Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
Введение 3
1. Теоретические основы международного туризма 5
1.1. Понятие и сущность международного туризма 5
1.2. Виды туризма 7
1.3. Тенденции развития международного туризма 11
1.4. Российский рынок туризма 18
2. Международный туризм на дальнем востоке 27
2.1. Особенности рекреационно-географического положения Дальнего Востока. 27
2.2. Анализ развития международного туризма на ДВ России 28
2.2.1. Анализ въездного туризма на Российском Дальнем Востоке 34
2.2.2. Анализ выездного туризма на Российском Дальнем Востоке 37
3. Проблемы и перспективы развития туризма на ДВ 41
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Источник: официальный сайт www.gks.ru
В структуре наиболее популярных стран последние два года значительную долю занимают Турция, Китай и Египет. Данные направления уже на протяжении многих лет пользуются большим спросом у туристов. В основном это связано с доступностью и простотой въезда в данные страны.
Таблица 1.7. - Въезд иностранных граждан с целью туризма в РФ
Страна | 2007 |
2008 | 2009 | Прирост 2008/2009
+/-,% |
Доля
2008 год,% |
Доля
2009 год,% |
Австралия | 26184 | 26 087 | 22 429 | -14 | 1,14 | 1,07 |
Австрия | 29835 | 24 789 | 31 383 | 27 | 1,08 | 1,49 |
Болгария | 6842 | 8 064 | 6 882 | -15 | 0,35 | 0,33 |
Великобритания | 130608 | 142 016 | 150 910 | 6 | 6,19 | 7,18 |
Венгрия | 7591 | 7 329 | 6 585 | -10 | 0,32 | 0,31 |
Германия | 345708 | 332 822 | 333 892 | 0 | 14,50 | 15,90 |
Греция | 21742 | 23 036 | 23 380 | 2 | 1,00 | 1,11 |
Египет | 1159 | 1 550 | 1 915 | 24 | 0,07 | 0,09 |
Израиль | 31250 | 32 725 | 46 451 | 42 | 1,43 | 2,21 |
Испания | 79497 | 105 655 | 95 070 | -10 | 4,60 | 4,53 |
Италия | 129950 | 143 493 | 113 495 | -21 | 6,25 | 5,40 |
Канада | 26660 | 44 238 | 43 642 | -1 | 1,93 | 2,08 |
Кипр | 3992 | 4 281 | 3 202 | -25 | 0,19 | 0,15 |
Китай | 129749 | 127 155 | 115 870 | -9 | 5,54 | 5,52 |
Корея | 48825 | 47 343 | 35 200 | -26 | 2,06 | 1,68 |
Куба | 759 | 816 | 966 | 18 | 0,04 | 0,05 |
Малайзия | 1872 | 2 966 | 2 422 | -18 | 0,13 | 0,12 |
Мальта | 610 | 953 | 923 | -3 | 0,04 | 0,04 |
Нидерланды | 79751 | 35 376 | 31 851 | -10 | 1,54 | 1,52 |
Норвегия | 26136 | 34 270 | 27 856 | -19 | 1,49 | 1,33 |
Польша | 42932 | 32 919 | 26 358 | -20 | 1,43 | 1,25 |
Румыния | 2937 | 4 671 | 3 932 | -16 | 0,20 | 0,19 |
Словакия | 3441 | 3 756 | 2 727 | -27 | 0,16 | 0,13 |
США | 293521 | 185 888 | 183 293 | -1 | 8,10 | 8,73 |
Таиланд | 15855 | 7 723 | 7 447 | -4 | 0,34 | 0,35 |
Турция | 49479 | 54 593 | 43 756 | -20 | 2,38 | 2,08 |
Филиппины | 6404 | 2 179 | 1 469 | -33 | 0,09 | 0,07 |
Финляндия | 153139 | 142 017 | 149 884 | 6 | 6,19 | 7,14 |
Франция | 112762 | 103 223 | 94 176 | -9 | 4,50 | 4,48 |
Хорватия | 3133 | 3 791 | 3 462 | -9 | 0,17 | 0,16 |
Чехия | 14585 | 14 617 | 10 872 | -26 | 0,64 | 0,52 |
Швейцария | 27134 | 23 827 | 26 247 | 10 | 1,04 | 1,25 |
Швеция | 26000 | 24 918 | 28 315 | 19 | 1,09 | 1,35 |
Япония | 45083 | 44 435 | 39 269 | -12 | 1,94 | 1,87 |
Всего | 2213597 | 2295074 | 2100601 | -8 | 100,00 | 100,00 |
Источник: www.gks.ru
Данные таблиц 1.6 и 1.7 показывают, что в Россию с целью туризма въезжает гораздо меньше иностранных граждан, чем выезжают из страны. Основная доля приходится на немецких туристов – 15,9 %, финнов – 7,14 %, граждан США – 8,73 %. В структуре на протяжении последних двух лет значительных изменений не отмечается.
Основными сдерживающими факторами для развития внутреннего и въездного туризма являются:
- значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время ;
- недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха;
постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, - ведущих к удорожанию туристских продуктов;
- обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране;
- дефицит квалифицированных профессиональных кадров;
- избыточные административные формальности, связанные инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов;
- недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма и др.
Препятствием на пути развития массового туризма является также нехватка в стране гостиниц туристского класса. К примеру, Санкт-Петербургу не хватает, прежде всего, 3-звездочных отелей и гостиниц эконом-класса. Состоятельных туристов, которые могут себе позволить высококлассное размещение, меньшинство. А для самых активных гостей - людей, которые чаще всего путешествуют семьями, молодежь - нет подходящих средств размещения. В историко-культурных центрах - таких, как Владимир и Суздаль, Ростов Великий, Псков, Новгород, Ясная Поляна, Ярославль, Переславль-Залесский, Кострома, - туристы редко задерживаются более чем на одну ночь. Тем не менее, дефицит средств размещения периодически возникает и здесь. Существующие гостиницы не покрывают спрос.
Правительство
России утвердило концепцию
Реализация
мероприятий программы в
По прогнозу Минспорттуризма, если ФЦП будет реализована, то по прогнозам к 2016 году внутренний и въездной турпотоки увеличатся до 77,3 млн. человек /57,9 млн. без ФЦП/, численность работников в туризме возрастет до 2 млн. /1 млн. без ФЦП/, а объемы платных услуг турфирм и гостиниц – до 406 млрд. рублей /229 млрд. рублей без ФЦП/ и 500 млрд. рублей /300 млрд. рублей без ФЦП/ соответственно.
Кроме
того, в рамках программы определяются
туристско-рекреационные кластеры с учетом
ключевых региональных ресурсов. Причем
не только природных и культурно-исторических,
но и с учетом структуры каждого региона,
наличия профессиональных кадров, образовательных
и научных центров, сферы развлечений
и много другого.
2.1. Особенности рекреационно-географического положения Дальнего Востока.
ДВ
России отличается уникальными рекреационно-
1.Удаленность
от центральных районов страны
в сочетании с плохой
2.Огромные размеры и низкая освоенность территории. Это определяет наличие значительных массивов экологически чистых земель, особенно на территориях севернее БАМа, что даёт широкие возможности для развития рекреационного и экологического туризма.
3.Приморское
положение. Ни один регион
4.Выход
в Азиатско-Тихоокеанский
5.Протяженная сухопутная граница с Китаем. Наличие такой границы - важнейший фактор взаимных туристских обменов. Доля Китая в международном туризме Дальнего Востока превышает 90%, особенно высока в Амурской области и Приморском крае.
Эти особенности обусловили нынешнее положение туристской отрасли на Востоке России.
Наличие сухопутной границы с Китаем – важнейший фактор взаимных туристских обменов. Доля Китая в международном туризме ДВ превышает 90%, особенно высока в Амурской области и Приморском крае. Российско-китайская граница на ДВ проходит по крупным рекам, что затрудняет организацию переходов и снижает их пропускную способность.
Выгодное
географическое положение восточных
регионов России – их расположение
на стыке европейской и восточной
культур и близость к странам
Северо-Восточной Азии – создало
объективные предпосылки для развития
туризма. В настоящее время страны АТР
– приоритетное направление для туристов
всего мира.
2.2.
Анализ развития
Таблица 2.1. - Основные показатели развития туристской отрасли Дальнего Востока России и Забайкалья за 2000-2008 гг.
Год | Объем реализации
туристских
услуг |
Налоговые
поступления в бюджеты разных уровней |
Количество
туристских компаний |
Численность
занятых в
туристской отрасли | ||||
Млн.руб. | Темп роста,% | Млн.руб. | Темп роста,% | Шт. | Темп роста,% | Чел. | Темп роста,% | |
2000 | 381 | - | 98,9 | - | 509 | - | 2465 | - |
2001 | 943,5 | 247,64 | 235,9 | 238,52 | 635 | 124,75 | 6319 | 256,35 |
2002 | 852 | 90,30 | 263,4 | 111,66 | 549 | 86,46 | 4639 | 73,41 |
2003 | 877 | 102,93 | 246 | 93,39 | 736 | 134,06 | 6881 | 148,33 |
2004 | 1384,1 | 157,82 | 267,47 | 108,73 | 715 | 97,15 | 6909 | 100,41 |
2005 | 1872,3 | 135,27 | 300,2 | 112,24 | 897 | 125,45 | 7872 | 113,94 |
2006 | 2858,8 | 152,69 | 334,94 | 111,57 | 902 | 100,56 | 7374 | 93,67 |
2007 | 2211 | 77,34 | 329 | 98,23 | 789 | 87,47 | 9113 | 123,58 |
2008 | 4132,7 | 186,92 | 364,5 | 110,79 | 896 | 113,56 | 16266 | 178,49 |
Источник:
Российский статистический ежегодник,
2009. Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики – www.gks. ru
В 2008 году, по сравнению с предыдущим годом, объем реализации туристских услуг территорий Дальнего Востока и Забайкалья увеличился на 87% и составил 4133 млн. руб. Объем налоговых поступлений в территориальные бюджеты вырос на 11% до 364,5 млн. руб. В 2008 г. количество туристских фирм возросло до 896, с числом занятых в них 16266 человек.
Лидером по объему реализации туристских услуг в 2008 году стала Республика Бурятия, доля которой составила 18% (755 млн. руб.) от общего объема реализованных туристских услуг на Востоке России.
Второе место по данному показателю заняла Амурская область с долей 17% или 712,4 млн. руб., что в 2 раза выше уровня 2007 г.
В Забайкальском крае туристских услуг реализовано на сумму 682 млн. руб. (доля 16%), что на 48% превышает уровень прошлого года.
На Хабаровский и Приморский края пришлось 482 млн. руб. и 457 млн. руб., что превысило показатели 2007 года на 33% и 13% соответственно.
Рисунок
3 – Доля территорий Дальнего Востока
в реализации туруслуг в 2008 году
Таблица 2.2. - Характеристика гостиничного комплекса Дальнего Востока в 2009 году
|