Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:33, курсовая работа
Объектом исследования выступают ресурсы этнического туризма болгарского населения в Одесской области как социально-географическое явление.
Предметом исследования является территориальная организация, генезис и структура ресурсов этнического туризма в исследуемом регионе.
Цель и задачи исследования. Комплексное изучение ресурсов этнического туризма болгарского населения в Одесской области.
Введение………………………………………………………………….....3
История заселение и расселение болгар в Одесской области………..4
Болград…………………………………………………………………..9
Историко-культурные памятники болгарского этноса в Одессской области…………………………………………………………………11
Церковь Святителя Митрофана………………………………11
Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь………17
Спасо-Преображенский собор…………………………………21
Языковые особенности…………………………………………...…...25
Болгарская кухня……………………………………………………....27
Праздники и обычаи………………………………………………......30
Сурвакары………………………………………………………31
Колядование……………………………………………………31
Масленица………………………………………………………31
Мартеница………………………………………………………32
Георгьов ден……………………………………………………33
Лазуруване……………………………………………………....33
Болгарская народная свадьба…………………………………34
Храм села………………………………………………………35
Музыка………………………………………………………………....40
Транспортно-комуникационная инфраструктура. ………………..41
Вывод……………………………………………………………………....43
Литература………………………………………………………………...45.
На звонницу подняли пять колоколов. Среди них был Благовест. «Вылит этот колокол в царствующем городе Москве весом 89 пудов для соборной Спасо-Преображенской церкви колонии Болград из сумм доброхотных дателей старанием протоиерея Александра Савицкого, управляющего Михаила Буткова и купца Кирилла Минкова.»
И
вот, наконец, наступил долгожданный для
болградцев и всех бессарабских болгар
день. 15 - 17 октября (по старому стилю)
1838 года собор был освящен в
честь Преображения Господня архиепископом
Кишиневским и Хотинским
Увенчанный
куполом собор, высота которого более
пятидесяти метров, был задуман, как
высотный ориентир Болграда и его
окрестностей. Крестообразный план здания
участвует в композиции ансамбля
города. Архитектурная ясность
Спасо-Преображенский
собор – не только культовое сооружение.
Это храм-символ. Символом он стал уже
в самом начале, в 1820 году, когда болгары
решили «доказать свою непритворную радость»
обретения истинной свободы духа и бытия.
Уже тогда, в начале XIX века, все болгарское
водворение взирало на процесс строения
храма, как на явление знаковое, а на его
освящение, как на торжество великое. Все
исследователи подчеркивают исторический
факт – храм возводился не иждивением
нескольких меценатов, но всеми болгарами,
населяющими этот благословенный край
– соборно, сообща, всем миром. И частичка
каждого бессарабского жителя жертвовавшего
средства, трудившегося в поте лица своего
на возведении стен, присутствует в облике
собор.[ 8 ]
Существует пять типов говоров болгар
на территории бывшего СССР: 1) чушмелийский;
2) чийшийский; 3) олшанский; 4) балканский;
5) фракийский. Речь этих болгар, согласно
упомянутому источнику, относится к группе
балканских говоров. Последние различаются
между собой и в то же время некоторые
их черты обладают свойствами говоров
чийшийского и чушмелийского типа. В части
“Вступительные статьи” этой работы
перечислены двадцать характерных черт
балканских говоров, связанных с произношением
отдельных слов, с сильной редукцией безударных
гласных, с наличием африкатов и др. [1].
Балканские говоры объединены в две большие
группы по признаку членной морфемы:
I. Балканские говоры
о-диалекта и
II. Балканские говоры
ъ-диалекта. Новоивановский говор включен
в группу Балканских говоров о-диалекта.
О нем сказано, что он “претерпел большие
изменения на территории Бессарабии: старая
членная форма -о сейчас сохраняется
только в прилагательных” [1]. Тремя предложениями
указаны некоторые установленные черты
этого говора.
Анализ речи интервьюируемых дает основание сделать следующие выводы:
Лексика является
1.
Наиболее функционирующий
2. Большая часть лексем являются русизмами.
3.
В говоре присутствует совсем
небольшое количество румынизмо
4. Небольшое количество украинизм
5.
В последние годы, в связи с
провозглашением независимости
Украины в 1991 г. и наступившими изменениями
в различных сферах общественной жизни,
появились неологизмы, преимущественно
из английского язика [1].
Болгарская
кухня представляет собой гармоничную
смесь из традиций славянской, турецкой
и греческой кулинарии с
Особенностями болгарской национальной кухни можно считать одновременную тепловую обработку продуктов на слабом огне, обилие овощей, умеренное использование разнообразных приправ, частое применение для изготовления блюд открытых очагов (”скара”) и глиняной посуды. Другой особенностью является массовое применение свежей и консервированной зелени, добавляемой при приготовлении мясных блюд. Более часто, по сравнению с другими кухнями, в болгарских блюдах используют лук, чеснок, красный, черный и душистый перец, лавровый лист, петрушка, чабер, мята.
Картофель в подают редко и обычно в виде пюре или жаренный во фритюре. Зато на столе всегда в изобилии белый хлеб — хлебница никогда не пустует. Два раза в день здесь едят горячее — к обеду и к ужину. Приправой часто служат чеснок и орехи. Даже карпов приправляют ими. К обеду на столе всегда салат из свежих овощей и фруктов.
В число национальных блюд входят “гювеч” — тушеное мясо с картофелем и овощами, “каварма” — блюдо из мяса с грибами, луком и картофелем “луканка” — жареные мясные колбаски и множество других прекрасных блюд.
В
болгарской кухне широко применяются
овощи в свежем и маринованном виде,
из них готовят всевозможные салаты, овощные
блюда и гарниры. Также стоит тушеное мясо
с овощами и луком (или только овощи с луком)
— “яхния”, блюдо из баклажанов “манджа”,а
также фаршированные виноградные листья
“гушки”, “Начинат пипер” — начиненный
мясным фаршем с рисом перец. Блюдо из
запеченного сыра и шпината — “баница”[9]
По словам древнегреческого философа Демокрита жизнь без праздников напоминает долгую дорогу без постоялого двора. А по мнению специалистов -этнографов насчитывается свыше 10 000 обрядов, связанных с болгарскими праздниками. Поистине, неисповедимы пути обычаев, сопутствовавших болгарину с момента рождения до последнего дня жизни. Но общее, что их связывает... Впрочем, прежде чем говорить об общем, давайте познакомимся с конкретным.
В зимнем календаре самую пеструю картину представляют новогодние обычаи. Они придают и национальный колорит этому празднику, который отмечают во всем мире.
С давних пор в новогоднюю ночь огонь и трапеза были символом щедрости и изобилия.
Чем богаче уставлен стол, тем плодороднее будет год. Вот почему на него ставят все яства, которые производят в хозяйстве, а обрядовые караваи украшают изображениями виноградных лоз и ульев, нивы и сада. Особое место занимает баница (слоеный пирог) с запеченными внутри кизиловыми веточками, каждая из которых символизирует дом и домашнюю живность, здоровье и успех в учебе.
Честь
зажечь огонь в очаге выпадает
самому пожилому человеку в доме. С
самого утра очаг, выметенный еловыми
ветками, ожидает быдник - толстое
полено, обычно дубовое, поскольку дуб
-символ долголетия. Под вечер его
поджигают, а по тому , как долго
оно будет гореть ночью, гадают о
будущем и О плодородии. В эту
ночь совершается много обрядов
с пожеланиями благоденствия. Но
с особым нетерпением ждут пожеланий,
которые произносят.
Это
подростки и молодые люди, которые
после наступления полуночи отправляются
из дома в дом с кизиловыми ветками
в руках. Они похлопывают ими
хозяев по спине с пожеланиями
доброго здоровья, долголетия и всяческих
успехов в жизни. Кизиловая веточка,
или так называемая суреачка, - обязательная
принадлежность каждого из сурвакаров.
В различных районах страны ее
украшают по – разному.
Известный
во всей Болгарии обычай, имеющий много
общего с действиями сурвакаров. Группа
колядовщиков посещает семьи, желая
им всего самого лучшего. За это их
одаривают специально приготовленными
фруктами и другими лакомствами.
Пестро цветные украшения на одежде
колядовщиков различны в разных областях.
Вместо сурвачки они носят с собой
коледарку - длинную дубовую ветку,
богато украшенную резьбой. Этот обычай
сопровождается исключительно богатым
фольклором - песнями, благо пожеланиями,
танцами. И главное отличие - колядовщики
посещают дома в рождественскую ночь
(25 декабря), а сурвакары - в новогоднюю
(1 января). Обусловленные различием
Юлианского и Григорианского календарей,
эти два обычая сохранились по
сей день и имеют много общего
по своей сущности. Но тогда как
их смысл - ожидание плодородия, то другой
новогодний обычай особенно поэтичен,
так как связан с надеждой на счастливое
замужество и семейное счастье.
Последний крупный зимний праздник болгарского крестьянина –
Масленица. Сырное Заговенье (за семь недель до пасхи)
С
тех пор, до осени не справляют
свадеб, пока не кончается полевые
работы. Самый важный обычай на сырной
неделе - игры кукеров (ряженых). Они берут
начало от праздников Дионисия, которые
устраивали древние фракийцы , и являются
пожеланием изобилия в самом широком смысле
- от полных закромов до дома, полного детей.
Рис. 10 Мартеничка
обычай, известный только в Болгарии
и болгарам населяющим область,
Весенней
порой самое большое значение
для болгарского крестьянина
имеет этот праздник.
Его
отмечают 6 мая, он также связан с
промыслом, занятием, дающим средства
к существованию, им скрывается торговый
и животноводский год. Праздник сохранил
свою яркую обрядность - накануне вечером
молодые парни обламывают ветки
цветущей вербы и украшают ими
дома, ульи, домашнюю живность. Ночью
овец выгоняют на пастбище, потому что
считается, что тогда роса имеет
железную силу. Днем столы уставляют
обрядовыми караваями и блюдами,
поют веселые песни с традиционными
пожеланиями радости и
Незадолго до Юрьева дня начинается большой праздник молодости.
Этот
обычай имеет праславянское
Замужество
и женитьба всегда были исключительно
важным событием в жизни болгарина.
Некогда люди верили, что чем большим
количеством обрядов они будут
сопровождаться, тем счастливой и
долгой будет семейная жизнь, тем больше
родится детей.
Поэтому
семейный обычай представляет собой
вереницу обрядов, ритуалов и символов.
Начинается она с приглашения
гостей, но приготовления в домах
жениха и невесты не прекращаются
в течение многих дней - шьются свадебные
флаги, замешивается тесто для караваев,
выполняется ряд ритуалов прощания
с девической и холостой жизнью.
Исключительно интересен
Информация о работе Ресурсі єтнического туризма болгарского населения одесской области