Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение существующих проблем для развития автомобильного туризма в Карелии, а также выявление разных особенностей этого вида туризма. И на основе теоретических знаний и анализа состояния и наличия необходимой инфраструктуры разработать программу автомобильного тура на гору Воттоваара.
Для достижения цели решались следующие задачи:
изучить теоретические основы автомобильного туризма
проанализировать проблемы в необходимой инфраструктуры
выявить особенности в организации этого вида туризма
разработать программу автомобильного тура.
Много лет подряд как в России, так и в республики Карелия развивается туризм. Это одна из экономически развитых отраслей в экономики Карелии. Совокупный валовый доход от всех видов въездного туризма в Республику Карелия на 2010 год составил 4,18 млрд, рублей. Разработана Стратегия развития туризма в Республике Карелия до 2020 года, содержащая целевые показатели развития туризма на долгосрочную перспективу:
Очень активно развивается
спортивный туризм в
Автомобильный туризм — путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль.
Хорошо организованный активный отдых в любое время года привлекает многих людей. Участие в туристских походах и путешествиях способствует укреплению здоровья, дарит незабываемые впечатления от знакомства с новыми местами. Велико также и воспитательное значение туристско-экскурсионных мероприятий. Они позволяют лучше узнать историю и традиции народа, познакомиться с достопримечательными памятниками старины и красотами родной природы.
Автомобиль обеспечивает свободу и быстроту передвижения туристской группы, расширяет ее возможности для активного знакомства с краем, позволяет сделать путешествие более содержательным, насыщенным разнообразными впечатлениями. Пользуются автомобильным транспортом миллионы людей, но далеко не все из них, кто совершает поездки по дорогам, являются туристами. Стремление познать свою и другую страну, узнать новое об их истории, культуре, природных достопримечательностях, архитектурных памятниках, обменяться впечатлениями с товарищами - все это отличает туриста от автолюбителя.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что развитие автомобильного туризма в Карелии с каждым годом растет и связи с этим необходимо оценить качества инфраструктуры необходимой для автотуризма. Также для успешного развития нужно разрабатывать новые программы для туристов, чтобы привлекать все больше туристов с разных регионов страны и не только. Это позволит обобщить ряд проблем в данном виде туризма, выявить преимущество автомобильного туризма перед другими видами и проанализировать все положительные и отрицательные аспекты данного вида туризма.
Объект исследования – процесс изучения автомобильного туризма, как одного из видов спортивного туризма.
Предмет исследования – изучение проблем и перспектив в развитии автотуризма.
Целью курсовой работы является определение существующих проблем для развития автомобильного туризма в Карелии, а также выявление разных особенностей этого вида туризма. И на основе теоретических знаний и анализа состояния и наличия необходимой инфраструктуры разработать программу автомобильного тура на гору Воттоваара.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Для написания работы были использованы общенаучные методы: анализ, классификация, наблюдение, описание, прогнозирование, а также количественный, качественный метод.
Теоретической основой для написания работы стали труды специалистов в области туризма, таких как: . Биржаков М.В, Бутко И.И, Гуляев В.Г, Квартальнов В.А, Веткин В.А, Бабкин A.B, раскрывающих теоретические основы туризма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы в деятельности туристского предприятия.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав: « Глава 1 Понятие автомобильного туризма. Особенности его организации», «Глава 2 Проектирование автомобильного тура в Карелии» список литературы.
Первая глава работы посвящена рассмотрению теоретических основ автомобильного туризма и выявление основных проблем.
Вторая глава посвящена разработке автомобильного тура в Карелии, расчету стоимости данного тура и определение эффективности внедрения тура на туристский рынок Карелии.
Для начала дадим определение понятию «автомобильный туризм». Автомобильный туризм — путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль. Автомобильные путешествия являются разновидностью туризма Одной из разновидностей этого вида туризма является караванинг. Это - автомобильный туризм, путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах. Караванинг является одним из самых популярных видов автомобильного туризма для жителей Европы и США, где хорошо развита система кемпингов. Туристы, путешествующие таким способом, традиционно отмечают свой праздник 24-го сентября, в день караванщика. В нашей стране имеет название День Караванера имеет более узконаправленную целевую аудиторию, не имеет жёсткой привязки к определённой дате и отмечается в начале летнего сезона путешествий.
Несмотря на то, что караванинг для России - новый вид отдыха, российские автотуристы проявляют к нему большой интерес. Последнее время все больше россиян предпочитает отдыхать на территории России по самостоятельно разработанным маршрутам. Согласно исследованию 57,1% респондентов провели свой отпуск в России и в странах СНГ, и только 24,8 % – за рубежом. Отдыхать в Подмосковье предпочитают 21,6% жителей России, в других регионах – 28,1%, в Санкт-Петербурге отдыхают 11,6% опрошенных, а 12,5% ездят на Черноморское побережье. Европейские караванеры также стали проявлять большой интерес к уникальной и самобытной культуре нашей страны и, соответственно, чаще совершать автопробеги по известным российским маршрутам. Таким образом, у России есть все предпосылки стать популярным туристическим направлением, однако, необходимым условием для этого является наличие налаженной инфраструктуры.
Первые путешествия на личном автотранспорте стали совершаться по мере развития автомобильной промышленности в начале XX века, но наибольшую популярность этот вид туризма приобрел в послевоенное время. В этот период автомобильные компании стали активно выпускать новые модели личного транспорта, а государства — строить протяженные автострады. Наиболее динамично автотуризм развивался в США, где в середине XX века в связи со стремительным ростом благосостояния граждан и налаженным автомобилестроением путешествия на личном транспорте приобрели массовый характер.
Автомобильный туризм возник почти сразу с изобретением первого автомобиля, который на заре своего создания именовали " повозкой или машиной для туризма". Но широкое развитие автомобильный туризм в мире получил после 2-ой мировой войны. Именно в это время начался истинный автомобильный бум и как результат развития практик туристических поездок. Конечно каждому, хоть раз в своей жизни хотелось убежать от городской суеты и уйти в мир тишины и спокойствия природы. Автомобильный туризм позволяет реализовать такое в полной мере.
Формирование массового автомобильного туризма на бывших просторах СССР можно отнести к вводу в строй в начале шестидесятых годов прошлого столетия советского автогиганта на Волге. К концу пятидесятых годов была произведена не имевшего успеха попытка ввести методы проката автомобилей для населения страны. И только к семидесятым в стране сформировались устойчивые традиции автомобильного туризма и его инфраструктуры. К концу восьмидесятых и начале девяностых годов произошли глобальные политико-экономические перемены и события, которые сыграли решающее значение в развитии автомобильного туризма.1
Первое - это распад Советского Союза. Другие значимые события - в РФ был позволен ввоз автомобилей из-за границы и российский рубль приобрел конвертируемость. В начале девяностых в Российскую федерацию хлынул поток машин. Если в самом начале это были не очень недорогие, крайне подержанные, то постепенно класс импортируемых автомобилей улучшался. В стране сформировалась любопытная обстановка. С одной стороны, число машин резко выросло, что должно было привести к бешеному развитию автомобильного туризма, с другой стороны, экономическая и политическая и ситуация была весьма не благоприятна. Также повлияло резкое обострение социальной напряженности в обществе. Во время расцвета криминала 90-96 годов путешествия по дорогам РФ были связаны с настоящей опасностью и не только для имущества, но и для жизни. Результат не заставил себя долго ждать. Случилась полная утрата заложенных в советские времена традиций и инфраструктуры, что подорвало автомобильный туризм. Большая часть кемпингов были заброшены как ненужные. В связи с перенесением государственных границ изменились сложившиеся туристические маршруты. Стала нестабильной ситуация с таможенным контролем. Пересечение границ на автомобиле могло затянуться более чем на три дня. Контрольно-пропускные пункты не были приспособлены к потоку автомашин. Любимые туристами живописные трассы Прибалтики и Кавказа стали фактически недоступными для советских граждан. Наконец, апофеозом дестабилизации общества стал дефолт 98-го года, положивший предел тяге к путешествиям.
Автомобильный туризм в наше время все-таки имеет устойчивый фундамент, так ситуация в стране нормализовалось и приобрела стабильный характер. А это благоприятно действует на его развитие.
Сегодня услуги по туристским
поездкам на машине предоставляют специализированн
В настоящее время существует много проблем, связанные с развитием автомобильного туризма. Первая из них – это, конечно же, состояние автомобильных дорог. С давних времен это была главная проблема нашей страны. Проблема состоит в дорожном покрытии или вообще его отсутствии, также оборудование дорог дорожными знаками и указателями. Иногда при отсутствии этих указателей туристы не могут найти туристские объекты, которые известны во многих местах.
Дороги в России, в общем и целом находятся в ужасающем состоянии. На многих из них асфальтное покрытие разрушено полностью. Так, центральная автострада России « Москва – Санкт – Петербург» на большей своей части имеет «колейность» на асфальте, который оставляет желать лучшего на 90 процентов протяженности трассы.
Если обратится к дневникам шведских путешественников, посетивших Северо – Запад России во второй половине 18 века, то с удивлением узнаем, что: Большую роль в жизни путешественников играют дороги. От русских дорог и постоялых дворов у шведов остались неприятные впечатления.
Видимо, с тех времен изменилось мало что. Возможно, светлая и прибыльная идея супостатов капитализма о платных автодорогах найдет свое место в нашей стране и хоть где - нибудь дороги будут хорошими. На сегодня известен лишь один платный перегон 70 километров на автостраде Москва – Воронеж. Тем не менее, ездить нужно и хочется, и посему российские автотуристы приспособились и ездят всюду.
Следующая составляющая часть инфраструктуры автотуризма – это наличие широкой сети технического обслуживания автомобилей и магазинов запчастей. Путешествуя по центру и югу России, на центральных трассах и основных туристских направлениях больших проблем у автотуристов не возникает. Почти везде есть шиномонтаж и автомастерская, осуществляющая мелкий и средний ремонт. Если случится, что - то серьезно, то всегда есть возможность вызвать эвакуатор или получить помощь от проезжающих мимо водителей.
Рассмотрим вариант путешествия по проселочным (грунтовым) дорогам не вникая в суть состояния дорожного полотна. На них сеть авторемонтных мастерских просто отсутствует. Спокойно себя могут чувствовать только владельцы отечественных автомобилей. Так как почти в каждой деревни найдется умелец, который с «Жигулями» может сотворить чудо.
Однако пока любители колесных туров сталкиваются с немалыми трудностями в реализации своих как познавательных, так и чисто рекреационных потребностей. Информационный голод еще Пушкин заметил парадокс: Россия не слишком известна русским. Сегодня, спустя 200 лет, ситуация изменилась мало, и это напрямую отражается на темпах развития внутреннего туризма. Отсутствие достоверной информации о возможных местах посещения является главным тормозом в развитии любого вида туризма. Добавим, что для автомобильного туризма, который не связан со специально организованными программами, информационная проблема актуальна вдвойне. Многие поступающие в продажу автомобильные карты - главное, без чего не обойтись в дороге, - не обновлялись с советских времен, поэтому указанные в них проезды на самом деле могут отсутствовать. Власти некоторых регионов, например Карелии и Калининградской области, пытаются как-то решать проблему информационного обеспечения туристов, создавая специализированные интернет-сайты, где можно получить более или менее полные сведения о достопримечательностях, местах проживания и дорогах. Спрос на активный отдых настолько велик, что даже плохие дороги не отражаются на продажах путевок. А в некоторых случаях и бездорожье может стать своеобразным туристским продуктом. Так, в Карелии автотуризм получил неожиданное развитие в экстремальном секторе off-road. Еще одним традиционным для России недостатком инфраструктуры туризма является отсутствие достаточного числа современных отелей, нехватка мест и низкий уровень обслуживания. Владельцы машин - в большинстве своем публика платежеспособная и готовая заплатить за комфорт. Однако этот спрос в значительной мере не удовлетворяется. К примеру, путешествующий в Европе англичанин или немец иногда не знает даже, где находится в его машине запасное колесо. Заливая бензин в бак своего автомобиля, он не задумывается о том, что может залить туда что – то иное или, по крайней мере, не того качества и сорта, которое обозначено на колонке. В России часто туристы сталкиваются с проблемами некачественного топлива, иногда даже из – за этого машина начинает ломаться, на середине маршрута. Все эти проблемы напрямую влияют и тормозят развитие автотуризма, как в России, так и в частности в Карелии. 3