Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является оценка ресурсов паломнического туризма в Пермском крае.

Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

Рассмотреть исторические основы паломничества, в том числе: изучить его особенности, цели, мотивы и виды, как одного из видов религиозного туризма.
Рассмотреть исторические основы паломничества у жителей Прикамья
Ознакомиться с ресурсами паломнического туризма в Пермском крае
Рассмотреть и проанализировать организацию паломнических туров в Пермском крае.

Содержание

Введение

Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма
Религиозный туризм и его разновидности
Специфика паломнического туризма
Православно-христианское паломничество в Пермском крае
Ресурсы православно-христианского паломничества Пермского края
Организация православно-христианских паломнических туров в Пермском крае
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 72.56 Кб (Скачать)

НОУ ВПО  Гуманитарный университет

Факультет социальной психологии

Кафедра социально-культурного сервиса и  туризма 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине: «Основы туристской деятельности»

На тему: Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма

(на примере Пермского края)  
 

Студента:

Череватовой Юлии Геннадьевны,

Курс IV, Группа 405 
 
 

Руководитель:

Мясникова Л.А. 
 
 

Екатеринбург

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма
    1. Религиозный туризм и его разновидности
    2. Специфика паломнического туризма
  2. Православно-христианское паломничество в Пермском крае
    1. Ресурсы православно-христианского паломничества Пермского края
    2. Организация православно-христианских паломнических туров в Пермском крае

Заключение

Список  используемой литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

     Посещение святых мест издавна представляло собой  одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью  православного вероучения. Однако,  в годы советской власти путешествие  к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно  они стали выступать не как  объекты поклонения, а как объекты туризма.

     В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает  свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами  познания. Следовательно, религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

     Необходимо  отметить что, паломничество, как разновидность религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить ритуал. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

     Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

     Объект  исследования – Пермский край

     Предмет исследования – ресурсы паломнического туризма Пермского края.

     Цель курсовой работы является оценка ресурсов паломнического туризма в Пермском крае.

     Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Рассмотреть исторические основы паломничества, в том числе: изучить его особенности, цели, мотивы и виды, как одного из видов религиозного туризма.
  2. Рассмотреть исторические основы паломничества у жителей Прикамья
  3. Ознакомиться с ресурсами паломнического туризма в Пермском крае
  4. Рассмотреть и проанализировать организацию паломнических туров в Пермском крае.

     Актуальность  курсовой работы обусловлена тем, что  сегодня возродилась  традиция паломничества. В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно, религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

       Теоретическая значимость работы проявляется в анализе теоретических и практических основ формирования паломнического туризма в Пермском крае.

     Практическая  значимость заключается в том, чтобы рассмотреть и проанализировать развитие паломнического туризма в Пермском крае и выявить какое место в жизни жителей Прикамья оно занимает.

           При  написании  данной  работы  использованы  материалы из нижеследующих источников:

  1. Белошицкая Е.Н. Штрихи истории. // Русь православная. 1999. №1 (42).
  2. Газета «Православная Пермь» № 9, 10, 11,12, 13.,2010г.
  3. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам, учебное пособие/ А.Н.Муравьев - М.: «Книга» 1990
  4. Поплавская Х.В. Паломничество, странноприимство и почитание святынь в Пермском крае. XIX – XX вв. Пермь, 1998.
  5. Христов Т.Т. Религиозный туризм. - Учебник. М., 2004.
  6. palomnikperm@mail.ru
  7. www.permeparhia.ru,

 

  1. Паломнический туризм, как разновидность  религиозного туризма
    1. Религиозный туризм и его разновидности

     Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением  услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся  за пределами обычной для них  среды.

     Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы  обычной среды, на срок не более года для посещения святых мест и центров  религий.

     Религиозный туризм - это самостоятельный вид  туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности:

     Культурно-познавательные туры – это поездка с экскурсионно-познавательными целями. Данный вид туризма собирает любознательных людей, желающих непраздно провести свободное время. Оплатив тур, туристы хотят получить эстетические впечатления и расширить свой кругозор историческими сведениями об объектах показа. Им интересны также искусствоведческие данные о памятнике архитектуры (монастыре, храме) - время его создания, автор, стиль. Таким образом, по изначальной цели экскурсия туристов по храму значительно отличается от паломничества и поездок с научной целью.

     Паломничество – это странствие людей для поклонения святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

     Научный туризм религиозной  тематики – это поездки различных учёных с целью изучения религиозного наследия - рукописей, различных культовых предметов, найденных, в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурных форм, как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое.[3,с.18]

     Довольно  обширный массив религиозного туризма  должен быть подразделен прежде всего  в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней  России концессиями:

    • христианство
    • ислам
    • иудаизм
    • буддизм

 

    1. Специфика паломнического туризма

     Паломнический туризм - это совокупность поездок  представителей различных религий  с паломническими целями.

     Паломничество предполагает определенное отношение  человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей.

     Одним из важных аспектов паломнических поездок  является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках  благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими  в паломнический маршрут. Паломники  имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые  из них находят здесь себе духовников.

     Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.[7,с.26]

     Смысл паломничества определяется характером религиозного сознания. Верующий рассматривает  Бога в качестве некоторого потустороннего начала, находящегося в совершенно другой реальности, чем верующий. Но объектом поклонения он может быть только в том случае, если дан  верующему, в привычных ему условиях жизни. Это соединение потусторонности  и посюсторонности и предстает  как освященное место, место, наделенное благодатью, место наибольшего пребывания божества. Оно и становится объектом поклонения верующих.

 

     Совершать паломничества людей  побуждает много различных мотивов:

  1. Паломник хочет прикоснуться к тем местам, которые как бы освящены основателем его религии и его ближайшими последователями для того, чтобы исполниться благодати и приобщиться к святости.
  2. Паломничество может иметь и политические цели, если, совершая его, политический деятель приобретает больший политический вес. Так, Николай II совершил в начале XX века поездку в Саров Нижегородской губернии, где находится обитель одного из наиболее почитаемых русских святых Серафима Саровского. В июле 1903 года в торжествах прославления преподобного Серафима Саровского участвовали до 500 тысяч паломников. И участие в этом торжестве российского императора укрепляло веру людей в близость самодержца к народу и возвышало его авторитет.
  3. Непосредственным побудительным мотивом паломничества может явиться личное убеждение в необходимости приобщения к благодати и святости, пример единоверцев, религиозная норма или же совет духовного лица.

     Как уже отмечалось, паломничество известно практически всем современным религиям. Его история уходит в глубокую древность. Выдающиеся храмы, священные  природные ландшафты (горы, рощи) Дальнего Востока, Центральной Азии, Ближнего Востока, Древней Греции привлекали к себе десятки тысяч людей. В  настоящее время паломничество  выступает в качестве важнейшего культового действия в буддизме, индуизме, сикхизме, исламе и христианстве.[15,с.61]

     Паломничество издревле поощрялось в «буддизме», культура которого распространено на восток, север и юг во многом благодаря  монахам-миссионерам.  По статистическим данным, буддистов в современном  мире около 500 млн. Паломничество в  буддизме заключается в поклонении останкам  

     Будды, посещении святых мест для получения  духовных результатов, поклонения и  выражения почтения высшим силам. Паломник - это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются  лесенками в небо.

     «Ислам» является самой молодой религией из существующих трех конфессий, он зародился  в VII в. н. э. в Западной Аравии среди  арабов. Ислам рассматривает паломничество  в качестве обязательного требования для каждого мусульманина. Правда, с тех пор, как мусульмане расселились  по всему свету, это требование не является, безусловно, необходимым. В  исламе отсутствует культ святых, нет чудотворных икон, монастырей - все это приводит к тому, что  в исламе значительно меньше, чем  в христианстве, священных мест, привлекающих паломников. В мире насчитывается  примерно 1 млрд. 126 млн. приверженцев ислама, что составляет примерно 19 % населения  Земли

Информация о работе Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма