Понятие услуги как товара. Проблемы международной торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей мировой торговли услугами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1)Рассмотреть понятие и значение мировой торговли услугами,
2)Рассмотреть динамику и структуру мировой торговли услугами,
3) Рассмотреть особенности международной торговли услугами Россией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......................................……3

Глава 1. Сфера услуг и ее особенности

1.1 Понятие услуг и их классификация………………………………….............................….8
1.2 Особенность услуг как товара………………………………………...............................….16
1.3 Регулирование сектором услуг и его особенности……………....................…...……20
Глава 2. Международная торговля услугами

2.1. Особенности международного рынка услуг………………………......................……..25

2.2. Основные проблемы при торговле услугами…………………………….......................31
2.3. Пути решения проблем международной торговли услугами…………....................35

2.4. Особенности торговли услугами в России…………………….......................………….39

Заключение……………………………………………………………………........................................44
Список использованных источников………………………………………..............................…49

Работа содержит 1 файл

мкд курсач.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования

Московский  Государственный Открытый Университет

__________________________________________________________________

Факультет Международных Экономических Отношений

Кафедра Мировой экономики 
 
 
 
 
 
 

Герасимова  Оксана Владимировна 
 
 

Понятие услуги как товара. Проблемы международной торговли услугами 

(курсовая  работа студентки 4 курса МГОУ  очной формы обучения по специальности 080102 «Мировая экономика») 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Бегма Ю.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2011 год

Содержание. 
 

Введение…………………………………………………………………………3 
 

Глава 1. Сфера услуг и ее особенности 
 

    1. Понятие услуг  и их классификация…………………………………….8
 
 
    1. Особенность услуг как товара………………………………………….16
 
 
    1. Регулирование сектором услуг и его особенности……………………20
 
 
 

Глава 2. Международная торговля услугами 
 

2.1. Особенности  международного рынка услуг……………………………..25 
 

2.2. Основные  проблемы при торговле услугами…………………………….31 
 

2.3. Пути решения проблем международной торговли услугами…………...35 
 

2.4. Особенности  торговли услугами в России……………………………….39 
 

Заключение……………………………………………………………………..44 
 

Список  использованных источников…………………………………………49 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.  

Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических  отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и работников.  
Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. В международную торговую систему ежегодно поступает до четверти произведенной в мире продукции. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста.  
В условиях формирования новой модели экономического развития стратегические интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта, в том числе, за счет увеличения доли экспорта услуг. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
 

Мировое экономическое хозяйство в последние  десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В условиях научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда, под воздействием закона возрастающих потребностей услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран, повышая уровень благосостояния народа, решая проблему трудоустройства работников, выбывающих из сферы материального производства.

В настоящее  время в сфере услуг создается  две трети ВВП промышленно-развитых стран и занято более половины работоспособного населения. Международная торговля услугами составляет около 20% от общего объема мировой торговли. При этом приведенные выше показатели по услугам имеют тенденцию к постоянному росту.

Представление об услугах, как о чем-то экономически второстепенном, являющемся придатком производственного процесса, уходит в прошлое. Многие услуги обеспечивают высокий уровень и быстрый рост производительности, играя большое значение на всех этапах производственного процесса. Услуги присутствуют практически везде, сопутствуя любому виду деятельности. В настоящее время стремительно растет число новых услуг высокого качества по более низким ценам. При этом особенно быстрыми темпами развивается торговля, так называемыми, «деловыми» видами услуг (страховыми, банковскими, управленческими, телекоммуникационными, информационными, консультационными, услугами по изучению рынка и по организации продаж и т.д), спрос на которые за последние десятилетия значительно вырос.

Главной силой интернационализации в  сфере услуг в последние десятилетия стали прямые иностранные инвестиции, основным проводником которых являются транснациональные корпорации и транснациональные банки.

Динамичное  развитие международной торговли услугами, ее важная роль в мировой экономике  и наметившееся выделение в самостоятельный сектор внешнеэкономических отношений вызвали острую необходимость упорядочения и либерализации международной торговли услугами - выработки универсальной системы ее регулирования. Такая система представлена в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) - в одном из фундаментальных документов Уругвайского Раунда многосторонних торговых переговоров, лежащих в основе Всемирной Торговой Организации (ВТО).

ГАТС  было разработано в результате многолетних  исследований и споров, путем поиска сложного компромисса. В Соглашении впервые дано определение многим категориям и понятиям сферы услуг на международном уровне. Оно распространило на эту сферу комплекс общепризнанных принципов и правил с целью укрепления дисциплины в области торговли услугами и деятельности иностранных поставщиков услуг для содействия развитию мировой торговли.

Однако  международная торговля услугами, как  их трансграничное перемещение, а также  как их производство и потребление  иностранными физическими и юридическими лицами на территории каждой страны-участницы, является сравнительно новым явлением как мировой, так и особенно российской экономики, недостаточно изученным и требующим глубокого анализа.

Экономическое развитие Российской Федерации в  последние годы характеризуется  возрастающим значением сферы услуг в экономике страны, отражая общемировую тенденцию. В целом сфера услуг в России по сравнению с другими отраслями экономики, переживающими глубокий спад, развивается. В связи с проводимыми в стране рыночными преобразованиями, демонополизацией экономики и приватизацией государственной собственности в России появляются и быстро развиваются новые виды услуг.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации направлена на полноценную интеграцию в мировую  торговую систему, в связи с чем одним из центральных направлений национальной внешнеэкономической политики в последнее время стала подготовка к вступлению в ВТО, которая регулирует сегодня свыше 90% мировой торговли. При этом вступление России в ВТО подразумевает принятие на себя целого комплекса мероприятий, причем без каких-либо исключений, включая «обновленное» ГАТТ, сферу услуг, инвестиции, вопросы защиты прав интеллектуальной собственности и др.. Иное решение оставило бы Россию в стороне от современного экономического и социального прогресса. Без такой интеграции успешная реализация прогрессивных экономических реформ, проводимых в стране, вряд ли может быть возможной, а дальнейшее развитие внешней торговли окажется в исключительно трудных условиях.

Вступление  в ВТО - это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений, к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. В результате законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешних экономических связей России будут выведены на современный мировой уровень.

Вместе  с тем, многие условия вступления в ВТО - это компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс уступок и, часто жестких, условий, их обуславливающих. Перед Россией стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров в условиях уже проявившегося экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынков.

Степень готовности России принять ряд обязательств по доступу на внутренний рынок далеко не одинакова, и еще до конца не изучена, несмотря на идущий процесс переговоров по вступлению в ВТО. Большую сложность для России, как по степени охвата, так и по специфике обязательств, будут представлять переговоры по присоединению к Генеральному соглашению по торговле услугами.

Целью работы является изучение особенностей мировой торговли услугами.  
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:  
1)Рассмотреть понятие и значение мировой торговли услугами,  
2)Рассмотреть динамику и структуру мировой торговли услугами,  
3) Рассмотреть особенности международной торговли услугами Россией.
 

Объект  исследования – основополагающие характеристики международной торговли.

 Предмет исследования - определение масштабов и значения международной торговли услугами.

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сфера услуг  и ее особенности 
 

    1. Понятие услуг и их классификация.

      Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда. Таковы, например, услуги транспортных компаний, строительных фирм, предприятий связи, информационных агентств и т.д. Их труд производит определенный продукт в невещественной форме, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления и т.д. Таким образом, услуга как специфический продукт труда выступает не в форме материального товара, а самого труда, выполняющего определенные функции в современном обществе.

      Услуга  – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений между производителем и потребителем услуг, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.1

Под экспортом  понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента  различных видов услуг.

Услуга  в отличие от вещного продукта труда не может быть накоплена, а процессы ее производства и потребления во времени совпадают. Тем не менее, последствия потребления услуги могут иметь материальный и долговременный характер: груз оказывается перевезенным, информация получена потребителем, связь между партнерами обеспечена и т.д.

Несмотря  на всю условность определения понятия, многие услуги особенно в последние  десятилетия прошлого века являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете  текущих операций платежного баланса  страны.

Развитие  материального производства, являющееся фундаментальной основой прогресса  сферы услуг, а также международное  разделение труда в сфере услуг  привели к значительному разнообразию видов услуг.

Информация о работе Понятие услуги как товара. Проблемы международной торговли услугами