Развитие туризма на Дальнем Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы международного туризма 5
1.1. Понятие и сущность международного туризма 5
1.2. Виды туризма 7
1.3. Тенденции развития международного туризма 11
1.4. Российский рынок туризма 18
2. Международный туризм на дальнем востоке 27
2.1. Особенности рекреационно-географического положения Дальнего Востока. 27
2.2. Анализ развития международного туризма на ДВ России 28
2.2.1. Анализ въездного туризма на Российском Дальнем Востоке 34
2.2.2. Анализ выездного туризма на Российском Дальнем Востоке 37
3. Проблемы и перспективы развития туризма на ДВ 41
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Работа содержит 1 файл

Курс работа развитие туризма ДВ.doc

— 796.50 Кб (Скачать)
 

      1.2. Место туризма в экономике страны

      Во  многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается  довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как:

    1. увеличивает местный доход;  
    2. создает новые рабочие места;
    3. развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;
    4. развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;
    5. активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;
    6. обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
    7. увеличивает валютные поступления.

      Туризм  выполняет следующие функции:

      - рекреационная

      - просветительная

      - социальная

      - культурная

      - экономическая

      - развивающая

      - развлекательная

      Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся  отраслей мирового хозяйства, на которую  приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % суммарных  капитальных вложений, 11 % мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. На долю международного туризма приходится около 7% от мирового экспорта. В абсолютном выражении это уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туризма по прогнозам ВТО достигает 11 – 12%. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

      Кроме того, туризм имеет социальное значение, как фактор повышения образовательного уровня людей. Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения и является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.  

      1.3. Тенденции развития международного туризма

      Туризм  играет одну из главных ролей в  мировой экономике, обеспечивая  десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП).

      Эта отрасль экономики развивается  быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30 %. Страны, имеющие в избытке туристские ресурсы, специализируются на международном туризме и экспортируют подобные услуги. Например, курорты Испании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристов благоприятным климатом и превосходными морскими пляжами.

      Рост  туристической активности (по данным ВТО), измеряемый в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах), представлен в таблице 1.1.

      Таблица 1.1. - Рост туристической активности

      Период       Рост  числа прибытий туристов (%)       Рост  доходов от обслуживания(%)
      1995-2000       2,5       3
      2000-2005       4       5
      2005-2010       3       4

      Источник: статистические данные Всемирной туристической организации, http://www.wto.ru

      Данный  бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые  инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

      В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15 – 35 % (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия).

      Размер  и степень влияния международного туризма в мире можно оценить  по следующим показателям. В 1950 г. число  международных туристов в мире было всего 25 млн.человек, в 2000г. количество международных прибытий составило 698 млн. чел., в 2008 г. - 922 млн.чел, в 2009 г. из-за мирового финансового кризиса их количество сократилось на 6%. В 2000 г. поступления от международного туризма составили 478 млрд.долл., в 2008 году- 944 млрд.долл.США, что представляет собой 30% от мирового экспорта услуг. Среднегодовой рост международных туристских потоков в 1950-2008 гг. составлял 7%. Как показано в таблице 1, чистый доход от туризма без затрат на транспортные перевозки достиг к 2000г. 476 млрд. дол., а численность туристов - 698 млн. чел, а по прогнозам, к 2020 г. международные туристические прибытия составят около 1,6 млрд., около 60% путешествующих- люди, проводящие свой отпуск./13/. 

      Таблица 1.2. - Динамика мировых туристских потоков и доходов

Год Число туристов Доход
млн. чел. Темп роста,% Абсолютный  прирост, +/- млрд. долларов США Темп роста,% Абсолютный  прирост, +/-
1950 25,3 2,1 -
1960 71,2 281,42 45,9 6,8 323,81 4,7
1970 169,7 238,34 98,5 27,9 410,29 21,1
1980 284,8 167,83 115,1 102,4 367,03 74,5
1990 425 149,23 140,2 230 224,61 127,6
2000 698 164,24 273 476 206,96 246
2008 922 132,09 224 944 198,32 468
2009 866,7 94,00 -55,3 887,4 94,00 -56,6
Прогноз 2020 1561 180,11 694,3 2000 225,38 1112,6

      Источник: статистические данные Всемирной туристической  организации, http://www.wto.ru

      Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве).

      Существует  прямая связь между тенденциями  в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

      Растущий  уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитие туризма.

      Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

      К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, семей с двумя работающими членами семьи, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска, лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде. Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.

      Как и следовало ожидать, туристы  из наиболее развитых стран мира - США, Германии и Японии - тратят больше средств в заграничных путешествиях, чем туристы из других стран.

      Эксперты  ВТО указывают на то, что существует четкая связь между тенденциями развития туризма и общим состоянием экономики в стране. Динамика путешествий очень чувствительна к тому, находится ли экономика или идет на спад.

      Лидером среди регионов по экспорту услуг туризма  является Европа (47.4%), в том числе ЕС 41,3 %, доля Азии выроста за период с 2000 по 2008 г. с 17,5 до 21,2 %, Сев. Америки сократилась с 24,7 до 17,2%. Среди импортеров также преобладает Европа 50 %, в том числе ЕС 46 %, Азия 20,5 %, Сев. Америка – 14,2%.

      Согласно  недавней статистике Всемирной туристической  организации (UNWTO), по итогам 2009г. российские туристы продолжают входить в  десятку наиболее щедрых путешественников. Однако, сегодня они замыкают этот рейтинг, находясь на девятом месте, - между жителями Канады и Нидерландов.

      В частности, в течение 2009 года россияне потратили за границей в общей  сложности 20,8 млрд.долларов. А в первой пятерке  - немцы (80,8 млрд. долларов), американцы (73,1 млрд.долларов), британцы (48,5 млрд.долларов), дальше идут - китайцы (43,7 млрд.долларов) и французы (38,9млрд.долларов),(таблица 1.3).

      Таблица 1.3 - Лидирующие страны по затратам на туристические  услуги за границей

      Страны       Затраты, млрд.долларов
      Германия       80,8
      США       73,1
      Великобритания       48,5
      Китай       43,7
      Франция       38,9

      Источник: статистические данные Всемирной туристической  организации, http://www.wto.ru 

      В свою очередь, больше всего иностранных  туристов приняла, как и всегда (за многие последние десятилетия) - Франция: 74,2 млн. человек. В США побывали 54,9 млн. путешественников; почти столько же (52,2 млн. человек) выбрали Испанию; 50,9 млн. туристов отправились в Китай, и 43,2 млн.человек посетили Италию.

      Две страны из десятки мировых "лидеров  по туризму" отметили двукратный рост туристического потока за минувшие девять лет.  
Это Турция (25,5 млн. человек посетили страну в 2009 г.) и Малайзия (23,6 млн.человек). При этом, рейтинг трат туристов не зависит от популярности страны. Как и раньше, больше всего денег путешественники оставляют в США (94,2 млрд. долларов), а лидер по числу иностранных гостей - Франция, находится в рейтинге доходов туристического бизнеса на третьем месте (48,7 млрд.долларов).

Информация о работе Развитие туризма на Дальнем Востоке