История развития туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождающие путе¬шественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий восприни¬мался как отмеченный и оберегаемый богом человек. Перед лю¬бым предстоящим походом обязательно совершались сложные об¬ряды, во время которых приносились обильные жертвы богам, чтобы они максимально оберегали странников.

Содержание

01 – 1. Возникновение первых элементов туризма на Древнем Востоке и в античности…………………………………………………………………………3
02 – 5. Роль русской интеллигенции в становлении массового туризма……...6
03 – 7. Организатор элитарного туризма – « АО Советский турист», 1928 г…8
04 – 9. Первый международный слет самодеятельных туристов на озере Селигер. Центральный клуб туристов. Создание Федерации туризма при союзе спортивных обществ и организаций СССР……………………………...9
05 – 3. Введение дисциплины «Туризм» в учебные программы……………..13
Список использованной литературы……………………………………….......17

Работа содержит 1 файл

ист разв туризма.docx

— 40.01 Кб (Скачать)

  Содержание 

01 – 1. Возникновение  первых элементов туризма на  Древнем Востоке и в                           античности…………………………………………………………………………3

02 –  5. Роль русской интеллигенции  в становлении массового туризма……...6

03 –  7. Организатор элитарного туризма  – « АО Советский турист», 1928 г…8

04 –  9. Первый международный слет самодеятельных  туристов на озере Селигер.  Центральный клуб туристов. Создание  Федерации туризма при союзе  спортивных обществ и организаций  СССР……………………………...9

05 –  3. Введение дисциплины «Туризм»  в учебные программы……………..13

Список  использованной литературы……………………………………….......17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  01 -1. Возникновение первых элементов  туризма на Древнем Востоке  и в античности.

  Путешествия на Древнем Востоке являлись составной  частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождающие путешественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий воспринимался как отмеченный и оберегаемый богом человек. Перед любым предстоящим походом обязательно совершались сложные обряды, во время которых приносились обильные жертвы богам, чтобы они максимально оберегали странников.

  У большинства народов древности  был миф о Всемирном потопе. И всегда бог (боги) сохранял жизни праведнику и его семье, «разрешив» путешествие по бушующим волнам во время катаклизма. Затем эти «туристы» становились основателями рода человеческого.

  На  Древнем Востоке явственно проступили черты всех видов туризма. Некоторые  из них, такие как паломнический  и научный, даже были неплохо развиты. Морские и речные путешествия также были хорошо известны жителям древних цивилизаций Востока. 

  Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времен, что нашло свое отражение в мифах. К наиболее известным относится миф об аргонавтах. Согласно Диогену, первым известным изложением этого похода была поэма критского жреца и философа Эпименида, жившего в VII в. до н. э. Его сочинение не сохранилось, но двумя веками позже поэт Пиндар вновь возвращается к этому сюжету, правда, его поэма была чересчур краткой.

Море играло огромную роль в жизни древнегреческих  племен, населявших побережье Балканского  полуострова, многочисленные острова Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Море не только давало им пишу, но и связывало с другими странами и народами. Поэтому греки чаще всего путешествовали морем. Путешествиям внутри страны мешало отсутствие удобных дорог. Некоторые подобия дорог в виде гатей прокладывались в низинных и болотистых местах. Археологам удалось обнаружить остатки подобной дороги в Беотии, ширина которой достигала 6,5 м.

В Древней Греции существовали гостиницы, но в них  не всегда кормили. Поэтому путешественники  провизию возили с собой. Чаще всего  останавливались у друзей и знакомых. Гостеприимство было естественной составной  частью быта. Во всех домах состоятельных  людей были особые комнаты для  гостей. Впрочем, если места в доме гостю не хватало, он мог разместиться под портиком дома на открытом воздухе, климат Греции по большей части делал  это возможным.

К особому виду путешествий надо отнести великую  греческую колонизацию. Причины этого явления были самыми разнообразными: страсть к приключениям и склонность к переменам, излишек населения, сосредоточение земель в руках аристократии, общественные раздоры, бедствие, разражавшееся над какой-нибудь страной, приговор об изгнании, иностранное завоевание, необходимость отыскивать внешние рынки. Колонизация сила организованный характер. Первоначально обращались к оракулу, чаше Дельфийскому, с просьбой указать место для будущего города. В каждой метрополии существовали сборники религиозных обрядов по случаю предстоящей колонизации и закладки нового города. Из городской казны выделялись средства для строительства корабля, составлялся список семейств, которые собирались переселяться. Но могла быть и вынужденная политическая эмиграция.

В Древней Греции зарождается курортология, лечебный туризм. Храмы Асклепия – бога врачевания – стали возникать в глубокой древности, в классический период (V–IV вв. до н. э.) их было не менее 60. Они возводились вдали от городов, на возвышенностях, в местах со здоровым климатом. Жрецами в этих храмах были люди, занимающиеся медициной.

Паломничество было очень распространено в Древней  Греции. Особенно часто посещался  знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями.

  По  всей вероятности, спортивный туризм возник в Древней Греции. Олимпийские  игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния  после летнего солнцестояния. О  начале Олимпийских игр греков извещали специальные послы – феоры, которые  рассылались по всем греческим полисам, достигая самых отдаленных, расположенных  в Северной Африке и на побережьях Черного и Азовского морей. Феоры  на время Игр провозглашали священный  мир:

  с того дня, как будет объявлен священный  месяц – проведение Игр, враждебные действия должны быть прекращены по всем греческим странам;

  Олимпия – место проведения Игр, неприкосновенна  для всех народов, принимающих участие  в празднествах;

  любые чужеземные воины должны сложить  оружие, вступив на землю греков. В противном случае их поразит  проклятие богов;

  на  воина, нарушившего перемирие, налагается штраф в 2 мины;

  проклятие и штраф должно было постичь любого, кто совершит насилие над путешественником, отправившимся на празднество в Олимпию.

  Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, в первую очередь, депутаты городов, заключивших договоры гостеприимства с элидским государством, во-вторую, феоры. Как правило, их размещали и кормили за счет принимающей стороны, в данном случае – Элиды.

  Туристов  было великое множество. Стадион  вмещал до 40 тыс. человек, причем это  были только мужчины. Замужние женщины  не допускались на сами соревнования под страхом смертной казни. Но на Игры приезжали очень часто семьями. Одни приходили пешком, как в свое время Сократ: от Афин до Олимпии можно было дойти за пять-шесть дней; состоятельные люди, как правило, приезжали в экипажах, привозя с собой палатки, в которых и жили на протяжении всей Олимпиады. Многие плыли морем до устья Алфея, а затем поднимались вверх по реке до самой Олимпии.

  Развлекательный бизнес был поставлен на широкую  ногу. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Специально возводились для этого торговые ряды. Туристы осматривали древние храмы, желающие за определенную плату могли послушать гида, рассказывающего различные легенды. Большой популярностью пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повторяли произнесенные слова. Перед главным алтарем почти всегда толпился народ, чтобы посмотреть на жертвоприношения или понаблюдать за процессией жрецов (как в наши дни за сменой почетного караула).

Говоря о путешествиях эпохи эллинизма, в первую очередь  следует упомянуть Восточный поход Александра Македонского, длившийся почти 10 лет. Об этом походе писали Плутарх, Диодор, Арриан, Страбон и многие другие авторы древности. Некоторые историки считают, что уже сам поход можно считать проявлением эллинизма, так как он является ключом к началу новой эры и ее пониманию. Благодаря этому походу греки и македонцы познакомились с малоизвестными, а то и совсем неизвестными до этого народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, и деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода.

02- 5. Роль русской  интеллигенции в становлении  массового туризма.

Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму  со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции  использовать туризм и экскурсионную  деятельность для просвещения народа – все это сформировало необходимые  предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. Общества “Крымско-Кавказское горный клуб” и “Клуб велосипедистов-туристов”, возникшие на рубеже веков, являлись ведущими туристскими организациями в Российской империи.

Следует подчеркнуть, что туризм в России в 19в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права  в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения  был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными.

В российской СКС  массовый туризм имеет очень давние традиции, хотя знают об этом не многие по той причине, что российское понятие  туризма несколько отличается от западного. И действительно, существует много различий: иные формы организации  массового туризма, несколько иные виды занятий во время отдыха, особый подход к выбору районов для рекреации. Тем не менее, при научном анализе  массового туризма можно констатировать, что, как явление, он возникает в  российской и западной СКС одновременно. Развитие туризма также идет параллельно, хотя и существенно различными путями. Связано это с тем, что массовый туризм есть явление социо-культурное, направленное на освоение определенных территорий. В разделе, посвященном  рекреационному районообразованию, мы детально проанализировали этот процесс. Различия российской и западной СКС  определили и разницу в развитии форм массового туризма.

Российская империя, а затем СССР имели площадь  более 22 миллионов квадратных километров. Это гигантская территория, на которой  выделялось несколько регионов с  ярко выраженной рекреационной специализацией. Первым таким регионом стал Кавказ, вернее, Северный Кавказ; вторым по времени  освоения - Крым. В советский период мощные рекреационные центры сформировались в Прибалтике и Западной Украине. В каждом из этих районов развитие массового туризма шло несколько различными путями. Основные различия связаны со спецификой местных условий и временем становления рекреационной специализации района. Кроме того, важную роль играло сочетание рекреационной специализации с остальными хозяйственными специализациями региона. Несмотря на различия, во всех указанных районах прослеживаются и общие закономерности, которые корректно описываются пространственно-временными моделями

03-7.Организатор  элитарного туризма – АО «Советский  турист»,1928 г.

В 1925-1928 гг. функционировало государственное акционерное общество “Советский турист” (ГАО “Совтур”), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путёвкам, обслуживало группы отдыхающих по заранее определённым маршрутам общеобразовательного и краеведческого характера. В обязанность входило создание сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма. 

Была сформирована база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма. Создавались коммерческие организации, предлагающие для платёжеспособного населения путешествия и экскурсии познавательной направленности, а также отдых в Крыму и наКавказе.

Однако базы “Совтура” превратились в базы отдыха, обслуживающие в основном своих акционеров и членов их семей, т.е. высокооплачиваемую интеллигентскую  прослойку. Рабочим же было трудно получить на них место.

Этот период характеризуется следующими тенденциями:

• создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;  
• формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;  
• создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;  
• формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;  
• появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.

04- 9. Первый международный  слет самодеятельных туристов  на озере Селигер. Центральный  клуб туристов. Создание Федерации  туризма при союзе спортивных  обществ и организаций СССР.

Высокими темпами  развивается самодеятельный туризм во второй половине 50-х годов. С одной  стороны, заметны усилия профсоюзов, стимулирующих развитие самодеятельного  туризма, с другой - инициатива и  активность самих туристов по совершенствованию  управления самодеятельным туризмом. 
Ярким примером может здесь служить появление в Ленинграде Клуба туристов в 1957 году. Он возник на Васильевском острове в одной из небольших комнат Дворца Культуры им. С.М. Кирова. Родился клуб достаточно своеобразно, в 1956 году вышло Постановление Президиума ВЦСПС об открытии при профсоюзных учреждениях прокатных баз туристского снаряжения. Тогда в одном из помещений Дворца Культуры открыли такую базу.

Информация о работе История развития туризма в России