дунайское  пароходство" при наличии материально-технической  базы и объема выполняемой транспортной работы продолжают оставаться ведущими среди судоходных компаний Украины.

     Морские порты являются предприятиями государственной  собственности, входят в состав Минтранса  Украины и административно подчинены  Государственному департаменту морского и речного транспорта Украины.

     Самыми  большими являются Одесский, Илличевский  порты, а также порт Южный, которые  перерабатывают около 51 млн. т грузов.

     Одесский  порт имеет 37 причалов общей длиной 4,2 км и принимает судна с осадкой 11,5 м, а также нефтегавань, которая  может перерабатывать 12 млн. т нефтепродуктов за год.

     Іллічівський  порт имеет 27 причалов длиной 4,1 км и  принимает судна с осадкой  до 13 метров.

     Порт  Южный имеет 8 причалов длиной 2,1 км и принимает судна с осадкой  до 13 метров.

     Порт  Белгород-Днестровский имеет 8 грузовых причалов длиной 1,1 км. Через малые  глубины порт может принимать  суда дедвейтом до 5 тыс. т.

     Дунайские порты Измаиловский, Ренийский и  Усть-Дунайский, перерабатывающие ежегодно около 7 млн. т грузов, имеют 50 причалов длиной почти 5 км и могут принимать  судна с осадкой до 6 метров.

     В состав морехозяйственного комплекса  области входят также 5 судоремонтных  заводов: Одесский – "Украина", Одесское АО "СРЗ", Илличевский, Измаиловский и Килийский.

     Железнодорожный транспортный комплекс включает Одесское государственное предприятие по перевозке грузов и пассажиров Одесской железной дороги и Одесское межотраслевое  предприятие промышленного железнодорожного транспорта. Эксплуатационная длина  магистрального железнодорожного пути в границах области составляет 1,1 тыс. км, из которых 300 км электрифицированные.[ 10 ] 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод

     История болгарських переселенцев в Одесской области очень  сложная, протиречивая. Она имеет множество интересных моментов. А знакомство с историей и историческими объектами — сильнейший побудительный туристский мотив. Поэтому ознакомление туристов с историей  этого народа может пробудить интерес не только к его истории ,но и к другим национальным особеностям.

     Самым  крупным  историческим памятником  болгар   является Преображенский собор в Болграде – большое (площадью 14,5 тыс. кв. м) крестово-купольное здание, построенное в стиле русского ампира в 1833-1838 гг. на средства болгарских переселенцев-колонистов. По архитектурным пропорциям

     Национальная  кухня составляет важный элемент  культуры региона.Она представлена многообразием блюд,напитков и закусок.

     Болгарский этнос богат обычаями. Насчитываются множество праздников , которые проводятся и в нынешнее время. Поэтому целесообразно будет проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для места туристского назначения способные заинтересовать туристов .

     Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив  к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия имеет определяющее значение для устойчивого привлечения туристических потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.

     Особую  привлекательность этих мест для  болгарских туристов создает сохранение здесь самобытных языковых диалектов  болгарского языка и культурно-бытовых  традиций, не сохранившихся на исторической родине. Здесь же расположены архитектурные  памятники, имеющие неоспоримое  историко-познавательное значение для  туристов.

     Транспортная  инфраструктура области хоршо развита  и это может способствовать притоку туристов из других областей и стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

  1. Бернштейн С.Б., Чешко Е.В., Зеленина Э.И. Атлас болгарских говоров в СССР. ч.I. Вступительные статьи. Комментарии к картам; ч.II. Карты. – М., 1958
  2. Берг Л.С. Население Бессарабии. Этнографический состав и                      численность. Пг., 1923.
  3. Златова В.Н.,Златов И.В.,Георгиев Ф.С. Камчик. Часть первая.Страницы истории.//СМИ 2003 Измаил.
  4. Орлова М.Л. Ресурсы этнического туризма региона:социально-географическая оценка (на материалах Одесской области).Рукопись. // Дис. … кандидат географических наук –Одесса:ОНУ им. И.И.Мечникова 2009.-251с.
  5. Пушков И. М. Пантеон генерала И.Н. Инзова//Българска Бесарабия. - Вип.2. - Болград, 2003
  6. Тодоров В. И. Болгары Украинского Придунавья:этногеогравическая характеристика. Рукопись.//Дис. …кандидат географических наук- Одесса:ОНУ им. И.И. Мечникова 2009-234с.
  7. http://www.bg-ua.org.
  8.   http://www.bg-ua.org
  9. http://www.ice-nut.ru
  10.   http://www.rada.com.ua
  11. http://ru.wikipedia.org/Болград

Информация о работе Ресурсі єтнического туризма болгарского населения одесской области