Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 18:39, реферат
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
Высший
совет физической культуры, при котором
была сформирована Всесоюзная секция
туризма.
В годы
Великой Отечественной войны
туристско-экскурсионная
В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов
(ВЦСПС)
принял решение о
Краснодаре
и др. Перед ними стояла задача восстановления
разрушенного войной туристского хозяйства
страны, создания условий для широкого
развития туризма.
В послевоенное
время восстанавливалась и
Возрождение
туристского хозяйства началось
с первых же послевоенных лет. В Сочи,
Грузии, на Урале был произведён
ремонт баз, на которых во время войны
располагались военные
Краснодарском
крае, в 1948г. – в Бахчисарае, Ленинградской
области. С каждым годом росло число туристских
учреждений. В это время широкое распространение
получил спортивный, самодеятельный, семейный
и детский туризм.
С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан
СССР.
В начале
1960-х годов стала
Поэтому
организовывались Советы по туризму, которые
разрабатывали и осваивали
Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами
(автобусами, поездами, теплоходами).
С 1960-х
годов получил распространение
туристско-экскурсионный отдых
Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.
Т.о., туристские
путешествия организационно-
Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус
Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.
В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.
Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым.
Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах.
Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.
Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.
Кроме
восстановления разрушенного войной туристского
хозяйства, развития различных видов
туризма организационно-
АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД (1970-1990г.г.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке. С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.
Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с
1969г.) открыл
Центральные туристские курсы
повышения квалификации
Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.
В октябре
1980г. в постановлении Центрального
Комитета КПСС, Совета министров СССР
и ВЦСПС “О дальнейшем развитии
и совершенствовании туристско-
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.
В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове,
“Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.
Основными
чертами административно-
ПЕРЕХОДНЫЙ
ПЕРИОД (С 1990г.)
Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Формирование российского туристского рынка началось с 1990г.
Одновременно шло три процесса:
1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
2. создание
новых предприятий, которые
3. модификация
старых туристских предприятий
путём перестройки на
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
(отсутствие выездного туризма в СССР);
(лучшие
условия проживания и
Развитию
туризма был нанесён
Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее
приоритетными направлениями