Развитие туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Работа содержит 1 файл

Развитие туризма в России.docx

— 43.42 Кб (Скачать)
 
 
 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1890-1917г.г.). 

Основатели  обществ заложили фундамент туризма  в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций.

Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с  целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники  общества не только сами изучали природные  богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался  природой. 

Наиболее  массовой туристской организацией дореволюционной  России был

Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок. 

Русский туринг-клуб являлся членом международной туристской организации, поддерживал связи с зарубежными обществами и имел представителей за рубежом. Клуб издавал журнал “Русский турист” и ежегодник. 

По примеру  туринг-клуба стали образовываться различные велосипедные общества и группы в других городах России. Однако эти первые организации были малочисленными, объединяли людей, любивших путешествия и имевших средства для приобретения дорогостоящего велосипеда. Поездки проводили не более двухсот вёрст. 

Постепенно  Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ). Основной целью общества содействие развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности. Общество имело свой устав из 35 статей. Так, 10 статья “Кто не может быть членом общества” гласила: 

1) профессиональные  велосипедисты;

2) исключённые  из другого общества;

3) учащиеся  учебных заведений;

4) находящиеся  на действительной военной службе, низшие чины и юнкеры;

5) те, кто  имеет ограничения прав по  суду. 

Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание журнала “Русский турист”, “Дорожника” и ежегодника, представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов. 

Несмотря  на некоторые успехи, РОТ не превратилось в мощную туристскую организацию, в  основном, из-за пассивности её членов. Однако оно оставило след в истории  туризма. Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и различные  районы России, и другие страны. 

В 1901г. в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого являлось содействие развитию путешествий в  горах. По инициативе общества было построено  несколько горных хижин и гостиниц. 

Работу  по туризму на Северном Кавказе проводило  Кавказское горное общество (КГО) в  Пятигорске. Члены общества организовывали ученические и общедоступные  экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных Вод, содействовали  туристам и учащимся в организации  экскурсий в глубь Кавказа, устанавливали указатели на тропах, устраивали приюты, давали в пользование горное снаряжение. Первое десятилетие XXв. для туризма на Кавказе характеризовалось развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ посещали и иностранные туристы. 

Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два больших теплохода  того времени “Великая княжна Ольга  Николаевна” и “Великая княжна Татьяна Николаевна”. 

Т.о., предпринимательский  период характеризуется познавательно- экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий. 
 

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ  РАБОТА В 1917-1930г.г. 

Этот  период характеризуется созданием  социально-экономических условий, зарождением  и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции  народного хозяйства, развёртывания  культурной революции возникали  первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых  трудящихся и удовлетворять их потребности  в изучении культурных ценностей  и природы

Родины. 

В некоторых  обществах были созданы подразделения, которые проводили экскурсии  и туристские походы за город. В 1920г. образовалось Объединённое лекционно-экскурсионное  бюро, цель которого была широкая пропаганда пролетарского туризма и экскурсий. Для рабочих и служащих туристские вылазки устраивали профсоюзы. Эту  работу проводили энтузиасты на внештатной основе. Они разрабатывали туристские программы и маршруты. 

По мере возрастания интереса населения  к туризму и экскурсиям встал  вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции  стали готовить экскурсоводов групп  и так называемых организаторов  туризма. 

Определённые  меры по развитию туризму принимались  со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической  базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация  занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов и т.д. 

Первыми профессиональными кадрами в  советском туризме стали учителя  и комсомольские активисты. 

При комсомольских  комитетах создавались бюро туризма. Перед бюро ставились задачи содействия местным “обществам массовых путешествий, ведения справочно-инструкторской работы. При них были созданы секции: краеведения, лагерного, дальнего, пригородного туризма. Они накапливали туристские материалы (карты, описания маршрутов); было установлено сотрудничество с  учреждениями общественного питания, транспортными, гостиничными, коммунальными  и другими службами. Подобная деятельность способствовала организационному становлению  туризма. 

Объединение усилий профсоюзов и комсомола по вопросам туристской работы позволило  ввести льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения  для туристских лагерей, накапливать  снаряжение, т.е. предоставлять трудящимся туристские услуги, частично оплачиваемые профсоюзами. 

Наряду  с этим была сформирована база для  элитного отдыха и оздоровления, а  также рынок элитного выездного  туризма. Создавались коммерческие организации, предлагающие для платёжеспособного  населения путешествия и экскурсии  познавательной направленности, а также  отдых в

Крыму и на Кавказе. 

В 1925-1928г.г. функционировало государственное  акционерное общество

“Советский  турист” (ГАО “Совтур”), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путёвкам, обслуживало группы отдыхающих по заранее определённым маршрутам общеобразовательного и краеведческого характера. В обязанность входило создание сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма. 

Однако  базы “Совтура” превратились в базы отдыха, обслуживающие в основном своих акционеров и членов их семей, т.е. высокооплачиваемую интеллигентскую прослойку. Рабочим же было трудно получить на них место.

Этот  период характеризуется следующими тенденциями: 

  • создание  мелких и средних коммерческих предприятий  туристской направленности;
  • формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;
  • создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;
  • формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;
  • появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ПЕРИОД (1930-1970г.г.) 
 

В 1927г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное

Российское  общество туристов (РОТ), которое после  конференции было переименовано  в Общество пролетарского туризма  и экскурсий (ОПТЭ).

Общество  имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества. 

При туристско-экскурсионной  работе оно ориентировалось на пожелания  трудящихся. Особое распространение  получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм.

ОПТЭ  осуществляло 90% туристско-экскурсионной  работы в стране.

Деятельность  общества охватывало не только взрослое население страны.

С 1929г. при нём были организованы детские  туристско- экскурсионные станции.

Возрастающая  массовость туризма требовала развития материальной базы.

Основным  источником накопления финансового  фонда явились взносы коллективных и индивидуальных членов. 

С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические  журналы: “Всемирный турист”, “На  суше и на море”, ежемесячник “Турист-активист”. 

В различных  городах России открывались магазины “Турист”, где для членов общества была установлена скидка.

В 1929г. была основана Всесоюзное акционерное  общество “Интурист” (ВАО

“Интурист”), что было связано с началом  развития иностранного туризма и  упорядочением приёма зарубежных гостей.

К началу 1930-х годов экскурсионный и  спортивный туризм стал массовым явлением. 

Увеличение  объёма деятельности, расширение сети туристских организаций, разработка новых  маршрутов, улучшение материально-технической  базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить  практических работников туристского  аппарата, персонала обслуживающих  предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов. 

В то же время в туристском движении стали  накапливаться трудности и образовался  ряд проблем: несоответствие между  ростом туристско- экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных специалистов по туризму. 

К этому  времени сложились два основных направления в туризме среди  трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско- экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития. 

Период  развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется  внедрением новых организационных  форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий. 

В ведении  ТЭУ находились вся материальная база и туристско- экскурсионное обслуживание населения. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма, консультация населения, культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, строительство домов туриста, лагерей, производство инвентаря. 

В 1937-1940г.г. была проведена комплексная реорганизация  структуры туризма, в основу которой  было положено жёсткое государственно-партийное  планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные туристы награждались значком “Турист СССР”. 

Информация о работе Развитие туризма в России