Понятие туристского продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:13, доклад

Описание работы

Проблема состоит в том что, продукты, выходящие на рынок, не всегда совпадают с теми, что запрашивают покупатели. Приобретая туры, покупатель в действительности ищут совсем иное, нежели набор услуг. Одни, отправляясь на отдых, покупают путевку на курорт, чтобы расслабиться, отдохнуть, загореть, поправить здоровье. Другие же выезжают в командировку для проведения деловых переговоров и заключению контрактов.

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 56.00 Кб (Скачать)
 

              Кафедра  «Туризм и гостеприимство» 
 

ДОКЛАД

На  тему: «Понятие туристского продукта»

по  дисциплине: Экономика и предпринимательство в СКСТ 
 
 
 

Выполнила:

 Проверил:  
 
 
 
 

Уфа-2010

    Введение

    Туристский  продукт - это комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам).

    Успех любой фирмы на рынке зависит  в первую очередь от привлекательности  производимого продукта. Он образует основную часть маркетингового комплекса, на которой завязаны все остальные  элементы: цена, продвижение на рынке и распространение. Расхождение в восприятии туристского продукта между потребителями и производителями осложняют экономические исследования в сфере туризма. Проблема состоит в том что, продукты, выходящие на рынок, не всегда совпадают с теми, что запрашивают покупатели. Приобретая туры, покупатель в действительности ищут совсем иное, нежели набор услуг. Одни, отправляясь на отдых, покупают путевку на курорт, чтобы расслабиться, отдохнуть, загореть, поправить здоровье. Другие же выезжают в командировку для проведения деловых переговоров и заключению контрактов. Изучив особенности восприятия туристского продукта потребителями, поставщики перестраивают свою работу в соответствии с ними, они предлагают наборы услуг и рекламируют не столько продукты, сколько их потребительские качества и свойства. 

    1.Понятие  туристского продукта.

    Существует  несколько определений туристского  продукта. Федеральный Закон «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

    Большой глоссарий терминов международного туризма дает такую трактовку – «Упорядоченная совокупность туристских услуг, работ, обеспечивающих потребление туристских услуг и товаров. В российском туристском праве трактуется как право на тур, предназначенное для реализации туристу. Выделяется национальный туристский продукт, туристский продукт конкретного туристского центра или местности, туристский продукт фирмы или оператора».

    В. Н. Квартальный дает несколько определений  турпродукта. Первое определение –  потребительский комплекс, включающий в себя: тур, туристско-экскурсионные услуги и товары. Другое определение – совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия. Учебные издания под турпродуктом подразумевают, результат деятельности туристских предприятий в виде в виде услуг или их комплекса, предназначенный для продажи на рынке. Кроме того, есть мнемоническое определение турпродукта, определяющее туризм как 4П – Перевозка, Приют, Питание и Показ (по аналогии с маркетингом, где есть 4Р – product, placement, price, promotion).

    Очень часто турпродукт путают с туристкой  услугой. Основное различие между ними заключается в том, что турпродукт является не услугой, а товаром. И если туруслуга может быть приобретена и использована только в месте ее производства, то турпродукт можно приобрести в любом месте (чаще всего по месту жительства), но потреблять его можно только в месте производства.

    Также, турпродукт часто ассоциирует с туристским пакетом (пэкидж-туром). Стоит заметить, что турпакет содержит только четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения и трансфер.  

    2. Структура туристского  продукта

    Современный туристский продукт представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:

  • природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и т. п.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие;
  • оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т. д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при отсутствии которого возникают многочисленные препятствия для возможного путешествия;
  • возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами.

    Туристский  продукт — это результат усилий многих предприятий. Он состоит из следующих элементов:

    - тур;

    - товары;

    - дополнительные туристско-экскурсионные  услуги. 

    Туристский  продукт отличается от туристского  пакета тем, что туристский пакет  — это только часть туристского  продукта, точнее — обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету).

    Тур — первичная единица туристского  продукта, реализуемая клиенту как  единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки. Как правило, тур оставляет туристу много свободного времени для выбора собственной программы, которая может быть реализована туристом исходя из личных предпочтений и возможностей.

    Обязательную  программу (турпакет и комплекс услуг  на маршруте) туроператор оформляет в виде туристской путевки или ваучера — документа, в котором гарантированы все обязательные для фирмы и клиента услуги.

    Товары  — специфическая материальная часть  туристского продукта, включающая туристские планы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., и неспецифическая материальная часть туристского продукта, куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов.

    Дополнительные  туристско-экскурсионные услуги —  услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. К ним относятся: прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое телевидение, видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п. Эти услуги приобретаются туристами за дополнительную плату.

    Турпродукты можно разделить на индивидуальные, когда для конкретного клиента  создается специальная программа, учитывающая его интересы и массовые, когда один и тот же определенный набор услуг продают разным людям. Чаще всего массовым турпродуктом является турпакет, который заказчик может расширить, необходимыми для него товарами и услугами, в том числе, непосредственно, на месте их реализации. Кроме того, турпродукты можно классифицировать по стоимости, сезонности, виду туризма, к которому они принадлежат (санаторно-курортный, рекреационный, экологический, спортивный etc.), по транспорту (автобусный, автомобильный, etc.), по массовости, по временной продолжительности и т. д.

    3. Свойства турпродукта

    Туристский  продукт несет в себе следующие  основные потребительские свойства:

  • обоснованность – предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и соответствующими условиями, основанными на потребностях туриста;
  • надежность – соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации;
  • эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;
  • целостность – завершенность продукта, его способность полностью удовлетворять туристские потребности;
  • ясность – потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;
  • простота в эксплуатации;
  • гибкость – способность продукта в системе обслуживания приспособиться к другому типу потребления и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;
  • полезность – способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста.

    4. Разработка тура.

    В процессе разработки тура надо взаимодействовать  с такими объектами внешней среды  как потребители, конкуренты, партнеры и поставщики. К внешней среде  также относятся правительственные  и иные государственные учреждения и организации, общественные и профессиональные объединения, представительства иностранных государств, союзы и иные объединения потребителей.

    Жизненный цикл турпродукта состоит из 4 частей. Вначале идет разработка турпродукта  – маркетинговый анализ рынка, выявление потребностей потенциальных клиентов, поиск партнеров и составление туристского пакета - выбор дестинации, мест проживания туристов, способов транспортировки, организация питания и другие дополнительные услуги. Затем турпродукт надо продвигать на рынок – заключать договоры с турагентами и проводить рекламные компании. После этого идет период продаж и турпродукт начинает приносить прибыль организаторам. И последняя стадия, которая является завершающей. Туристский продукт перестает пользоваться спросом на рынке и не приносит прибыль. Как следствие, приходится отказываться от его реализации, и он перестает существовать.

    Проектирование  тура предполагает следующие этапы:

  • установление нормируемых характеристик тура;
  • установление технологии процесса обслуживания туристов;
  • разработка технологической документации;
  • определение методов контроля качества;
  • анализ проекта

    Процесс формирование тура состоит из 4 этапов. На первом этапе разрабатывается  замысел тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг. После того как сформирована идея будущего тура, проводится анализ и изучаются возможности его реализации на практике. Для реализации наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. После выбора партнеров и поставщиков надо приступать к формированию основного и дополнительного комплекса услуг. Процесс формирования комплекса услуг осуществляется на основании конфиденциальных тарифов, предоставленных партнерами в рамках действующих соглашений, поэтому на данном этапе осуществляется определение и корректировка цены будущего тура. Чаще всего цена является среднеарифметической по отношению к ценам на аналогичные турпродукты. Затем следует экспериментальная проверка тура, которая является заключительным этапом его формирования.

    Продвижение тура состоит из рекламы, участие  в специализированных выставках, ярмарках, организации информационных центров, издания каталогов и буклетов.

    Реализация  тура имеет двойственный характер. С одной стороны она включает в себя этап массовых продаж, с другой - предоставление обслуживания туристов. На практике выделяют два вида каналов  сбыта: внутренние и внешние. Внутренние каналы сбыта – это, как правило, система филиалов, отделений и посреднических организаций (агентств), через которые продаются различные туристские услуги на территории самой страны. Внешний канал сбыта - это определенное число зарубежных туристских фирм–посредников (туроператоров, турагентов), принявших на себя, согласно договору, обязательство продавать в своей стране туристские поездки конкретную зарубежную страну.

    Процесс продажи тура включает в себя:

  • прием клиента и установление контакта с ним;
  • выяснение мотивации выбора турпродукта;
  • предложение туров;
  • оформление правоотношений и расчет с клиентом
  • информационное обеспечение покупателя.

    В комплект обязательных документов, выдаваемых клиенту, входит информационный листок, в котором содержится информация о правилах въезда в страну временного пребывания, таможенных правилах, обычаях местного населения, национальных и религиозных особенностях региона, состояния окружающей среды, факторах риска для здоровья и др.  
 

Информация о работе Понятие туристского продукта