Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности организации и перспективы развития религиозного туризма. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать основные формы религиозного туризма;
-выявить специфику организации паломнических туров;
-рассмотреть перспективы развития религиозного туризма в России.
Введение
1.Основные формы и особенности религиозного туризма в России.
1.1 Паломнический туризм
1.2 Познавательные туры религиозной направленности
1.3 Особенности организации религиозных туров в России
2. Религиозный туризм в Алтайском крае
2.1 Святыни Алтайского края
2.2 Село Коробейниково Усть – Пристанского района Алтайского края
2.3 Гора Синюха у села Колывань
2.4 Знаменский храм в городе Барнауле
3. Религиозный туризм на примере путешествия в Сорочий Лог
Заключение
Список использованной литературы
Богатая, хоть и непродолжительная история христианства на Алтае представляет уникальную возможность для паломников и путешественников удовлетворить духовные, культурные и научные интересы.
Святые места алтайского края: покровский кафедральный собор, знаменский Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский женский скит, Никольский храм, Александро-Невский, Богордице-Казанский женский монастырь , Успенский , Храм свт. Димитрия Ростовского, Женский Тихвинский монастырь, Александро-Невский храм, Коробейниковская икона Божией Матери, храм в честь св. Александра Невского, храм в честь целителя Пантелеимона.
Встает
вопрос насколько сегодня русская православная
церковь обладает возможностями организации
путешествий паломников, то есть обеспечения
их транспортом, местом проживания, питанием
и вообще насколько готовы русских храмы
и монастыри к приему паломников. В данном
случае, выход мог бы быть найден в организации
сотрудничества русской православной
церкви и туристской индустрии, где процесс
организации подобных путешествий уже
наработан.
2.2
Село Коробейниково
Усть – Пристанского
района Алтайского края
Ежегодно в конце июня на Алтай приезжают паломники из разных уголков России, чтобы совершить крестный ход из Барнаула в Коробейниково и поклониться светлому образу чудотворной иконы Казанской Божией Матери.
Богородице-Казанский храм в селе Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края построили и освятили в 1902 году. По воспоминаниям старожилов, он был украшен многими замечательными иконами, но особое место среди них занимала икона Казанской Божией Матери: Божия Матерь в пурпурном одеянии с Богомладенцем на руках, благословляющим народ, была изображена на золотом фоне с мозаичным обрамлением.
Схимонахиня Георгия (в миру Дарья Быкова), местная жительница, вспоминает: «В засушливую пору все жители выходили с крестным ходом вокруг села. Главную икону несли несколько человек. После этого обязательно шел дождь. В годы советской власти безбожники уверяли народ, что поп все устраивал, заранее зная о дожде. Но это, конечно, неправда. Батюшка был такой же простой человек, как мы, заранее иметь сводку погоды в ту пору он не мог».
В 1938 году храм в селе был разграблен и закрыт. Икону Казанской Божией Матери бросили около входа в храм и ходили по ней. В самом храме устроили зерносклад.
О спасительнице иконы Ольге Гавриловне Перегудовой (Олюшке Темной) известно, что она родилась и жила в селе Нижнеозерное близ Коробейникова, была слепа с трех лет и находилась на попечении сестер. Ее смирение, простота, незлобие, набожность вызывали глубокое уважение сельчан, которые приходили к ней с просьбами, чтобы она помолилась за них, справедливо считая, что ее молитвы быстрее достигнут Престола Божия.
По преданию, после надругательства над храмом Олюшке Темной во сне три раза являлась Матерь Божия с наказом спасти ее образ. По просьбе молитвенницы на это отважились ее племянница и соседка. Сшили мешок и пошли икону выручать, Олюшке же сказали: «Ты молись!»
Молилась она не напрасно. Сторожей, всегда охранявших склад, в ту ночь не оказалось на месте, а потому женщины без труда проникли в бывший храм и вынесли тяжелую икону. Утром по селу разнесся слух, что икону украли, но расследовать это никто не стал.
Икона оказалась очень грязной. Очистив ее от грязи, женщины увидели, что некогда прекрасная икона безнадежно испорчена: посредине иконы - щель шириной в палец; верхний слой краски осыпался, ликов Божией Матери и Младенца нельзя рассмотреть – хорошо видны были только их глаза.
Женщины плакали и молились, Олюшка же причитала: «Божия Матерь! Ты за нас страдала, за нас терпела, по Тебе ходили…» И вдруг услышала от иконы голос: «Все, все согрешили!» Из очей Божией Матери потекли слезы.
С того времени началась подпольная жизнь Коробейниковской церкви: около иконы постоянно собирались верующие, пели акафисты, читали молитвы. Лики Богоматери и Богомладенца постепенно стали проясняться.
В 1960 году Ольга с сестрой переехали в Барнаул. Старожилы улицы Степной поселка Восточный, где жили сестры, вспоминают, что в их доме всегда были верующие. Когда сестра Ольги умерла, ее приютили у себя Федор и Варвара Шилкины, жившие на улице Осипенко. И теперь уже сюда, к чудотворной иконе, приходили верующие – жизнь разрушенной церкви вопреки всему продолжалась. Ольга беспрестанно молилась, и икона являла новые чудеса.
В 1972 году художница-ткачиха К.Бурачевская сделала из ткани венок, которым в Страстную пятницу украсили икону. В ночь на Великую субботу икона полностью обновилась: поверхность ее стала гладкой, изображение четкое, одеяния Божией Матери и Богомладенца засветились яркими красками.
Ольга Гавриловна Перегудова умерла в 1982 году, прожив у Шилкиных почти 11 лет. Вскоре умерла и Варвара Шилкина. Икону временно определили в странноприимный дом близ Покровского кафедрального собора. Ее хранила тайная монахиня Глафира (в миру Галина Любицкая), впоследствии ставшая настоятельницей Знаменского женского монастыря в Барнауле. Сохранила матушка Глафира и записки об исцелениях разных людей, молившихся перед чудным образом.
В 1982 году в селе Коробейниково началось восстановление храма.
2 июля 1994 года икона Казанской Божией Матери крестным ходом была доставлена из Барнаула в Коробейниково и установлена в обновленном храме на своем законном месте. На следующий день епископ Барнаульский и Алтайский Антоний торжественно освятил храм. Ныне здесь устроен мужской монастырь.
По
благословению Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II в честь чудотворного
образа в первое воскресенье июля установлен
праздник, который собирает великое множество
паломников. На Алтай приезжают люди из
разных уголков России.
2.3
Гора Синюха у села Колывань
В Колыванском хребте, что в Курьинском районе у села Колывань, самая высокая точка, в 1210 метров, над уровнем моря, гора Синюха, которая издавна почиталась православными верующими, особенно старой веры. Название горе Синюха дали недаром, издали она действительно кажется синей из-за пихтового леса, покрывающего ее склоны. На самой же вершине горы Синюха — только гранитные скалы и никакой растительности.
К вершине ведет удобная пологая тропа, окруженная живописными скальными выходами причудливых форм. На вершине и склонах горы есть несколько естественных гранитных чаш, наполненных, как многие считают, святой водой. В начале ХХ века, а затем в 1997 г. на самой высокой точке горы Синюха верующими был установлен православный крест. На северном склоне горы Синюха выбивает святой источник.
Жители окрестных сел издавна считали это место священным и, заболев, приходили сюда, чтобы набрать целебной воды. Если вера была твердой, а молитва искренней, то свершалось чудо, и даже безнадежно больные избавлялись от своих недугов. У подножия тоже стоит большой деревянный крест. Говорят, что паломники несли его от самой Коробейниковской церкви, где освятили его перед походом. Вблизи от того места, где сейчас находится крест, раньше стоял женский монастырь. Рассказывают, что каждое утро монашки под присмотром игуменьи поднимались к святому источнику, чтобы умыться, испить воды и сделать лечебные процедуры.
Обычно 17 июня, после утренних молитв и трапезы, к подножию горы у Поклонного креста, собираются паломники и священники, где проходит панихида и богослужение - акафист Святой Троице. После этого полуторачасовой подъем в гору, а в середине пути небольшая остановка у святого источника, во время которой читается вторая часть акафиста. После молитвы и родниковой воды подъем становится легче.
Буквально за несколько лет очертания горы сильно изменились под действием обвалов и ветра, но по-прежнему, взорам предстают неземные красоты местной природы. На вершине священники заканчивают акафист и служат молебен. По окончанию которого паломники, умывшись в каменных чашах, и набрав воды спускаются с горы и отправляются в обратный путь, увозя с собой святую воду из родника и незабываемые впечатления о проведенных днях у подножия горы Синюха.
Однако
следует помнить, что, хоть подъем на
Синюху и считается не очень трудным,
его желательно совершать в хорошую
погоду: в плохую погоду на Синюхе поднимаются
свирепые ветры.
2.4
Знаменский храм в городе Барнауле
24 июня 1754 года в Барнауле была освящена только что построенная церковь во имя святых и праведных Захария и Елисаветы. Кроме горожан, к приходу церкви были приписаны жители 11 деревень. Уже к 1772 году здание церкви обветшало. Были собраны средства, и в 1778 году построена новая деревянная церковь по проекту И.И.Черницына, ученика И.И.Ползунова...
В 1844 году архитектор Турский представил на рассмотрение Томской губернской строительной комиссии архитектурный план и чертежи новой каменной трехпрестольной церкви во имя святых Захария и Елисаветы, предполагаемой к строительству вместо обветшавшего храма. Но этот проект храма не был претворен в жизнь. Только в августе 1852 года по прошеию барнаульских мещан Василия Мушникова, Алексея Суслонова и крестьянина Степана Левягина, доверенных Барнаульской церкви, была получена грамота от епископа Томского и Енисейского Афанасия на сооружение новой каменной церкви с приделами во имя иконы Знамения Божией Матери, святых и праведных Захария и Елисаветы и святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.
В августе 1852 года была получена грамота от епископа Томского и Енисейского Афанасия на сооружение новой каменной церкви с приделами во имя иконы Знамения Божией Матери, святых и праведных Захария и Елисаветы и святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.
Закладка храма состоялась в 1853 году. С этого времени староста церкви Василий Степанович Мушников шлет прошения от имени прихожан "ко многим архипастырям" с пожеланиями иметь списки с чудотворных икон Божией Матери. Все, к кому обратился староста, откликнулись на просьбы и прислали в Барнаул списки с чудотворных икон...
Окончательный проект новой каменной церкви был утвержден в 1856 году. В 1858 году на доброхотные подаяния верующих был построен величественный храм с трехъярусной колокольней с 12 колоколами. Церковь стала украшением Сенной площади города.
В 1916 году при Знаменской церкви построили и освятили каменную часовню в память 300-летия царствования дома Романовых. Внешний вид этой часовни взят за основу при проектировании уже в наше время храма святого царевича Алексия при краевой клинической больнице.
27 октября 1918 года прихожане Знаменской церкви, выслушав доклад священника Иоанна Шорина, постановили: вносить ежегодно каждому "18 рублей на дела церковной благотворительности, религиозно-нравственного просвещения и другие дела спасения ближнего". Но новой власти было не до нравственного воспитания. В 1922 году под видом помощи голодающим Поволжья начинается кампания по изъятию церковных ценностей.
В 1933 году в город прибыл архиепископ Иаков (Маскаев). После концлагеря он был выслан в Сибирь, где и прошли последние дни его исповеднического пути. В Знаменском кафедральном соборе архиепископ Иаков нес свое архипастырское служение. На Пасху в Знаменский храм приходили не только горожане, но и люди из пригорода, чтобы получить благословение владыки. В последнее время перед арестом архиепископ Иаков служил каждый день. И ежедневно пешком, в полном облачении, с архиерейским посохом, ходил в храм - служил, проповедовал. Силы уже оставляли владыку, по пути он делал несколько остановок, чтобы передохнуть, и следовал дальше, опираясь на посох. В октябре 1936 года он был арестован, а 29 июля 1937 года - расстрелян...
В марте 1938 года было сфабриковано
дело об убийстве сторожа при Знаменской
церкви, по которому "раскрыто" дело
одной из групп "контрреволюционно-
7 декабря 1938 года подписана смета на переоборудование церкви и в здании сначала разместился архив НКВД, затем Барнаульское архивное бюро, а позже его переименовали в Государственный архив Алтайского края.
Решением крайисполкома от 11 апреля 1939 года церковь была закрыта. В том же году снесли купол, разбили колокольню. В здании устроили второй этаж.
В 60-е годы, к церкви были сделаны пристройки. Благодаря тому что в храме был размещен архив, сохранились многие церковные документы, причем не только по Барнаулу и Барнаульскому благочинию.
В конце 1992 года храм иконы Знамения был возвращен православной церкви. К тому времени от храма остались только стены, изувеченные пристройками. Не было даже пола, отошла штукатурка, зияли проломы конструкций. По благословению епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона настоятелем храма был назначен протоиерей Михаил Капранов. Под его руководством началось восстановление разрушенной святыни. В пристройках начали проводить богослужения.