Особенности сервисной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать особенности сервисной деятельности в России.
Задачи:1.Выяснить объективные факторы развития хозяйствования и услуг в России.
2.Рассмотреть роль государственных механизмов в развитии услуг
3.Проанализировать сервисную деятельность в структуре
хозяйственной практики и культуре

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3

Глава№1.Развитие услуг и сервисной деятельности в
российском обществе…………………………………………………………..4
1.1. Объективные факторы развития
хозяйствования и услуг в России…………………………………….......4
1.2. Роль государственных механизмов в
развитии услуг……………………………………………………………………..9

Глава№2.Сервисная деятельность в структуре
хозяйственной практики и культуре……………………………………..15
2.1. Сервисная деятельность в структуре
хозяйственной практики………………………………………………………15
2.2. Сервисная деятельность как часть культуры………………….24
Заключение…………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 43.35 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………..............3

 

Глава№1.Развитие услуг и  сервисной деятельности в

 российском обществе…………………………………………………………..4

1.1. Объективные факторы  развития 

хозяйствования и услуг  в России…………………………………….......4

1.2. Роль государственных  механизмов в

развитии услуг……………………………………………………………………..9

 

Глава№2.Сервисная деятельность в структуре 

хозяйственной практики и  культуре……………………………………..15

2.1. Сервисная деятельность  в структуре 

хозяйственной практики………………………………………………………15

2.2. Сервисная деятельность  как часть культуры………………….24

Заключение…………………………………………………………………………32

 

 

Введение

 

 

Актуальность. Использование  в русском языке понятия «сервис» (англ. service - служба; обслуживание) предполагает тот же смысл, что и в английском - «обслуживание, предоставление разного  рода услуг». Вместе с тем следует  учесть, что в отечественной экономической  практике последних десятилетий  смысл слова «сервис» приобретал более конкретное значение. Наряду с понятием «сервис» в нашей стране широко используется понятие «услуга», означающее действие, приносящее пользу, благо, помощь другому человеку. Таким  образом, ключевой момент в понимании  сервисной деятельности связан с  представлением о пользе, услуге. Понятия  «услуга» и «сервис», приобретают  в целом одинаковый смысл. Вместе с тем они могут образовывать в русском языке такое словосочетание, как «сервисная услуга», что призвано отразить современный тип обслуживания.

Цель: исследовать особенности  сервисной деятельности в России.

Задачи:1.Выяснить объективные  факторы развития хозяйствования и  услуг в России.

2.Рассмотреть роль государственных  механизмов в развитии услуг

3.Проанализировать сервисную  деятельность в структуре 

хозяйственной практики и  культуре

 

 

 

Глава №1.Развитие услуг и  сервисной деятельности в российском обществе

1.1. Объективные факторы  развития хозяйствования и услуг  в России

В России, расположенной на масштабной территории север¬ной и  центральной частей Евразийского материка, проявилось не¬мало общемировых  тенденций развития услуг, сервисной  деятель¬ности. Вместе с тем историческая эволюция отечественной сферы услуг  отмечена немалым своеобразием. Характер и динамика услуг в нашей стране в значительной степени определялись суровыми климатическими условиями  жизни, обширной, но мало обжитой территорией, многообразием социальных, региональных и куль¬турно-религиозных миров, свойственных населению страны.

Рассмотрим воздействие  на развитие услуг многообразия тер-риториально-климатических  зон с преобладанием северного  и уме¬ренно-континентального климата. Прежде всего, это отразилось на способах удовлетворения жизненно важных потребностей граж¬дан страны.

Первичными потребностями, на которые ориентировались се-мейно-бытовые  процессы и общественные услуги, сводились  к необходимости наличия у  людей прочного жилища, теплой одеж¬ды, калорийной пищи, которая возмещала  бы ресурсные затраты организма  в сложных жизненных условиях, создания возможнос¬ти передвижения по обширной территории и осуществления  куль¬турных коммуникаций людей.

Здесь можно отметить первую сложность для развития отече¬ственной сферы услуг. Чтобы произвести нужные по объему и ка¬чественные товары, а также сохранить их, доставить  до потребите¬лей, требовалось затратить  гораздо больше времени и сил, чем в благоприятных климатических  условиях. В нашей стране всегда были трудоемкими процессы строительства  дорог и жилья.

Так, в наши дни в Англии трубопровод и канализация прохо¬дят  практически по поверхности земли. Согласно же отечествен¬ным нормам СНиП, трубы (даже газовые) должны идти не мель¬че  глубины промерзания, чтобы трубопровод  не был поврежден.

 

Все это приводит к тому, что в нашей стране гораздо  дороже обхо¬дится стоимость строительства  жилых зданий и производственных сооружений из-за необходимости увеличения прочности и моро¬зоустойчивости материалов, фундаментальности строительства. Если в домах Норвегии оконные рамы одинарные, то на средней и се¬верной широтах нашей страны - двойные.

Не меньше трудностей возникало  с прокладкой дорог и с под¬держанием  их в нормальном состоянии. В период Московского цар¬ства в европейской  части страны приходилось бороться с болоти¬стыми почвами, непроходимыми  лесами. Позже понадобилось об¬живать  безлюдные территории Севера и Сибири. Резкие перепады дневной и ночной, а также летней и зимней температуры  воздуха, частое таяние и замерзание воды на дорожных покрытиях быстро придавали проложенным трассам  вид первоначального бездоро¬жья. Все это в немалой степени  определяло характер ремесленных занятий, а позже профессий, связанных  со строительством дорог и жилья, пошивом одежды, бытовым обслуживанием.

В свою очередь редкие и  быстро выходящие из строя дороги предъявляли особые требования к  средствам передвижения: теле¬ги, тарантасы, повозки у русских всегда были неказистые на вид, но прочные, способные  переносить многодневное путешествие  по неудобному пути. Это неудобство, казалось, преодолевала желез¬ная дорога. Но поддержка железнодорожного полотна  в надлежа¬щем состоянии также  требовала огромных затрат.

Ямская служба, которая  существовала в стране до постройки  железных дорог, была создана вопреки  неблагоприятным услови¬ям. Долгий период времени она удовлетворяла  потребности насе¬ления и государства, осуществляя перевозки людей  и почты меж¬ду разными регионами  Европейской России, а также между  Цен¬тром и Сибирью, Дальним Востоком. По размаху и функциональной эффективности  в неблагоприятном климате эта  служба являлась уникальным явлением в мире. Подобного не было, например, в Канаде, Норвегии, Швеции, где климат мягче из-за влияния теп¬лых атлантических  масс воздуха и где основная часть  населения сосредоточена в южных  районах. При этом ямская служба не могла предложить комфортные перевозки  людей, но было примечатель¬ным уже  одно то, что такая служба действовала  продолжительный период времени.

Современники пишут, что  в конце XVIII - первой трети XIX в. ник¬то в Европе не ездил так быстро, как российские курьеры, т.е. военные  и гражданские чины, ехавшие по государственной надобности. На почтовых станциях для них специально держали  быстрые тройки с тем, чтобы курьерам не приходилось задерживаться в  пути. Редко позволяли они себе более или менее продолжительный  отдых. Вы¬держать такую бешеную  скачку могли лишь физически очень  крепкие люди.

Рассказывают, что Екатерина II, желая удивить австрийского им-ператора Иосифа скоростью езды в России, приказала найти ямщи¬ка, который  бы взялся на перекладных доставить  императора в Мос¬кву за 36 часов. Такой ямщик нашелся и был  приведен пред госуда¬рыней. «Берусь, матушка, - сказал он, -доставить немецкого  короля за 36 часов, но не отвечаю, будет  ли цела в нем душа».

Хотя быстрота такой езды по меркам современного транспорта была невелика, но на конной тяге такая скорость оказывалась весьма утомительна  для человека. Путешествие было нелегким делом осо¬бенно в силу плохих дорог, сложного рельефа местности, ночной езды. Если же путник останавливался на ночлег, то скорость проезда резко  снижалась. (Буковский А. В. ...Летя в  пыли на почтовых... Путешествия в  пушкинское время // Михайловская пушкиниана. Вып. 19. М., 2001)

Из-за неблагоприятных природно-климатических  и ландшафт¬ных условий, а также  по причине скудного прибавочного продук¬та  в России на протяжении столетий не было объективной базы для расширения рыночных отношений и динамичного  типа разви¬тия. В обществе закрепился так называемый раздаточный тип  хо¬зяйства с коллективными формами  труда, с мобилизационной формой развития, а также воспроизводство  довольно низкого, порой аскетического  уровня жизни граждан России.

Немалое своеобразие в  развитие отечественных процессов  эко-номической деятельности вносило  также хозяйственное и этно-культурное многообразие российского общества. Начиная с XV в. в территорию российского  государства постоянно включались зем¬ли, на которых жили представители  разных этнонациональных сообществ, имевших  разнотипную хозяйственную культуру. Граж¬данами страны становились  народы с разным укладом жизни  и привычками, сторонники разных религий. Если говорить, напри¬мер, о трудовых занятиях и технологиях, то в России XIX в. можно было встретить как  современные формы экономической  деятель¬ности (передовые технологии земледелия, железнодорожное стро¬ительство, банковскую деятельность), так и  традиционные заня¬тия (архаичные формы  земледелия, кочевое скотоводство, охота на морского зверя и др.).

 

Объединяющим фактором для  такого пестрого в хозяйствен¬ном и  духовном отношении сообщества выступала  русская культу¬ра, а русский  язык являлся государственным языком и средством межнационального общения. Немаловажным фактором интегра¬ции  выступал также общий труд, тесное и равноправное прожи¬вание друг с другом представителей разных народов  страны. В ходе их совместной жизнедеятельности  и массовых взаимодействий по¬являлись  единые качества психологии, общие  взгляды на жизнь. Так из общего мировосприятия родилось сходное понимание хо¬зяйственного  практицизма.

Население России понимает практицизм несколько иначе, чем он трактуется, например, в западноевропейской культуре (ориен¬тация на расширение производства, достижения прибыли, инди¬видуального успеха и др.). Практицизм народов  Евразии вырастает из способности  преодолевать суровый природно-климатический  характер и потенциальную катастрофичность окружающей среды, умножать корпоративные  формы труда и досуга, вести  скромный образ жизни при минимальном  бытовом комфорте. Но нетрудно заметить, что в дореволюционной России разные субъекты хозяй¬ственной практики, сохраняя свое понимание практицизма, вме¬сте с тем осваивали и  то его значение, которое шло к  нам с Запада. Иначе они были бы не в состоянии вести дела на равноправной основе с западными  партнерами.

На развитии услуг все  указанные выше особенности россий¬ского общества и культуры сказывались  непосредственным обра¬зом. Так, у разных этнических групп и культурных сообществ  были неодинаковые представления об иерархии социальных запросов, различное  понимание комфортной жизни, способов сохранения здоровья, развития высших потребностей и т.п. Новые, наиболее эффективные и продвинутые формы  обслуживания, которые шли из Западной Европы, поначалу укореняясь в городах, среди обра¬зованных слоев населения, имели мало шансов быстро распрост¬раниться  по территории страны. Им противодействовали местные традиции, неодинаковые условия  жизни, а также массовая при¬вычка  жить устоявшимся укладом, по старинке

 

1.2. Роль государственных  механизмов в развитии услуг

Значение государственных  механизмов в регулировании хозяй¬ственных процессов приобретало в России большую важность, чем в других странах. Политика правительства оказывала  на развитие услуг как косвенное, так и прямое воздействие. Косвенное  влия¬ние выражалось в том, что государство  создавало предпосылки для развития в стране единого хозяйственного организма. Вместе с тем государственные  учреждения развивали некоторые  услуги обществен¬ного назначения и  массового масштаба: сначала ямскую службу, позже железнодорожное строительство  и железнодорожные перевозки, а  также учреждения культуры, систему  образования и др.

Российское правительство  приложило немало усилий к тому, чтобы в стране заработали механизмы, формирующие единое хо¬зяйственное и финансовое пространство. Так, перевод  степняков с кочевого образа жизни  на оседлое существование занял  не одно столетие. Кроме этого приходилось  учитывать различные хозяй¬ственные нормы, неодинаковые императивы трудовой морали, порой отсутствие навыков  денежно-финансовых операций у пред¬ставителей  малочисленных этнических групп (например, некото¬рых коренных народов Сибири и Дальнего Востока). В результате в общехозяйственные процессы втягивались  такие разные субъекты экономической  деятельности, как русский крестьянин и кочев¬ник-бурят, кавказский горец-пастух и купец прибалтийского го¬рода, чукотский охотник на морского зверя  и помещик средне¬русской деревни.

Сложно шло создание административно-правовых механизмов с целью развития таких  областей социокультурных услуг, как  об¬разование и воспитание молодежи, а в XX в - научная и культур¬но-информационная деятельность. Например, система светского  образования стала создаваться  в стране в период Петровских реформ. Процесс проходил под контролем  центральных правительственных  органов, которые определяли цели и  задачи ученых заведений раз¬ного типа, вырабатывали правовые регуляторы их деятельности, определяли материальные источники их работы. Во многом образо¬вательная политика царского правительства носила сословный ха¬рактер, предоставляя возможность получать полноценное  образова¬ние лишь выходцам из высших слоев общества. Вместе с тем в  этой политике были заключены моменты, которые позволяли нейтра¬лизовать  ограниченный прием в гимназии и  высшие учебные заве¬дения. Так, предусматривалось, что в организации учебных  заве¬дений на местах активную роль должны взять на себя органы мест¬ного самоуправления, благотворители и попечители.

С самого начала в России параллельно с государственными учебными заведениями создавались  частные, корпоративные и муниципальные  формы обучения. Общественная инициатива на уровне муниципальных образований  стимулировала начальную и среднепрофессиональную подготовку детей, которая восполняла лакуны государственного образования  детей низших сословий в обучении немассовым профессиям, в образовании  девочек. Важ¬ную роль в организации  частного и общественного образования  играли местные круги профессионалов, заинтересованные много¬детные семьи, а также энтузиасты, бравшие на себя роль органи¬заторов и попечителей.

Рассмотрим в качестве примера систему обучения в Тульской гу¬бернии конца XVIII - первой половины XIX в. В этот период здесь развивается  множество различных типов и  форм обучения, рассчи¬танных на выходцев из разных сословий и групп населения - кресть¬янства, мещанского сословия, ремесленников-оружейников, городской  бедноты.

Информация о работе Особенности сервисной деятельности в России