Автор: s********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:26, контрольная работа
Задачами работы являются:
- определение понятия и основных положений международной воздушной перевозки;
- анализ правового договора перевозки пассажиров грузов воздушным транспортом;
- анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.
Цель данной контрольной работы является выявление понятий полетов в международном воздушном пространстве а также рассмотрение ответственности при международной перевозки граждан и груза.
ВВЕДЕНИЕ 1
1 Международная воздушная перевозка туриста и груза 2
1.1 Понятие полетов в международном воздушном пространстве 2
1.2 Нормативно - правовые основы регулирования организации международных перевозок 5
1.3 Источники международного воздушного права, как основа регулирования международных воздушных сообщений Российской Федерации: современная практика 8
2 Правовые стороны международные воздушных перевозок 14
2.1 Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира и его багажа 14
2.2 Ответственность перевозчика по договору международной воздушной перевозки 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованной литературы 31
Очевидно, что длительность процедуры оформления дубликата, как правило, не дает пассажиру, явившемуся к регистрации на рейс без билета, возможность вылететь рейсом, в нем указанным. По желанию пассажира вместо выдачи дубликата ему может быть возвращена стоимость утраченного билета с взиманием соответствующих сборов.
Правилами
перевозок устанавливается
Пассажир вправе сдавать к перевозке вещи и предметы в качестве багажа, с оплатой по установленному тарифу, для доставки их к месту назначения в специальных багажных помещениях под ответственность перевозчика. Пассажир вправе объявлять ценность сданного багажа с уплатой установленного сбора. Как правило, багаж доставляется тем же рейсом, что и пассажир. Авиакомпаниями устанавливаются нормы бесплатного провоза багажа по весу. Как правило, это составляет 20 кг для пассажиров экономического класса и 30 кг по билету 1-го класса. ВК РФ предусматривает минимальную норму - 10 кг (ст. 106). По условиям перевозок ИАТА перевозчиками могут устанавливаться требования по весу одного места багажа, его габаритам, содержимому, упаковке. Информацию о таких требованиях и правилах можно получить у перевозчика. За перевозчиком закрепляется право досмотра багажа и ручной клади.
Не сданные в багаж и оставленные при себе вещи пассажир может провозить при условии, что они по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены в специально отведенных для них местах салона воздушного судна и будут находиться под наблюдением пассажира.
Перевозчик обязан предоставить пассажиру место согласно купленному билету, а при невозможности этого - другое место. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница, однако пассажир вправе отказаться от предложенной замены. Это так называемый случай "вынужденного отказа" пассажира от перевозки.
2.2
Ответственность перевозчика по договору
международной воздушной перевозки
В
наступившем тысячелетии
При выполнении авиакомпаниями воздушных перевозок грузов, пассажиров и багажа имеют место экономические риски. Так вследствие сильного износа имеющейся в России авиационной техники, а также снизившегося уровня подготовки летного и технического состава, в последние годы резко увеличилось количество авиационных происшествий, которые помимо своего трагического характера, наносят большой экономический ущерб, как самим авиакомпаниям, так и их клиентам.
В связи со значительным увеличением объемов авиаперевозок и учетом экономических рисков большое значение приобретает надлежащее правовое регулирование гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика, заключившего договор воздушной перевозки груза либо договор воздушной перевозки пассажира и принадлежащего ему багажа.
Основными законодательными актами, регулирующими перевозки пассажиров и грузов на воздушном транспорте, в настоящее время являются Гражданский кодекс РФ, устанавливающий общие положения о перевозке и введенный в действие с 1 апреля 1997 года Воздушный кодекс Российской Федерации, претерпевший к настоящему моменту ряд изменений и дополнений. Помимо регулирования перевозок грузов и пассажиров внутри страны, Воздушный кодекс РФ регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты.
Согласно п.1 ст.103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Согласно
п.2 ст.103 ВК РФ по договору воздушной
перевозки груза или по договору
воздушной перевозки почты
В соответствии со ст.116 ВК РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, багажа и груза влечет для соответствующих сторон договора воздушной перевозки, допустивших нарушение договора, применение ответственности, установленной Гражданским кодексом РФ (далее по тексту – ГК РФ), Воздушным кодексом РФ, а также соглашением сторон.
Необходимо отметить, что любые соглашения воздушного транспорта с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами (ст.793 ГК РФ).
Таким образом, применительно к договору воздушной перевозки пассажира, багажа и грузов не допускаются никакие соглашения между перевозчиком и пассажирами (грузоотправителями) об устранении или ограничении установленной законом ответственности перевозчика. Хотя данная формулировка в принципе не исключает соглашений, направленных на усиление ответственности перевозчика.
Видимо, исходя из этого положения, законодатель и включил в Воздушный кодекс РФ норму, согласно которой перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом или Международными договорами Российской Федерации (ст.123 ВК РФ).
Однако необходимо признать, что применительно к договору воздушной перевозки данная норма представляется чисто гипотетической. Вряд ли воздушные перевозчики будут соглашаться принять на себя более высокую ответственность, чем это предусмотрено действующим законодательством. Как указывает В.В. Витрянский, это, по-видимому, возможно лишь при достаточно сильной конкуренции на рынке воздушных перевозок [3].
Характерным признаком ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, багажа и грузов, является ее ограничительный характер.
Как известно, в соответствии со ст.400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).
Примером такой ограниченной ответственности могут служить, например, нормы об ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение багажа, максимальный размер которой ограничен стоимостью утраченного или недостающего багажа (ст.796 ГК РФ).
Воздушным кодексом РФ предусмотрено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст.120 ВК РФ).
К сожалению, указанная норма не предусматривает возможность применения соответствующего штрафа в случае такого нарушения договора воздушной перевозки пассажира со стороны перевозчика, как задержка отправления воздушного судна, что может иметь принципиальное значение в ситуации, когда пассажир отказывается от полета из-за длительной задержки отправления самолета.
Логично предположить, что при таких обстоятельствах пассажир должен иметь право не только требовать возврата денежных сумм, уплаченных за перевозку в результате вынужденного отказа от перевозки (п.226, 227, 231-235 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов [4]), но и требовать уплаты штрафа на основании ст.120 ВК РФ. Для этого в ст.120 ВК РФ также необходимо внести соответствующие изменения.
Согласно ст.101 ранее действовавшего Воздушного кодекса СССР 1983 г. [5] (далее по тексту – ВК СССР) перевозчик за просрочку в доставке груза уплачивал получателю штраф в размере 5% платы за перевозку за каждый день просрочки, но не свыше 50% платы за перевозку. За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивал получателю штраф в размере 10 рублей за каждый день просрочки, но не свыше 30 рублей.
Перевозчик освобождался от ответственности, если он доказывал, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения просрочки или, что такие меры невозможно было принять. В частности, перевозчик освобождался от ответственности, если просрочка произошла вследствие неблагоприятных метеорологических условий (ст.101 ВК СССР).
Таким образом, следует признать, что Воздушный кодекс РФ более четко, по сравнению с ВК СССР, описывает ситуации, при которых перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке пассажира, багажа или груза.
К сожалению, Воздушный кодекс РФ не предусмотрена ответственность перевозчика за задержку в подаче воздушных судов под погрузку, несмотря на то, что согласно статье 86 ВК СССР за неподачу достаточного количества воздушных судов перевозчик уплачивал грузоотправителю штраф в размере 25% платы за перевозку за все невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза.
В этой связи, представляется целесообразным дополнить ст.120 ВК РФ пунктом, устанавливающим ответственность перевозчика за несвоевременную подачу воздушных судов под погрузку, за подачу воздушного судна в неисправном состоянии или за подачу воздушного судна, непригодного для перевозки соответствующего груза.
Такую ответственность предлагается установить в виде штрафа в размере 25% установленного федеральным законом размера минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если он не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Согласно п.1 ст.118 ВК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи получателю в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.
Вместе с тем п.3 ст.118 ВК РФ устанавливает, что перевозчик также несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.
По мнению некоторых авторов, данные нормы крайне неудачно сформулированы и к тому же плохо согласуются между собой [6]. Соответственно, положения данной статьи также следует подвергнуть корректировке.
В отличие от ныне действующего Воздушного кодекса РФ, в статье 98 ВК СССР, например, содержался целый перечень обстоятельств, при которых перевозчик освобождался от ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза.
В соответствии со ст.99 ВК СССР перевозчик также освобождался от ответственности за недостачу груза, прибывшего в исправной таре, упаковке или контейнере и с исправными пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не доказывал, что недостача груза произошла по вине перевозчика.
Согласно
п.2 ст.118 ВК РФ перевозчик также несет
ответственность за сохранность
находящихся при пассажире
Информация о работе Правовые стороны международные воздушных перевозок