Повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма, методы борьбы за рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Эти свойства могут относиться к различным по природе объектам – видам продукции, предприятиям и организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения и комплексы, наконец, к отдельным странам и группировкам (региональным, политическим, этнокультурным), выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы. Маркетинг является не отьемлимой частью конкурентоспособности предприятия индустрии гостеприимства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…………3
1. Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия……………………………………………………………………….5
1.1 Основные определения гостиничного хозяйства……………….……..…………5
1.2 Понятие конкурентоспособности предприятия, средства ее формирования.…7
1.3 Исследование факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности продукции (услуг)……………………………………………………………….10
2. Маркетинг как неотъемлемая часть конкурентоспособности предприятий в индустрии гостеприимства……………………………………………………...14
2.1 Общие понятия в маркетинге, концепция маркетинга…………………………14
2.2 Характерные особенности маркетинга в сфере услуг………………………….17
3. Направления повышения конкурентных преимуществ гностичных предприятий в современных условиях хозяйствования………………………………..…….19
Заключение…………………………………………………………………………....21
Список использованных источников…………………………………………….….22

Работа содержит 1 файл

курсовая новая.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение профессионального  образования

« Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова»

Уральский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

По  дисциплине: «Экономика индустрии             гостеприимства и туризма» 

На тему: «Повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма, методы борьбы за рынок» 
 
 

                                                       Студентка: Зотна А.С.

                                                                              Группа: 5ГТ16Д

                                                                            Преподаватель: Евстигнеев А.М.  

                                         

      г. Екатеринбург , 2010г 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…………3

1. Теоретические  аспекты обеспечения конкурентоспособности  гостиничного предприятия……………………………………………………………………….5

1.1 Основные определения  гостиничного хозяйства……………….……..…………5

1.2 Понятие конкурентоспособности  предприятия, средства ее формирования.…7

1.3 Исследование факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности продукции (услуг)……………………………………………………………….10

2. Маркетинг  как неотъемлемая  часть конкурентоспособности  предприятий в индустрии гостеприимства……………………………………………………...14

2.1 Общие понятия в маркетинге, концепция маркетинга…………………………14

2.2 Характерные особенности маркетинга в сфере услуг………………………….17

3. Направления повышения конкурентных преимуществ гностичных предприятий в современных условиях хозяйствования………………………………..…….19

Заключение…………………………………………………………………………....21

Список использованных источников…………………………………………….….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Ранее проблемы конкурентоспособности услуг  гостиничных предприятий  мало волновали  непосредственных руководителей, так как в условиях административной системы управлений экономикой, хозяйственные решения принимались, как правило, на верхнем уровне. Исходя из хозяйственных интересов, определялись рациональные масштабы развития гостиничных предприятий и утверждалось прикрепление клиентов и постояльцев.

     С переходом на рыночные отношения, созданием  независимых хозяйственных структур и предоставлением самостоятельности, предприятия гостиничного комплекса  оказались в затруднительном  положении.

     На  сегодня положение таково, что реально существующая потребность в качественных гостиничных услугах оказывается недостаточной в силу снижения потребительского спроса, дороговизны услуг и не соответствия мировых стандартам, недостаточных характеристик качества, всеобщего роста цен. Что и обусловило актуальность выбранной темы дипломной работы.

     В самом широком смысле конкурентоспособность  означает возможность выигрыша в  соревновании. Применительно к экономической  сфере конкурентоспособность - обладание  свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Эти свойства могут относиться к различным по природе объектам – видам продукции, предприятиям и организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения и комплексы, наконец, к отдельным странам и группировкам (региональным, политическим, этнокультурным), выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы. Маркетинг является не отьемлимой частью конкурентоспособности предприятия индустрии гостеприимства.

     Целью работы является разработка направлений повышения конкурентных преимуществ гностичных предприятий.

     Задачи заключаются в изучении основных определений гостиничного хозяйства; рассмотрении маркетинг в индустрии гостеприимства.

    Объект  исследования – городская индустрия гостеприимства. Методы исследования - системный анализ теоретических

    источников. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Теоретические аспекты обеспечения  конкурентоспособности  гостиничного предприятия

1.1 Основные определения  гостиничного хозяйства 
 

     В соответствии с ГОСТ Р 50645 - 94 “Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц” под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостиницах - 10. В другом нормативном документе - “Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации”, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.97, дано следующее определение гостиницы: “имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг”.

     Гостиницы характеризуются следующими признаками:

  • состоят из номеров, число которых превышает определенный нормативом минимум, имеют единое руководство;
  • предоставляют разнообразные гостиничные услуги;
  • сгруппированы в категории и классы в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартом страны.

     Гостиничные предприятия различаются по вместимости, числу мест для проживания и числу  номеров.

     В международной практике принята  стандартная классификация средств размещения, разработанная экспертами Всемирной туристской организации (ВТО). В соответствии с ней все средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные.

     Коллективные  средства размещения подразделяются на предприятия гостиничного типа и  специализированные.

     В соответствии с ГОСТ Р 51185 -98 “Туристские  услуги. Средства размещения. Общие  требования” к коллективным средствам  размещения гостиничного типа относят:

  • гостиницы;
  • мотели;
  • клубы с проживанием;
  • пансионаты;
  • меблированные комнаты;
  • общежития.
  • К специализированным средствам размещения относятся:
  • санатории;
  • профилактории;
  • дома отдыха;
  • туристские приюты, стоянки и др.;
  • туристские, спортивные базы, базы отдыха;
  • дома охотника (рыбака);
  • конгресс-центры;
  • кемпинги;
  • ботели;
  • флотели;
  • ротели.

     К индивидуальным средствам размещения относятся:

  • квартиры;
  • комнаты в квартирах;
  • дома;
  •   коттеджи, сдаваемые в наем.
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Понятие конкурентоспособности  предприятия, средства  ее формирования 

     Конкурентоспособность характеризует:

     а) для биологических систем – их способность побеждать или быть лидером в конкурентной борьбе на данном рынке труда или жизненном пространстве за обладание какими-либо ценностями для удовлетворения физиологических, социальных или других потребностей;

     б) для технических систем – их способность соперничать с конкурентами на данном рынке по удовлетворению потребностей потребителей путем обеспечения оптимального уровня качественных и ресурсных показателей;

     в) для социально-экономических систем – их способность выпускать (выполнять) конкурентоспособный товар (услугу) для реализации на внешнем или внутреннем рынке[1].

     В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений.

     Таблица 1 - Определения термина «конкурентоспособность товара» 

Определение Источник
Конкурентоспособность товара – совокупность потребительских  свойств товара, определяющая его  отличие от других аналогичных товаров  по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию Зубков В. в  статье «Кибернетический подход как  методология улучшения качества и конкурентоспособности продукции»
Понятие «конкурентоспособность» определяется как «реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов» Кротков А.М. в  статье «Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки «
Конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать  конкуренцию Портер М. в  монографии «Международная конкуренция»
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другим в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов Фатхутдинов Р.А. в статье «Управление конкурентоспособностью»
Конкурентоспособность товара – способность товара быть более привлекательной для потребителя  по сравнению с другими изделиями  аналогичного вида и назначения, благодаря  лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам Селезнев А. в статье «Инфраструктура рынка  и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа  и интегральной оценки)»
Конкурентоспособность товара – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств (параметров) относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара Симонов Ю. в  статье «От конкурентоспособности  российских товаров – к конкурентоспособности страны»

 

     Все эти определения имеют один общий  недостаток, представляя конкурентоспособность  как совокупность, то есть сумму, всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение: «качество/цена потребления».

Весьма  показательным является тот факт, что с 1 января 2005 года окончательно вступил в силу Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). С этого же момента прекратил действие Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), разработанный для управления плановой экономикой и принятый еще в 1976 году. ОКВЭД был построен Минэкономразвития России

     Для оценки конкурентоспособности стран  мира Всемирным Экономическим Форумом (World Economic Forum, WEF) разработан сводный  индекс конкурентоспособного экономического роста (Growth Competitiveness Index). Россия по итогам 2004 года занимает в рейтинге конкурентоспособности стран 70 место среди 104 оцениваемых стран. Перед Россией – Индонезия (69 место), а сразу за ней Алжир и Доминиканская Республика (71 и 72 места соответственно). Лидируют: Финляндия, США, Швеция. В 2003 году Россия также была на 70 месте, а в 2000 году – на 55 месте (правда, из 59 обследованных стран). В любом случае, очевидно, что в настоящее время конкурентоспособность России находится на недостойном для такой страны уровне. Это лишний раз свидетельствует о том, что проблема определения конкурентоспособных отраслей, производств, товаров и т.п. является действительно актуальной.

     При определении конкурентоспособности подчеркивается три момента:

     1. Товар должен по цене и качеству  соответствовать требованиям потребителей  на выбранном сегменте рынка.

     2. На рынок, где реализуется товар  должен быть свободный доступ  конкурентных товаров, и эти  товары не должны подвергаться  дискриминации или наоборот получать благоприятствующие воздействия, например, преференциальными таможенными пошлинами, дотациями экспорта и т.д.

     Практика  определения конкурентоспособности  основывается на сравнительном анализе  совокупных характеристик товара с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и цене потребления. Конкурентоспособность товара определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Поэтому превышение требований стандартов и правил (если только оно не вызвано в перспективе повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность товара, но, нередко снижает ее, поскольку с точки зрения интересов покупателя такое превышение ведет к росту цены не увеличивая потребительской ценности, а поэтому представляется ему бесполезным. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма, методы борьбы за рынок