Ресурсі єтнического туризма болгарского населения одесской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступают ресурсы этнического туризма болгарского населения в Одесской области как социально-географическое явление.
Предметом исследования является территориальная организация, генезис и структура ресурсов этнического туризма в исследуемом регионе.
Цель и задачи исследования. Комплексное изучение ресурсов этнического туризма болгарского населения в Одесской области.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
История заселение и расселение болгар в Одесской области………..4
Болград…………………………………………………………………..9
Историко-культурные памятники болгарского этноса в Одессской области…………………………………………………………………11
Церковь Святителя Митрофана………………………………11
Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь………17
Спасо-Преображенский собор…………………………………21
Языковые особенности…………………………………………...…...25
Болгарская кухня……………………………………………………....27
Праздники и обычаи………………………………………………......30
Сурвакары………………………………………………………31
Колядование……………………………………………………31
Масленица………………………………………………………31
Мартеница………………………………………………………32
Георгьов ден……………………………………………………33
Лазуруване……………………………………………………....33
Болгарская народная свадьба…………………………………34
Храм села………………………………………………………35
Музыка………………………………………………………………....40
Транспортно-комуникационная инфраструктура. ………………..41
Вывод……………………………………………………………………....43
Литература………………………………………………………………...45.

Работа содержит 1 файл

ресурсы этнического туризма болгарского населения Одесской области.docx

— 2.00 Мб (Скачать)

     На  звонницу подняли пять колоколов. Среди них был Благовест. «Вылит этот колокол в царствующем городе Москве весом 89 пудов для соборной Спасо-Преображенской церкви колонии Болград из сумм доброхотных дателей старанием протоиерея Александра Савицкого, управляющего Михаила Буткова и купца Кирилла Минкова.»

     И вот, наконец, наступил долгожданный для  болградцев и всех бессарабских болгар день. 15 - 17 октября (по старому стилю) 1838 года собор был освящен в  честь Преображения Господня архиепископом  Кишиневским и Хотинским Дмитрием в присутствии армянского архиепископа, впоследствии патриарха Нерсеса, генерала И.Н. Инзова, а так же многих почетных гостей из Кишинева, Измаила, Рени, депутатов  от всего болгарского водворения.

     Увенчанный  куполом собор, высота которого более  пятидесяти метров, был задуман, как  высотный ориентир Болграда и его  окрестностей. Крестообразный план здания участвует в композиции ансамбля города. Архитектурная ясность Преображенского  собора, простота и цельность объемного  строения, сдержанность декоративной обработки, тонкое чувство пропорций  свидетельствуют о том, что его  строителем был архитектор

     Спасо-Преображенский собор – не только культовое сооружение. Это храм-символ. Символом он стал уже в самом начале, в 1820 году, когда болгары решили «доказать свою непритворную радость» обретения истинной свободы духа и бытия. Уже тогда, в начале XIX века, все болгарское водворение взирало на процесс строения храма, как на явление знаковое, а на его освящение, как на торжество великое. Все исследователи подчеркивают исторический факт – храм возводился не иждивением нескольких меценатов, но всеми болгарами, населяющими этот благословенный край – соборно, сообща, всем миром. И частичка каждого бессарабского жителя жертвовавшего средства, трудившегося в поте лица своего на возведении стен, присутствует в облике собор.[ 8 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Языковые особенности

       Существует пять типов говоров болгар на территории бывшего СССР: 1) чушмелийский; 2) чийшийский; 3) олшанский; 4) балканский;  
5) фракийский. Речь этих болгар, согласно упомянутому источнику, относится к группе балканских говоров. Последние различаются между собой и в то же время некоторые их черты обладают свойствами говоров чийшийского и чушмелийского типа. В части “Вступительные статьи” этой работы перечислены двадцать характерных черт балканских говоров, связанных с произношением отдельных слов, с сильной редукцией безударных гласных, с наличием африкатов и др. [1]. Балканские говоры объединены в две большие группы по признаку членной морфемы:

       I. Балканские говоры о-диалекта и  
II. Балканские говоры ъ-диалекта. Новоивановский говор включен в группу Балканских говоров о-диалекта. О нем сказано, что он “претерпел большие изменения на территории Бессарабии: старая членная форма -о сейчас сохраняется только в прилагательных” [1]. Тремя предложениями указаны некоторые установленные черты этого говора.

     Анализ  речи интервьюируемых дает основание  сделать следующие выводы:

       Лексика является конгломератом  различных по своей этимологии  слов:

     1. Наиболее функционирующий словарь  болгар сформирован из основной болгарской лексики, в то время как лексикой с такими характеристиками считается и произведенная из неболгарской основы, но с болгарскими или заимствованными в болгарском языке словообразовательными средствами.

     2. Большая часть лексем являются  русизмами.

     3. В говоре присутствует совсем  небольшое количество румынизмов.

      4. Небольшое количество украинизмов.

     5. В последние годы, в связи с  провозглашением независимости  Украины в 1991 г. и наступившими изменениями в различных сферах общественной жизни, появились неологизмы, преимущественно из английского язика [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1.   Болгарская кухня

     Болгарская  кухня представляет собой гармоничную  смесь из традиций славянской, турецкой и греческой кулинарии с сильным  влиянием национальной самобытности страны. Также заметно влияние армянской, итальянской, венгерской и обще-средиземноморской  традиций приготовления блюд.

     Особенностями болгарской национальной кухни можно  считать одновременную тепловую обработку продуктов на слабом огне, обилие овощей, умеренное использование  разнообразных приправ, частое применение для изготовления блюд открытых очагов (”скара”) и глиняной посуды. Другой особенностью является массовое применение свежей и консервированной зелени, добавляемой при приготовлении  мясных блюд. Более часто, по сравнению  с другими кухнями, в болгарских блюдах используют лук, чеснок, красный, черный и душистый перец, лавровый лист, петрушка, чабер, мята.

     Картофель в подают редко и обычно в виде пюре или жаренный во фритюре. Зато на столе всегда в изобилии белый хлеб — хлебница никогда не пустует. Два раза в день здесь едят горячее — к обеду и к ужину. Приправой часто служат чеснок и орехи. Даже карпов приправляют ими. К обеду на столе всегда салат из свежих овощей и фруктов.

     В число национальных блюд входят “гювеч”  — тушеное мясо с картофелем и  овощами, “каварма” — блюдо из мяса с грибами, луком и картофелем  “луканка” — жареные мясные колбаски и множество других прекрасных блюд.

     В болгарской кухне широко применяются овощи в свежем и маринованном виде, из них готовят всевозможные салаты, овощные блюда и гарниры. Также стоит тушеное мясо с овощами и луком (или только овощи с луком) — “яхния”, блюдо из баклажанов “манджа”,а также фаршированные виноградные листья “гушки”, “Начинат пипер” — начиненный мясным фаршем с рисом перец. Блюдо из запеченного сыра и шпината — “баница”[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1.   Традиции  и обычаи.

     По  словам древнегреческого философа Демокрита  жизнь без праздников напоминает долгую дорогу без постоялого двора. А по мнению специалистов -этнографов насчитывается свыше 10 000 обрядов, связанных  с болгарскими праздниками. Поистине, неисповедимы пути обычаев, сопутствовавших  болгарину с момента рождения до последнего дня жизни. Но общее, что  их связывает... Впрочем, прежде чем  говорить об общем, давайте познакомимся с конкретным.

     В зимнем календаре самую пеструю  картину представляют новогодние обычаи. Они придают и национальный колорит  этому празднику, который отмечают во всем мире.

     С давних пор в новогоднюю ночь огонь  и трапеза были символом щедрости и изобилия.

     Чем богаче уставлен стол, тем плодороднее  будет год. Вот почему на него ставят все яства, которые производят в  хозяйстве, а обрядовые караваи  украшают изображениями виноградных  лоз и ульев, нивы и сада. Особое место занимает баница (слоеный пирог) с запеченными внутри кизиловыми веточками, каждая из которых символизирует  дом и домашнюю живность, здоровье и успех в учебе.

     Честь зажечь огонь в очаге выпадает самому пожилому человеку в доме. С  самого утра очаг, выметенный еловыми  ветками, ожидает быдник - толстое  полено, обычно дубовое, поскольку дуб -символ долголетия. Под вечер его  поджигают, а по тому , как долго  оно будет гореть ночью, гадают о  будущем и О плодородии. В эту  ночь совершается много обрядов  с пожеланиями благоденствия. Но с особым нетерпением ждут пожеланий, которые произносят.  
 
 

     
    1. Сурвакары.

     Это подростки и молодые люди, которые  после наступления полуночи отправляются из дома в дом с кизиловыми ветками  в руках. Они похлопывают ими  хозяев по спине с пожеланиями  доброго здоровья, долголетия и всяческих  успехов в жизни. Кизиловая веточка, или так называемая суреачка, - обязательная принадлежность каждого из сурвакаров. В различных районах страны ее украшают по – разному. 

     
    1. Колядование.

     Известный во всей Болгарии обычай, имеющий много  общего с действиями сурвакаров. Группа колядовщиков посещает семьи, желая  им всего самого лучшего. За это их одаривают специально приготовленными  фруктами и другими лакомствами. Пестро цветные украшения на одежде колядовщиков различны в разных областях. Вместо сурвачки они носят с собой  коледарку - длинную дубовую ветку, богато украшенную резьбой. Этот обычай сопровождается исключительно богатым  фольклором - песнями, благо пожеланиями, танцами. И главное отличие - колядовщики  посещают дома в рождественскую ночь (25 декабря), а сурвакары - в новогоднюю (1 января). Обусловленные различием  Юлианского и Григорианского календарей, эти два обычая сохранились по сей день и имеют много общего по своей сущности. Но тогда как  их смысл - ожидание плодородия, то другой новогодний обычай особенно поэтичен, так как связан с надеждой на счастливое замужество и семейное счастье.  

     
    1. Масленица.

     Последний крупный зимний праздник болгарского  крестьянина – 

     Масленица. Сырное Заговенье (за семь недель до пасхи)

     С тех пор, до осени не справляют  свадеб, пока не кончается полевые  работы. Самый важный обычай на сырной неделе - игры кукеров (ряженых). Они берут начало от праздников Дионисия, которые устраивали древние фракийцы , и являются пожеланием изобилия в самом широком смысле - от полных закромов до дома, полного детей. 
 

     
    1. Мартеница.

     

     Рис. 10 Мартеничка

       обычай, известный только в Болгарии  и болгарам населяющим область,  имеет древнефракийское происхождение.  Первые мартеницы представляли  собой белую и красную шерстяную  нитку, к которой иногда привязывали  серебряную или золотую монету. Обряды, которые справляют первого  марта, любопытны и разнообразны. В некоторых областях женщины  в этот день одеваются в  красное. В скотоводческих районах  животным привязывают белые и  красные нитки. Традиция жива  по сей день - каждый год первого  марта болгарин прикалывает к  одежде мертеницу. 

     Весенней  порой самое большое значение для болгарского крестьянина  имеет этот праздник.  
 

     
    1. Георгьов  ден

     Его отмечают 6 мая, он также связан с  промыслом, занятием, дающим средства к существованию, им скрывается торговый и животноводский год. Праздник сохранил свою яркую обрядность - накануне вечером  молодые парни обламывают ветки  цветущей вербы и украшают ими  дома, ульи, домашнюю живность. Ночью  овец выгоняют на пастбище, потому что  считается, что тогда роса имеет  железную силу. Днем столы уставляют  обрядовыми караваями и блюдами, поют веселые песни с традиционными  пожеланиями радости и изобилия. 

     
    1. Лазуруване

             Незадолго до Юрьева дня начинается большой праздник молодости.

     Этот  обычай имеет праславянское происхождение  и вместе с утверждением плодородия несет в себе поэтику любовно - брачного мотива. Это обуславливает  и особое внимание к одежде - красивой и праздничной, усеянной богатыми, тяжелыми украшениями. Лазаруване состоит из целого ряда обрядовых игр и песен, которые девушки предварительно разучивают во время поста перед  Пасхой. Обрядовые варианты многочислены, разница состоит в проведении самого Лазарева дня (за 8 дней до Пасхи). Общее содержание, однако, заключается  в представлении девушек, которые  уже могут стать невестами, местной  общественности.

     Замужество  и женитьба всегда были исключительно  важным событием в жизни болгарина. Некогда люди верили, что чем большим  количеством обрядов они будут  сопровождаться, тем счастливой и  долгой будет семейная жизнь, тем больше родится детей. 

     
    1. Болгарская  народная свадьба.

     Поэтому семейный обычай представляет собой  вереницу обрядов, ритуалов и символов. Начинается она с приглашения  гостей, но приготовления в домах  жениха и невесты не прекращаются в течение многих дней - шьются свадебные  флаги, замешивается тесто для караваев, выполняется ряд ритуалов прощания с девической и холостой жизнью. Исключительно интересен момент, когда наряжают невесту, а прощание с родным домом - плотно укутанная  в свадебную вуаль невеста  во дворе поворачивается к родителям, которые стоят на пороге дома, и  кланяется им три раза. Встреча  в доме молодожена также имеет  интересную символику действия. Там  невесте подносят хлеб и соль, вино и мед - чтобы жизнь обоих была дружной и богатой.

Информация о работе Ресурсі єтнического туризма болгарского населения одесской области