Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является оценка ресурсов паломнического туризма в Пермском крае.

Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

Рассмотреть исторические основы паломничества, в том числе: изучить его особенности, цели, мотивы и виды, как одного из видов религиозного туризма.
Рассмотреть исторические основы паломничества у жителей Прикамья
Ознакомиться с ресурсами паломнического туризма в Пермском крае
Рассмотреть и проанализировать организацию паломнических туров в Пермском крае.

Содержание

Введение

Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма
Религиозный туризм и его разновидности
Специфика паломнического туризма
Православно-христианское паломничество в Пермском крае
Ресурсы православно-христианского паломничества Пермского края
Организация православно-христианских паломнических туров в Пермском крае
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 72.56 Кб (Скачать)

Дальнее и исключительно пешее путешествие  совершалось в Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь на реке Вычегде, основанный в XIV в. святителем Стефаном Пермским. Особенно много богомольцев приходило из Чердынского и Соликамского уездов на освящение храмов и во время зимних праздников. В сохранившихся документах паломников называли "дальними посетителями среди великого множества прибывших людей".

     Из  Пермской епархии ходили в город Саров к преподобному Серафиму Саровскому. Здесь говели, причащались Святых Тайн, прикладывались к мощам и купались в источнике преподобного Серафима. О том, как посещали в 1914 г. Саровскую обитель жители городе Чердыни, мы узнаем из дневника И. В. Верещагина: 

      "В Саров ходили на источник, купались под душью, были в  пустыньке за 5 верст от Сарова, где жил о. Серафим, спускались  в пещерку, где монах старик  дал нам сухариков". Солепромышленники  братья Рязанцевы, побывавшие  в Серафимо-Понетаевской обители,  привезли оттуда икону Знамения  Божией Матери для монастыря,  который они основали в 1891 г. в село Красное.

     В 1858 г. восемь месяцев длилось паломничество в Иерусалим крестьянина села Нижнечусовские Городки Пермского уезда И. Н. Бушуева. От гроба Господня он принес домой красные флаги. Как писал сам И. Н. Бушуев в "Пермских епархиальных ведомостях", "нес священный огонь, но он погас в Саратове. Я ворочался за ним в те дома, где останавливался и давал его, - возвращался до Астрахани, но не нашел: огонь погасал везде на третий день.

Паломничество в Святую Землю являлось всеобщим и более древним для всех христиан, чем хождение по святым местам в  пределах России. Прежде чем отправиться  в дальний путь, необходимо было получить разрешение от волостного правления, что никаких препятствий для  дальней отлучки не имеется. Помимо этого, требовалось и свидетельство  священника о регулярной исповеди и  причастия в приходском храме. При  наличии этих документов паломники  в портовом городе Одессе получали заграничный паспорт.

В Иерусалим  и на Афон трижды совершал паломничество  солепромышленник Соликамска А. В. Рязанцев.

     Интересные  факты пребывания паломников в Палестине  содержатся в 1898 г. в письме чердынского  мещанина М. И. Юхнева. Они выявляют нравственные ориентиры паломников, свидетельствуют о непрерывности  религиозной традиции и воспроизводстве  духовного опыта. Паломники стремились в Палестину, чтобы не только увидеть  места, где разворачивались события  Священной истории, но и закрепить  в себе те психологические предпосылки, которые, переходя от поколения к  поколению, легли в основу человеческого  поведения, а также заручиться особым покровительством Бога.  

     Многие  главы Библии, которые столь усердно  изучались христианами, благодаря  посещению святых мест, становились  более понятными и получали исчерпывающее  объяснение.

     Совершение  ближних и дальних паломнических  путешествий составляло органическую часть живой религиозности. Православные люди надеялись в чем-либо получить помощь Бога и одновременно стремились поблагодарить Господа и воздать  ему хвалу.[11,c.29]

Основные  центры паломничества  в Пермском крае

Месторасположение Объекты паломничества Год основания Наши  дни Подробная информация
Город Пермь Вознесенская  Феодосиевская церковь 1902 С 1991 году церковь  возвращена верующим. Приложение  3
Город Пермь Всесвятская церковь  на новом кладбище 1832 Является действующим  храмом Пермской епархии. Приложение  4
Город Пермь Успенская церковь  на старом кладбище 1784 Была передана верующим и действует, по сей день. Приложение  5
Город Пермь Свято-Троицкая церковь на Слудке 1845-1849 Является кафедральным собором Пермской епархии Приложение  6
Город Пермь Петропавловский собор 1757 С 1990 году передан  верующим. Приложение  7

 

Город Пермь Никольская  церковь на Слудке 1895 Является действующим  храмом Пермской епархии. Приложение  8
Город Пермь Спасо-Преображенский кафедральный собор 1798 Ныне здесь  размещена Пермская художественная галерея. Приложение  9
Город Пермь Храм Рождества  Богородицы 1787 8 сентября 2010 года  была передана верующим и начались  восстановительные

работы

Приложение  10
Осинский  район, село Крылово Церковь Покров Пресвятой Богородицы     Приложение  11
Город Пермь Церковьправедного Семеона Верхотурского 1885 Идут восстановительные  работы. Приложение 12
Город Пермь

(Белая  гора)

Белогорский Свято-Николаевский монастырь 1893 Является действующим  храмом Пермской епархии. Приложение 13

 

Город Пермь, поселок Верхняя Курья Богоявленский мужской монастырь 1994 Является действующим  храмом Пермской епархии. Приложение 14
Город Оса Храм в честь  Святой Троицы 1902 Идут восстановительные  работы. Приложение 15
Город Оса Казанская церковь 1882 Является действующим  храмом Пермской епархии. Приложение 16
Город Соликамск Свято-Троицкий собор 1684 Ныне здесь  расположен краеведческий музей Приложение 17
Город Соликамск Иоанно-Предтеченский моностырь 1700 Является действующим  храмом Пермской епархии. Приложение 18
Город Кудымкар Свято-Николаевский Храм 1892 Является действующим  храмом Пермской епархии. Приложение 19
Город Чернушка Свято-Никольский женский монастырь 1854 Является действующим  храмом Приложение 20
Село  Серги, Кунгурский район Крестовоздвиженский церковь 1840 Идёт реконструкция Приложение  21

 

Город Пермь Успенский храм в скиту Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря, 1571 Является действующим  храмом Приложение 22
"Саломатова  гора" рядом с д. Саламатово. Городищенский монастырь 1610 Сохранился, но не функционирует Приложение 23
Город Орел, село Николаевское Пыскорский  Приображенский монастырь 1560 Ныне не функциониркет Приложение 24
Город Чердынь Храм святого  Иоанна Богослова 1463 Является действующим  храмом Пермской епархии. НЕТ
Город Вятка Успенский монастырь 1580 Является действующим  храмом Пермской епархии. НЕТ
Усть-Гаревая Храм  Рождества  Христова 1869 Является действующим  храмом Пермской епархии. НЕТ
Посёлок Ильинское Храм  Благовещения Пресвятой Богородицы, 1839 Является действующим  храмом НЕТ
Ильинский район, село Васильевское Храм Вознесения Господня 1784 Идут восстановительные  работы НЕТ

 

Нижние  Муллы  –  Кондратово Храм Святой Троицы   Идут восстановительные  работы НЕТ
Ильинский район, посёлок Чермоз Храм Рождества  Пресвятой Богородицы. 1826 Является действующим  храмом Пермской епархии. НЕТ
Усоль Спасо- приображенский женский монастырь   Является чтимым местом паломничества НЕТ
Верещагино-Гаревка Свято-Лазаревский  женский монастырь, храм Александра Невского   Является действующим  храмом НЕТ
Город Соликамск Спасо-Преображенский храм   Является действующим  храмом Пермской епархии. НЕТ
Город Суксун Водопад  «плакун» (Ильинский святой источник) 1958 Является чтимым местом паломничества НЕТ
Город Суксун Петропавловская церковь 1943 Является действующей, по сей день. НЕТ
Город Ныроб Искорское городище (Часовня) 1891 Уникальное  место паломничества НЕТ

 

Город Лысьва Храм Иоанна Богослова 1825 Ныне действующая НЕТ
Город Добрянка Иоанно-Богословский храм Рождество-Богородицкой церкви 2000 Является чтимым местом паломничества НЕТ
Город Добрянка Свято-Митрофаниевский храм 1836 Является действующим  храмом НЕТ
Добрянский  район, посёлок Палазна Свято-Троицкий храм 1850 Является действующим  храмом Пермской епархии. НЕТ
Добрянский  район, село Городище Храм иконы  Божией Матери "Живоносный Источник   Является чтимым местом паломничества НЕТ
Добрянский  район, поселок  Вильва Храм преподобного Серафима Саровского   Является действующим  храмом НЕТ
Добрянский район, село  Перемское Богоявленский храм 1830 Является действующим  храмом Пермской епархии. НЕТ

 

    1. Организация православно-христианских паломнических туров в Пермском крае

     В девяностые годы двадцатого века в  общественный лексикон вошло забытое  слово паломничество. Связи с  падением железного занавеса и открытием  границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки  не имели одной цели. Однако в  значительной мере людьми двигало желание  посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть  этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для  религиозного человека. Например, в  Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристские агентства  для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению  к своим турам малознакомое слово  паломничество. В связи с чем  возникла необходимость определить искомое понятие

     Паломничество хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах.

     Процесс организации  паломнического туризма отличается от организации других видов, в него входит собственно формирование самого турпродукта и здесь проявляется специфика, заключенная в данном виде туризма, определение его стоимости, а затем комплекс мероприятий по его продвижению от производителя к потребителю. 

     Существуют  различные варианты паломнических  поездок. Наибольшим спросом пользуются одно - и двухдневные автобусные туры продолжительностью от 8 до 36 часов. Такие программы недороги и дают возможность посетить несколько  находящихся недалеко друг от друга  монастырей, поучаствовать в богослужении, а также осмотреть достопримечательности  посещаемых мест за достаточно короткое время.

 

     При организации маршрутов  паломнического туризма  необходимо соблюдать  следующие правила:

  1. Нецелесообразно включать в маршруты религиозного туризма объекты посещения, которые не представляют историко-культурного интереса и имеют малое число объектов показа.
  2. В маршруты паломнических групп нельзя включать недействующие монастыри и церкви, которые не имеют святынь. Одна только историко-культурная ценность таких объектов не может стать целью паломнической поездки.
  3. Объекты посещения должны быть неоднородными по своей историко-культурной ценности и культовой значимости.
  4. Необходимо учитывать цель поездки туристов или паломников и, по возможности, формировать однородные группы.
  5. Акцент в подготовке экскурсовода и текстов экскурсии также определяется целью поездки.
  6. Сопровождающему паломнические группы экскурсоводу желательно иметь дополнительную подготовку, знать тексты молитв, жития святых, даты церковных праздников и литургику.
  7. Целесообразно выделить наиболее значимые объекты посещения и основные места паломничества. В большей своей части они совпадают, и их можно включать в разные маршруты.

Информация о работе Паломнический туризм, как разновидность религиозного туризма