Развитие туризма на Дальнем Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы международного туризма 5
1.1. Понятие и сущность международного туризма 5
1.2. Виды туризма 7
1.3. Тенденции развития международного туризма 11
1.4. Российский рынок туризма 18
2. Международный туризм на дальнем востоке 27
2.1. Особенности рекреационно-географического положения Дальнего Востока. 27
2.2. Анализ развития международного туризма на ДВ России 28
2.2.1. Анализ въездного туризма на Российском Дальнем Востоке 34
2.2.2. Анализ выездного туризма на Российском Дальнем Востоке 37
3. Проблемы и перспективы развития туризма на ДВ 41
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Работа содержит 1 файл

Курс работа развитие туризма ДВ.doc

— 796.50 Кб (Скачать)

      Источник: официальный сайт www.gks.ru

      В структуре наиболее популярных стран  последние два года значительную долю занимают Турция, Китай и Египет. Данные направления уже на протяжении многих лет пользуются большим спросом  у туристов. В основном это связано с доступностью и простотой въезда в данные страны.

      Таблица 1.7. - Въезд иностранных граждан с целью туризма в РФ

Страна  
 
 
2007
2008 2009 Прирост 2008/2009

+/-,%

Доля

2008 год,%

Доля

2009 год,%

Австралия 26184 26 087 22 429 -14 1,14 1,07
Австрия 29835 24 789 31 383 27 1,08 1,49
Болгария 6842 8 064 6 882 -15 0,35 0,33
Великобритания 130608 142 016 150 910 6 6,19 7,18
Венгрия 7591 7 329 6 585 -10 0,32 0,31
Германия 345708 332 822 333 892 0 14,50 15,90
Греция 21742 23 036 23 380 2 1,00 1,11
Египет 1159 1 550 1 915 24 0,07 0,09
Израиль 31250 32 725 46 451 42 1,43 2,21
Испания 79497 105 655 95 070 -10 4,60 4,53
Италия 129950 143 493 113 495 -21 6,25 5,40
Канада 26660 44 238 43 642 -1 1,93 2,08
Кипр 3992 4 281 3 202 -25 0,19 0,15
Китай 129749 127 155 115 870 -9 5,54 5,52
Корея 48825 47 343 35 200 -26 2,06 1,68
Куба 759 816 966 18 0,04 0,05
Малайзия 1872 2 966 2 422 -18 0,13 0,12
Мальта 610 953 923 -3 0,04 0,04
Нидерланды 79751 35 376 31 851 -10 1,54 1,52
Норвегия 26136 34 270 27 856 -19 1,49 1,33
Польша 42932 32 919 26 358 -20 1,43 1,25
Румыния 2937 4 671 3 932 -16 0,20 0,19
Словакия 3441 3 756 2 727 -27 0,16 0,13
США 293521 185 888 183 293 -1 8,10 8,73
Таиланд 15855 7 723 7 447 -4 0,34 0,35
Турция 49479 54 593 43 756 -20 2,38 2,08
Филиппины 6404 2 179 1 469 -33 0,09 0,07
Финляндия 153139 142 017 149 884 6 6,19 7,14
Франция 112762 103 223 94 176 -9 4,50 4,48
Хорватия 3133 3 791 3 462 -9 0,17 0,16
Чехия 14585 14 617 10 872 -26 0,64 0,52
Швейцария 27134 23 827 26 247 10 1,04 1,25
Швеция 26000 24 918 28 315 19 1,09 1,35
Япония 45083 44 435 39 269 -12 1,94 1,87
Всего 2213597 2295074 2100601 -8 100,00 100,00

Источник: www.gks.ru

      Данные  таблиц 1.6 и 1.7 показывают, что в Россию с целью туризма въезжает гораздо  меньше иностранных граждан, чем  выезжают из страны. Основная доля приходится на немецких туристов – 15,9 %, финнов – 7,14 %, граждан США – 8,73 %. В структуре на протяжении последних двух лет значительных изменений не отмечается.

      Основными сдерживающими факторами для  развития внутреннего и въездного  туризма являются:

      - значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время ;

      - недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха;

      постоянный  рост тарифов на услуги естественных монополий, - ведущих к удорожанию туристских продуктов;

      - обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране;

      - дефицит квалифицированных профессиональных кадров;

      - избыточные административные формальности, связанные инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов;

      - недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма и др.

      Препятствием  на пути развития массового туризма  является также нехватка в стране гостиниц туристского класса. К примеру, Санкт-Петербургу не хватает, прежде всего, 3-звездочных отелей и гостиниц эконом-класса. Состоятельных туристов, которые могут себе позволить высококлассное размещение, меньшинство. А для самых активных гостей - людей, которые чаще всего путешествуют семьями, молодежь - нет подходящих средств размещения. В историко-культурных центрах - таких, как Владимир и Суздаль, Ростов Великий, Псков, Новгород, Ясная Поляна, Ярославль, Переславль-Залесский, Кострома, - туристы редко задерживаются более чем на одну ночь. Тем не менее, дефицит средств размещения периодически возникает и здесь. Существующие гостиницы не покрывают спрос.

      Правительство России утвердило концепцию Федеральной целевой программы развития туризма на 2011-2016 годы общей стоимостью 332 млрд. руб. Госзаказчиками программы стали Минспорттуризм России, Минрегион и Ростуризм. Документ разрабатывался и согласовывался с участием всех заинтересованных сторон, в частности, привлекались эксперты Торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей, что вполне логично, ведь акцент в программе делается на частно-государственное партнерство. По предварительным прогнозным данным, общий объем финансирования программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 332 млрд. руб. В том числе средства федерального бюджета составят 96 млрд. руб (28,9%); средства бюджетов субъектов России, включая бюджеты муниципальных образований, - 25 млрд.руб (7,5 %); внебюджетные средства – 211 млрд.руб (63,6%). Бюджетные ассигнования федерального бюджета предполагается предусмотреть по направлению "капитальные вложения" в размере 92 млрд.рублей 985,6 млн. руб. и по направлению "прочие расходы" – 3 млрд.014,4 млн руб.

      Реализация  мероприятий программы в соответствии со сценарием, предполагающим использование  преимуществ кластерного подхода, позволит на 1 рубль средств федерального бюджета привлечь порядка 2,2 руб  внебюджетных инвестиций. При недостаточности  внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета. Напомним, что еще в начале 2007 года было принято постановление правительства о создании в России семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Две из них расположены на Байкале, остальные - на Алтае, в Карелии, в Краснодарском крае /так называемая Новая Анапа/, в Калининградской области и на Ставрополье. Планируется, что полностью потенциал этих зон будет реализован в течение ближайших 20 лет. На данный момент строительство объектов там только начинается.

      По  прогнозу Минспорттуризма, если ФЦП  будет реализована, то по прогнозам  к 2016 году внутренний и въездной турпотоки  увеличатся до 77,3 млн. человек /57,9 млн. без ФЦП/, численность работников в туризме возрастет до 2 млн. /1 млн. без ФЦП/, а объемы платных услуг турфирм и гостиниц – до 406 млрд. рублей /229 млрд. рублей без ФЦП/ и 500 млрд. рублей /300 млрд. рублей без ФЦП/ соответственно.

      Кроме того, в рамках программы определяются туристско-рекреационные кластеры с учетом ключевых региональных ресурсов. Причем не только природных и культурно-исторических, но и с учетом структуры каждого региона, наличия профессиональных кадров, образовательных и научных центров, сферы развлечений и много другого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
 

      2.1. Особенности рекреационно-географического положения Дальнего Востока.

      ДВ  России отличается уникальными рекреационно-географическими  характеристиками. К ним относятся:

      1.Удаленность  от центральных районов страны  в сочетании с плохой транспортной  доступностью и высокими тарифами. Это автоматически делает регион  мало привлекательным для большей  части населения России и одновременно  сильно ограничивает возможность дальневосточников посещать исконные русские территории. Поэтому внутренний туризм ориентируется преимущественно на собственное население Дальнего Востока.

      2.Огромные  размеры и низкая освоенность  территории. Это определяет наличие  значительных массивов экологически чистых земель, особенно на территориях севернее БАМа, что даёт широкие возможности для развития рекреационного и экологического туризма.

      3.Приморское  положение. Ни один регион России  не имеет такую протяженную  морскую границу. Значительные территории Дальнего Востока доступны исключительно по морю или по воздуху.

      4.Выход  в Азиатско-Тихоокеанский регион  создает прекрасные возможности  развития международного туризма.  В настоящее время страны АТР  становятся основным туристским  регионом мира. Одновременно с этим дешевизна туризма в ряде стран АТР по сравнению с российским и неразвитость туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке может привести к становлению его в туристской системе АТР донором.

      5.Протяженная  сухопутная граница с Китаем. Наличие такой границы - важнейший фактор взаимных туристских обменов. Доля Китая в международном туризме Дальнего Востока превышает 90%, особенно высока в Амурской области и Приморском крае.

      Эти особенности обусловили нынешнее положение  туристской отрасли на Востоке России.

      Наличие сухопутной границы с Китаем –  важнейший фактор взаимных туристских обменов. Доля Китая в международном  туризме ДВ превышает 90%, особенно высока в Амурской области и Приморском крае. Российско-китайская граница  на ДВ проходит по крупным рекам, что затрудняет организацию переходов и снижает их пропускную способность.

      Выгодное  географическое положение восточных  регионов России – их расположение на стыке европейской и восточной  культур и близость к странам  Северо-Восточной Азии – создало объективные предпосылки для развития туризма. В настоящее время страны АТР – приоритетное направление для туристов всего мира.  

      2.2. Анализ развития международного  туризма на ДВ России

      Таблица 2.1. - Основные показатели развития туристской отрасли Дальнего Востока России и Забайкалья за 2000-2008 гг.

Год Объем реализации туристских

услуг

Налоговые

поступления

в бюджеты

разных  уровней

Количество

туристских

компаний

Численность занятых в

туристской отрасли

Млн.руб. Темп роста,% Млн.руб. Темп роста,% Шт. Темп роста,% Чел. Темп роста,%
2000 381 - 98,9 - 509 - 2465 -
2001 943,5 247,64 235,9 238,52 635 124,75 6319 256,35
2002 852 90,30 263,4 111,66 549 86,46 4639 73,41
2003 877 102,93 246 93,39 736 134,06 6881 148,33
2004 1384,1 157,82 267,47 108,73 715 97,15 6909 100,41
2005 1872,3 135,27 300,2 112,24 897 125,45 7872 113,94
2006 2858,8 152,69 334,94 111,57 902 100,56 7374 93,67
2007 2211 77,34 329 98,23 789 87,47 9113 123,58
2008 4132,7 186,92 364,5 110,79 896 113,56 16266 178,49

     Источник: Российский статистический ежегодник, 2009. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – www.gks. ru 

      В 2008 году, по сравнению с предыдущим годом, объем реализации туристских услуг территорий Дальнего Востока  и Забайкалья увеличился на 87% и составил 4133 млн. руб. Объем налоговых поступлений в территориальные бюджеты вырос на 11% до 364,5 млн. руб. В 2008 г. количество туристских фирм возросло до 896, с числом занятых в них 16266 человек.

      Лидером по объему реализации туристских услуг в 2008 году стала Республика Бурятия, доля которой составила 18% (755 млн. руб.) от общего объема реализованных туристских услуг на Востоке России.

      Второе  место по данному показателю заняла Амурская область с долей 17% или 712,4 млн. руб., что в 2 раза выше уровня 2007 г.

      В Забайкальском крае туристских услуг  реализовано на сумму 682 млн. руб. (доля 16%), что на 48% превышает уровень  прошлого года.

      На  Хабаровский и Приморский края пришлось 482 млн. руб. и 457 млн. руб., что превысило  показатели 2007 года на 33% и 13% соответственно.

      

      Рисунок 3 – Доля территорий Дальнего Востока  в реализации туруслуг в 2008 году 
 

      Таблица 2.2. - Характеристика гостиничного комплекса Дальнего Востока в 2009 году

  Число гостиниц и аналогичных средств размещения Число ночевок  в гостиницах и аналогичных средствах  размещения, тыс. Численность размещенных в коллективных средствах  размещения, тыс. человек  Объем платных  услуг гостиниц и аналогичных  средств размещения, млн. рублей
Шт.  
Структура,

%

Россия 7410   53427,4 31690,3 105903,6
ДВФО 633 8,54 3271,1 1911,5 6065,1
  Республика САХА 110 17,38 272,4 137,7 612,4
  Камчатский край 36 5,69 257,6 97,6 234,8
  Приморский край 166 26,22 922,2 726,8 1420,5
  Хабаровский край 135 21,33 704,7 416,9 1465,1
  Амурская область 80 12,64 619,9 243,9 346,2
  Магаданская область 18  
2,84
104,5 46,6 116,8
  Сахалинская область 68  
10,74
319,3 185,1 1756,4
  ЕАО 11 1,74 32,9 32,7 55,9
Чукотский автономный округ 9  
1,42
37,6 24,2 56,9

Информация о работе Развитие туризма на Дальнем Востоке