Развитие делового туризма в сфере региональной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, определение полного обоснования развития международного туризма в России.
Поставлены задачи:
1.Обратить взгляд специалиста на возникновение международного туризма в России.
2.Обозначить значимость туризма России.
3.Определить соответствие туризма России на современном этапе
требованиям международного развития туризма и стандартам.
4.Разработать рекомендации по овладению знаниями о туризме
специалистами, гражданами.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
1.1 Понятие делового туризма 4
1.2. Влияние делового туризма на развитие региональной экономики. 9
Глава II. 13
2.1 Факторы, влияющие на развитие делового туризма. 13
2.2. Проблемы развития делового бизнеса 19
2.3 Развитие туризма в Казани 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

      К числу экономических факторов относятся  также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Замечено, что рост относительной себестоимости поездки за рубеж на 5 % приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6—10 %.

      Среди социальных факторов развития туризма  в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов.

      Увеличение  продолжительности свободного времени объективно связано с современной научно-технической революцией, в условиях которой возрастает значение умственного труда, усиливаются производственная и бытовая напряженность. Все это приводит к физическому и психологическому переутомлению людей, что требует принятия дополнительных мер по восстановлению работоспособности. Достижению этой цели во многом способствует туризм.

      С увеличением продолжительности  свободного времени населения в  туризме обозначились две тенденции  — дробление отпускного периода и рост непродолжительных путешествий. Туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми. В зарубежной литературе это явление получило название «путешествия с интервалами». Вместо одного длительного ежегодного путешествия все чаще предпочтение отдается нескольким более коротким (например, двухнедельный отдых летом на море, недельный — зимой в горах, а также несколько поездок в выходные и праздничные дни). Кроме того, «путешествия с интервалами» совершаются в течение всего года, способствуя тем самым решению одной из основных проблем туризма — сглаживанию сезонных колебаний спроса.

      К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение  уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования людей и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания с помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран и народов.

      Постоянное  влияние на развитие туризма оказывают  демографические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей. Кроме того, достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Так, наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18—30 лет. Однако общая туристская подвижность людей достигает пика в 30—50 лет. Исследования показывают, что неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.

      К группе демографических факторов относится  также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой  прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок. Самый высокий уровень урбанизации в странах Северной Америки (77 %) и Европы (71 %), которые и являются основными «поставщиками» туристов.

      Значительное  влияние на развитие туризма оказывают  политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и отдельных странах; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики.

      Меры  Евросоюза по становлению в Европе единого рынка без внутренних границ со свободным перемещением капитала, товаров, услуг, людей, унификацией налоговой политики, введением единой валюты создают все предпосылки для интенсивного развития туризма в этом регионе.

      Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.

      Развитие  науки и техники способствует совершенствованию средств массового  производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий). Так, коренная техническая реконструкция транспорта позволила создать комфортабельные условия для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки туристов на большие расстояния в значительной степени способствовали развитию туризма.

      Дальнейшее развитие транспорта и его воздействие на туризм будет, по мнению специалистов, идти по двум основным направлениям:

      1. количественное развитие (увеличение  числа различных видов транспорта); качественное развитие (повышение  скорости движения, безопасности перевозок и комфорта пассажиров).

      2. Особо следует отметить внедрение  в индустрию туризма компьютерной  техники, без чего организация  массовых туристских путешествий  в настоящее время невозможна. Информационные технологии позволяют  интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. Интернет в туризме не только выполняет функцию передачи и обмена информацией, но и формирует новую систему сбыта, которая напрямую связывает конечных потребителей с поставщиками туристских услуг и уже сегодня составляет реальную конкуренцию традиционным каналам реализации туристских продуктов.

      Научно-технический  прогресс несет в себе не только огромные возможности, но и серьезные  угрозы для туристских предприятий. Любые новшества грозят вытеснением  устаревших технологий, и методов работы, что чревато самыми серьезными последствиями, если не проявить должного внимания, учету факторов технологического характера. Так, несмотря на то что использование Интернета в отечественном туристском бизнесе только начинается, игнорирование мировых тенденций развития туристской индустрии может уже в ближайшее время обернуться большими финансовыми потерями, когда туристская деятельность будет немыслима без соответствующих информационных технологий.

      Экологические факторы оказывают на туризм самое непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.

      Непропорциональное  развитие туризма может подрывать  саму основу его существования: туризм потребляет природные ресурсы; в  центрах массового туризма этот процесс приобретает разрушительный характер (изменение естественных условий, ухудшение жизненных условий людей, животного и растительного мира и т.д.). Разрушение природной среды влечет за собой спад туристского предложения (проблема монокультуры туризма).

      Сдерживающим  фактором развития туризма являются зоны радиоактивного, химического и  других видов загрязнений. Так, в  Беларуси после аварии на Чернобыльской  АЭС в 1986 г. сложилась принципиально  новая экологическая ситуация, при  которой значительную часть туристско-рекреационных ресурсов республики в обозримом будущем вряд ли можно будет использовать для туризма и отдыха населения.

      Взаимосвязь туризма с окружающей природной  средой сводится в основном к следующему:

      1. необходимым условием существования и развития туризма является природная среда (примерный перечень проблем:

      2. качество среды обитания человека; естественные факторы туристского  происхождения и их влияние  на туристское предложение);

      3. туризм негативно влияет на  окружающую среду (примерный перечень проблем: рациональное использование при родных ресурсов в целях туризма; предотвращение разрушения ландшафта, загрязнения воды, воздуха и т.п.);

      4. туризм сохраняет окружающую  среду (примерный перечень проблем:  защита и сохранение природы и памятников культуры; рациональное природопользование; формирование экологического сознания у туристов и производителей туристских услуг и т.д.).

      5. Внутренние факторы, воздействующие  на туризм, — это ключевые явления  и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

      6. рост информированности потребителей и изменение их предпочтений, что влечет за собой переход от стандартизированного массового туризма к дифференцированному с более гибкими и разнообразными формами обслуживания;

      7. возрастание роли координации  деятельности в сфере туризма  и процессов монополизации (партнерские  отношения крупных фирм со  средним и малым бизнесом; создание  туристских союзов на основе  вертикальной интеграции; концентрация  и глобализация туристского бизнеса и т.д.);

      8. обеспечение сферы туризма кадрами  (увеличение численности работников; повышение значения их профессиональной  подготовки; улучшение организации  труда и т.д.);

      9. содействие развитию частного  туристского бизнеса (создание  условий, при которых обеспечивается эффективная реализация туристских услуг на основе профессионального маркетинга, что, в свою очередь, вызывает необходимость повышения квалификации персонала);

      10. повышение значимости средств  массовой информации в рекламе  и продвижении туристских услуг.

      Климатические факторы связаны с тем, что  в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются  по месяцам года.

      Социальные  факторы обусловлены тем, что  большая часть школьных каникул  приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле — августе (месяцы наименьшей производительности труда).

      Сезонные  колебания туристского спроса оказывают  негативное влияние на национальную экономику. Они приводят к вынужденным  простоям материально-технической  базы, порождают проблемы социального плана. То обстоятельство, что большая часть предприятий туристкой индустрии и ее персонала используется лишь несколько месяцев в году, является причиной увеличения удельного веса условно-постоянных расходов в себестоимости туристских услуг. Это уменьшает возможности проведения гибкой ценовой политики, затрудняет действия туристских предприятий на рынке и снижает их конкурентоспособность.

      Негативные  последствия сезонной неравномерности  спроса требуют изучения данного  явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные — в межсезонье и пониженные — в «мертвый сезон»; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный и т.д.).

      Сглаживание сезонности в туризме дает большой экономический эффект, позволяя увеличить сроки эксплуатации материально -технической базы, повысить степень использования труда персонала в течение года, увеличить поступления от туризма.

 

       2.2. Проблемы развития делового бизнеса 

      Типично российская проблема – острый недостаток гостиничной и развлекательной  инфраструктуры. По результатам опроса, проведенного в 2006 г. среди 115 компаний из 24 регионов, дефицит современных  гостиниц признали 47% респондентов, нехватку необходимой для иностранцев информации на английском – 42,6%, неразвитость индустрии развлечений – 32,2%, низкое качество обслуживания иностранных туристов в гостиницах – 18,3%.

Информация о работе Развитие делового туризма в сфере региональной экономики