Особенности сервисной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать особенности сервисной деятельности в России.
Задачи:1.Выяснить объективные факторы развития хозяйствования и услуг в России.
2.Рассмотреть роль государственных механизмов в развитии услуг
3.Проанализировать сервисную деятельность в структуре
хозяйственной практики и культуре

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3

Глава№1.Развитие услуг и сервисной деятельности в
российском обществе…………………………………………………………..4
1.1. Объективные факторы развития
хозяйствования и услуг в России…………………………………….......4
1.2. Роль государственных механизмов в
развитии услуг……………………………………………………………………..9

Глава№2.Сервисная деятельность в структуре
хозяйственной практики и культуре……………………………………..15
2.1. Сервисная деятельность в структуре
хозяйственной практики………………………………………………………15
2.2. Сервисная деятельность как часть культуры………………….24
Заключение…………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 43.35 Кб (Скачать)

Одной из первых форм обучения для бедных была просущество¬вавшая два года народная школа. Затем создавались  волостные и уездные училища. В первой трети XIX в. в Туле действовала  профес¬сиональная школа, в которой  оружейники готовили себе смену. Здесь  подготовка будущих мастеров оружейного дела осуществлялась на основе передовой  в то время ланкастерской системы  взаимного обу¬чения. Кроме того, выпускала своих питомцев тульская гимназия, куда принимали подготовленных детей из высших сословий. К этому  пе¬речню следует добавить духовное училище, группу частных школ, а также  училищ и пансионов для девочек. (Глаголева О. Е. Русская про¬винциальная  старина. Тула, 1993)

К концу XIX в. в России была создана достаточно сложная си¬стема общеобразовательных, средних профессиональных и выс¬ших учебных заведений (включая  университеты), которая охваты¬вала  крупнейшие центры европейской части  России, некоторые центры окраинных  территорий, включая и Сибирь. Так, универ¬ситеты, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, были в Казани, Киеве, Харькове, Томске и других городах.

В советский период данная система унифицировалась, приоб¬рела государственный статус, превратившись  в единый механизм воспитания и образования  подрастающего поколения. Через  все¬общее среднее обучение проходила  вся советская молодежь. При этом основной акцент делался не на услуговую  функцию образо¬вания, а на воспитательную и идеологическую.

В настоящее время в  государственной образовательной  системе идеологический компонент  отходит на второй план. Функция  ус¬луг в получении образования  вновь становится более значимой.

 

При сохранении государственного образования создаются частные  учебные заведения, включающие в  себя разные уровни образова¬тельных услуг - дошкольная и школьная подготовка, профессио¬нальная подготовка со средним  и высшим уровнем образования. Примечательно, что в настоящее время в  некоторых регионах Рос¬сии вновь  восстанавливаются образовательные  услуги, предлагае¬мые зарубежными  центрами.

В течение последних трехсот  лет особой заботой правительства  страны становилась необходимость  развития отечественной эко¬номики в более динамичном режиме. Петр I и Александр II прово¬дили особенно активную политику модернизации (она  определя¬лась тогда как «реформы»). Так, после реформ середины XIX в. российские предприниматели и промышленники  смогли более активно создавать  индустриальные основы экономики.

После 1917 г. были осуществлены радикальные преобразования в системе  рыночного хозяйствования и отношений  собственности. Упразднение слоя буржуазии  и предпринимателей сопровождалось немалыми экономическими, социальными  и гуманитарно-куль¬турными издержками. Но к 60-м годам XX в. отечественная  эконо¬мика обрела индустриальный характер. В ее рамках была создана на новой  основе сфера услуг современного типа.

В современной России вновь  восстанавливаются товарно-ры¬ночные  отношения, а также право частной  и коллективной соб¬ственности в  экономической практике. Подобные процессы не проходят плавно и легко. Но это  преобразует сферу услуг - она  становится открытой, подконтрольной общественным институтам и выборным органам власти, приобретает конкурентоспособные  качества, основанные на правовом регулировании.

Успех новой государственной  политики в сфере услуг будет  обеспечен, если реформаторы смогут учесть и преодолеть те труд¬ности, которые препятствовали развитию товарно-рыночных от¬ношений в истории нашего общества на прежних этапах модерни¬зации.

Приведем пример с внедрением в отечественную хозяйственную  практику биржевого обслуживания. Первая русская биржа была от¬крыта в  Санкт-Петербурге в 1703 г. по приказу  Петра I и представляла собой по сути копию с амстердамского оригинала. Как и многие дру¬гие петровские нововведения, заимствованные с Запада, она совер¬шенно не вписывалась  в существовавшую структуру экономических  отношений. Вторая биржа открылась  в Москве лишь в 1837 г., положив начало благоприятному периоду для активной биржевой деятель¬ности. Однако этот период закончился в1917 г.

В постсоветский период, в  последней четверти XX в., биржи вновь  стали играть определенную роль в  отечественной практике хозяйство¬вания. Понадобится еще немало времени  для того, чтобы биржевая деятельность стала активным фактором подъема  отечественной эко-номики.

Отечественная история хозяйствования свидетельствует, что го-сударственно-правовые механизмы регулирования сферы  услуг все¬гда выступали важными  факторами развития обслуживания, осо¬бенно  в условиях динамизации экономического и общественного развития. Однако очень важно, чтобы в преобразованиях  были за¬интересованы сами предприниматели  и работники данной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава№2.Сервисная деятельность в структуре хозяйственной практики и культуре

 

2.1. Сервисная деятельность  в структуре хозяйственной практики

В советский период вся  хозяйственно-экономическая практика разделялась на производственную и  непроизводственную сферы. В рамках последней выделялась сфера услуг (или сфера обслужива¬ния).

В экономическом словаре-справочнике  Л. Барановой и А. Левина «Потребности. Доходы. Потребление» (М., 1988) под сферой обслу-живания советской экономики  понималась единая отрасль с фикси-рованными  границами, которая контролировалась государством и включала в себя государственные  предприятия и организации, заня¬тые оказанием населению определенных услуг. В перечень этих пред-приятий  и организаций входили те, которые  в основном были связа¬ны с бытовым  и личным обслуживанием людей: жилищно-коммуналь¬ные  конторы, организации по ремонту  квартир, бытовой техники и личного  транспорта, ателье, парикмахерские и  др. Данная сфера во многом действовала  на принципах общественного перераспределе¬ния благ (т.е. многие услуги были для потребителей бесплатными), хотя широко использовалась практика частичной оплаты услуг.

В то время к сфере услуг  не относились такие крупные единицы  общественного обслуживания, как  медицина и санаторно-оздоровитель-ные  учреждения, система образования, учреждения культуры и др.

До настоящего времени  понятие «сфера услуг» продолжает широко использоваться в экономическом  анализе, поэтому вряд ли целесообразно  от него отказываться. Но при этом важно  учесть его более широкую трактовку. В современной практике сфера  услуг (или «сфера сервиса») выступает  масштабной областью экономи¬ки и социальных взаимодействий, где контактируют граждане и коллективы, желающие удовлетворить  свои многообразные за¬просы, и организаторы сервиса, направляющие свой труд на удов¬летворение  этих запросов.

В таком широком понимании  сфера услуг рассматривается  уже не как единая отрасль, но как  масштабный сектор экономики, обладающий разветвленной и сложной структурой с подвижными границами. С точки  зрения наличия коммерческих и некоммерчес¬ких  начал данный сектор продолжает развиваться  на смешанной основе, но с явной  переакцентировкой этих начал в  сторону уси¬ления рыночных принципов  и активизации бизнеса.

Таким образом, сфера услуг  является пространством реализа¬ции  сервисной деятельности. В некотором  смысле данные понятия взаимопересекающиеся. Вместе с тем обращение к понятию  «сфе¬ра услуг» позволяет по-новому поставить вопрос о границах сер¬висной деятельности в национальном хозяйстве. Будучи подвиж¬ными и эластичными, эти границы должны обладать фиксирован¬ными свойствами и давать возможность отделять сервисные виды активности от несервисных.

Следует принять во внимание, что в отечественной аналитике  продолжают действовать сегодня  некоторые принципы разделения хозяйства  на отрасли, которые позволяют в  целом адекватно следить за развитием  отечественной экономики. Эта отраслевая структура включает в себя следующие  единицы:

♦ первичные отрасли - добывающая промышленность и сель¬ское хозяйство;

♦ вторичные отрасли - обрабатывающая промышленность;

♦ жилищное строительство, транспорт, торговля, здравоохра¬нение, обслуживание производства и населения;

♦ управление, наука и научное обслуживание.

В других случаях, особенно в  рамках рассмотрения геотеррито¬риального размещения нашего хозяйства, нередко, кроме сельс¬кого хозяйства и  промышленности, выделяют еще два  звена инф¬раструктуры:

♦ производственная инфраструктура, т.е. совокупность хозяй¬ственных объектов, обеспечивающих функционирование произ¬водственной и социальной сфер: транспорт, связь, энергоснабже¬ние, материально-техническое снабжение и сбыт, капитальное строительство и др.;

♦ социальная инфраструктура, т.е. совокупность хозяйственных объектов и хозяйствующих субъектов, которые нацелены на удов-летворение общественных и индивидуальных потребностей людей. Сюда относятся: трудовые ресурсы, население в целом, уровень жизни и обслуживания людей (домохозяйства, торговля, сфера услуг в узком отраслевом понимании и др.).

И в первом и во втором варианте членения хозяйственной прак¬тики  сервисная деятельность оказывается  размещенной в разных таксономических  единицах, что не позволяет говорить о границах современной сферы  услуг.

Более точно определить место  сферы сервиса в общехозяйствен¬ном механизме той или иной страны позволяет подход, который ныне используется в государственном статистическом учете, ос¬нованном на системе национальных счетов, о чем было сказано выше. Данная система счетов стала получать распространение во второй половине XX в. в государственной статистике многих стран, включая и Российскую Федерацию. Ныне она используется также  в статистических службах ООН.

Согласно системе национальных счетов, первичным сектором является сельскохозяйственное производство, рыболовство, охота, лесоводство - здесь работник взаимодействует с биоприрод¬ными ресурсами, поставляя необходимое  для общества биосырье, растительные материалы и продукты.

Вторичный сектор включает в  себя индустриальные отрасли - добывающую, обрабатывающую, пищевую и легкую промышлен¬ность, а также строительную индустрию, выработку и транспор¬тировку электро-, водо- и газовых ресурсов. В данном случае работ¬ник имеет  дело с трансформацией и подготовкой  целого ряда при¬родных богатств для  производственных и социальных нужд, участвует в промышленном производстве - создает механизмы, товары повседневного  спроса, вырабатывает пищевые продукты и др., возводит различные технические  сооружения, промышлен¬ные комплексы.

Сфера услуг формирует  в национальной экономике третич¬ный сектор, где работники взаимодействуют  с людьми и произ¬водственными коллективами, ориентируясь на удовлетворение их специфических  потребностей, как не связанных впрямую  с про¬изводством, так и связанных  с ним. В этом случае третичный  сек¬тор включает в себя: транспорт  и связь, торговлю, государствен¬ную администрацию, образование, здравоохранение, инженерно-консультативные услуги, бытовые услуги населению и др.

В случае обращения к посекторной  таксономии продолжает оставаться неопределенным характер некоторых сегментов сервис¬ной деятельности, которые можно отнести  как к вторичному, так и к  третичному сектору. Например, для отечественной  практики анализа одной из наиболее сложных проблем остается проблема классификации таких звеньев  инфраструктуры, как транспорт, строительство, электро- и водоснабжение, связь, которые  выпол¬няют одинаково важную роль в  обслуживании производства и в социальном обслуживании.

Перечень видов деятельности, представленный в третичном секторе, далеко не полон, но в данном случае мы не станем его продолжать. Важно  лишь подчеркнуть, что в последние  годы прак¬тика обслуживания демонстрирует  расширение третичного сектора, его  дифференциацию, появление в нем  новых сегментов. Интенсив¬ное развитие данного сектора позволяет многим аналитикам выде¬лить четвертичный сектор (научно-исследовательские, информаци¬онные, телекоммуникационные услуги), а также  пятеричный сектор (услуги, связанные  с высокоинтеллектуальным творческим трудом).

Таким образом, в экономической  практике современного об¬щества с  развитой экономикой сервисная деятельность распадается на целый ряд крупных  направлений, а также на множество  раз¬новидностей, сегментов и групп, труд в которых заметно различа¬ется по характеру и другим качествам. Например, содержание тру¬да работников банка, почтового ведомства, жилищно-эксплуата-ционного, медицинского учреждения или конторы  ритуальных услуг различно настолько, что их деятельность трудно сопостав¬лять, исходя из единых профессионально-трудовых, социальных или духовно-психологических  качеств. Однако отличительной чер¬той  любой из перечисленных выше разновидностей труда высту¬пает то, что он связан с обслуживанием граждан и  трудовых кол¬лективов, т.е. нацеливается, прежде всего, на удовлетворение об-щественных, групповых и личных потребностей.

Из сказанного выше проистекает  сложность разделения сер¬висной деятельности по классам, направлениям, разновидностям. Одна и та же разновидность сервисной  деятельности заключает в себе несколько  разнотипных качеств, оказываясь, таким  образом, в разных типологических направлениях и группах услуг. Кроме того, появляются такие новые виды сервиса, для  которых приходится организовывать специальное направление, так как  ни одно из су¬ществующих для них  не подходит.

Ниже представим еще один, более конкретный и логически  строгий вариант классификации  сервиса с шестью укрупненными единицами (хотя в целом и данный вариант  вряд ли способен ох¬ватить все многообразие сервисных занятий):

♦  производственный сервис (услуги по ремонту техники, услу¬ги на базе высоких технологий, включая предпродажные и пост¬продажные услуги);

♦  сервис сферы общественного устройства (услуги по обороне, охране общественного порядка, развитию национальной финан¬совой системы и др.);

♦  социально-культурный сервис (предполагает два уровня: об-щественно значимый и индивидуально необходимый). К данной разновидности относятся дошкольное воспитание, туристские, художественно-эстетические и другие услуги;

Информация о работе Особенности сервисной деятельности в России