Особенности сервисной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать особенности сервисной деятельности в России.
Задачи:1.Выяснить объективные факторы развития хозяйствования и услуг в России.
2.Рассмотреть роль государственных механизмов в развитии услуг
3.Проанализировать сервисную деятельность в структуре
хозяйственной практики и культуре

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3

Глава№1.Развитие услуг и сервисной деятельности в
российском обществе…………………………………………………………..4
1.1. Объективные факторы развития
хозяйствования и услуг в России…………………………………….......4
1.2. Роль государственных механизмов в
развитии услуг……………………………………………………………………..9

Глава№2.Сервисная деятельность в структуре
хозяйственной практики и культуре……………………………………..15
2.1. Сервисная деятельность в структуре
хозяйственной практики………………………………………………………15
2.2. Сервисная деятельность как часть культуры………………….24
Заключение…………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 43.35 Кб (Скачать)

♦  интеллектуальный сервис (образовательный, юридический, финансовый, информационный сервис и др.);

♦  сервис в сфере обращения товаров и услуг (торговля, обще¬ственное питание, коммуникационные и транспортные услуги, услуги складского хозяйства и др.);

♦ хозяйственно-бытовой сервис (городское хозяйство, быто¬

вое обслуживание населения, включая удовлетворение индивиду¬

альных потребностей граждан)*.

Выше были рассмотрены  отличительные качества сервисной  деятельности, которые выделяют ее на фоне несервисных видов хозяйственно-экономической  активности. Теперь укажем те свой¬ства  сервиса, которые, напротив, сближают его  с промышленным производством.

Труд и полезные усилия субъектов сервисной деятельности, совершаемые по отношению к тем, кому они нужны, делают их производителями  услуг в такой же степени, как  и производство то¬варов. В качестве производителей выступают целостные  коллекти¬вы, а также конкретные работники предприятий сервиса, генера¬торы новых идей и технологий в сервисе, менеджеры, предприни¬матели.

Полезные усилия производителей направлены на потребите¬лей сервиса - покупателей, клиентов, заказчиков, посетителей, пользователей. Работники предприятий  и фирм, производя услу¬ги, предоставляют  потребителям определенные блага, пользу, удоб¬ства. При этом произведенные  услуги приобретают потребитель¬ную  стоимость, которая равна затратам общественного труда на ее производство. В этом случае услуги выступают в  качестве товара, являясь важным элементом  сервисной деятельности.

В современном обществе разные виды и направления сервис¬ной деятельности плотно соприкасаются с результатами промыш¬ленного производства. Так, субъекты сервисной деятельности до¬водят до потребителя (продают), а затем нередко  ремонтируют и обслуживают:

♦ бытовую технику, личные транспортные средства;

♦ одежду, предметы интерьера;

♦ продовольственные товары;

♦ товары, используемые в обучении и индивидуальном разви¬тии (книги, компьютеры);

♦ товары для развлечений и отдыха (компакт-диски, музыкаль¬ные синтезаторы, игровые автоматы) и др.

* Биндиченко Е. В. Состав  и структура сферы услуг // Сфера  услуг: Проблемы и перспективы  развития / Под ред. акад. Ю. П.  Свириденко: В 4 т. М., 2000.

 

К тому же конечный этап многих производств вторичного сек¬тора (строительные работы, электро-, водо- и газоснабжение), а также товары, создаваемые в  пищевой, легкой промышленности, автомобилестроении и т.п., напрямую связаны со сферой услуг.

Однако связь работников сервиса с промышленностью не ог-раничивается продажей, обслуживанием  и ремонтом указанных то¬варов. Сам  труд в сфере услуг зачастую осуществляется посредством множества технических  приспособлений и автоматов. В последние  десятилетия предприниматели сферы  услуг приложили много уси¬лий  к тому, чтобы в организацию  труда работников сервисного производства, а также в управление предприятием услуг ввести элементы труда и  менеджмента промышленного производства.

Все это формирует тесные связи между промышленным про¬изводством и услугами, приводя к тому, что  труд и обслуживание людей на предприятиях сервиса во многих случаях организованы по типу индустриального производства. Индустриальное производ¬ство осуществляется в рамках крупных промышленных комплек¬сов, труд на которых отличается высоким  уровнем технической вооруженности. Это позволяет многократно увеличивать  произво¬дительность труда и  получать масштабные объемы выпускаемой  продукции, способной удовлетворить  массовый спрос.

В качестве примеров индустриального  производства, связанно¬го с обслуживанием  населения, укажем на массовое строитель¬ство индивидуальных коттеджей и многоквартирных  домов, на перевозки пассажиров на воздушном, железнодорожном, автотран¬спорте  и т.п. Все эти виды услуг заключают  в себе важнейшие па¬раметры (технико-технологические  характеристики, расходы ма¬териалов  и топлива, финансовые затраты и  др.), сопоставимые с промышленным производством.

Таким образом, сервисная  деятельность современного типа приобретает  индивидуализированный характер, ориентируясь на личные и групповые запросы  потребителей. Но одновременно она  во многом опосредуется индустриальным производством. Все это позволяет  говорить о производстве сервисного продукта в развитых странах или  о наличии в них индустрии  сервиса. В настоящее время правомерно сказать «индустрия перевозок», «индустрия туризма», «индустрия развлечений», «индустрия образования». Все указан¬ные направления  сервисной деятельности, опираясь на технику и технологии организации  труда промышленного типа, способны обслуживать тысячи и миллионы потребителей за короткий пери¬од времени.

 

 

2.2. Сервисная деятельность  как часть культуры

Рассмотрим сервисную  деятельность в более широком  и слож¬ном контексте - в контексте  культуры. Научное понимание куль¬туры  означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности какого-либо народа, нации, который, складываясь исторически, постепенно обновляется и вместе с тем сохраняет идентичность самому себе в течение столетий, иногда тысячелетий. В этом смыс¬ле  говорят о русской, китайской, французской  или американской культуре. Культура заключает в себе длительно действующие  меха¬низмы самоадаптации того или  иного народа к меняющейся среде  обитания, которые позволяют ему  динамизировать свою практи¬ку, оставляя в прошлом одни обычаи, утверждая  новые культур¬ные нормы, которые  впоследствии могут стать традициями.

Внутреннее строение культуры приобретает сложный характер. В  ней выделяют такие масштабные части, как духовная и матери¬альная  культура, а также меньшие части, или субкультуры, - го¬родская, сельская, молодежная, элитарная. Кроме того, выделяют функционально целостные  области культурной практики: хозяй¬ственную культуру (в рамках которой развивается  сервисная дея¬тельность), политическую, правовую, художественную, религи¬озную культуры и др.

В массовом сознании распространено несколько иное понима¬ние культуры - в ней люди нередко усматривают  лишь норматив¬но-оценочную деятельность, которой должен овладеть всякий куль¬турный  человек. В этом случае культура трактуется в узком смысле, лишь как принятая, нормативно закрепленная активность, прису¬щая той или иной области  практики. Данный подход позволяет  говорить о культуре речи, общения, поведения, досуга, о профес¬сиональной  культуре и др. Такой подход к  трактовке культуры не противоречит научному ее пониманию, но он сосредоточивает  внимание лишь на одной ее характеристике.

Для анализа сервисной  деятельности важно иметь в виду оба понимания культуры. С одной  стороны, сервисная деятельность исторически  развивается в рамках той или  иной этнонациональной культуры, точнее в рамках такой ее масштабной части, как хозяйственная культура. При  этом важно учитывать этнонациональ-ные  традиции, исторический уклад жизни  народа, которые свое¬образным образом  преломляются в сервисной деятельности. С другой стороны, сервисная деятельность представляет собой профессио¬нальную  активность. В этом случае следует  говорить о культуре тру¬да в сфере  услуг, о корпоративной культуре работников сервиса в целом.

Сама сервисная деятельность как часть социоэкономической деятельности оказывается тесно связанной  с самыми разными ас¬пектами культурной практики - с бытом и домашним хозяйством населения, с практикой  государственно-политического строитель¬ства, с социальными слоями и группами, с воспитанием подрас¬тающего поколения, а также с отдыхом и развлечениями  людей.

Особо следует сказать  о связи сервисной деятельности с рядом духовных областей культуры, в частности с наукой, искусством, ре¬лигией. Во всех этих случаях перед  нами обнаруживаются во мно¬гом различные  типы связей.

Наука сформировалась и стала  интенсивно развиваться как со¬циальный  институт, общественно значимый вид  познавательной активности и как  область профессиональной деятельности в Но¬вое время в странах Западной Европы. Некоторое время занятие  наукой было уделом выдающихся личностей  или образованных энтузиастов. Позже  многие профессора университетов, преподава¬тели учебных заведений сочетали обучение студентов с научно-исследовательской  деятельностью. В этом случае они развивали одну из специфических разновидностей услуг, связанных с наукой, - услугу по передаче своих знаний молодому поколению.

Еще одной разновидностью услуг, связанных с наукой, высту¬пает использование прикладных результатов  исследовательской ра¬боты. Для  развития данной услуги понадобилось время. Поначалу прикладные научные  разработки востребуются (например, предпри¬нимателями, производственными компаниями, правительственны¬ми  органами) через прямые контакты с  исследователем. И только в XX в. возникают  специализированные сервисно-коммерческие орга¬низации (консалтинговые центры, венчурные фирмы, внедренчес¬кие группы и др.), которые генерируют посреднические услуги между научно-творческой деятельностью  и практикой.

Если связь сервиса  с научной активностью сложилась  сравни¬тельно недавно, то отношения  услуг с искусством обозначились уже в древности. По мере того как  художественное творчество выделялось из процессов народного творчества и становилось индиви¬дуальным  процессом, возникала общественная потребность в орга¬низации публики  и демонстрации художественных произведений перед аудиторией.

Кстати, это относилось не только к искусству, но и к органи¬зации спортивных, а также других массовых зрелищ. В настоящее время сервисная  деятельность в сфере художественно-эстетической активности заключается в посредничестве между творцами (автора¬ми, исполнителями), с одной стороны, и публикой, с  другой. В этот вид сервиса включены редакторы и издатели художественной лите¬ратуры и журналов, владельцы  художественных салонов по продаже  изобразительной продукции, организаторы концертов, спектаклей, проката фильмов, работники центров звукозаписи  и тиражирова¬ния компакт-дисков, создатели  видеотехники, а также многочис¬ленные  продавцы магазинов, торгующих массовой художествен¬ной продукцией или  оригинальными авторскими изделиями  худо¬жественного назначения.

Представители указанных  видов организаторского труда раз¬вивают сервисную деятельность в сфере  художественно-эстетичес¬кой активности, свободного времяпрепровождения, воспитания молодежи. Это направление деятельности определяется как социо¬культурные услуги, организация развлечений  и отдыха.

Данное направление сервиса  порождает вопрос: насколько мож¬но считать услугой творческий труд самого писателя, художника, актеров, занятых  в театральной постановке, музыкантов и певцов на концертных подмостках? С одной стороны, создатели художе¬ственных  ценностей отзываются на общественные и индивидуаль¬ные потребности  эстетического плана и удовлетворяют  их. С дру¬гой стороны, сама деятельность в искусстве во многом зависит  от творческого вдохновения, которое  с трудом поддается рациона¬лизации, голому расчету действовать ради заработка. Недаром круп¬ные художники  всегда ценили свою творческую независимость  от публики.

Для многих художников прошлых  веков эта коллизия - необхо¬димость работать на продажу результатов  своего труда и сохранять сознание творческой свободы - была порой источником неразреши¬мых страданий. Мало кто  смог успешно сочетать эти два  требования в своем творчестве.

Немецкий поэт И.-В. Гете много  размышлял над этой проблемой. Во вступлении к трагедии «Фауст» он вывел фигуры поэта, комического  актера и директора театра, которые  занимают разные позиции в этом вопросе.

Поэту мучительно слышать  о требованиях толпы. В своем  твор¬честве он хочет сосредоточиться  на своих замыслах, уединиться от публики:

Она засасывает, как трясина, Закручивает, как водоворот. Нет, уведи  меня на те вершины, Куда сосредоточенность  зовет.

Комический актер, вступающий во время игры с аудиторией в не-посредственный контакт, более трезво подходит к  зрительским оцен¬кам:

В согласье с веком быть не так уж мелко. Восторги поколенья - не безделка, На улице их не найдешь. Тот, кто к капризам публики не глух, Относится к ней без пред убежденья.

Директор театра занимает откровенно прагматичную позицию. Для  него наплыв зрителей в театр - самая  удачная ситуация:

Что может быть приятней многолюдства, Когда к театру ломится народ.

Отечественные художники - от А. С. Пушкина до авторов наших  дней, вдруг оказавшихся перед  лицом рыночной стихии, - также не раз задумывались над этой проблемой, предлагая разные варианты ее разрешения. Пушкин в шуточной форме предложил  свое решение:

Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать.

Таким образом, результаты труда  писателей, музыкантов, ху¬дожников, архитекторов, работников кино и театра после завер¬шения  творческой работы превращаются в предмет  спроса, про¬дажи, массового или  индивидуального освоения. Вместе с  тем сам процесс создания художественных ценностей, а также процессы их освоения аудиторией представляют собой сложные  по структу¬ре и результатам духовные взаимодействия, несводимые к отно¬шениям  обслуживания и потребления. Искусство, помимо основ¬ной своей цели - формировать  у людей эстетический вкус, дос¬тавлять  им художественное наслаждение, выполняет  в культуре множество социальных и духовных функций по отношению  к ауди¬тории - познавательную, развивающую, коммуникативную, вос¬питательную  и др.

117

В этой ситуации невозможно свести роль творческой деятель¬ности  к услугам, а процессы обращения  людей к искусству при¬равнять  к потребительскому поведению. Безудержная  коммерциа¬лизация художественного  рынка социально опасна, ибо в  этом случае художественные шедевры  или произведения начинающих авторов  могут стать недоступными (хотя и  по разным причинам) широкой публике.

Говоря о труде художника, писателя, актера, можно утверж¬дать, что все они выполняют функцию  духовной услуги на ком¬мерческой основе лишь в некотором диапазоне своей  работы. Но для общества гораздо  более значимыми выступают развивающие, творческие функции труда, реализация которых во многих случа¬ях требует  поддержки искусства со стороны  государства и мецена¬тов.

Еще в большей степени  отдалена от хозяйственно-сервисной  деятельности религия и церковная  практика. По своей природе ре-лигиозная  вера, выполнение человеком церковной  обрядности приобретают сакральный - священный - характер. По религиоз¬ным канонам недопустимо смешение выполнения обрядов с обы¬денными делами, тем более нельзя коммерциализировать  свои религиозные убеждения.

Информация о работе Особенности сервисной деятельности в России