Религиозный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности организации и перспективы развития религиозного туризма. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

-проанализировать основные формы религиозного туризма;

-выявить специфику организации паломнических туров;

-рассмотреть перспективы развития религиозного туризма в России.

Содержание

Введение

1.Основные формы и особенности религиозного туризма в России.

1.1 Паломнический туризм

1.2 Познавательные туры религиозной направленности

1.3 Особенности организации религиозных туров в России

2. Религиозный туризм в Алтайском крае

2.1 Святыни Алтайского края

2.2 Село Коробейниково Усть – Пристанского района Алтайского края

2.3 Гора Синюха у села Колывань

2.4 Знаменский храм в городе Барнауле

3. Религиозный туризм на примере путешествия в Сорочий Лог

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.06 Кб (Скачать)

САНКТ –  ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ

Алтайский институт экономики 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: Религиозный туризм 
 
 

                                                                                   

                                                                       Выполнил студент :

                                                                       Закрылин Олег Геннадьевич

                                                                       Группа  №6511\ 4-4

                                                                       Проверил : Малахова А.В.

                                                                       Оценка________________________

                                                                       Подпись_______________________ 
 
 

Барнаул - 2012

                                                   Содержание 

Введение

1.Основные  формы и особенности религиозного туризма в России.

         1.1 Паломнический туризм

         1.2 Познавательные туры религиозной направленности

         1.3 Особенности организации религиозных туров в России

2. Религиозный  туризм в Алтайском крае

         2.1 Святыни Алтайского края

            2.2 Село Коробейниково  Усть – Пристанского района Алтайского края

           2.3 Гора Синюха у села Колывань

        2.4 Знаменский храм в городе Барнауле

3. Религиозный туризм на примере путешествия в Сорочий Лог

Заключение

Список  использованной литературы 

 

     Введение 

     Посещение святых мест издавна представляло собой  одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью  православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и, следовательно, они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

     В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает  свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами  познания. Следовательно, религиозные  ценности – это часть культурного  наследия и объекты туризма.

     Необходимо  отметить что, религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные  поездки по святым местам и религиозным  центрам. Они стремятся принять  участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях —  одним из важнейших.

     Религиозный туризм является составной частью современной  индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и  познавательные туры религиозной направленности.

     Паломников  интересует непосредственное участие  в религиозных культах. Социально-психологическая  база паломнического туризма уже, чем  религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вторичная, сопутствующая  задача или вообще мало интересны. Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.

     Цель  работы: рассмотреть особенности организации и перспективы развития религиозного туризма. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

     -проанализировать  основные формы религиозного  туризма;

     -выявить  специфику организации паломнических  туров;

     -рассмотреть  перспективы развития религиозного  туризма в России.  Объект курсовой работы: религиозный туризм.

Предмет курсовой работы: памятники и святыни религиозной направленности.            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Основные формы и особенности религиозного туризма в России. 

1.1 Паломнический туризм 

     Религиозный туризм — это самостоятельный  вид туризма. У него, как и у  других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм, религиозный  туризм экскурсионной направленности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых  объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение). Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами [8].

     В девяностые годы двадцатого века в  общественный лексикон вошло забытое  слово паломничество. Связи с  падением железного занавеса и открытием  границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки  не имели одной цели. Однако в  значительной мере людьми двигало желание  посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть  этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для  религиозного человека. Например, в  Святую Землю, в Грецию, в Египет [17]. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристские агентства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово паломничество. В связи с чем возникла необходимость определить искомое понятие. Паломничество pilgrimage хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

     Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит  религиозный характер и связано  с совершением богослужений и  молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное  с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому  паломничеству[10].

     Эта разновидность религиозного туризма  представляет собой совокупность поездок  представителей различных религий  с паломническими целями. Паломничество  мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей  побуждает много различных мотивов.

     Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные  таинства представляют собой самую  главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки  и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители  именно за духовной пищей. В-третьих, получение  благодати, духовного и физического  совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

     Паломничество предполагает определенное отношение  человека к действительности. Психологические  особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев  — глубоко религиозный человек  с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться  привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для  достижения своих духовных и нравственных целей.

     Одним из важных аспектов паломнических поездок  является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

     Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам  паломничеством считалась поездка  продолжительностью более 10 дней. В  зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и  зарубежные.

     Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они останавливаются на ночлег в  кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.

     Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы римского.

     Паломничество на Руси можно разделить на две  самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в  центре мирового Православия.

     В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется  тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую  шляпу), но их обязательной принадлежностью  был посох, котомка с сухарями (у более состоятельных — со сменной одеждой) и сосуд для воды.

     Сегодня возродилась традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха  Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных  сношений Московского Патриархата  организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества  в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических  поездок или походов по российским святыням.

     Православное  паломничество подразумевает ряд  присущих ему специфических особенностей. Прежде всего, это низкая комфортабельность  размещения паломников в монастырях. Юрий Минулин, директор работающей на туристическом рынке более 15 лет паломническом службы «Радонеж», свидетельствует, что гостиницы имеют лишь несколько монастырей. Бытовые неудобства отчасти компенсируются низкой стоимостью трехразового дневного питания в монастырской трапезной. Организаторы паломнических поездок в российские монастыри учитывают и то, что большинство в формирующихся группах составляют женщины.

Информация о работе Религиозный туризм