Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является оценка ресурсов паломнического туризма в Пермском крае.

Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

Рассмотреть исторические основы паломничества, в том числе: изучить его особенности, цели, мотивы и виды, как одного из видов религиозного туризма.
Рассмотреть исторические основы паломничества у жителей Прикамья
Ознакомиться с ресурсами паломнического туризма в Пермском крае
Рассмотреть и проанализировать организацию паломнических туров в Пермском крае.

Содержание

Введение

Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма
Религиозный туризм и его разновидности
Специфика паломнического туризма
Православно-христианское паломничество в Пермском крае
Ресурсы православно-христианского паломничества Пермского края
Организация православно-христианских паломнических туров в Пермском крае
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 72.56 Кб (Скачать)

Предметами  поклонения для паломников могут быть:

  • Чудотворная икона
  • Нетленные мощи
  • Святые, чудотворные  источники.
  • Святое место (храм, монастырь и т.д.), имеющее религиозно-историческую значимость
  • Святое место (храм, монастырь и т.д.), обладающее силой в духовном плане
  • Святое место (храм, монастырь и т.д.), освященное основателем религии или его ближайшими последователями.

    [15,c.44]

     Туризм  – это совокупность отношений  и явлений людей, которые возникают  во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного  места проживания и работы (Александрова, 2001).

     По  особенностям организации  поездок паломнический  туризм может разделить  на:

  • Организованный – это строго регламентированные поездки, которые обычно осуществляются на условиях предварительной оплаты. Продавец и клиент заранее обсуждают маршрут поездки, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг).
  • Неорганизованный – это индивидуальные поездки или походы, где

     паломники  не выдвигают требований к  уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная.

     В зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые. Число участников индивидуального  тура 1-5 человек, группового - от 6 и более.

     Некоторые туристские фирмы считают групповым  путешествие, в которое отправляются 2 человека и более. Частным случаем  индивидуального тура может быть поездка одного человека. Часто это  можно наблюдать в паломнических  поездках, которые в отличие от экскурсионных могут длиться  по нескольку месяцев. Человек имеет  огромное желание уединиться для  молитвенного общения, размышлений  о своих внутренних проблемах, сложных  жизненных ситуациях. И он отправляется один в паломническую поездку  в монастырь или другое место.

В зависимости от продолжительности  поездки можно  разделить на:

  • Однодневные (менее 3 часов; 3-5 часов; 6-8 часов; 9-11 часов)
  • Длящиеся несколько дней (1-3, 4-7, 8-28, 29-91, 92-365 ночей)
  • Многодневные.

     Специализированные  туры рассчитаны как минимум на три  дня с посещением религиозных  святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации  таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря. Для паломников экскурсия имеет  вторичное значение по отношению  к определенным культовым действиям. Тем не менее, в некоторых турах  могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.

     Организация коллективного паломничества является трудоемкой деятельностью. Уже в  эпоху средних веков создавались  братства и ордена, помогающие паломникам достигать привлекающие их святые места. В настоящее время организаторами паломничества, как правило, выступают  религиозные организации, которые  налаживают сотрудничество с туристическими фирмами.

     При Московской Патриархии организована паломническая  служба, ведающая вопросами паломничества  в Святую Землю.[3,c.62]

     Паломничество - поездка глубоко верующих людей  к святыням своего культа. Целью  паломничества является поклонение святым местам, молитва, покаяние, реже - исполнение обета, данного во время  тяжкой болезни или смертельной  опасности, и благодарение Господа  за избавление от них. Довольно часто  целью паломничества бывает исцеление  от тяжких недугов, получаемое от чудотворных  икон, святых мощей, источников.

     Культурно-познавательный туризм – это поездка с экскурсионно-познавательными  целями. Данный вид туризма собирает любознательных людей, желающих непраздно  провести свободное время. Оплатив  тур, туристы хотят получить эстетические впечатления и расширить свой кругозор историческими сведениями об объектах показа. Им интересны также  искусствоведческие данные о памятнике  архитектуры (монастыре, храме) - время  его создания, автор, стиль. Таким  образом, по изначальной цели экскурсия  туристов по храму значительно отличается от паломничества богомольцев к  чудотворной иконе того же храма.

     Что касается объектов, то здесь надо отметить следующий момент, паломничество  и религиозный туризм, как правило, имеют одни и те же маршруты, места  посещения и объекты показа. Если в объектах посещения существенных различий не выделялось, то вот в  сервисе предоставляемых услуг  они имеют место быть. Паломники  заранее согласны терпеть в поездке  неудобства, непривычные для них  дома. Такова традиция паломничества. Прибыв в место посещения, они  большую часть времени молятся, потому что они за этим и ехали. Для туристов уровень комфорта в  поездке должен быть никак не ниже, и даже выше, привычного для них  дома.

В экскурсионном  обслуживании тоже есть существенные отличия - объекты показа паломники  осматривают недолго, при этом их не столько интересуют исторические и искусствоведческие справки об объекте, сколько, как можно более  подробные сведения из житий святых, детали библейских событий и местонахождение  чудотворных икон.  

     Туристам  же во время экскурсии не требуется  всестороннее освещение каждого  объекта без преобладания культовой  информации. Излишние подробности по этой теме им неинтересны.[7,c.51]

     Так же различен состав групп в паломничестве  и религиозном туризме. К паломничеству  чаще склоняются богомольцы более зрелого  и преклонного возраста, ищущие покаяния и исцеления. Религиозный туризм рассчитан и на детей, и на взрослых.

     В некоторых турах могут одновременно участвовать как паломники, так  и туристы. По маршруту они посещают святыне и архитектурные памятники  прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к церковным  традициям. Проведение подобных туров  требует скрупулезной подготовки. Правильное понимание целей тура позволяет  формировать однородные группы. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы  в нее не попали люди, которым  абсолютно чужда вера и уважение к церкви.

     В целом можно выделить следующие  отличия между паломничеством и  религиозным туризмом.

Главное различие это - цель поездки, из этого  следуют различия по:

  • объектам посещения;
  • требованиям к уровню сервиса;
  • экскурсионного обслуживания;
  • датам к которым приурочены поездки;
  • возрастной и социальной категории клиентов.

Вывод:

     Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма характеризуется рядом особенностей. В религиозном туризме, паломнической направленности туристов интересует непосредственное участие в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны.

     До  революции 1917 года посещение святых мест было обязательным  обрядом  для православного христианина, на совершение которого он должен был  получить благословение священнослужителя. В советские времена число  паломников резко сократилось, как  впрочем, и количество святых мест. Перепрофилирование множества хромов, церквей, монастырей под различные  нужды сделало их недоступными для  отправления религиозного культа и  поклонения паломников. Немалую долю религиозных сооружений удалось  сохранить  в достойном виде благодаря  тому, что они стали музеями  и в итоге оказались вовлечены  в процесс туристического освоения. Таким образом, в массовом сознании укоренилось представление о  религиозных сооружениях и святынях как о музейном объекте. Лишь не так  давно церкви начали возвращать ее храмы и святыни и естественно, что она стала возвращать им не только внешний облик, но и духовное содержание.

 

  1. Православно-христианское паломничество в Пермском крае
    1. Ресурсы православно-христианского паломничества Пермском края

     У православного народа широко распространена традиция хождения на богомолья по святым местам. Для исследования этой традиции требуется широкий круг взаимно дополняющих друг друга  источников, поскольку сама традиция предстает многоплановой, со всеми  особенностями, характеризующими живые, а не формальные религиозные чувства.

     Материалы Пермского края дают нам возможность  характеризовать некоторые стороны  паломничества, хотя в пределах епархии  святынь для поклонения было не так  и много.

     У жителей Северного Прикамья существовала развитая традиция паломнического посещения  Соликамска в день почитания святой Параскевы Пятницы, который приходился на девятую пятницу по Пасхе. Главной  святыней, притягивавшей богомольцев  в Соликамск, был древний образ  святой Параскевы Пятницы, который  находился в Воскресенской церкви. Значительную часть крестного хода, устраиваемого в этот день, икона  путешествовала по городу. Восприятие образа усиливалось еще убеждением, что святая Параскева Пятница  защитила Соликамск от вражеских  нападений и сохранила его  для потомков. Праздничный день в  честь Параскевы Пятницы завершался литургической службой перед  ее образом в Воскресенской церкви.

     Ежегодное стечение богомольцев, и притом не из близких только мест, наблюдалось в селе Ныроб Чердынского уезда. В течение Великого поста здесь бывало более тысячи человек. Их влекли цепи-кандалы, в которых в 1601 г. был доставлен из Москвы М. Н. Романов. Цепи при его жизни не являлись религиозной реликвией. Но вскоре после его гибели народ стал их почитать как заместителя души невинного страдальца и мученика. Они прославились святыней и таковой вновь стали в наши дни, хотя находятся пока еще в музее, а не в церкви.   

     Молитвы перед цепями М. Н. Романова не исполнялись, но паломники стремились прикоснуться к ним, чтобы получить исцеление  и помощь. Это и создавало почву  для широкой известности храмов Ныроба.

     Очень большое количество богомольцев  из разных мест привлекал Белогорский  Свято-Николаевский монастырь, находившийся в Осинском уезде. Само место, где  воздвигли монастырский храм, приняло  благообразный вид. Каждый, кто здесь  бывал, вдохновлялся молитвенным приобщением  к Богу.

И в  наше время можно наблюдать непрекращающийся поток паломников в Белогорский  монастырь. Одной из причин наличия  здесь паломников является намного  меньшее, по сравнению со старым временем, количество монастырей в местах проживания православных людей. Всех приезжающих  в монастырь можно разделить  на две категории. К первой, и довольно многочисленной, относятся те, кто  едет ради познавательных целей. Но они, как правило, заходят в монастырский храм. Следующая категория лиц, посещающих монастырь, - это люди более или  менее верующие и воцерковленные - паломники, сознательно прибывшие  сюда помолиться, поговеть и пожить.

     В Пермском крае почитаемы были иконы  и в приходских храмах. Так, большою  известностью пользовалась икона Тихвинской Божией Матери в Кунгуре, которая, согласно преданию, спасла в 1774 г. город и его  округу "от пугачевских бунтующих  шаек", а прежде защищала жителей  от нападения татар.

     В Северном Прикамье приходили на поклонение 35 явленным и чудотворным иконам. Явленная чудотворная икона Святителя  Николая чудотворца пользовалась почитанием жителей и паломников как в  Ныробе, Чердыни, так и в Соликамске. В Ныробе, где хранилась икона, паломники приходили к ней  в течение всего года, и "молебствие перед образом по желанию и  просьбе приезжающих из других мест постоянно совершалось". На месте  явления иконы на окраине Ныроба находился святой источник, названный  Никольским. Особое стечение народа возле  него наблюдалось 9 (22) мая - в день праздника  святителя Николая.  

     После закрытия храма следы иконы затерялись. Но сохранился список с нее в ггороде Чердыни. В 2000 г. усилиями духовенства и местной администрации над святым источником была заново воздвигнута часовня.

     Святым  почитался источник в Оханском уезде (ныне в Большесосновском районе), названный  в честь преподобного Серафима Саровского. В наше время у жителей он вновь  пользуется известностью, на что указывает  прибытие людей из большой округи в день почитания преподобного Серафима Саровского. К местным святыням паломники  ходили пешком для исцеления и  благодарения, для участия в праздниках. Его следует считать ближним  паломничеством. Явление это было массовым, оно органически входило  в праздничную культуру народа.

     Жители  Пермского края совершали паломничество  и за пределы епархии. Прежде всего, путешествия совершались в городе Верхотурье к святым мощам праведного Симеона. Особенно многочисленные паломнические группы направлялись после 1904 г., когда торжественно были отмечены две даты - 300-летие со времени основания Верхотурского Николаевского монастыря и 200-летие со времени перенесения в монастырь мощей святого праведного Симеона из села Меркушино. Способствовало развитию паломничества в Верхотурье и то, что вблизи города была проложена Богословская железная дорога.

Информация о работе Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма