Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа
Цель: исследовать особенности сервисной деятельности в России.
Задачи:1.Выяснить объективные факторы развития хозяйствования и услуг в России.
2.Рассмотреть роль государственных механизмов в развитии услуг
3.Проанализировать сервисную деятельность в структуре
хозяйственной практики и культуре
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава№1.Развитие услуг и сервисной деятельности в
российском обществе…………………………………………………………..4
1.1. Объективные факторы развития
хозяйствования и услуг в России…………………………………….......4
1.2. Роль государственных механизмов в
развитии услуг……………………………………………………………………..9
Глава№2.Сервисная деятельность в структуре
хозяйственной практики и культуре……………………………………..15
2.1. Сервисная деятельность в структуре
хозяйственной практики………………………………………………………15
2.2. Сервисная деятельность как часть культуры………………….24
Заключение…………………………………………………………………………32
Одной из первых форм обучения для бедных была просущество¬вавшая два года народная школа. Затем создавались волостные и уездные училища. В первой трети XIX в. в Туле действовала профес¬сиональная школа, в которой оружейники готовили себе смену. Здесь подготовка будущих мастеров оружейного дела осуществлялась на основе передовой в то время ланкастерской системы взаимного обу¬чения. Кроме того, выпускала своих питомцев тульская гимназия, куда принимали подготовленных детей из высших сословий. К этому пе¬речню следует добавить духовное училище, группу частных школ, а также училищ и пансионов для девочек. (Глаголева О. Е. Русская про¬винциальная старина. Тула, 1993)
К концу XIX в. в России была создана достаточно сложная си¬стема общеобразовательных, средних профессиональных и выс¬ших учебных заведений (включая университеты), которая охваты¬вала крупнейшие центры европейской части России, некоторые центры окраинных территорий, включая и Сибирь. Так, универ¬ситеты, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, были в Казани, Киеве, Харькове, Томске и других городах.
В советский период данная система унифицировалась, приоб¬рела государственный статус, превратившись в единый механизм воспитания и образования подрастающего поколения. Через все¬общее среднее обучение проходила вся советская молодежь. При этом основной акцент делался не на услуговую функцию образо¬вания, а на воспитательную и идеологическую.
В настоящее время в
государственной
При сохранении государственного
образования создаются частные
учебные заведения, включающие в
себя разные уровни образова¬тельных
услуг - дошкольная и школьная подготовка,
профессио¬нальная подготовка со средним
и высшим уровнем образования. Примечательно,
что в настоящее время в
некоторых регионах Рос¬сии вновь
восстанавливаются
В течение последних трехсот
лет особой заботой правительства
страны становилась необходимость
развития отечественной эко¬номики
в более динамичном режиме. Петр
I и Александр II прово¬дили особенно
активную политику модернизации (она
определя¬лась тогда как «
После 1917 г. были осуществлены радикальные преобразования в системе рыночного хозяйствования и отношений собственности. Упразднение слоя буржуазии и предпринимателей сопровождалось немалыми экономическими, социальными и гуманитарно-куль¬турными издержками. Но к 60-м годам XX в. отечественная эконо¬мика обрела индустриальный характер. В ее рамках была создана на новой основе сфера услуг современного типа.
В современной России вновь
восстанавливаются товарно-ры¬
Успех новой государственной политики в сфере услуг будет обеспечен, если реформаторы смогут учесть и преодолеть те труд¬ности, которые препятствовали развитию товарно-рыночных от¬ношений в истории нашего общества на прежних этапах модерни¬зации.
Приведем пример с внедрением в отечественную хозяйственную практику биржевого обслуживания. Первая русская биржа была от¬крыта в Санкт-Петербурге в 1703 г. по приказу Петра I и представляла собой по сути копию с амстердамского оригинала. Как и многие дру¬гие петровские нововведения, заимствованные с Запада, она совер¬шенно не вписывалась в существовавшую структуру экономических отношений. Вторая биржа открылась в Москве лишь в 1837 г., положив начало благоприятному периоду для активной биржевой деятель¬ности. Однако этот период закончился в1917 г.
В постсоветский период, в последней четверти XX в., биржи вновь стали играть определенную роль в отечественной практике хозяйство¬вания. Понадобится еще немало времени для того, чтобы биржевая деятельность стала активным фактором подъема отечественной эко-номики.
Отечественная история хозяйствования
свидетельствует, что го-сударственно-правовые
механизмы регулирования сферы
услуг все¬гда выступали
Глава№2.Сервисная деятельность
в структуре хозяйственной
2.1. Сервисная деятельность
в структуре хозяйственной
В советский период вся
хозяйственно-экономическая
В экономическом словаре-
В то время к сфере услуг не относились такие крупные единицы общественного обслуживания, как медицина и санаторно-оздоровитель-ные учреждения, система образования, учреждения культуры и др.
До настоящего времени понятие «сфера услуг» продолжает широко использоваться в экономическом анализе, поэтому вряд ли целесообразно от него отказываться. Но при этом важно учесть его более широкую трактовку. В современной практике сфера услуг (или «сфера сервиса») выступает масштабной областью экономи¬ки и социальных взаимодействий, где контактируют граждане и коллективы, желающие удовлетворить свои многообразные за¬просы, и организаторы сервиса, направляющие свой труд на удов¬летворение этих запросов.
В таком широком понимании
сфера услуг рассматривается
уже не как единая отрасль, но как
масштабный сектор экономики, обладающий
разветвленной и сложной
Таким образом, сфера услуг является пространством реализа¬ции сервисной деятельности. В некотором смысле данные понятия взаимопересекающиеся. Вместе с тем обращение к понятию «сфе¬ра услуг» позволяет по-новому поставить вопрос о границах сер¬висной деятельности в национальном хозяйстве. Будучи подвиж¬ными и эластичными, эти границы должны обладать фиксирован¬ными свойствами и давать возможность отделять сервисные виды активности от несервисных.
Следует принять во внимание, что в отечественной аналитике продолжают действовать сегодня некоторые принципы разделения хозяйства на отрасли, которые позволяют в целом адекватно следить за развитием отечественной экономики. Эта отраслевая структура включает в себя следующие единицы:
♦ первичные отрасли - добывающая промышленность и сель¬ское хозяйство;
♦ вторичные отрасли - обрабатывающая промышленность;
♦ жилищное строительство, транспорт, торговля, здравоохра¬нение, обслуживание производства и населения;
♦ управление, наука и научное обслуживание.
В других случаях, особенно в рамках рассмотрения геотеррито¬риального размещения нашего хозяйства, нередко, кроме сельс¬кого хозяйства и промышленности, выделяют еще два звена инф¬раструктуры:
♦ производственная инфраструктура, т.е. совокупность хозяй¬ственных объектов, обеспечивающих функционирование произ¬водственной и социальной сфер: транспорт, связь, энергоснабже¬ние, материально-техническое снабжение и сбыт, капитальное строительство и др.;
♦ социальная инфраструктура, т.е. совокупность хозяйственных объектов и хозяйствующих субъектов, которые нацелены на удов-летворение общественных и индивидуальных потребностей людей. Сюда относятся: трудовые ресурсы, население в целом, уровень жизни и обслуживания людей (домохозяйства, торговля, сфера услуг в узком отраслевом понимании и др.).
И в первом и во втором варианте членения хозяйственной прак¬тики сервисная деятельность оказывается размещенной в разных таксономических единицах, что не позволяет говорить о границах современной сферы услуг.
Более точно определить место
сферы сервиса в
Согласно системе национальных
счетов, первичным сектором является
сельскохозяйственное производство, рыболовство,
охота, лесоводство - здесь работник
взаимодействует с биоприрод¬
Вторичный сектор включает в себя индустриальные отрасли - добывающую, обрабатывающую, пищевую и легкую промышлен¬ность, а также строительную индустрию, выработку и транспор¬тировку электро-, водо- и газовых ресурсов. В данном случае работ¬ник имеет дело с трансформацией и подготовкой целого ряда при¬родных богатств для производственных и социальных нужд, участвует в промышленном производстве - создает механизмы, товары повседневного спроса, вырабатывает пищевые продукты и др., возводит различные технические сооружения, промышлен¬ные комплексы.
Сфера услуг формирует
в национальной экономике третич¬ный
сектор, где работники взаимодействуют
с людьми и произ¬водственными коллективами,
ориентируясь на удовлетворение их специфических
потребностей, как не связанных впрямую
с про¬изводством, так и связанных
с ним. В этом случае третичный
сек¬тор включает в себя: транспорт
и связь, торговлю, государствен¬ную
администрацию, образование, здравоохранение,
инженерно-консультативные
В случае обращения к посекторной таксономии продолжает оставаться неопределенным характер некоторых сегментов сервис¬ной деятельности, которые можно отнести как к вторичному, так и к третичному сектору. Например, для отечественной практики анализа одной из наиболее сложных проблем остается проблема классификации таких звеньев инфраструктуры, как транспорт, строительство, электро- и водоснабжение, связь, которые выпол¬няют одинаково важную роль в обслуживании производства и в социальном обслуживании.
Перечень видов деятельности,
представленный в третичном секторе,
далеко не полон, но в данном случае
мы не станем его продолжать. Важно
лишь подчеркнуть, что в последние
годы прак¬тика обслуживания демонстрирует
расширение третичного сектора, его
дифференциацию, появление в нем
новых сегментов. Интенсив¬ное развитие
данного сектора позволяет
Таким образом, в экономической практике современного об¬щества с развитой экономикой сервисная деятельность распадается на целый ряд крупных направлений, а также на множество раз¬новидностей, сегментов и групп, труд в которых заметно различа¬ется по характеру и другим качествам. Например, содержание тру¬да работников банка, почтового ведомства, жилищно-эксплуата-ционного, медицинского учреждения или конторы ритуальных услуг различно настолько, что их деятельность трудно сопостав¬лять, исходя из единых профессионально-трудовых, социальных или духовно-психологических качеств. Однако отличительной чер¬той любой из перечисленных выше разновидностей труда высту¬пает то, что он связан с обслуживанием граждан и трудовых кол¬лективов, т.е. нацеливается, прежде всего, на удовлетворение об-щественных, групповых и личных потребностей.
Из сказанного выше проистекает сложность разделения сер¬висной деятельности по классам, направлениям, разновидностям. Одна и та же разновидность сервисной деятельности заключает в себе несколько разнотипных качеств, оказываясь, таким образом, в разных типологических направлениях и группах услуг. Кроме того, появляются такие новые виды сервиса, для которых приходится организовывать специальное направление, так как ни одно из су¬ществующих для них не подходит.
Ниже представим еще один, более конкретный и логически строгий вариант классификации сервиса с шестью укрупненными единицами (хотя в целом и данный вариант вряд ли способен ох¬ватить все многообразие сервисных занятий):
♦ производственный сервис (услуги по ремонту техники, услу¬ги на базе высоких технологий, включая предпродажные и пост¬продажные услуги);
♦ сервис сферы общественного устройства (услуги по обороне, охране общественного порядка, развитию национальной финан¬совой системы и др.);
♦ социально-культурный сервис (предполагает два уровня: об-щественно значимый и индивидуально необходимый). К данной разновидности относятся дошкольное воспитание, туристские, художественно-эстетические и другие услуги;
Информация о работе Особенности сервисной деятельности в России