Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа
Цель: исследовать особенности сервисной деятельности в России.
Задачи:1.Выяснить объективные факторы развития хозяйствования и услуг в России.
2.Рассмотреть роль государственных механизмов в развитии услуг
3.Проанализировать сервисную деятельность в структуре
хозяйственной практики и культуре
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава№1.Развитие услуг и сервисной деятельности в
российском обществе…………………………………………………………..4
1.1. Объективные факторы развития
хозяйствования и услуг в России…………………………………….......4
1.2. Роль государственных механизмов в
развитии услуг……………………………………………………………………..9
Глава№2.Сервисная деятельность в структуре
хозяйственной практики и культуре……………………………………..15
2.1. Сервисная деятельность в структуре
хозяйственной практики………………………………………………………15
2.2. Сервисная деятельность как часть культуры………………….24
Заключение…………………………………………………………………………32
♦ интеллектуальный сервис (образовательный, юридический, финансовый, информационный сервис и др.);
♦ сервис в сфере обращения товаров и услуг (торговля, обще¬ственное питание, коммуникационные и транспортные услуги, услуги складского хозяйства и др.);
♦ хозяйственно-бытовой сервис (городское хозяйство, быто¬
вое обслуживание населения, включая удовлетворение индивиду¬
альных потребностей граждан)*.
Выше были рассмотрены
отличительные качества сервисной
деятельности, которые выделяют ее
на фоне несервисных видов
Труд и полезные усилия
субъектов сервисной
Полезные усилия производителей направлены на потребите¬лей сервиса - покупателей, клиентов, заказчиков, посетителей, пользователей. Работники предприятий и фирм, производя услу¬ги, предоставляют потребителям определенные блага, пользу, удоб¬ства. При этом произведенные услуги приобретают потребитель¬ную стоимость, которая равна затратам общественного труда на ее производство. В этом случае услуги выступают в качестве товара, являясь важным элементом сервисной деятельности.
В современном обществе разные виды и направления сервис¬ной деятельности плотно соприкасаются с результатами промыш¬ленного производства. Так, субъекты сервисной деятельности до¬водят до потребителя (продают), а затем нередко ремонтируют и обслуживают:
♦ бытовую технику, личные транспортные средства;
♦ одежду, предметы интерьера;
♦ продовольственные товары;
♦ товары, используемые в обучении и индивидуальном разви¬тии (книги, компьютеры);
♦ товары для развлечений и отдыха (компакт-диски, музыкаль¬ные синтезаторы, игровые автоматы) и др.
* Биндиченко Е. В. Состав и структура сферы услуг // Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко: В 4 т. М., 2000.
К тому же конечный этап многих производств вторичного сек¬тора (строительные работы, электро-, водо- и газоснабжение), а также товары, создаваемые в пищевой, легкой промышленности, автомобилестроении и т.п., напрямую связаны со сферой услуг.
Однако связь работников
сервиса с промышленностью не
ог-раничивается продажей, обслуживанием
и ремонтом указанных то¬варов. Сам
труд в сфере услуг зачастую осуществляется
посредством множества
Все это формирует тесные
связи между промышленным про¬изводством
и услугами, приводя к тому, что
труд и обслуживание людей на предприятиях
сервиса во многих случаях организованы
по типу индустриального производства.
Индустриальное производ¬ство осуществляется
в рамках крупных промышленных комплек¬сов,
труд на которых отличается высоким
уровнем технической
В качестве примеров индустриального производства, связанно¬го с обслуживанием населения, укажем на массовое строитель¬ство индивидуальных коттеджей и многоквартирных домов, на перевозки пассажиров на воздушном, железнодорожном, автотран¬спорте и т.п. Все эти виды услуг заключают в себе важнейшие па¬раметры (технико-технологические характеристики, расходы ма¬териалов и топлива, финансовые затраты и др.), сопоставимые с промышленным производством.
Таким образом, сервисная
деятельность современного типа приобретает
индивидуализированный
2.2. Сервисная деятельность как часть культуры
Рассмотрим сервисную деятельность в более широком и слож¬ном контексте - в контексте культуры. Научное понимание куль¬туры означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности какого-либо народа, нации, который, складываясь исторически, постепенно обновляется и вместе с тем сохраняет идентичность самому себе в течение столетий, иногда тысячелетий. В этом смыс¬ле говорят о русской, китайской, французской или американской культуре. Культура заключает в себе длительно действующие меха¬низмы самоадаптации того или иного народа к меняющейся среде обитания, которые позволяют ему динамизировать свою практи¬ку, оставляя в прошлом одни обычаи, утверждая новые культур¬ные нормы, которые впоследствии могут стать традициями.
Внутреннее строение культуры приобретает сложный характер. В ней выделяют такие масштабные части, как духовная и матери¬альная культура, а также меньшие части, или субкультуры, - го¬родская, сельская, молодежная, элитарная. Кроме того, выделяют функционально целостные области культурной практики: хозяй¬ственную культуру (в рамках которой развивается сервисная дея¬тельность), политическую, правовую, художественную, религи¬озную культуры и др.
В массовом сознании распространено
несколько иное понима¬ние культуры
- в ней люди нередко усматривают
лишь норматив¬но-оценочную
Для анализа сервисной
деятельности важно иметь в виду
оба понимания культуры. С одной
стороны, сервисная деятельность исторически
развивается в рамках той или
иной этнонациональной культуры, точнее
в рамках такой ее масштабной части,
как хозяйственная культура. При
этом важно учитывать этнонациональ-
Сама сервисная деятельность
как часть социоэкономической деятельности
оказывается тесно связанной
с самыми разными ас¬пектами культурной
практики - с бытом и домашним
хозяйством населения, с практикой
государственно-политического
Особо следует сказать о связи сервисной деятельности с рядом духовных областей культуры, в частности с наукой, искусством, ре¬лигией. Во всех этих случаях перед нами обнаруживаются во мно¬гом различные типы связей.
Наука сформировалась и стала
интенсивно развиваться как со¬циальный
институт, общественно значимый вид
познавательной активности и как
область профессиональной деятельности
в Но¬вое время в странах Западной
Европы. Некоторое время занятие
наукой было уделом выдающихся личностей
или образованных энтузиастов. Позже
многие профессора университетов, преподава¬тели
учебных заведений сочетали обучение
студентов с научно-
Еще одной разновидностью услуг, связанных с наукой, высту¬пает использование прикладных результатов исследовательской ра¬боты. Для развития данной услуги понадобилось время. Поначалу прикладные научные разработки востребуются (например, предпри¬нимателями, производственными компаниями, правительственны¬ми органами) через прямые контакты с исследователем. И только в XX в. возникают специализированные сервисно-коммерческие орга¬низации (консалтинговые центры, венчурные фирмы, внедренчес¬кие группы и др.), которые генерируют посреднические услуги между научно-творческой деятельностью и практикой.
Если связь сервиса
с научной активностью
Кстати, это относилось не
только к искусству, но и к органи¬зации
спортивных, а также других массовых
зрелищ. В настоящее время сервисная
деятельность в сфере художественно-
Представители указанных
видов организаторского труда раз¬вивают
сервисную деятельность в сфере
художественно-эстетичес¬кой
Данное направление сервиса
порождает вопрос: насколько мож¬но
считать услугой творческий труд
самого писателя, художника, актеров, занятых
в театральной постановке, музыкантов
и певцов на концертных подмостках?
С одной стороны, создатели художе¬ственных
ценностей отзываются на общественные
и индивидуаль¬ные потребности
эстетического плана и
Для многих художников прошлых веков эта коллизия - необхо¬димость работать на продажу результатов своего труда и сохранять сознание творческой свободы - была порой источником неразреши¬мых страданий. Мало кто смог успешно сочетать эти два требования в своем творчестве.
Немецкий поэт И.-В. Гете много размышлял над этой проблемой. Во вступлении к трагедии «Фауст» он вывел фигуры поэта, комического актера и директора театра, которые занимают разные позиции в этом вопросе.
Поэту мучительно слышать о требованиях толпы. В своем твор¬честве он хочет сосредоточиться на своих замыслах, уединиться от публики:
Она засасывает, как трясина, Закручивает, как водоворот. Нет, уведи меня на те вершины, Куда сосредоточенность зовет.
Комический актер, вступающий во время игры с аудиторией в не-посредственный контакт, более трезво подходит к зрительским оцен¬кам:
В согласье с веком быть не так уж мелко. Восторги поколенья - не безделка, На улице их не найдешь. Тот, кто к капризам публики не глух, Относится к ней без пред убежденья.
Директор театра занимает откровенно прагматичную позицию. Для него наплыв зрителей в театр - самая удачная ситуация:
Что может быть приятней многолюдства, Когда к театру ломится народ.
Отечественные художники - от А. С. Пушкина до авторов наших дней, вдруг оказавшихся перед лицом рыночной стихии, - также не раз задумывались над этой проблемой, предлагая разные варианты ее разрешения. Пушкин в шуточной форме предложил свое решение:
Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать.
Таким образом, результаты труда писателей, музыкантов, ху¬дожников, архитекторов, работников кино и театра после завер¬шения творческой работы превращаются в предмет спроса, про¬дажи, массового или индивидуального освоения. Вместе с тем сам процесс создания художественных ценностей, а также процессы их освоения аудиторией представляют собой сложные по структу¬ре и результатам духовные взаимодействия, несводимые к отно¬шениям обслуживания и потребления. Искусство, помимо основ¬ной своей цели - формировать у людей эстетический вкус, дос¬тавлять им художественное наслаждение, выполняет в культуре множество социальных и духовных функций по отношению к ауди¬тории - познавательную, развивающую, коммуникативную, вос¬питательную и др.
117
В этой ситуации невозможно
свести роль творческой деятель¬ности
к услугам, а процессы обращения
людей к искусству при¬равнять
к потребительскому поведению. Безудержная
коммерциа¬лизация
Говоря о труде художника,
писателя, актера, можно утверж¬дать,
что все они выполняют функцию
духовной услуги на ком¬мерческой основе
лишь в некотором диапазоне своей
работы. Но для общества гораздо
более значимыми выступают
Еще в большей степени отдалена от хозяйственно-сервисной деятельности религия и церковная практика. По своей природе ре-лигиозная вера, выполнение человеком церковной обрядности приобретают сакральный - священный - характер. По религиоз¬ным канонам недопустимо смешение выполнения обрядов с обы¬денными делами, тем более нельзя коммерциализировать свои религиозные убеждения.
Информация о работе Особенности сервисной деятельности в России