Развитие делового туризма в сфере региональной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, определение полного обоснования развития международного туризма в России.
Поставлены задачи:
1.Обратить взгляд специалиста на возникновение международного туризма в России.
2.Обозначить значимость туризма России.
3.Определить соответствие туризма России на современном этапе
требованиям международного развития туризма и стандартам.
4.Разработать рекомендации по овладению знаниями о туризме
специалистами, гражданами.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
1.1 Понятие делового туризма 4
1.2. Влияние делового туризма на развитие региональной экономики. 9
Глава II. 13
2.1 Факторы, влияющие на развитие делового туризма. 13
2.2. Проблемы развития делового бизнеса 19
2.3 Развитие туризма в Казани 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

        Для многих богатейших в природном  отношении регионов характерна  труднодоступность турцентров. У аэровокзалов скудная пропускная способность, по уровню сервиса и комфорта они сильно уступают зарубежным, что отпугивает иностранных туристов с высоким уровнем доходов. От визитов в Россию их удерживает и строгий визовый режим. Европейцы и американцы попадают в Турцию, Египет или Хорватию без виз. К нам – только с визой, которую довольно трудно получить. Безвизовый режим у России только с друзьями из СНГ, которые пополняют ряды не столько туристов, сколько гастарбайтеров.

        Россиян же сдерживает стоимость авиабилетов – ограниченное  предложение дешевых авиаперевозчиков, «центрально-лучевая» система перевозок взвинчивают цены на туры для внутренних туристов. С одной стороны, магистральные трассы перезагружены. Дорога Адлер – Сочи, например, загружена на 233% при норме 70%. Объездных путей для туристов, едущих на своих машинах к Черному и Азовскому морю, нет. С другой стороны, в некоторых весьма перспективных зонах, например, на Камчатке, вообще нет дорог с твердым покрытием. 

      Уровень бюджетных расходов на отрасль повсеместно низок. По данным UNWTO, в 2005 г. в России на продвижение национального турпродукта было выделено 3 млн. евро. В то же время, туристская администрация Румынии выделила 6 млн, Чехии – 7 млн, Польши – 8 млн, Франции – 51 млн, Ирландии – 66 млн, Великобритании – 72 млн, Австралии – 91 млн, Испании – 96 млн, Греции – 122 млн. В наступающем сезоне многие туристские регионы мира демонстрируют маркетинговую активность, не сокращая, а, напротив, увеличивая рекламные расходы. Помимо этого туристская организация стран Карибского бассейна разработала целую кампанию продвижения региона на 2009 год, на что будет потрачено $60 млн. У нас же в этом году на развитие всей туротрасли выделено 150 млн. рублей.

        К традиционным российским проблемам  добавляется и острый дефицит квалифицированных кадров. По информации РСТ, возрастная структура работников, занятых в гостиничном секторе Москвы, такова: 19% - до 29 лет, 22% – между 29 и 39 годами и 59% персонала – старше 39 лет. Кадровики ведущих российских отелей в один голос говорят, что испытывают потребность в омоложении кадров. Что легче взять на работу выпускника лингвистического факультета и переучить его, чем что-то объяснять сотруднику, сформировавшемуся в условиях советской школы гостеприимства. Те же кадровики утверждают, что у молодых кадров из профильных вузов нет практических профессиональных навыков, и они слабо знают иностранные языки.

        Все это, конечно, было и  раньше, но особенно остро обозначили проблемы, поставив отрасль на грань выживания. Что дает шанс вывести туротрасль на качественно новый уровень. Но ничего хорошего не произойдет, если неверный подход к развитию регионального туризма в корне не изменится.

        Strategy Partners, Росстат, Ростуризм, WTO и  WTTC составили рейтинг конкурентоспособности российских регионов. Точнее, даже два рейтинга: для развлекательного и для делового туризма. В первом случае при оценке успешности учитывались природные условия, безопасность, удаленность от ключевых клиентских рынков, развитие транспорта и так далее. По данным этого исследования, в России всего 27 регионов с благоприятными условиями для развития развлекательного туризма. Десятка лидеров выглядит так: Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ставропольский край, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Самарская область, Ростовская область. Хорошие условия для делового туризма в 20 регионах. Первая десятка здесь несколько иная: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Кемеровская область, Красноярский край, Свердловская область, Омская область.

      Действительно, кризис не только препятствует, но и  дает шанс вывести российскую туротрасль на новый уровень. Внимание россиян  к отдыху внутри страны неизбежно повысится. Поэтому регионы могут привлекать дополнительный турпоток за счет активного маркетинга, льгот для предпринимателей, информационной поддержки игроков. Для этого нужны новые концепции ликвидного регионального турпродукта. Пока что во многих наших регионах таких стратегических планов либо вообще нет, либо они слабо проработаны.

        Руководитель консалтинговой практики  «Туризм и гостеприимство» компании Strategy Partners Елена Киселева рассказала  об эффективных стратегиях и  возможностях для развития турбизнеса в России. Она призвала региональные администрации не просто вырабатывать концепции, но и делать это последовательно. Для начала надо определить потенциальный объем турпотока, его структуру, выделить целевые клиентские группы. Потом с учетом местных возможностей и особенностей потребителей сформировать предложение турпродукта. Затем определить потребность в том, чего не хватает в базовой инфраструктуре. Кроме того, выявить прочие проблемы, сдерживающие развитие туризма в регионе: нехватка кадров, барьеры для малого предпринимательства и прочее. После этого разрабатывается мастер-план, маркетинговая стратегия и начинается активный поиск государственных и частных инвестиций. И лишь тогда стоит думать о продвижении региона на рынке.

      Так, среди основных трендов, которые  будут влиять на рынок в ближайшие  годы – развитие новых региональных центров и ниш. Центры активного  туризма будут развиваться на Алтае, в районе Байкала, в Архангельской, Владимирской, Ярославской областях, на Камчатке, Кавказе, Урале, Кольском полуострове, в Красноярском крае. В этой широкой географии будет востребовано специализированное предложение для разных социально-демографических групп. Например, социальный туризм или свадебные туры. Возродятся и такие забытые ниши, как лечебный и железнодорожный туризм. Кроме того, ожидается увеличение дорогих предложений – морских круизов и эксклюзивных туров.

        Динамика делового туризма, особенно  в сегменте MICE, будет опережать  рост туризма в целях отдыха. В 2007 г. объем российского рынка делового туризма оценили в $3 млрд или 5% от общего объема рынка. Две трети пришлось на командировки, остальное – на услуги для корпоративных пользователей. К 2013 г. деловой туризм составит уже 11% от общего объема рынка туризма. Пропорция сохранится: деловые поездки – $9 млрд, MICE – $3 млрд. Однако к мировому уровню - 17% в общем объеме туррынка - доля российского делового туризма приблизится лишь к 2020 г.

      Согласно  данным ежегодного рейтинга экспертов  Всемирного экономического форума (ВЭФ), среди 133 стран Россия заняла 59-е место в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма.

      Ростуризм информирует, что в Едином реестре  туроператоров сейчас около 5 300 компаний,  2 000 из них занимаются внутренним туризмом, 3 300 – международным. С начала кризиса из реестра вышло около 700 компаний и пришло около 1 000. Эксперты Ростуризма отмечают всплеск заявок игроков, предпочитающих ведение бизнеса на внутренних направлениях.

      Доля  туризма в ВВП, 2007 г. : 9,7%  в мировом ВВП, 9,9%  в США, 9,6%  в Великобритании, 8,2%  в Германии, 6,6%  в России.

      Доля  туризма в занятости: 8%    в мире, 10,1% в США, 9,7%  в Великобритании, 8,6%  в Германии, 5,6%  в России.

      Компания Strategy Partners дала прогноз числа туристов в РФ в 2028 г. Возможны три сценария, связанные с разными вариантами развития страны. При «сырьевом» сценарии будет 131 млн. туристов – 61 млн. россиян и 70 млн. иностранцев. При индустриальном – 160 млн.: 90 млн. россиян и 70 млн. иностранцев. При инновационном – 191 млн.: 118 млн. россиян и 72 млн. иностранцев.

      По  мнению экспертов UNWTO, главные сдерживающие факторы туризма в мире – проблемы климата и нищета. В текущем  году объем мирового туризма снизится, считают в UNWTO. Падение количества прибытий в мире достигнет 2%. Однако даже снижение на 3% не погубит отрасль, так как несколько лет она стабильно росла. Кроме того, турбизнес весьма жизнеспособен. В ближайшие годы он способен вернуть утраченные позиции за счет новых направлений, которых может появиться около сотни. 

      Число иностранных туристов на 1 000 человек: 297,8 в мире, 525,1 в Великобритании, 256,5 в Германии, 183   в США, 161,3 в России.

      Среднегодовая динамика роста ВВП туризма с 2002 по 2007 гг.: 9,4%  в мире, 28,8% в России, 8,4%  в Великобритании, 8,2%  в Германии, 4,5%  в США.

      Ожидается и постепенное смещение от организованного  туризма к самостоятельному. Отдыхающие становятся все более продвинутыми и предпочитают напрямую оплачивать перелет, проживание и страховку. Правда, в этом отношении россияне пока отстают  от западных отпускников. В 2006 г. доля организованного туризма у нас составила 55%. В Германии – 37%, а в США и вовсе 30%. Но по прогнозам экспертов, уже к 2013 г. 55% российских туристов станут путешествовать, не прибегая к услугам турфирм. Увеличению их числа поспособствует и рост популярности нестандартных вариантов отдыха: приключения, экстрим, агротуризм, фотоохота.

        В результате нет самой предпринимательской  среды, необходимой для развития  отрасли. Поэтому призывы развивать  в России внутренний туризм  часто звучат в никуда. Начать с того, что малый бизнес в России пока на самой начальной стадии развития. По данным Росстата, у нас на тысячу человек в 2007г. было 8 малых предприятий. Для сравнения, в США – 70. Если в Северо-Западном и Центральном федеральных округах картина не такая безнадежная, соответственно, 14 и 10 фирм на тысячу душ, то в Приволжском округе статистика выглядит и вовсе печально. Там 0,6 малых предприятий на тысячу человек. В то время как в Европе, по данным Еврокомиссии, более 70% занятых в туризме работают в малом бизнесе. То же самое и у нас, во всяком случае, если говорить о турфирмах, работающих на внутренних направлениях.

      Крупные международные игроки продолжают экспансию на российский рынок. Их побуждает к этому необходимость наращивать масштабы оборотов из-за сокращения рентабельности операций. Средневзвешенная операционная рентабельность TUI, Thomas Coock и Kuoni Reisen с 2005 по 2007 гг. снизилась на 14%. Некоторые эксперты не без оснований опасаются, что мировые гиганты при желании легко могут «задавить» наших крупных, но еще менее рентабельных игроков. В 2007 г. совокупный объем выручки TUI, Carlson Wagonlit, Thomas Coock и Kuoni Reisen составил около $70 млрд. «Интурист», TEZ Tour и S7, для сравнения, заработали около $2 млрд. Поэтому российским игрокам стоит задуматься об укрупнении и вертикальной интеграции бизнеса для повышения своей устойчивости.

        Интернет-продажи в России пока  сдерживаются недостаточно развитой  инфраструктурой, но вскоре все  изменится. В 2007 г. электронные  продажи занимали лишь 5% от общего объема российского рынка. Однако, по разным прогнозам, в 2012 г. их доля возрастет как минимум до 10%, а может, и до 20%. Тому есть серьезные технологические предпосылки. По количеству сотовых телефонов Россия практически не уступает Германии и Великобритании. Оплата товаров и услуг картами VISA у нас в стране за один год, с 2006-го по 2007-й, выросла на 76%. Прогноз степени проникновения Интернета в России тоже впечатляет: с 22% пользователей в 2007 г. до 50% в 2012-м.

      Вероятно, все это приведет к тому, что изменится сама модель прибыли на туристском рынке, что уже произошло в США и Западной Европе. Сейчас она основана на комиссии. Но комиссионное вознаграждение будет снижаться, а когда-нибудь и вовсе исчезнет. И прибыль будет поступать от платы за услуги: либо за проведение транзакций - покупка, обмен или возврат билета - по фиксированным суммам за каждый их вид, либо за комплексный пакет для корпоративных клиентов.

        Мировые лидеры интернет-торговли  в туризме предлагают клиентам полный набор услуг, позволяя решить все проблемы на одном сайте. Сайты российских компаний – пока только поиск и бронирование гостиниц и билетов. В любом случае, самое прочное положение на рынке займут крупные интегрированные компании, успешные нишевые игроки и комплексные интернет-порталы.

 

2.3 Развитие туризма в Казани

 

      Казань  за первое полугодье 2008 года посетило 370 тыс. туристов и экскурсантов. Основной поток туристов и экскурсантов идет из ближайших регионов России, а  также из Москвы. Основными категориями являются экскурсанты, прибывающие на автобусах и теплоходах, а также деловые туристы. Иностранные туристы составляют около 5 %.

      Общий пассажиропоток казанского аэропорта  за 6 месяцев 2008 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,8% и составил 350 тыс. человек. Основная масса туристов и экскурсантов прибывает в Казань на поездах и автобусах. Автобусные экскурсанты не ночуют в Казани. Это связано с построением программы по низким ценам региональными туроператорами. Основным объектом их посещения является Казанский кремль. За пол года музей-заповедник, который занял первое место в конкурсе «Семь чудес России», официально посетило более 150 тыс. человек. 

      В г.Казани функционирует 51 гостиница  с общим количеством мест более 4,5 тысяч. На различных этапах строительства находится еще 21 гостиница. Численность размещенных лиц в 2008 году составила по предварительным данным около 200 тыс. человек.

      При разработке Программы развития туризма  в г.Казани был проведен анализ стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, проекта республиканской целевой программы Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы, программ крупных российских городов, а также был учтен мировой опыт и основные мировые тренды.

      К разработке программы были привлечены международные эксперты английской маркетинговой компании TMI, работающие над этим проектом на протяжении полугода. Состоялось множество встреч с представителями  предприятий туристической индустрии. 17 апреля с участием всех заинтересованных участников туристического рынка состоялась презентация стратегии развития туризма г.Казани до 2011 года.

Информация о работе Развитие делового туризма в сфере региональной экономики