Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:58, реферат
Рекреология, т.е. наука об отдыхе, восстановлении сил человека, возникла не так уж давно примерно в 30-е годы XXв. Она вместе с рекреационной географией претерпела 3 этапа своего развития.
Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий - межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.
Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм - путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» - к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» - внутренний и выездной туризм; «международный туризм» - въездной и выездной.
1.3 Типы туристов.
При изучении туристического бизнеса очень важно правильно ответить на следующий вопрос: кто и какими туристскими услугами пользуется? При этом следует подумать о том, будут ли семьи г-на Иванова и г-на Сидорова отдыхать одинаково и совпадут ли их потребности в туристском продукте. Ответ однозначен - нет. В связи с этим всех туристов можно классифицировать по следующим признакам:
- в зависимости от их активности;
- в зависимости от стиля жизни.
Традиционно среди туристов по их активности во время отпуска выделяют шесть групп:
Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок и море.
Любители удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Применительно к ним чаще всего употребляются такие слова, как флирт, дальние расстояния.
Пример. Г-н М. просыпается около полудня и идет в плавательный бассейн. Там он встречает веселую компанию, они беседуют, пьют в баре коктейль, немного плавают и слушают музыку. После полудня г-н М. играет с другим отдыхающим в теннис. На вечер у него есть
договоренность на ужин. После ужина - посещение дискотеки, которая длится до утра.
Любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
Любители спортивного отдыха. В отличие от активно отдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт - их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.
Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. В данном типе выделяются три подгруппы: П1 П2 и П3 Туристы типа П1, посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимание не столько признанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать их атмосферу. Для него на передний план выдвигаются чувства и настроения. Туристы типа П3 имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа.
Любители приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному риску. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск - это возможность испытать себя.
Классификация туристов на группы в зависимости от стиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и его желаниями.
При выделении групп туристов в зависимости от стиля их жизни в основу положен не какой-то отдельный
критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени.
В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов: любители наслаждений, тенденциозные, семейные и исключительно отдыхающие туристы. При данной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты.
Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие - это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.
Пример. Члены семьи С. проводят свой отпуск в Альпах на берегу высокогорного озера. Они размещаются в гостинице в комфортабельных апартаментах с самым лучшим видом. Днем они занимаются серфингом и парусным спортом, для разнообразия играют в гольф и теннис. Для них важно, чтобы за ужином их хорошо обслужили и предложили разнообразное меню. После ужина они иногда ходят на дискотеку или встречаются со знакомыми в баре.
Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых - это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.
Пример. Г-жа Б. собралась по-настоящему отдохнуть во время отпуска. Она отправляется в небольшой пансионат. Днем она много катается на велосипеде и ходит в походы. Некоторое время она посвящает тому, чтобы насладиться одиночеством, ландшафтом, игрой света, оттенков. Если не позволяет погода и по вечерам она остается в пансионате, - читает, общается с другими отдыхающими. Вечером она посещает концерты.
Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.
Пример. Семья К. сняла на время отпуска домик для отдыха на берегу моря. Семья состоит из четырех человек. Чаще всего их можно найти на улице. Они играют в мяч, читают, загорают, купаются. Все домашние обязанности распределены: дети ходят за хлебом, каждый убирает за собой кровать, за покупками ходят всей семьей. Вечером они идут ужинать в ресторан или готовят сами. Если остаются дома, то все помогают готовить ужин.
Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать.
Глава II. Гостиничный бизнес: развитие и классификация.
2.1. Развитие гостиничного бизнеса в США.
Первые гостиницы в Северной Америке назывались постоялыми дворами и тавернами. Они значительно отличались от современных полносервисных отелей. Было бы интересно проследить эту эволюцию, особенно с финансовой точки зрения.
Эта индустрия, какой мы ее представляем себе по известным сегодня высокопрофильным компаниям, даже столетие назад была совершенно другой. Бостонские таверны не случайно были названы Патриком Генри «свечами свободы». Таверны «Зеленый дракон» и «Гроздь винограда» были местом встречи «сынов свободы» во время Американской революции. «Бостонское чаепитие» было спланировано в «Зеленом драконе».
Таверны были центром общественной жизни. Они процветали и не только в городах, но и вдоль больших дорог и, особенно, на перекрестках. Позднее и каналы тоже стали частью быстро развивающейся транспортной системы. Это и понятно: тогда, как и сейчас, путешествующие люди нуждались в пище, выпивке и месте для ночлега.
Первой гостиницей, открытой в Соединенных Штатах, был 70-комнатный City Hotel на Бродвее в Нью-Йорке. Это знаменательное событие произошло в 1794 г. За первым последовали и другие. Первым настоящим отелем — с коридорными, с регистратурой, с замками на дверях номеров и даже с бесплатным мылом для гостей был 170-комнатный Tremont House, открытый в Бостоне в 1829 г.
Возможно потому, что в Новом Свете не было царственных персон, отели, хоть и казались дворцами, но не царскими, а народными. Большинство из них были архитектурными шедеврами — с просторным вестибюлем, с бальным залом, с чудесами сантехники, а в некоторых случаях и с такими неслыханными в Европе того времени и удобствами, как лифт, первый из которых был смонтирован в нью-йоркском отеле на Пятой Авеню в 1859 г. Первым отелем с электрическим освещением был Hotel Everett на Парк-роуд, тоже в Нью-йорке.
Появление новых видов транспорта меняло природу гостиничной индустрии. Сначала железные дороги, открывшие путь на запад, подсказали планировщикам отелей идею строить их поближе к вокзалам курортных городов. И начиная с Hotel del Coronado неподалеку от Сан-Диего (штат Калифорния) и кончая пятизвездочном Breakers Resoit в Палм-Бич (штат Флорида) и знаменитым Greenbriar Resort в Западной Вирджинии, железнодорожные вокзалы и отели словно соревновались друг с другом в роскоши, даря пассажирам незабываемые впечатления. В Канаде железная дорога Canadian Pacific (CP) подарила своим пассажирам возможность не только лицезреть величественные Скалистые горы, но и останавливаться в отелях, построенных самой железной дорогой. И по сей день CP владеет крупнейшей в Канаде сетью гостиниц.
А потом появились автомобили. Первая гостиница для автомобилистов, мотель, был построен калифорнийским архитектором Артуром Хайнеманом в 1925 г. в Сан-Луис Обиспо (штат Калифорния), в городке, расположенном примерно в 200 милях от Лос-Анджелеса — в те дни до этого места приходилось ехать почти целый день. Хайнеман спроектировал свой мотель таким образом, что гости могли подруливать прямо к дверям своих одноэтажных бунгало или к примыкающему к бунгало гаражу. Всего таких бунгало было сорок, и они стояли вокруг внутреннего двора. Чтобы построить этот ансамбль, стилизованный под средневековую испанскую католическую миссию — с башенками, белой колоннадой и двориком, обсаженным деревьями,— было израсходовано $80 000, для тех времен огромная сумма.
Во время Депрессии 1930-х годов многие владельцы городских отелей не смогли выполнить свои обязательства перед банками, надолго отбив у них охоту ссужать деньги под строительство гостиниц. Поэтому после окончания Второй мировой войны и даже в 1950-е и в начале 1960-х годов в городах США строилось очень мало гостиниц. Сам Хилтон, вынашивающий свою идею создания гостиничной сети, не строил новые гостиницы, а приобретал и перестраивал старые, вроде Stevens Hotel в Чикаго (сейчас это Chicago Hilton and Towers) и Plaza в Нью-Йорке.
С другой стороны, строительство гостиниц и мотелей на дорогах Америки в 40-е, 50-е и 60-е годы шло полным ходом. Американцы осваивали дороги, и гостиничный бизнес начал подстраиваться под эти нужды. Аналогичным образом воздушный транспорт явился катализатором развития и реконструкции городских гостиниц и тех, что строились в районе аэропортов. В 1958 г. на линиях появился «Боинг-707», позволивший значительно сократить время трансконтинентальных и трансатлантических полетов. Деловые люди и отпускники переключились на этот транспорт, превратив его в мощнейшую индустрию, развернувшуюся по всему миру.
Оживление экономики в 1950-е годы позволило гражданам тратить больше денег на путешествия и туризм. С развитием железнодорожного, автодорожного (легковая машина и автобус) и воздушного транспорта общество становились более мобильным. Эта мобильность, в свою очередь, помогла трансформации гостиничного дела из индустрии малых предприятий, находящихся обычно в частном владении и управлявшихся на независимой основе, в современную индустрию с разнообразными способами владения и управления: франчайзинг, партнерство, аренда и управление по контракту.
Франчайзинг
Франчайзинг как система хозяйствования широко применяется в индустрии гостеприимства. Ее суть состоит в том, что компания привлекает деньги со стороны и с их помощью, развивается гораздо быстрее, чем могла бы развиваться на свои собственные средства. Компания, сохраняя за собой лицензию, по-прежнему пользуется определенными правами, например, правом использовать свои фирменные знаки, выверенную технологию, методики, систему резервирования, отработанные маркетинговые процедуры, систему скидок и т. д. Покупающий у компании лицензию подписывает контракт на самостоятельное управление частью ее собственности (ресторан, гостиница и т. д.) в соответствие с условиями, оговоренными с держателем лицензии. Франчайзинг выгоден для компании, которая получает таким образом возможность нормально развиваться, и для донора, у которого есть деньги и желание работать, но не хватает опыта и репутации. Некоторые корпорации передают на франшизу отдельные торговые точки, другие — целые предприятия.