Понятие Туристско-рекреационный потенциала

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:34, реферат

Описание работы

В связи с развитием туризма, особенно в последние годы, возникает необходимость чёткого определения понятия "туристско-рекреационный потенциал" для формирования у специалистов по туризму представления о данном термине.

Работа содержит 1 файл

Понятие Туристско-рекреационный потенциала.doc

— 210.50 Кб (Скачать)


№1 Понятие туристско-рекреационного потенциала.                                                                             В    связи с развитием туризма,  особенно в последние годы,  возникает необходимость чёткого определения понятия "туристско-рекреационный потенциал" для формирования у специалистов по туризму представления о данном термине.  Конкретное содержание, которым различные авторы нагружают словосочетание “туристско-рекреационный потенциал”,  нередко оказывается весьма сложно,  поскольку широкоизвестных,  общепринятых профессиональных трактовок этого понятия применительно к туристике не существует.  Вместе с тем содержание этого термина далеко не элементарно и в туристике должно быть ограничено более или менее отчетливыми рамками. В общих толковых,  а также в энциклопедических словарях термином “потенциал” (от латинского potentia - сила) обозначаются “возможности, средства, запасы,  которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи”. Это достаточно ёмкое и универсальное определение,  безусловно,  может быть принято за основу и в туристике. Необходимо только наполнять его конкретным содержанием в зависимости от: - объекта, потенциал которого характеризуется,                                                                                                                                      - задачи, для решения которой может быть использован этот потенциал.                    Термин  “потенциал”,  при всей его близости термину  “ресурс”,  отличается от последнего тем,  что хотя и применяется в форме единственного числа,  но всегда подразумевает совокупность характеристик,  предметов,  явлений.  Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей,  для решения которой он определяется,  в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна.                                                                                       Так, например, лесные ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью.  Если же мы говорим о туристском потенциале территории и оцениваем при этом его лесной компонент,  то сразу подразумеваем именно те свойства,  которые существенны для их туристского использования. Третье отличие – при описании потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагается и оценка этого потенциала с помощью сравнения с потенциалом другого объекта. Существует множество точек зрения по определению туристско-рекреационного потенциала,  но все они сводятся к отдельным понятиям туристский и рекреационный потенциал.  По мнению автора книги  «Рекреационная география»  Д.В.  Николаенко:  «Рекреационный потенциал – совокупность природных и социо-культурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории». Совершенно иное определение рекреационного потенциала даёт    В.А.  Квартальнов, по его мнению,  рекреационный потенциал – отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов,  определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов. В   словаре «Knowledge base» рекреационный потенциал рассматривается, как свойство природной территории оказывать на человека положительное физическое,  психологическое, гигиеническое воздействие. В наибольшей мере проявляется во время отдыха. Для того чтобы раскрыть различия между туристским и рекреационным потенциалом рассмотрим понятие туристкого потенциала.  Туристским потенциалом какого-либо объекта  (или территории)  именуется совокупность приуроченных к данному объекту  (территории) природных и рукотворных тел и явлений,  а также условий,  возможностей и средств,  пригодных для формирования  туристского продукта и осуществления соответствующих туров,  экскурсий,  программ.  Под потенциалом понимаются, в основном, памятники культуры, достопримечательности,  которые могут включать как этнокультурные особенности региона,  так и заповедные зоны.  Разумеется, несмотря на показанные различия, эти понятия можно употреблять с достаточной степенью свободы, поскольку контекст все же часто позволяет понять какое в них вкладывается содержание.

№2 Районы с положительным балансом туристских потоков: 
1.1.  Территории с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями, с широким спектром индустрии отдыха и относи­тельно развитой производственной  и социальной  инфраструктурой (Краснодарский край). 
1.2.  Территории с благоприятными природно-климатическими ус­ловиями, со специализацией на бальнеологических услугах, с развитой социально-производственной инфраструктурой (Ставропольский край). 
1.3.  Территории с благоприятными в летний сезон природно-кли­матическими условиями, имеющие выход к морскому побережью и развитые в социально-экономическом плане (Санкт-Петербург и Ле­нинградская область, Калининградская область). 
1.4.  Территории европейской части России с относительно благо­приятными природно-климатическими условиями в летний сезон и име­ющие высокие показатели социально-экономического развития (Моск­ва и Московская область, Башкортостан, Татарстан, Челябинская, Самарская, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская, Саратовская, Воронежская области). Здесь можно особо выделить столичный регион, который имеет значительные финансовые ресурсы развития рекреа­ции, а также отличающийся инновационными разработками в индуст­рии отдыха.

№3 Районы с отрицательным балансом туристских потоков: 
2.1.  Территории с благоприятными природно-климатическими ус­ловиями, но с низким уровнем социально-экономического развития (республики Северного Кавказа, Калмыкия, Астраханская область, Са­халинская и Амурская области, Приморский край). 
2.2.  Территории России с относительно благоприятными природ­но-климатическими условиями в летний сезон, но со средним и низким уровнем качества жизни населения (все остальные субъекты европей­ской части, за исключением северных районов, а также регионы южной Сибири и Дальнего Востока). 
2.3.  Территории с неблагоприятными природными условиями для рекреации (регионы России, включающие субъекты Федерации на севе­ре и северо-востоке страны). 
Таким образом, можно говорить о значительной дифференциации территорий Российской Федерации по степени туристско-рек­реационного потенциала, а также направлений и возможностей его использования в сочетании с уровнем качества жизни населения.

№4 Туристские ресурсы.                                                                                                          Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако некоторые из них, имеющие особое значение, отнесены к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает  и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Туристские ресурсы — это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта, кото­рый представляет собой комплекс услуг, предоставленных туристским предприятием гражданам. Ими являются природные, исторические, социально-культурные объекты,  также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности потребителей туристских услуг, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. Таким образом, в туристской отрасли органически объединяются природ­ные и социально-экономические факторы. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства: - Целостность—взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и мн. др.                                                                                 -Динамичность                                                                                                                                                -Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы и других сфер экономики, не имеющие тесного контакта с туризмом.                                                     -Привлекательность – основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа. Туристские ресурсы включают природные, культурные, исторические и иные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристского продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения Туристские ресурсы используется следующие механизмы.

№5 Рекреационные ресурсы.                                                                                                    Ресурсы (от французского ressources) - это средство, запас, возможность, источник чего-либо (Современный словарь..., 1992). В географии ресурсы - это источники удовлетворения материальных и духовных потребностей.                                                     Виды ресурсов: - материальные, к которым относится все, созданное человечеством, в том числе культурные ресурсы - источники познания культурных ценностей;                             - трудовые, которыми является трудоспособное население, способное производить какой-либо полезный продукт, а также профессиональные навыки и образовательно-культурный уровень этого населения;                                                                                        - природные - это природные объекты и явления, используемые в человеческой деятельности для получения в основном материальных, но также и духовных благ. Рекреационные ресурсы - это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме. На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании. К рекреационным ресурсам относятся:                                        - природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир);                                                                                                                                        - культурно-исторические достопримечательности;                                                                              - экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.                                                                                                                      Инфраструктура - это совокупность зданий, сооружений, систем и служб, необходимых для обеспечения производства и жизни населения. К инфраструктуре относятся:                     - транспортные магистрали, вокзалы, порты и аэропорты, камеры хранения, склады;                   - инженерные коммуникации: сети газовые, энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации и др.;                                                                                                       -кредитно-финансовые учреждения, узлы связи и другое.

 

 

 

 

 

 

 

№6 Основные виды культурно-исторических ресурсов.                                                                      1) Туризм по знакомству с искусством и литературой.
Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, роман Н.Островского «Как закалялась сталь» не только был включен в «Список рекомендованных книг для школьников» министерства образования Китая, но и был важной причиной привлечения многих китайских туристов в Украину. Прекрасные стихитворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию. Известно, что китайский древний философ Лаоцзей написал пятитысячесловную книгу, которая называется «Канон нравственности». В этой связи возникла известная достопримечательность – «Тэйчжугун», находяющая в пригороде Саньмэнщя провинции Хэнань Китая, которая является местом написания этой книги Лаоцзеем. Древнекитайского философа Конфуция назвали «учителем человечества», его книга «Лунь юй» является частью основ «Этики». До сих пор родина Кунфуция – город Чюйфу провинции Шаньдун Китая является одной из самых популярных достопримечательностей Китая, и архитектурные ансамбли (включая Кунфу – место жительства Кунфуция, Кунмяо – храм Кун и Кунлинь – мавзолей Кун) были включены как культурные ландшафты в Список всемирного наследия ЮНЕСКО
2) Исторический туризм.
Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов.
3) Туризм архитектурной культуры.
Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитектуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае.
4) Туризм тематических парков культуры.
Тематические парки (Theme Parks) являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Валт Дисней (Walt Disney) создал Диснейланд (Disneyland), открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» (The Universal Studio Tour) Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно.
Развитие тематических парков в Китае прошло две стадии. В конце 80-х годов прошлого века тематические парки были созданы по темам имитации древней культуры Китая, культуры других народов и разных стран мира. Главным тематическим парком стал «Прекрасный Китай», созданный в современном городе Шэньчжень. «Прекрасный Китай» занимает площадь 300 тыс. кв. метров, в его обустройство вложено 12,2 млн. долл. США. Он является самым крупным тематическим парком по величине и оборудованию в мире с полным набором тематических экспозиций об истории, культуре, искусстве и древней архитектуре Китая. Он был открыт в сентябре 1989г., и в конце 1991г. уже полностью окупил все затраты. С 1990 по 1993г.  «Прекрасный Китай» принимал по 447 тыс. иностранных туристов ежегодно. Большую популярность получили тематические парки «Окно мира» в городе Пекин и «На реке в День поминовения усопших» в городе Кайфин провинции Хэнань. В настоящее время тематические парки культуры как вид индустрии рекреации уже стали ведущей частью историко-культурного туризма Китая.
5) Туризм городской среды и культуры.
Города как места сосредоточения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и формируют туристический рынок первого класса для иностранных туристов. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.
6)Музейный туризм
Музеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей  Гугун  (Пекин, Китай), музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями.
Представленные шесть видов историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров.

№7 Познавательный и развлекательный туризм.

Познавательный туризм связан с информационным потреблением рекреационных

ресурсов. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством. Познавательный туризм редко выступает в качестве самостоятельного направления, обычно познавательные цели путешествия сочетаются с иными — отдых, развлечения. В чистом виде познавательный туризм обычно краткосрочен, имеет продолжительность от одиночной экскурсии до 5—7 дней. В познавательном туризме очень высока доля лиц старшего возраста, что обуславливает требовательность к качеству услуг гостеприимства. Познавательный туризм концентрируется преимущественно в городах с богатой историей. Наиболее известные культурно-исторические центры сосредоточены в Европе и Азии — Париж, Рим, Венеция, Флоренция, Лондон, Прага, Иерусалим, Пекин. Европейские музеи — настоящие сокровищницы искусства. Среди наиболее известных и посещаемых: Лувр (Париж), Национальная галерея (Лондон), Эрмитаж (Петербург), Прадо (Мадрид), Национальная галерея (Берлин), Галерея Уффици (Флоренция), Художественно-исторический музей (Вена). Каждый год в мире появляются новые музеи, нередко с весьма экзотичными экспонатами. Своей необычностью они привлекают толпы туристов: музей картофеля (деревня Оттерап, Дания), музей саун (местечко Муурума, Финляндия), музей Несси (графство Ивернесс, Великобритания), музей загадок (Пече, Венгрия), музей мусора (Нью-Джерси, США), музей чертей (Каунас, Литва), музей мышеловок (Марктобердорф, Германия), музей колокольного звона (Углич, Россия).

Объектами просветительных экскурсий становятся «чудеса», созданные человеком,

демонстрирующие достижения технического прогресса. Например, знаменитая башня, творение А. Г. Эйфеля, украшающая Париж с 1889 г.

Эйфелева башня — самый посещаемый объект в мире (6,1 млн человек в 2001 г.).

Одним из популярных направлений познавательного туризма является этнографический туризм — посещение мест традиционного проживания аборигенов. Великолепные условия для этнографического туризма имеются в странах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, Австралазии, Океании, в северных и восточных районах России. Наиболее успешно этнографические путешествия развиваются в США, где культура американских индейцев стала неотъемлемой частью индустрии туризма. Растет интерес и к познанию природных объектов. К таковым можно отнести редкие и интересные явления (объекты) природы: водопады, пещеры, гейзеры, лежбища котиков, птичьи базары. Познавательный туризм тесно смыкается с экологическим, так как главная цель посещения ненарушенных человеком территорий — познание природы. Посещение природных объектов предъявляет особые требования к туристской инфраструктуре. Например, гейзеры должны быть огорожены леерами, проложены тропинки с настилами (Долина Гейзеров на Камчатке). Для осмотра лежбищ морских зверей делают закрытую галерею для подхода туристов и смотровую башню. Водопады оборудуют смотровыми площадками с леерами, канатными дорогами (Ниагарский водопад). Все объекты туристского посещения должны иметь удобные транспортные подъезды. Ведущим видом транспорта в познавательном туризме является автобус, но могут использоваться также катера, вертолеты, самолеты. Преимущество автобуса заключается в его мобильности и возможности вести экскурсию на ходу. К познавательному туризму относится облет живописных территорий, например, горных или вулканических районов, мощных каньонов (каньон реки Колорадо в США — Большой Каньон).

Информация о работе Понятие Туристско-рекреационный потенциала