Развитие туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Работа содержит 1 файл

Развитие туризма в России.docx

— 43.42 Кб (Скачать)
y">Развитием массового самодеятельного и  спортивного туризма занимался

Высший  совет физической культуры, при котором  была сформирована Всесоюзная секция туризма. 

В годы Великой Отечественной войны  туристско-экскурсионная деятельность была прекращена; материально-техническая  база подверглась разграблению и  разрушению. Работа ТЭУ возобновилась  только в 1945г. 

В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет  Профессиональных Союзов

(ВЦСПС)  принял решение о возобновлении  деятельности Туристско- экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму,

Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма. 

В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных  учреждений. Однако этот процесс шёл  медленно. 

Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны  располагались военные организации. Уже в 1946г. открылись новые, послевоенные базы в Калининской области и  Эстонии, в 1947г. – в

Краснодарском крае, в 1948г. – в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. 

С целью  развития молодёжного международного туризма в июне 1958г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными  группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в  зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан

СССР. 

В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность.

Поэтому организовывались Советы по туризму, которые  разрабатывали и осваивали туристские маршруты. 

Во многих крупных городах создавались  бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными  транспортными средствами

(автобусами, поездами, теплоходами).

С 1960-х  годов получил распространение  туристско-экскурсионный отдых в  выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия.

Все виды туристской деятельности в стране развивались  при поддержке государства и  профсоюзов.

Т.о., туристские путешествия организационно-централизованного  периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Развитием плановых туристских путешествий занимался  Центральный совет по туризму  и экскурсий. Он выпускал путёвки  на маршруты, имеющих статус

Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении  республиканских, краевых и областных  советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.

В 1960-е  годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны  линейные, кольцевые и радиальные маршруты.

Плановые  маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят  название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым.

Много плановых маршрутов относилось к  радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах.

Наряду  с плановым туризмом развитие получил  самодеятельный туризм, который организовывался  туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.

Также существовали маршруты с активными  способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.

Кроме восстановления разрушенного войной туристского  хозяйства, развития различных видов  туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами: 

  • создание  материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
  • лимитирование внешнего (выездного) туризма.
 

АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ  ПЕРИОД (1970-1990г.г.)

Развитие  туризма в этот период происходило  в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались  на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные  показатели планов, которые брались  за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали  жёсткому контролю.

Туризм  использовался как средство воспитательного  воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились  всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в  воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой  работе, спортивной тренировке и закалке. С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с

1969г.) открыл  Центральные туристские курсы  повышения квалификации туристско-экскурсионных  работников и Центральное рекламно-информационное  бюро “Турист”, которое выпускало  методическую литературу по туризму  и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.

Туристско-экскурсионное  дело превратилось в крупную отрасль  обслуживания населения, прочно вошло  в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных  туристских учреждений круглогодичного  действия, расширение объёмов туристского  обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг. В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

Важным  направлением деятельности туристских организаций в начале 1980х годов  было исследование и изучение туристско-экскурсионных  возможностей краёв, областей, республик  и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных  регионах.

В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая  база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные  комплексы в крупных городах  страны (“Измайлово” и “Салют”  в Москве, “Турист” в Пскове,

“Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

Основными чертами административно-нормативного периода являются:

  • развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
  • распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
  • создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
  • создание научной основы изучения туризма.
 

ПЕРЕХОДНЫЙ  ПЕРИОД (С 1990г.) 

Этот  период развития российского туризма  характеризуется переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка  в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного периода:

  • переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
  • формирование туристского рынка на основе новых законов;
  • использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
  • изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
  • невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
  • возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
  • рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
 
 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО  ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Формирование  российского туристского рынка  началось с 1990г.

Одновременно  шло три процесса:

1. распад  предприятий старого типа (экскурсионных  бюро, бюро путешествий;

2. создание  новых предприятий, которые впоследствии  стали называться туроператорами или турагентами;

3. модификация  старых туристских предприятий  путём перестройки на разработку  туристского продукта, имеющего  спрос у российского потребителя. 

На первом этапе развития рынка разрабатывались  в основном выездные туры. Многолетний  дефицит выездного туризма в  СССР сформировал повышенный спрос  на внешний туристский продукт. Некоторые  страны ввели ряд мер по привлечению  российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной  характер российского  туризма был обусловлен следующими причинами:

  • новизна иностранного продукта для российского потребителя

(отсутствие выездного туризма в СССР);

  • упрощение порядка выезда;
  • расширение внешних деловых контактов;
  • увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
  • доступность цен на выездные туры;
  • большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта

(лучшие  условия проживания и гостиничный  сервис в целом, комфортабельный  транспорт в турах и транстурах).

Развитию  туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в  России вследствие экономического кризиса (август 1998г.).

Многие  фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного  туризма. Это дало возможность приостановить  процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее  приоритетными направлениями внутреннего  туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи,

Информация о работе Развитие туризма в России