Развитие туризма в Украине. проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель и задача работы: изучить международный туризм как форму экономических отношений, определить степень проблем и перспектив, а так же изучить и проанализировать развитие и уровень туристического бизнеса в Украине.

Работа содержит 1 файл

Курсак.docx

— 79.33 Кб (Скачать)

            Крупнейшие гостиничные комплексы  объединяются через автоматизированные  системы управления и распределения  гостиничного фонда в так называемые  “цепи”, что позволяет быстро  и точно учитывать каждую индивидуальную  сделку и с минимальными затратами  времени производить резервирование  мест в гостиницах, на транспорте  без задержки выдавать всю  расчётную документацию и осуществлять  платежи. Всего в мире насчитывается  около ста таких гостиничных  “цепей” с общим числом номеров  1,6 млн. Ведущие из них - “Holiday Inn”, “Sharaton”, “Hilton”.

          Важной особенностью современного  этапа развития международного  туризма и изменения его организационных  форм является проникновение  в туристический бизнес транспортных, торговых, банковских, промышленных, страховых  компаний. Транспортные компании  предоставляют как отдельные  виды услуг, так и самостоятельные  разработанные туры на основе  гостиничной базы. Такие фирмы организуют обслуживание на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условиях туроператора. Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туристических услуг примерно с начала 70-х годов. Это относится, в основном, к крупным розничным концернам и к торгово-посылочным фирмам.

         Первоначально универсальные магазины, стремясь улучшить обслуживание  клиентуры, сдавали в аренду  свои помещения для деятельности  турагенств. В дальнейшем, по мере спроса, они перешли к практике организации в своём составе формально не зависимых туристических фирм с ограниченной ответственностью, которые затем стали их дочерними фирмами.

         В целях быстрого и прочного  завоевания рынка эти компании  начали калькулировать цены на  туры с расчётом лишь на  минимальную прибыль, что было  возможно благодаря громадному  капиталу торговых фирм. Промышленные  фирмы, представляющие в первую  очередь отрасли, обслуживающие  туристический бизнес, на основе  системы участия стали приобретать  и включать в свою структуру  туристические фирмы. Заметно  усилилось проникновение банков  и страховых компаний в сферу  международного туризма путём  приобретения всего или части  контрольного пакета акций. Обладая  разветвлённой сетью филиалов  и обширным штатом страховых  агентов, банки и страховые  компании стали успешно осуществлять  эти операции, получая дополнительную  прибыль за счёт экономии на  комиссии, выплачиваемой турагенту. Туры, предлагаемые банками, как правило, дешевле, чем у турагентов. Кроме того, банки и страховые компании имеют собственные автоматизированные системы учёта и управления, в памяти которых заложены все основные данные о вкладчиках и застрахованных лицах. Это позволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации, предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам и средствам.

          Дисконтные карточки, выпускаемые банками, в отличие от кредитных и дебетовых пластиковых, являющихся платёжным средством, не предназначены для оплаты, но дают своим владельцам права на самые разнообразные скидки. В мире существует несколько глобальных систем дисконтных карточек. Лидирующее положение занимают “ETN”, “IAPA”, “COUNTDOWN”.

       В условиях, когда конкуренция  в туристском бизнесе и индустрии  отдыха и развлечений очень  высока, владельцы отелей принимают  участие в дисконтных программах, так как бесплатная информация  о скидках, которая даётся в  каталогах для владельцев карточек, привлекает потенциальных клиентов. Банковские структуры также заинтересованы  в распространении карточек. Они  выдают их как дополнение к  эмитируемым кредитным карточкам  бесплатно или гораздо дешевле  розничной цены, тем самым, расширяя  спектр услуг для своих клиентов.

      География дисконтных карточек  очень разнообразна, наиболее популярно  “ETN-CARD”. Для путешественников  эта система является клубом, членство в котором позволяет  уменьшать дорожные расходы. К  преимуществам использования карточек  “ETN” относят:

-- скидки  для владельцев от 20 до 50% стоимости  в десяти тысячах отелей в  175 странах мира, в том числе  в Российской Федерации и в  странах СНГ. В США в 400 отелях  владелец карточки заплатит 50% от  стоимости номера [3;  321];

-- широкую  систему скидок в ресторанах (от 20 до 50%) [3; 321];

-- снижение (до 1/3) тарифов при оплате аренды  автомобиля;

-- скидка  при покупке авиа -, железнодорожных, автомобильных билетов в размере 3-10% [3; 321];

-- возможность  бесплатно получить карточки  “ETN- Telecard” и “Sprint Fonecard”, позволяющие вести телефонные переговоры по льготным тарифам.

          При получении карточки владельцу  выдаётся иллюстрированный каталог  с адресами сервисных служб,  входящих в систему. Выбрав  отель, владелец заказывает скидку  на резервирование номера. Часто  эту процедуру берёт на себя  сама дисконтная система.

          Кроме распространения дисконтных карточек, банки реализуют дорожные чеки. Система дорожных чеков схожа с системой аккредитивов, но, в отличие от последних, можно не только обменивать в банке на деньги, но ими можно расплачиваться в магазинах, которые их принимают.

        Дорожные чеки позволяют обезопасить  деньги от кражи, так как  платёжный документ становится  действительным только после  сличения подписи владельца с  подписью на корешке книжки. В  отличие от пластиковых карточек, для приобретения чека не обязательно  иметь счёт в банке.

            Дорожный чек ещё называют  туристским чеком, под которым  понимается платёжный документ, денежное обязательство выплатить  обозначенную в нём сумму валюты  его владельцу.

            В Европе с 1968 года широкую  популярность приобрёл еврочек -- чек в евровалюте, который выписывается банком без предварительного взноса клиентом наличных денег в счёт банковского кредита сроком до месяца. Чек оплачивается в любой стране-участнице соглашения “Еврочек”, к которым относятся страны евро союза.

            На мировом рынке сравнительно  недавно появился новый вид размещения - тайм-Шер. Это не продажа стандартной недвижимости и не размещение в гостинице, а среднее между ними - собственность, ограниченная по пользованию во времени. За единицу времени принимается одна неделя.

тайм-Шер-индустрия  состоит из двух частей:

-- продажа клубов  или апартаментов, разделённых на  недели;

-- обмен этих  недель через единый центр  по обмену, называемый клубом  для отдыха, где собственники  могут обменяться своими неделями.

        В мире насчитывается пять  обменных организаций, среди которых  лидируют “RCI”и “II” (Interval International).

        Индустрия тайм-Шера неуклонно  развивается с начала семидесятых  годов. С 1989 года мировое число  курортов, работающих по системе  тайм-Шер, возросло на 600%, годовой  объём продаж недель увеличился  на 300%. К 1994 году в мире было  продано тайм-Шеров на четыре миллиарда долларов [19; 31].

         С ростом популярности тайм-Шеров менялась и сама индустрия. Если в годы формирования она привлекала в основном мелких предпринимателей, то сейчас ею занимаются такие корпорации как “Хилтон”, “Марриот”, “Дисней”, “Шэратон”, “Баррат”, “Вамли”.

        Сегодня тайм-Шер является одной  из наиболее быстро развивающихся  отраслей индустрии отдыха. Он  считается самой современной  технологией в области между  туризмом и недвижимостью. 

       Курорты тайм-Шер есть в 75 странах.  Европа занимает второе место  по развитию тайм-Шера после  США. Многие принимающие страны  рассматривают тайм-Шер как существенный  элемент всей системы организации  отдыха. В большинстве регионов  он расширяет сезон каникул,  способствует продолжительному  экономическому росту, улучшает  перспективы для инвестиций, повышает  занятость.

       Как и любая другая сфера  хозяйственной деятельности, индустрия  туризма является весьма сложной  системой, степень развития которой  зависит от степени развития  экономики страны в целом.

       На промышленно развитые страны  приходится свыше 60% всех прибытий  иностранных туристов и 70-75% совершаемых  в мире поездок. При этом  на долю ЕС приходится около  40% прибытий туристов и валютных  поступлений [3;  324].

       За последние десять лет развитие  туризма характеризуется стойкими  темпами роста. Исключением был  2001 год, когда количество туристических  пребываний в мире в целом  снизилось на 0,6% в связи с террористическими  актами в США 11 сентября 2001 года  и военными конфликтами на  Ближнем Востоке. Однако, уже в 2002 году показатели выровнялись. Согласно данным ВТО общее количество международных пребываний составляло 715 млн., что превысило уровень рекордного 2000 года [Вестник КНТЕУ 1/2006, с. 16 - 17]. Согласно данным ВТО, среднегодовые темпы роста пребывания туристов за 1985 - 2006 гг. составляют 5,1%, а валютных поступления - 9,7% [30, с. 63 - 64.].

        Лидерами на мировом рынке  туристических услуг остаются  Франция, Испания, Италия, США  и Китай (см. табл. 1.1.).

        По основным экономическим показателям  в сфере туризма Украина значительно  отстает от проводных стран  мира. Часть туристической и курортной  области в ВВП страны составляет только 0,5%, что в 8,8 раза меньше по среднемировым показателям, а часть туристических услуг во внешнеторговом обороте услуг - 12,5% - меньше, практически, в три раза [28; 16 - 17].

Таблица 1.1.

Страны-лидеры на мировом рынке туристических  услуг, 2001 - 2002, 2005 гг.

 
Страны  Туристические пребывания, млн. чел. Рейтинг страны  
  2001 2002 2005 2001 2002 2005  
США 72,3 45,4 49,4 1 3 3  
Испания 32,9 51,7 55,6 2 2 2  
Франция 30,0 76,3 76,0 3 1 1  
Италия  25,8 39,1 36,5 4 4 5  
Китай 17,8 36,7 46,8 5 5 4  
               

  данным ВТО, сравнительно с предыдущим столетием, в I ст. будут происходить значительные изменения в перераспределении туристических потоков. Основные зоны мирового туризма переместятся из Средиземноморского региона в Тихоокеанский с преобладанием авиатранспортных перевозок.

1.2. Индустрия международного  туризма как сфера  услуг

        Итак, туризму, принадлежащему к  сфере услуг, присущи все те  особенности, которые были перечислены  выше.

Можно выделить следующие виды туризма.

  1. Экскурсионный туризм - путешествие в познавательных целях. Это одна из наиболее распространенных форм туризма.
  2. Рекреационный туризм - путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма.
  3. Деловой туризм - поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. В связи с всеобщей интеграцией и установлением деловых контактов деловой туризм из года в год приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д. Обращение к туристическим фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. В таких случаях большое значение приобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных залов, установка оборудования для связи и т.д.
  4. Этнический туризм - поездки для свидания с родственниками. Туристские агентства помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов,       виз и т.д.
  5. Спортивный туризм - поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики и просто желающие соприсутствовать на соревновании.
  6. Целевой туризм представляет собой поездки на различные массовые мероприятия.
  7. Религиозный туризм - путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий.
  8. Караваннинг - путешествие в небольших мобильных домиках на колесах.
  9. Приключенческий (экстремальный) туризм - туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда с опасностью для жизни.
  10. Водный туризм - поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам.

Информация о работе Развитие туризма в Украине. проблемы и перспективы