Религиозный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности организации и перспективы развития религиозного туризма. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

-проанализировать основные формы религиозного туризма;

-выявить специфику организации паломнических туров;

-рассмотреть перспективы развития религиозного туризма в России.

Содержание

Введение

1.Основные формы и особенности религиозного туризма в России.

1.1 Паломнический туризм

1.2 Познавательные туры религиозной направленности

1.3 Особенности организации религиозных туров в России

2. Религиозный туризм в Алтайском крае

2.1 Святыни Алтайского края

2.2 Село Коробейниково Усть – Пристанского района Алтайского края

2.3 Гора Синюха у села Колывань

2.4 Знаменский храм в городе Барнауле

3. Религиозный туризм на примере путешествия в Сорочий Лог

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.06 Кб (Скачать)

     Трудно  найти статистические данные о численности  православных паломников в России. По имеющейся информации, в год  внутреннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Возможно, эти  данные требуют уточнения. Средний  возраст паломников — 45 — 50 лет. В  поездках заметно участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика.

     Одним из возможных путей развития современного паломничества являются молодежные мобильные лагеря паломнической  направленности. Эта форма паломничества  хорошо вписывается в процесс  воспитания и духовного развития молодежи.

     Участники мобильных паломнических лагерей  имеют возможность познакомиться  с различными жизненными укладами, убедиться, что православные верующие люди есть на Севере ли, на Кавказе, в  Центральной России и за границей и, что он является членом единой Церкви.

     История паломничества русских людей  к святым местам имеет много ярких  страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент  одной французской газеты, наблюдающий  за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества  в нашей стране были утрачены. В  настоящее время паломничество  к святым местам является для многих наших соотечественников путем  к обретению веры, дорогой в  Церковь. Паломничество – это  часть религии. Его смысл состоит  в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие  в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении  духовном или физическом. 
 
 

     1.2 Познавательные туры  религиозной направленности 

     В рамках познавательных туров религиозной  направленности предполагается посещение  религиозных центров, в которых  туристы-экскурсанты смогут увидеть  религиозные объекты — действующие  культовые и памятные, побывать в  музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие  в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует  иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители  других религий, могут попасть не на все мероприятия.

     В познавательных используются имеющиеся элементы туристской инфраструктуры - гостиницы и т.д. Познавательные туры религиозной направленности в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах участвуют как паломники, так и экскурсанты.

     С точки зрения туристских центров  религиозному туризму близок научный  туризм религиозной тематики. Такие  поездки немногочисленны, но они  расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное  наследие — рукописи, различные  культовые предметы, найденные в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. В России имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопотамия, Греция и Италия, Центральная Америка.

     Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с  посещением религиозных святынь  и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких  туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

     Различие  паломнических поездок и религиозных  туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

     Если  для группы религиозно-экскурсионного тура размещение в гостинице с  обилием увеселительных заведений  и скромное питание в ресторане  или кафе в постные дни может  оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника  этот факт может перечеркнуть все  остальные усилия турфирмы, создать  психологический дискомфорт и эмоциональное  напряжение. Паломнический тур в  отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение  и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и  т. д.), но и реальное участие паломника  в религиозной жизни храма  или монастыря, возможность посещения  богослужения. Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной  поездки и объекты показа, что  часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка  в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический  тур прежде всего мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован прежде всего познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д.

     Пребывание  в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное  влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это  создает иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый и открытый , так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих. 

     1.3 Особенности организации религиозных туров в России 

     Религиозный туризм является составной частью современной  туристской индустрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается  в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым  туроператором. Соборы и мечети, культовые  музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все  более и более возрастающим спросом.

     Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение  туристской индустрии. Применительно  к исследуемому нами религиозному туризму  можно сказать, что индустрия  религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора.

  1. «Размещение» - это совокупность средств размещения — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.
  2. «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.

     3. «Транспорт» — транспортные предприятия  и услуги разных видов транспорта.

     4. «Религиозные объекты». В этот  сектор входят:

  • культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;
  • природные объекты — святые источники, колодцы, горы,
  • водоемы (реки, пруды), рощи;
  • небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

     Следует иметь в виду, что эти объекты  могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в  православном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место  — это место, имеющее очень  большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

     В последнее время отмечается повышенный интерес к религиозному туризму  и паломничеству. Как следствие  этого, увеличивается количество предложений  по организации подобного рода поездок.

     Организацией  паломнических туров могут заниматься туристские фирмы, специализирующиеся на индивидуальном и групповом туризме  соответствующих направлений. Святые места буддизма и синтоизма ввиду  небольшого распространения этих религий  в нашей стране пользуются ограниченным спросом на рынке паломнического туризма. Буддийские святыни вызывают интерес среди членов организаций, занимающихся восточными единоборствами, но из-за своей малочисленности подобные поездки не учитывались в статистических данных.

     Разработка  туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Создание турпродукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур (тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путешествия (паломничество, экскурсия, научная деятельность). Программа тура — расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.) и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют обобщенно несколько этапов разработки турпродукта. Это:

  1. Изучение спроса на туристском рынке и определение базовых составляющих тура.

     2.Расчет  стоимости и установление цены  тура.

     3. Продажа (реализация) тура, т.е. продвижение  его на рынке

     На  первом этапе происходит создание концепции  тура, изучение основных тенденций  в паломническом туризме и  экскурсионном туризме религиозной  тематики. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предполагаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскурсионного показа (при экскурсионной поездке) — культовые сооружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также  предложение с целью поиска и  отбора для предстоящего тура первичных  туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются религиозные  центры, в которые прибудут туристы. Важны их транспортная доступность, степень развитости инфраструктуры, качество услуг и т.д. При практической организации паломнических поездок  исследуются особенности проведения культовых мероприятий в храмах, монастырях и т.д. При создании тура важно учитывать все нюансы. Так, например, отдельные мужские православные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д. В некоторые индусские храмы в Индии (или их части) пускают только индусов, а Духовные Учителя могут отсутствовать в своих ашрамах некоторое время в году. В Мекку не разрешен въезд не мусульман.

     После того как завершено изучение спроса и предложения на рынке составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними контакт  и начинает переговоры. Таким образом, когда более определенными становятся параметры будущего тура, создаются  основы для расчета его цены.

     Цена  продажи вычисляется на основе учета  суммы расходов, прибыли и налогов. Сумма расходов включает прямые расходы (затраты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскурсионное  обслуживание) и косвенные расходы  туроператоров (затраты по менеджменту  туристской организации — арендные платежи, зарплата сотрудникам, затраты  на решение организационных вопросов работы фирмы и т.д.). Следует особо  подчеркнуть, что, например, в России в православном туризме при практической организации поездок паломнические  службы не ставят своей целью извлечение прибыли. Прибыль нужна для обеспечения  работы паломнической службы, но выгода здесь не являются приоритетными. Главное  — служение паломникам. Есть некоммерческие паломнические службы.

     Продвижение турпродукта на туристском рынке — система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирование сбыта туристских услуг, т.е. на увеличение продаж. Существуют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. Прямой канал сбыта представляет собой продажу туров или отдельных услуг их производителем напрямую потребителю. Такой способ дает ряд преимуществ как производителям, так и покупателям. Это относительная простота процесса продажи (не требуются посредники), более высокая прибыль производителя в расчете на одного покупателя (не нужно делиться выгодой с посредниками). Это также возможность неорганизованным туристам приобретать необходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещения) перед ее покупкой. Но такая система имеет и ряд недостатков.

Информация о работе Религиозный туризм