Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:41, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей мировой торговли услугами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1)Рассмотреть понятие и значение мировой торговли услугами,
2)Рассмотреть динамику и структуру мировой торговли услугами,
3) Рассмотреть особенности международной торговли услугами Россией.
Введение……………………………………………………………………......................................……3
Глава 1. Сфера услуг и ее особенности
1.1 Понятие услуг и их классификация………………………………….............................….8
1.2 Особенность услуг как товара………………………………………...............................….16
1.3 Регулирование сектором услуг и его особенности……………....................…...……20
Глава 2. Международная торговля услугами
2.1. Особенности международного рынка услуг………………………......................……..25
2.2. Основные проблемы при торговле услугами…………………………….......................31
2.3. Пути решения проблем международной торговли услугами…………....................35
2.4. Особенности торговли услугами в России…………………….......................………….39
Заключение……………………………………………………………………........................................44
Список использованных источников………………………………………..............................…49
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТС, включающая более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:2
1. Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.
2. Услуги связи – 25 видов.
3. Строительные и сопутствующие им услуги – 4 вида.
4. Дистрибьюторские услуги – 5 видов.
5. Общеобразовательные услуги – 5 видов.
6. Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.
7. Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.
8. Услуги по охране здоровья – 4 вида.
9. Туризм и путешествия – 4 вида.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.
11. Транспортные услуги – 33 вида.
12. Прочие услуги.
Классификация
услуг основана на Международной
стандартизированной
Существует и классификация услуг, в соответствии с которой услуги подразделяются на:
- не торгуемые,
- торгуемые.
Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является не торгуемой. В эту классификацию входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д.
Классификация торгуемых услуг в соответствии с руководством по составлению платежного баланса международного валютного фонда (МВФ) представлена в таблице 2.
Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они по своей природе участвуют в международной торговле, другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемых в платежных балансах.
В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг может быть сгруппировано по другим признакам. В случае расширительного подхода к классификации услуг, который принят во Всемирном банке, учитывается движение дохода. В соответствии с этим подходом услуги могут подразделяться на:
• факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам),
• не факторные
услуги – остальные виды услуг (транспортные,
путешествия и другие нефинансовые услуги).
Таблица 2. Классификация услуг
№ | Виды услуг | Подвиды услуг | Содержание услуг |
1. | Транспортные услуги | Пассажирские перевозки | Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг |
Грузовые перевозки | Международная перевозка грузов всеми видами транспорта | ||
2. | Поездки | Деловые | Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки) |
Личные | Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм) | ||
3. | Услуги связи | Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи | |
4. | Строительные услуги | Комплекс услуг по строительству объектов за рубежом | |
5. | Страхование | Оказание услуг по страхованию нерезидентов страховыми компаниями-резидентами | |
6. | Финансовые услуги | Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (услуги по открытию аккредитивов, обмену валюты, брокерские услуги и т.д.) | |
7. | Компьютерные и информационные услуги | Консультации в области компьютерных программ, обработка данных, пользование базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и т.д. | |
8. | Роялти и лицензионные платежи | Пользование правами собственности на объекты промышленной собственности и авторские и смежные права | |
9. | Другие бизнес-услуги | Посреднические | Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка и т.д. |
Лизинг | Лизинг и
фрахт судов, самолетов без экипажей
и другого транспортного | ||
10. | Личные, культурные и рекреационные услуги | Аудиовизуальные услуги | Услуги по производству фильмов, радио- телевизионных программ, компакт-дисков |
Прочие | Услуги, связанные с проведением выставок, спортивных и иных мероприятий | ||
11. | Правительственные услуги | Услуги по поставе товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира | |
12. | Инжиниринговые услуги | Комплекс услуг коммерческого характера по подготовке процесса производства и реализации продукции по обслуживанию строительства и эксплуатации различных объектов | |
13. | Консалтинговые услуги | Консультации по экономическим вопросам на коммерческой основе |
Источник: Бурменко Т.Д. Даниленко
Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг
в современном обществе: Сущность и классификация
услуг; Рынок услуг и предпринимательство:
Бизнес-план для малых предприятий сферы
услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное
пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.).
М.: КноРус, 2008. - 667 с.
Эта классификация очень важна для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые в большей степени затрагивают не факторные услуги. Хотелось бы отметить, что оказание услуг достаточно часто происходит одновременно с продажей товаров или предоставлением инвестиций той или иной стране.
Существует также классификация услуг в зависимости от способа доставки их потребителю:
• услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные,
• услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование и т.д.,
• услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.
Согласно классификации основные виды международных услуг включают транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, прочие деловые услуги.
К транспортным услугам относятся все виды транспортного обслуживания, осуществляемого и транспортными средствами: воздушным, железнодорожным, автомобильным, внутренним водным, морским и прочими видами, включая трубопроводный. Такие услуги включают:
- грузовые
и пассажирские перевозки
- транспортно-экспедиционные услуги,
- аренду (чартер) с водителем,
- услуги
по транспортировке нефти,
- прочие, связанные с перевозкой, транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе.
Туристические услуги охватывают доходы (расходы) от иностранного туризма и включают, главным образом, услуги гостиниц, мест общественного питания.
Услуги связи включают операции между резидентами и нерезидентами по обслуживанию систем связи.
К строительным услугам относятся строительно-монтажные, ремонтно-строительные и строительно-реставрационные работы.
Страховые услуги включают различные виды страхования, осуществляемого страховыми компаниями данной страны для зарубежных партнеров и наоборот.
Финансовые услуги охватывают услуги, предоставляемые финансовыми посредниками в связи с предоставлением кредитных линий, по операциям с ценными бумагами, аккредитивами, банковскими акцептами, финансовым лизингом, операциям с иностранной валютой и т.д.
Компьютерные и информационные услуги включают операции, в ходе которых резидент предоставляет нерезиденту и наоборот услуги по обработке данных и информационных сообщений.
Государственные услуги содержат все виды услуг, связанных с деятельностью сектора государственного управления, международных и региональных организаций.
Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) – обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. В современных условиях роль инжиниринга как объекта международной торговли существенно возросла. Данные услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе.
Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем – делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.
Прочие деловые услуги охватывают различные виды международных услуг:
- юридические
и бухгалтерские услуги, консультационные
услуги в области управления
и в сфере связей с
- услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры рынка,
- научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки,
- архитектурные,
инженерные и прочие
- услуги по переработке или обработке продукции,
- услуги по ремонту транспортных средств
и т.д.
Оказание
услуг - особая отрасль. Она занимает
промежуточное место между
«Услуга- любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном не осязаема и не приводит к завладению чем-либо.»3
По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания. Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики.
Сфера услуг отличается большим разнообразием. В индустрии услуг действует значительная часть коммерческого сектора: авиакомпании, банки, компьютерные бюро, страховые, юридические, консалтинговые фирмы, медицинскими учреждения и компаниями по торговле недвижимостью. Производством услуг занимаются также правительственные и некоммерческие организации. Отдельный сектор в сфере услуг занимают сервисные организации. Они отличаются друг от друга и по размерам - от огромных международных корпораций в таких сферах, как банковское, страховое дело, телекоммуникации, гостиничное хозяйство до малых различных предприятий местного уровня, например сферы бытовых услуг и общественного питания. Любой продукт труда, произведенный для продажи, является товаром. Отсюда, услуги, реализуемые на различных рынках, выступают в виде самостоятельной и весьма разнообразной группы товаров.
Информация о работе Понятие услуги как товара. Проблемы международной торговли услугами