Проблемы транспорта в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Туризм, рассматриваемый как деятельность индивидуума, объединяет в себе два основных элемента — путешествие и пребывание. Первый из них представляет его начальную, крайне динамичную фазу. Внешне она строится как транспортный процесс и связана с удовлетворением потребности к перемещению в пространстве, сменой местожительства туристов.

Содержание

Введение 3
1. Проблема транспорта в туризме. 7
Виды и средства перевозок в туризме. 7
Особенности организации транспортной деятельности. 12
Железнодорожный туризм. Проблемы и перспективы. 14
2. Разработка маршрута Екатеринбург – Санкт-Петербург – Екатеринбург. 20
Заключение 26
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по туризму.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     Однако  при рассуждениях в оценке эффективности  и разумности выбора вида перевозки следует придерживаться принципа - «смотря где, когда, зачем и за сколько». В некоторых местностях нет альтернативы выбору вида транспортных средств. Во многих приполярных пространствах дорог нет, водный транспорт использовать невозможно по условиям ледовой обстановки и навигации, тогда используются либо вертолет, либо средства малой авиации, а местное перемещение - на оленях или собаках, если местность позволяет - то вездеход или транспортное средство на воздушной подушке.

     Европейская часть России имеет развитую сеть железных дорог, однако в Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожные магистрали проложены лишь в южной части региона (транссибирская магистраль и БАМ). Автомобильные дороги в этой части России существуют лишь в зимнее время (зимники). Есть страны, где железных дорог нет. Это Афганистан, Белиз и ряд других стран. Норвегия занимает пространство на Скандинавском полуострове, протяженное вдоль береговой линии с резким горным рельефом местности и глубокими фьордами, поэтому в стране развито авиационное сообщение.

     Подвижность населения.

     Другим  важным фактором в системе перевозок  пассажиров и туристов является подвижность  населения, что зависит от традиций, обычаев и образа жизни населения и, что немаловажно, его платежеспособности. В СССР стоимость перевозки была низка адекватно платежеспособности населения, подвижность населения была высока, транспорт загружен сверх нормы. В постперестроечный период в России возник кризис в связи несоответствием доходов населения и стоимости перевозки, платежеспособность населения в этом смысле снизилась, адекватно уменьшились объемы транспортных пассажирских и туристских перевозок.

     В СССР общий объем перевозок в 1940 году составил 2050 млн. пассажиров в  год. К 1988 году объем перевозок составил 55423 млн. пассажиров в год. Железные дороги в 1940 году были основным доступным населению средством передвижения, а протяженность путей сообщения составляла 106 тыс. км. Каждый среднестатистический житель СССР в 1940 году путешествовал на расстояние 517 км, в 1970 году - 1294 км, а в 1988 году - 1443 км. В 1980 году протяженность (эксплуатационная длина) железнодорожных магистралей составила 141 тыс. км, в том числе электрифицированных 43,7 тыс. км, объем пассажирских перевозок составил 3728 млн. чел. В 1986 году протяженность магистралей увеличилась до 145,6 тыс. км, в том числе электрифицированных до 50,6 тыс. км, объем пассажирских перевозок - до 3834 млн. чел.

     Протяженность автомобильных дорог в СССР составляла в 1984 году 1517 тыс. км, в том числе  с твердым покрытием 1097 тыс. км (против 141 тыс. км в 1940 г.). Перевозка пассажиров автобусным сообщением общего пользования в 1940 году 0,6 млрд. чел, в 1984 году 45,8 млрд. чел.

     Подвижность населения существенным образом  зависит от его платежеспособности и политико-экономической ситуации в стране и регионе. В период 1991-1999 годы по причинам высокой стоимости транспортных перевозок и падения платежеспособного спроса подвижность населения России практически во всех регионах резко упала. Однако с улучшением экономической ситуации в 2000 году возник повышенный спрос и снова, как и в советские времена, в летний сезон возникли серьезные проблемы с отсутствием билетов практически на все виды транспорта.

 

      Особенности организации  транспортной деятельности 

     Происшедшие изменения в развитии туризма отражаются как на организации путешествий, так и на системе транспортного обслуживания. Массовый характер туристских потоков предопределяет появление новых потребностей, нового отношения туристов к мотивам, целям и предпочтениям в организации туристских путешествий. В результате этого наряду с классическими появляются новые виды туризма, которые поднимают туристский спрос на качественно новый уровень, требующий от транспорта удовлетворения новых потребностей в его услугах. Вот почему транспортные организации наряду с количественным и качественным совершенствованием своей материально-технической базы должны в своей деятельности учитывать новые требования и организационные изменения, включающие:

     а) обособление самостоятельных транспортных предприятий, чья деятельность в целом (или в преобладающей степени) заключается в осуществлении транспортных перевозок туристов;

     б) осуществление интеграции транспортных и туристских предприятий. Это особенно характерно для самых крупных  авиатранспортных фирм, которые в настоящее время контролируют огромный гостиничный фонд;

     в) создание специализированного звена  в рамках туристских предприятий, перед  которым ставится задача содержания собственного парка транспортных средств  с целью обеспечения транспортного обслуживания туристов во время их пребывания в туристской местности;

     г) установление прочных взаимосвязей и осуществление тесных контактов  между транспортными и туристскими  предприятиями для достижения максимальной координации деятельности, связанной с обслуживанием иностранных и местных туристов. В связи с этим характерно создание туристских агентств - организаторов туристских путешествий и эксплуатации транспортных средств;

     д) проведение реорганизации и перестройки  деятельности транспортных предприятий в зависимости от конъюнктуры международного туристского рынка или сезонных колебаний в туризме. Например, транспортные средства перемещают из линейных в чартерные или круизные туристские путешествия в зависимости от распределения туристского спроса и экономических интересов транспортных предприятий. Во время активного туристского сезона большая часть автотранспорта используется для перевозок с туристскими целями, вводятся в действие специальные сезонные и туристские поезда, интенсифицируются транспортные связи с туристскими местностями;

     е) проведение организационных изменений, связанных с территориальным  размещением транспорта, преимущественным развитием новых туристских районов  или формированием новых потоков  турист» Если проследить историческое развитие французской или итальянской Ривьеры, испанского побережья или туристских районов Альп, то станет видно, что из слабых в прошлом хозяйственных районов они благодаря туризму в значительной степени улучшили свой экономический облик. Это же относится и к развитию транспорта и обеспечению лучшей транспортной доступности упомянутых районов.

 

      Железнодорожный туризм. Проблемы и перспективы  развития 

     Проведение  структурной реформы на железнодорожном  транспорте предусматривает введение новых дополнительных видов деятельности, связанных с обслуживанием пассажиров, среди которых и развитие железнодорожного туризма.

     Следует напомнить, что туризм начал развиваться  именно на железной дороге, когда 5 июля 1841 г. английский предприниматель Томас  Кук организовал путешествие для 570 человек по железной дороге в поезде, где пассажирам был предоставлен комплекс услуг, включавший в себя питание и духовой оркестр для развлечения.

     В нашей стране железнодорожный туризм активно начал развиваться во времена Советского Союза. Первые путешествия на дальних туристско-экскурсионных поездах были организованы Центральным советом по туризму и экскурсиям совместно с Министерством путей сообщения еще в 1960-х годах. Тогда было, организовано пять туристско-экскурсионных поездов, которые обслуживали чуть более 2000 человек.

     Содержание, формы и виды железнодорожных  туристических поездок были весьма разнообразны. Самыми массовыми стали  путешествия в графиковых поездах, следующих по регулярному расписанию. В 1980-х годах ежегодно путешествовало более 4 млн. человек. Иные формы железнодорожного туризма представляли собой поездки на специальных туристско-экскурсионных поездах, предназначенных только для туристов.

     К 1983 г. существовало уже более 1600 туристских рейсов, услугами которых пользовались около 650 тыс. человек. При этом продолжительность путешествий варьировалась от одного до 32 дней. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоевывая симпатии любителей туризма и экскурсий.

     Самым популярным маршрутом считалось «Транссоюзное железнодорожное путешествие», начинавшееся во Владивостоке и проходившее через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллинн, Вильнюс, Киев, Крым. Пользовались спросом и маршруты по древним русским, крупнейшим украинским, кавказским городам и городам Прибалтики, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге и др. Помимо внутрисоюзных путешествий на туристских поездах организовывались поездки в зарубежные страны.

     Туристско-экскурсионные  бюро занимались также организацией однодневных туристских поездов «Снежинка», «Лыжник», «Турист». Среди туристских поездов в свое время были очень популярны и так называемые «поезда здоровья», появившиеся в 1966 г.

     После распада Советского Союза, к сожалению, туризм утратил свой массовый характер. И сегодня понятие «железнодорожный туризм» используется лишь в узких кругах и не принимается даже многими специалистами. Тем не менее, богатейший опыт, накопленный в советское время, может стать основой для возрождения этого вида отдыха и его развития на совершенно новом качественном уровне.

     В России, где на долю железных дорог  приходится более 40% пассажирских перевозок, развитие железнодорожного туризма, безусловно, должно представлять особый интерес.

     О благоприятных перспективах развития железнодорожного туризма свидетельствует анализ данных Федерального агентства по туризму Российской Федерации. Так, исследования показали, что развитие въездного туризма обусловлено растущим интересом европейцев к России. При этом именно жители Европы составляют более 90% иностранных туристов, прибывающих в страну. Иностранные фирмы уже многие годы успешно организуют железнодорожные туристские маршруты по России и в дальнейшем планируют не только продолжать, но и расширять свою деятельность. Благодаря этим компаниям в России возрождаются старые и появляются новые железнодорожные туристские маршруты. Например, немецкая фирма «Лернидее», начав в 1995 г. сотрудничество с одного тура, в 2005 г. заказала уже 12 туров.

     Наличие густой сети железных дорог России позволяет организовать разнообразные  по географическому расположению, форме  и содержанию маршруты железнодорожных  туров. Во внутреннем туризме это кратковременные (часовые) туры длительностью от 3 до 10 ч, совершаемые на электропоездах, однодневные, двух- и трехдневные (непродолжительные) и многодневные туры от 5 дней. Наиболее посещаемыми являются Москва и Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Свердловская, Тюменская области, республики Татарстан и Башкортостан, Ставропольский край, Челябинская, Нижегородская и Ростовская области, на долю которых приходится более половины численности российских туристов.

     Следует помнить, что железнодорожный туристский маршрут должен тщательно выбираться с учетом интересов, пожеланий и спроса конкретных потребителей. При разработке маршрута необходимо рассмотреть все объекты, лежащие на пути к конечной цели туристского маршрута. Это могут быть природные или культурные особенности: леса, озера, горы, памятники архитектуры, соборы, храмы, ансамбли и т.д.

     Для реализации железнодорожных туристских маршрутов существует несколько  вариантов. Например, возможно формирование отдельных туристско-экскурсионных поездов. Так, большой популярностью пользуется ретро-поезд «Восточный экспресс», маршруты следования которого весьма различны: из Москвы по Транссибирской магистрали в Китай, в Среднюю Азию и т.д. На Западно-Сибирской дороге курсирует туристический поезд выходного дня «Зимняя сказка» в Горную Шорию. Действует маршрут по Кругобайкальской железной дороге.

     Помимо  этого можно организовать туристские маршруты в составе пассажирских поездов, следующих по действующему расписанию. Сервис-центры железнодорожных вокзалов или туристические фирмы, организующие такие путешествия, приобретают необходимое количество билетов для желающих совершить путешествие по железной дороге.

     К сожалению, сегодня в России нет  достаточного количества специализированного  подвижного состава для путешествий по железным дорогам. Поэтому железнодорожный туризм малокомфортабелен и экономически низкоэффективен, что, в свою очередь, сдерживает его развитие. Для обеспечения высококачественного обслуживания туристов и пассажиров в пути следования необходима модернизация и создание нового специализированного подвижного состава для дальнего и пригородного сообщения (с улучшенным обзором, стилизованного в традициях разных эпох и культур).

     Подразделения предприятий железнодорожного транспорта, занимающиеся туристическим и сервисным обслуживанием, на основе маркетинговых исследований должны участвовать в формировании политики технического развития железнодорожных станций, вокзалов и их инфраструктуры, давать предложения по изменению технологии их работы, схем формирования расписания движения пассажирских поездов, а также постоянно изучать структуру обслуживаемых пассажиропотоков и их потребности, гибко реагировать на изменяющиеся потребности населения в перевозках, разрабатывать новые современные комплексные туристские продукты и услуги, совершенствуя стиль и формы обслуживания пассажиров.

Информация о работе Проблемы транспорта в туризме