Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:16, курсовая работа
Санаторно-курортное дело - древний вид туризма и его роль по сохранению и укреплению здоровья, предупреждению возникновения болезней. Пятиступенчатая модель анализа качества обслуживания. Критерии определения качества услуг. Преимущества качественного обслуживания. Правила работы сотрудников сервисной организации. В сфере услуг технологии и инновации имеют много различных способов применения и использования.
Введение 3
Глава I. Сервисное качество санаторно-курортных услуг 5
1.1 Качество санаторно-курортных услуг 5
1.2 Стандарты обслуживания 9
1.3 Оценка качества санаторно-курортных услуг 11
1.4 Проблемы качества обслуживания клиентов санаторно-курортных учреждений 15
Глава II. Внедрение новых сервисных технологий на рынке санаторно-курортных услуг 18
2.1 Инновационная деятельность на рынке санаторно-курортных услуг 18
2.2 Внедрение новых технологий на рынок санаторно-курортных услуг 21
Глава III. Современное состояние и проблемы развития санаторно-курортных услуг в Российской Федерации 24
Заключение 27 Список использованной литературы 28
Существуют преимущества качественного обслуживания:
1.2 Стандарты обслуживания
Для обеспечения высокого качества обслуживания сервисными учреждениями разрабатываются специальные стандарты или правила обслуживания, которые предусматривают систематическое обучение и тренировку занятого в сервисе персонала, обеспечивают идентичный уровень обслуживания во всей организации и являются безусловными для исполнения.
Таким образом, под стандартом обслуживания понимаются правила работы сотрудников сервисной организации. Иными словами, «стандарты обслуживания» - это организационно-инструктивные и отчасти методические документы, разрабатываемые совместно системотехниками, специалистами сервиса и экономистами организации. В них отражены требования к целям, организации, технологии и обеспечению отдельных видов сервисных работ, выполнение которых гарантирует высокую степень удовлетворенности покупателя. У документа многоцелевое назначение, поскольку он одновременно выступает и как рабочая инструкция, и как контрольно-оценочный материал, и даже как мини-учебник для начинающих работников. Система таких стандартов и формирует основу качественного сервиса [6].
Большинство
организаций санаторно-
Очень важным элементом поддержания стандартов качества является работа с жалобами клиентов. Опросы потребителей показывают, что чувство неудовлетворенности покупками испытывают до 25% клиентов, однако жалобы подают только 5% из них. Потребители, удовлетворенные результатом рассмотрения их обращения, становятся даже более лояльными чем те, те кто не испытывал неудовлетворения от работы данной организации. Около 34% опрошенных сообщают, что они сделают повторную покупку, если их требования будут удовлетворены [7].
Стандарты ISO 9000
ISO – это аббревиатура, означающая Международную организацию стандартов (International Organization for Standardization) в Женеве, Швейцария. Основанная в 1946 г., эта организация насчитывает в своем составе порядка 110 стран.
Стандарты, известные как серии ISO 9000, были разработаны ISO, чтобы достичь однородности стандартов обслуживания стран-участниц. Эти стандарты служат для того, чтобы устранить нетарифные барьеры в международной торговле, обусловленные различиями между стандартами стран или компаний.
Стандарты ISO 9000 – это стандарты для построения системы управления, которая в конечном счете производит качественные услуги, но они не связаны с каким-либо продуктом или техническими характеристиками.
Сервисная организация может принять один из стандартов ISO – 9001,9002 или 9003, чтобы предоставить свидетельство клиентам, что у нее есть система управления, способная производить удовлетворяющие их услуги.
Для санаторно-курортных учреждений наиболее применим ISO 9003, т.к. он применяется к организациям, качество услуг которых можно оценить путем проверки и испытания.
Организации, которая принимает этот стандарт, необходимо пройти сертификацию в независимом агентстве как свидетельство ее соответствия стандартам. Пройденная регистрация говорит о том, что в организации есть зарегистрированная система качества, но это совсем не подразумевает, что организация производит продукты высокого качества. Поэтому стандарты ISO 9000 не создают идеальную систему управления качеством, они лишь свидетельствуют о том, что зарегистрированная организация обладает строительными блоками для такой системы [9].
1.3 Оценка качества санаторно-курортных услуг
Оценка качества услуг, в отличие от качества материальных продуктов, представляет известные трудности. Для этих целей применяются три основных подхода: самооценка производителя услуг, оценка качества услуг сторонней организацией и потребительская оценка полученных услуг. Нетрудно определить, что два первых подхода преследуют в конечном итоге ту же главную цель – удовлетворенность клиента оказанными услугами. Эти цели должны достигаться соответствием поставляемых услуг определенным, специально разработанным стандартам, соблюдение которых призвано обеспечить права потребителей в отношении безопасности услуг.
Особенно актуален этот подход для услуг, узкопрофессиональный характер которых не дает возможности клиенту самостоятельно оценить их качество. К таким услугам относятся, в первую очередь, медицинские услуги, а значит и санаторно-курортные.
Поскольку одной из главных тенденций развития отечественной санаторно-курортной системы последних лет является финансовый уход государства из этой сферы и участие самих отдыхающих в оплате курортных услуг, изучение факторов, влияющих на удовлетворенность клиентов, становится все более актуальным.
Рассматривая
соотношение понятий «качество»
и «удовлетворенность» в сфере
услуг, большинство исследователей
отмечают их сходство. Качественным может
считаться только тот продукт, который
максимально полно
Потребительские ожидания при оценке качества услуг строятся на основе следующих ключевых факторов:
В
оценке качества услуг в настоящее
время наиболее признаны два основных
подхода: скандинавский и
Скандинавская модель предлагает различать два основных аспекта, ведущих к оптимальному восприятию качества услуги: технологический (что клиент получает) и функциональный (как он это получает). Воспринятое качество услуги в данном случае будет складываться из ожиданий потребителя, трансформирующихся в процессе оказания услуги под влиянием технологических и функциональных процессов в воспринятое качество (то есть в его оценку). Также в эту модель включают еще три основных измерения: материальное качество (здания, сооружения, интерьеры), интерактивное качество (взаимодействие персонала с клиентом) и корпоративное качество (имидж).
Североамериканская модель рассматривает достижение качества услуги как результат наличия или отсутствия в сервисной организации разрывов на пяти уровнях. Каждый из разрывов возникает вследствие отсутствия понимания потребностей клиентов на разных уровнях взаимодействия потребителя с организацией в процессе оказания услуг. Практическая реализация этой модели в оценке качества осуществляется с помощью специальной методики опроса клиентов. В основе данной методики лежит предположение о том, что качество услуги – это результат потребительского сравнения своих ожиданий и восприятия по 22 критериям, объединенным в пять групп: материальность, надежность, отзывчивость, убежденность и сочувствие.
Дальнейшие исследования в этом направлении привели к созданию европейской и североамериканской моделей удовлетворенности потребителей и определению национальных индексов удовлетворенности клиентов на постоянной основе. Национальные индексы представляют собой многоотраслевые количественные оценки удовлетворенности клиентов и основных факторов успеха предприятий, получаемых путем регулярного сбора данных по стране, проводимых независимой организацией.
Европейский
индекс удовлетворенности
Базовая модель ECSI представляет собой структурную модель с латентными переменными. Модель увязывает удовлетворенность потребителей с ее детерминантами и следствием, называемым лояльность потребителя.
К
детерминантам
Существует модель оценки качества санаторно-курортных услуг.
В представленной модели имеется пять латентных переменных, относящихся к сервисному качеству: технологическое и функциональное качество, удовлетворенность рекреанта, ценность для него полученных услуг, его лояльность к данной здравнице. Ключевыми составляющими в данной модели выступают технологическое и функциональное качество. Технологическое качество является интегральным индексом, определяемым как среднее арифметическое пяти технологических индексов: общих факторов (месторасположение, имидж, благоустройство территории, удобство расположения, транспортные услуги и пр.), размещения, питания, лечения, досуга [1].
В основу оценки функционального качества положена методика, включающая измерение по пяти параметрам: материальность, исполнительность, компетентность, отзывчивость и персонализация.
О лояльности потребителя к здравнице судят по намерению повторного приезда и желанию рекомендовать данный санаторий другим. Также на оценку качества санаторно-курортных услуг влияет предшествующий опыт отдыхающего и семейный состав [2].
1.4 Проблемы качества обслуживания клиентов санаторно-курортных учреждений
Проблема качества обслуживания клиентов является ключевой для выстраивания алгоритма отношений с клиентами, формирования лояльных фирме потребителей. Речь идет о трех взаимоувязанных факторах этой проблемы:
Рассмотрим первую составляющую качественного обслуживания клиентов – те факторы, которые решающим образом влияют на создание для клиентов комфортных условий обслуживания и из которых складывается само понятие качества обслуживания клиентов.
Сотрудники
санаторно-курортных
Профессиональная работа сотрудника должна прочно основываться на понятии «стандарт качественного обслуживания клиента». Сотрудник должен точно знать нормы обслуживания клиентов (по срокам исполнения, видам ответов, подготовки документов и т.п.) и хорошо представлять себе, как исполнение этих норм влияет на оплату и поощрения его труда.
Следующий момент, важный для обеспечения нужного уровня качества обслуживания клиентов, - это знание персоналом фирмы наиболее ценных свойств ее основных продуктов, товаров или услуг, а также наиболее выгодных ее характеристик (надежность, престиж, конкурентные преимущества). Причем все эти свойства должны быть преподнесены как ценные не сточки зрения фирмы, а с точки зрения клиента: насколько ему выгодно владеть данным товаром (услугой), какие преимущества он от этого получает. Сой продукт и свою работу обязательно нужно увидеть «снаружи», оценить, сравнить с работой конкурентов и сделать выводы, которые сделал бы клиент.