Пермский
край является привлекательным маршрутом
для паломников со всей России. В
данном регионе сохранились до наших
дней культовые постройки различных эпох,
начиная с XV и кончая XXI веком, отражающие
всю историю русского культового зодчества,
неразрывно связанную с историей и культурой
Российской империи. В Пермском крае насчитывается
более 400 христианских храмов, церквей,
монастырей и соборов, а также множество
ценных природных объектов – святые источники,
места захоронения, камни, холмы и горы.[15,c.63]
Предприятия
и организации, предоставляющие
услуги православно-христианского
паломнического туризма
в Пермском крае:
- Православный
паломнический центр «Пермь Великая»
Адрес:
город Пермь, Комсомольский проспект-18
Тел. 294-03-04,
279-50-47
Информация
на сайте: www.permeparhia.ru
e-mail: palomnikperm@mail.ru
Данное
предприятие предлагает широкий
перечень маршрутов по основным центрам
православно-христианского паломничества
в Пермском крае.
В
программу каждого из предложенных
маршрутов входит посещение нескольких,
наиболее значимых, для православно-христианской
истории Пермского края, мест. Большинство
маршрутов приурочены к определённым
религиозным празднованиям, дням почитания
того или иного святого, памятным,
для данного места, датам.
Во
время поездки группу сопровождает
священнослужитель, который наиболее
полно рассказывает об истории священных
мест, людях, святых, отвечает на все вопросы
экскурсантов, дает советы и наставления.
Именно это выделяет данную организацию
на фоне прочих компаний города Перми,
предоставляющих услуги православно-христианского
паломнического туризма на рынке Пермского
края.
Более
подробную информацию о предлагаемых
маршрутах и ценах на них вы можете увидеть
в Приложение 1.
- Туристическая
компания "Вокруг Земли" рада предложить
Вам экскурсионные прогулки по Пермскому
краю. Вы совершите увлекательные путешествия
в историю Прикамья, познакомитесь с архитектурой
города Перми и его памятниками, узнаете
много нового и интересного. И просто хорошо
отдохнете.
В
стоимость тура входит:
- Предоставление
комфортабельного автобуса (45 /20 /14 чел.
вместимость)
- Услуги экскурсовода
- Подача автобуса
по адресу (для организаций при полной
заполняемости)
Данная
компания предлагает высоко-комфортабельные
маршруты культурно-познавательной направленности,
где экскурсантам предлагается посетить
знаменитые музеи, парки, заповедники,
памятники культуры, уникальные природные
объекты, ознакомится с архитектурой
и историей городов. Но на ряду, с
вышеперечисленными объектами показа,
в программу каждого маршрута
входит посещение одного-двух мест
религиозной тематики, которые, несомненно,
являются центрами православно-христианского
паломничества в Пермском крае.
Более
подробную информацию о предлагаемых
маршрутах и ценах на них вы
можете увидеть в Приложение
2.
Вывод:
У
православного народа Прикамья издавна
была распространена традиция хождения
на богомолья по святым местам. Множество
памятников русской православной культуры
в Пермском крае были местом поклонения
на протяжении многих лет и представляли
собой весьма популярные маршруты для
паломников.
Огромное
культурное и природное наследие
малых населенных пунктов Пермского края
в совокупности с развитыми центрами религиозно-паломнического
туризма делает Пермскую край привлекательным
маршрутом для паломников со всей России.
В данном регионе сохранились до наших
дней культовые постройки различных эпох,
начиная с XV и кончая XXI веком, отражающие
всю историю русского культового зодчества,
неразрывно связанную с историей и культурой
Российской империи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
процессе решения
поставленных задач
можно сделать
следующие выводы:
- Россия обладает
огромным культурным и природным наследием,
задействованным, в религиозном туризме.
Как мы выяснили, у паломнического
туризма существуют принципиальные отличия.
В религиозном туризме, паломнической
направленности туристов интересует непосредственное
участие в религиозных культах. Социально-психологическая
база паломнического туризма уже, чем
религиозного. Паломники в основном исповедуют
ту религию, святым местам которой они
приехали поклониться. Экскурсии, посещение
музеев, выставок для них — вторичная,
сопутствующая задача или вообще мало
интересны.
До
революции 1917 года посещение святых
мест было обязательным обрядом
для православного христианина,
на совершение которого он должен был
получить благословение священнослужителя.
В советские времена число
паломников резко сократилось, как
впрочем, и количество святых мест.
Перепрофилирование множества хромов,
церквей, монастырей под различные
нужды сделало их недоступными для
отправления религиозного культа и
поклонения паломников. Немалую долю
религиозных сооружений удалось
сохранить в достойном виде благодаря
тому, что они стали музеями
и в итоге оказались вовлечены
в процесс туристического освоения.
Таким образом, в массовом сознании
укоренилось представление о
религиозных сооружениях и святынях
как о музейном объекте. Лишь не так
давно церкви начали возвращать ее
храмы и святыни и естественно,
что она стала возвращать им не
только внешний облик, но и духовное
содержание.
- У православного
народа Прикамья издавна была распространена
традиция хождения на богомолья по святым
местам. Множество памятников русской
православной культуры в Пермском крае,
например, Спасо-Преображенский кафедральный
собор, Петропавловская собор,
Белогорский
Свято-Николаевский монастырь и многие
другие были местом поклонения на протяжении
многих лет и представляли собой весьма
популярные маршруты для паломников.
Паломничество
имело особое значение
в их жизни:
- Совершение
религиозного обряда (молитва, причастие,
исповедание). Религиозные таинства представляли
для них главную внутреннюю основу, содержание
жизни Православного христианина.
- Духовное
совершенствование. Люди отправлялись
в паломничество в поисках духовной пищи.
- Получение
благодати, духовного и физического совета.
- Религиозное
просвещение.
- Поклонение
святому месту, храму, мощам.
- Огромное
культурное и природное наследие малых
населенных пунктов Пермского края (Ильинское,
Вильва, Верещагино, Городище, Добрянка)
в совокупности с развитыми центрами религиозно-паломнического
туризма (Пермь, Соликамск, Кунгур, Оса,
Лысьва) делает Пермскую край привлекательным
маршрутом для паломников со всей России.
В данном регионе сохранились до наших
дней культовые постройки различных эпох,
начиная с XV и кончая XXI веком, отражающие
всю историю русского культового зодчества,
неразрывно связанную с историей и культурой
Российской империи.
- Объектами
привлечения религиозных туристов (паломников)
являются святые места и центры религий,
также их поездки могут быть обусловлены
культовыми актами, праздниками, фестивалями,
проходящими в определенное время года.
Для достижения наилучшего результата
необходимо организовать сотрудничество
русской православной церкви и туристской
индустрии.
Действуя
совместно, они смогут:
- Улучшить
информированность населения об имеющихся
ресурсах и маршрутах, что послужить привлечением
большего числа паломников.
- Возродить,
сохранить и благоустроить объекты культуры,
достопримечательности, места паломничества,
обустроить их и создать вокруг них должный
достаток, культурную среду обитания и
комфортность. Наладить процесс организации
маршрутов паломнического туризма
- Разрабатывать
новых маршрутов к святыням
- Решить вопрос
недостатка в этой сфере квалифицированных
кадров.
- Паломнический
туризм в Пермском крае играет важную
роль, как для его жителей, так и для
развития региона в целом:
- Повышение
духовно-нравственного потенциала - во
время поездки паломники узнают об истории
мест, которые они посещают, их роли в духовной
жизни Пермского края и России; знакомятся
с особенностью проведения богослужения,
наследием святых, старцев
- Повышение
общекультурного потенциала - монастыри
являлись и являются культурными историческими
центрами, на территории многих расположены
музеи, отражающие жизнь и обычаи различных
исторических эпох
- Миссионерская
роль - поездки по святым местам способствуют
обретению веры, поиску смысла жизни и
ответов на вопросы.
- Благотворительная
роль - во время паломнических туров паломниками
осуществляется благотворительная материальная
помощь и денежные пожертвования
- Вызывает
интерес у современной молодежи к религии,
вере, культурному наследию Пермского
края.
- Рост числа
посещений некоторых религиозных объектов
способствует улучшению дорог в этих местах
и развитию средств транспорта.
- Возможность
появления спонсоров, для реконструкции
или восстановления старых и разрушенных
монастырей, храмов, а также строительство
новых.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Белдыцкий
Н.П. Ныробский узник, древности и окрестности
села Ныроба Чердынского уезда. Пермь,
1913. С. 24.
- Белошицкая
Е.Н. Штрихи истории. // Русь православная.
1999. №1 (42).
- Биржаков
М.Б. Введение в туризм - М, 1999г.
- Газета «Православная
Пермь» № 9, 10, 11,12, 13.,2010г.
- Даринский
А.В. Русские православные монастыри России
как объекты туризма. // Труды Академии
туризма. Вып. 1. - М. 1995. - С. 173-189.
- Дмитриев
А.А. Ссылка окольничаго Михаила Никитича
Романова в Чердынский край и Ныробские
древности // Сборник материалов для ознакомления
с Пермскою губернiею. Пермь, 1891. Вып. III.
С. 67-68.
- Жданов Н.С.
Паломнический туризм - за и против. - Турист.
2003. №6.
- Муравьев
А.Н. Путешествие по святым местам, учебное
пособие/ А.Н.Муравьев - М.: «Книга» 1990
- Носова Г.А.
Бытовое православие. М., 1969. – С. 227.
- Орехов Дм.
Святые источники России. СПб., 1999.
- Поплавская
Х.В. Паломничество, странноприимство
и почитание святынь в Пермском крае. XIX
– XX вв. Пермь, 1998.
- Православные
обители России / Путеводитель. М., 1999.
- Россия и
Святая Земля: русское присутствие в Палестине:
Страницы истории. М., 1999.
- Ульяновский
монастырь у зырян: Троицко-Стефановская
новообщежительная обитель. М., 1889. С. 89.
- Христов
Т.Т. Религиозный туризм. - Учебник. М., 2004.
- palomnikperm@mail.ru
- www.permeparhia.ru,