Ресурсі єтнического туризма болгарского населения одесской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступают ресурсы этнического туризма болгарского населения в Одесской области как социально-географическое явление.
Предметом исследования является территориальная организация, генезис и структура ресурсов этнического туризма в исследуемом регионе.
Цель и задачи исследования. Комплексное изучение ресурсов этнического туризма болгарского населения в Одесской области.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
История заселение и расселение болгар в Одесской области………..4
Болград…………………………………………………………………..9
Историко-культурные памятники болгарского этноса в Одессской области…………………………………………………………………11
Церковь Святителя Митрофана………………………………11
Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь………17
Спасо-Преображенский собор…………………………………21
Языковые особенности…………………………………………...…...25
Болгарская кухня……………………………………………………....27
Праздники и обычаи………………………………………………......30
Сурвакары………………………………………………………31
Колядование……………………………………………………31
Масленица………………………………………………………31
Мартеница………………………………………………………32
Георгьов ден……………………………………………………33
Лазуруване……………………………………………………....33
Болгарская народная свадьба…………………………………34
Храм села………………………………………………………35
Музыка………………………………………………………………....40
Транспортно-комуникационная инфраструктура. ………………..41
Вывод……………………………………………………………………....43
Литература………………………………………………………………...45.

Работа содержит 1 файл

ресурсы этнического туризма болгарского населения Одесской области.docx

— 2.00 Мб (Скачать)

     3 августа 2010 г. в центре Болграда  открыли мемориал «Боевое братство»  — памятник десантникам в память  о расположении в городе дивизии аэромобильных войск.

     В августе 2009 г. в одном из любимых  мест отдыха горожан был открыт фонтан "Три грации".[11 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Историко-культурные памятники болгарского этноса в Одессской области

     Компактность  проживания, определенная культурная изоляция от соседних этнических групп  и другие факторы обусловили то, что болгарское население области  в значительной степени сохранило  язык, традиции и быт своего народа. Поскольку чаще всего болгары  были первым оседлыми жителями на территории своих населенных пунктов, им принадлежит  заслуга освоение местных ландшафтов, которые превратились в этнические, в данном случае ландшафты бессарабских болгар. Они относятся к комплексным  объектам этнического туризма.

     На  территории области находятся и  отдельные памятники, связанные  с историей и культурой болгарского  этноса. [6 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     \ 

     
    1. Церковь Святителя Митрофана

     Кладбищенская церковь, мавзолей, пантеон, храм - все  перечисленное относится к кладбищенской  церкви  Святителя Митрофана в  г. Болграде

     

              Рис.2 Церковь Святителя Митрофана

     Обращение к истории постройки и функционирования этого храма не дань нынешней моде. Причины нашего интереса весьма прозаичны. Ведь удивительно, что за тысячи километров от Воронежа, где архиереем был  святитель Митрофан, на юге Одесщины, в городе Болграде в честь него был возведен невеликий, но изящный  по своей архитектуре храм. Здесь  же, в храме, покоится прах незабвенного попечителя болгарских переселенцев генерала-от-инфантерии Ивана Никитича Инзова. К этому  добавляется еще одна немаловажная деталь - этот памятник является одним  из немногих сохранившихся мемориальных сооружений начала XIX века. Между тем, в сознании людей, проживающих в  этой местности, не закрепился тот факт, что кладбищенская церковь построена во имя Святителя Митрофана Воронежского. Чаще всего храм именуют как «пантеон Инзова», «усыпальница Инзова». И, действительно, после перезахоронения останков генерала церковь стала мемориальным сооружением.

     Формальным  поводом для строительства церкви явилось желание И.Н. Инзова, разбитого  параличом, помолиться в Ворониже у  мощей святителя Митрофана. Решаясь  на далекое путешествие, больной  Инзов призвал в Одессу из Болграда управляющего болгарского водворения М. Буткова и старшин болгарских колоний, чтобы проститься с ними. Они воспользовались этим для  того, чтобы испросить разрешение на постройку задуманной церкви. Такое  разрешение было получено, но необходимо было еще и разрешение духовных властей.

     4 декабря 1839 года старейшины общества  колонии Болград обратились с  прошением к Великопреосвященному  Дмитрию Архиепископу Кишиневскому  и Хотинскому.

     В прошении они писали: «По сооружении по колонии Болград из доброхотных  пожертвований от нас и собраний наших задунайских переселенцев Благолепного храма во имя Христа Спасителя, освященного в прошлом  году, общество колонии нашей побуждаемое  чувством христианского благочестия, восприяла желание построить  еще каменную церковь во имя Святителя  Митрофана на Болградском кладбище, в одной версте от колонии отстоящем, где покоится прах предков и ближних  наших, для отправления богослужения и поминовения за усопших причтами Болградской Преображенской церкви»

     Настоящий документ был рассмотрен в Духовной Консистории 9 декабря 1839 г., и управляющему болгарского водворения Михаилу Буткову, а также протоиерею этого водворения Александру Савицкому было поручено проверить ход подготовки к строительству.

     Проведенная проверка положения дел оставила указанных лиц в удовлетворении, о чем они и докладывали  в своих рапортах, ходатайствуя по существу прошения болгарских колонистов.

     Разрешение  на строительство церкви из Духовной консистории получено было в Болграде 25 мая 1840 года. С этого момента  и началось строительство церкви.

     Для производства работ имелись материалы, оставшиеся после строительства  Спасо-Преображенского собора в  г. Болграде. Также на нужды работ  выделялись суммы из базарного дохода в размере 1000 рублей серебром в год. Ко времени инспекции, проводимой М. Бутковым и А. Савицким, Болградское  общество уже располагало наличной суммой в 2500 рублей серебром, которая  должна была возрасти до 4000 рублей, с  учетом наличной сельской суммы.

     14 июля 1840 года старшим благочинным  болгарских колоний протоиереем  Александром Савицким церковь  была заложена. Ежедневно 500 колонистов  Кагуло-Прутского округа, в течение  двух недель копали фундамент  под строение и вывозили землю.  Несмотря на то, что объем проводимых  работ, был невелик, строительство  храма длилось более трех лет,  и было завершено к концу  1843 года.

     Каменная  однопрестольная церковь Святителя Митрофана построена по одному из проектов, которые были утверждены и изданы для Бессарабской области Министерством внутренних дел Российской империи. Церковь построена в стиле классицизма, возведена из камня ракушечника и оштукатурена. Здание представляет собой ротонду на невысоком цоколе с колоннами, опоясывающими западною половину здания. Перекрыто куполом на высоком барабане с люнетами, увеченным полусферической главой с главкой. Опоясывающая стена расчленена пилястрами. Ордер колонн и пилястр тосканский. Над оконными проемами, равномерно размещенными по всему периметру здания, квадратные ниши. Стены и барабан завершены карнизом. В пантеон ведет каменная лестница. В интерьере стена опоясана карнизом, у основания барабана купол – фризом с небольшими квадратными нишами и карнизом с кронштейнами.

     К 13 марта 1844 года церковь Святителя Митрофана была полностью подготовлена к освящению. В начисто выбеленную церковь установили деревянный, украшенный золотой резьбой, иконостас, в котором располагались иконы в золоченных резных рамках. Кирпичный купол покрыли жестью, окрашенной зеленой ярью, а главку венчал железный крест, окрашенный желтой краской.

      

     Рис.3   Церковь Святителя Митрофана

     И, наконец, на Фоминой неделе, в понедельник 3 апреля 1844 года церковь была освящена и начала действовать.

     Через год, 27 мая 1845 года, на 77-м году жизни  умер в Одессе боевой генерал, государственный  деятель и попечитель болгарских колонистов Иван Никитич Инзов. Он был  похороен в соответствии срангом,но без особой помпезности.[ 5 ] 

     
    1. Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь

     Светлая и красно украшенная земля многонациональной  Бессарабии. Земля эта — своеобразный перекресток, через который на запад  и на восток проходили разные народы. Одни останавливались здесь только на время, а позже, окрепнув, продолжали свой путь. Другие же, осев, обрабатывали землю, пасли многочисленные стада.

     В Бессарабии христианство существовало издавна, еще задолго до крещения Руси святым равноапостольным великим  князем Владимиром. Прошли века, и сегодня  на этой благодатной земле мирно  живут более сотни национальностей  и народностей. В историю этого  края вписала свою страницу и Свято-Рождество-Богородичная женская обитель.

     В настоящее время на территории монастыря  расположены три каменных храма:

  1. Свято-Рождество-Богородичный построен в 1924 г. И реконструирован в 2006 г.

     Рис. 4 Храм Рождества Пресвятой Богородицы

  1. Свято-Архангело-Михайловский храм. Он является зимним монастырским храмом.

     Рис. 5 Свято-Архангело-Михайловский храм 

     3. Свято-Троицкий собор с двумя приделами: святого Иоанна Предтечи и святой равноапостольной Марии Магдалины. Собор имеет большую колокольню и служит летним монастырским храмом.

     В монастыре имеются особо чтимые святыни:

     I. Ковчег с частицами мощей святых  угодников Божиих:

     апостола  Андрея Первозванного, бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, великомученика и целителя Пантелеймона, священномученика Игнатия Богоносца епископа Антиохийского, преподобного Евфимия.

     II. Образ «Явление Божией Матери  преподобному Сергию Радонежскому»  с частицей мощей этого угодника  Божия. Это дар архиепископа  Херсонского и Одесского Сергия (Петрова) в день освящения  храма в 1969 г.

     III. Групповая икона с изображением  святых апостолов Петра и Павла,  великомученика и целителя Пантелеймона, великомученицы Параскевы, преподобного  Парфения и святой праведной  Анны с частицами их мощей,  привезенная со св. Горы Афон.

     IV. Частицы мощей Одесских святых: преподобного Кукши, преподобного  Гавриила, святителя Иннокентия  и праведного Ионы.

     V. Частица правой руки святого  Иоанна Крестителя.

     VI. Частицы мощей: 40 Севастийских мучеников,  праведного Симеона Верхотурского,  преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской  и многих других угодников  Божиих.

     VII. Икона Божией Матери «Тихвинская». Сестры монастыря вместе с  прихожанами возносят свои молитвы  к Заступнице Усердной перед  Ее особо чтимым образом, которому  читается акафист каждую субботу  в 6.30 утра.

     VIII. Колодец Божией Матери. Монастырь  Животворящей Благодатью Святого  Духа напояет всех приходящих  в него паломников, которые набирают  воду из глубокого колодца  на месте явления Божией Матери. По преданию, после явления Божией  Матери в 1924 году одному из  благочестивых христиан во сне  было сказано, чтобы он на  месте явления выкопал колодец,  вода из которого будет исцелять  людей. И сейчас, все, кто с  молитвой и верой, пьют и  омываются водой из этого колодца  — получают исцеление от душевных  и телесных недугов. 
 
 
 

     
    1. Спасо-Преображенский собор

     

       Рис. 6 Спасо-Преображенский собор

       В ходе массовых переселений  на территории России в начале XIX века оказались более 200 тысяч  болгар, гагаузов, албанцев, покинувших  жилища и имущество и ищущих  спасения у своих единоверцев.  Большая их часть осела в  Буджакских степях Бессарабии. В  1821 году на берегу озера Ялпуг  был основан и город Болград,  который стал административным  и культурным центром бессарабских  болгар.

     Для строительства собора главным попечителем  задунайских переселенцев генералом  И.Н. Инзовым были задействованы  не только болгарские переселенцы, но и люди других национальностей, которые  проживали на территории болгарского  водворения.

     23 июня (6 июля) 1833 г. при большом стечении народа - жителей города Болграда и окрестных сел, в присутствии генерала И.Н. Инзова и протоиерея Василия Пуришкевича, место для церкви и сама закладка были освящены. Началось великое строительство, которое длилось более пяти лет. В строительных работах приняло участие в общей сложности более 10 тыс. колонистов. Материалом для возведения стен послужил известняк и бутовый камень, завозимый из карьеров вблизи города. Для приготовления раствора использовали хорошо выдержанную гашеную известь, алебастр и песок с озера Ялпуг. Для вымостки пола закупили за границей мраморные плиты. В Москве, Туле и других городах Российской империи были закуплены ажурные металлические решетки на окна, фольга, разноцветное стекло, кресты, колокола, церковная утварь...

     Многие  иконы и предметы церковной утвари были подарены храму доброхотными пожертвователями. Во время совершаемых болгарами  паломничеств по Святым местам, в частности, к Святой Горе Афон и Иерусалим, делались необходимые для собора приобретения. Некоторые иконы для храма  были подарены афонскими монахами. Одна из них - икона Гербоветской Божьей матери.

     К концу 1837 г. на обширной площади Болграда взметнулись вверх стены величественного храма - строительство было завершено. Началась подготовка здания к освящению. Строительство церкви стоило бессарабским болгарам более 750 000 руб. ассигнациями.

     В сентябре 1838 г. попечитель болгарских колоний Михаил Бутков рапортом довел до сведения архиепископа Кишиневского и Хотинского Преосвященного Димитрия (Сулимы) об окончании строительства и готовности здания к освящению.

Информация о работе Ресурсі єтнического туризма болгарского населения одесской области