Организация религиозного тура по православным центрам стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка религиозного тура по православным центрам стран СНГ, который способствовал бы как культурному, так и геополитическому объединению стран. На основании поставленной цели были выделены задачи:
разграничить понятия между паломничеством и религиозным туризмом;
провести анализ состояния религиозного туризма в странах СНГ и использовать его как основу для анализа данного направления;
рассмотреть теоретические аспекты возникновения и тенденции развития религиозного туризма на территории СНГ;
изучить ресурсы религиозного туризма в СНГ в целом;
разработать на основе полученных результатов тур на несколько религиозных объектов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты религиозного туризма.
1.1 Религиозный туризм и паломничество: определение и особенности.
1.2. Влияние религиозного туризма на смягчение социальной напряженности в обществе.
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма стран СНГ.
2.1 Объекты религиозного туризма в Украине.
2.2 Объекты религиозного туризма в России.
2.3 Объекты религиозного туризма в Белоруссии.
Глава 3. Разработка религиозно-познавательного маршрута «Сакральный бриз».
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2012.docx

— 66.01 Кб (Скачать)

Далее приведем краткую характеристику некоторых религиозных центров  Украины.

Крехивский Василианский монастырь св. Николая – известный  и авторитетный религиозный центр  Украины превратился за последние  годы в значительную ячейку религиозного и познавательного туризма.

Монастырь расположен за 12 км от г. Жовкви и за 3 км от с. Крехова, среди  покрытых буково-сосновыми лесами холмов Розточя, в подножии горы Побийной. Он является комплексом к которому входят церковь св. Николая, колокольня, корпуса келий, хозяйственные здания и давние оборонные стены, с башнями.

Свято-Троицкий Корецкий монастырь. Древняя обитель, которая ведет  свою историю из ХІ в., расположена  на берегу реки Коряга. Дважды монастырь  разрушали: сначала монголо-татары в ХІІІ в., а в XV – крымские татары. В середине XVIII в. обитель почти 50 лет находилась под властью католиков. Но каждый раз после упадка с помощью  корецких князей и местных жителей  черницы возобновляли жизнь монастыря. Современный архитектурный комплекс монастыря сформирован в XVII-XVIII в.

Софийский собор – всемирно известная достопримечательность  истории, архитектуры и монументального  искусства первой половины ХІ ст. Собор  построен в период расцвета Киевской Руси при княжестве Ярослава Мудрого. Название собора происходит от греческого слова «софия» – мудрость. Построенный  как главный метрополитный храм Руси, Софийский собор был в  давние времена общественно-политическим и культурным центром Киевского  государства. В соборе происходили  торжества по случаю «восхождения»  на престол киевских князей, прием  иностранных послов; около собора собирались киевские веча, здесь велось летописание и была создана Ярославом  Мудрым первая отечественная библиотек.

Свято-Успенская Святогорская Лавра – расположенная на правом берегу Сиверского Донца, на склонах  нависших над водой живописных меловых  гор, которые издавна называли Святыми. Документально Святые Горы известны из 1526 г. В письменных источниках монастырь  в скале вспоминается верше под 1624 г. Существует две версии относительно основания монастыря. В соответствии с одной, монастырь учредили монахи Печерской лавры, которые пошли  из Киева, разоренного монголами  в середине ХІІІ в., а по второй версии – афонские монахи, которые шли  на Русь по Северскому Донцу, это место  напомнило им родную Святую гору Афон.

2.2 Объекты религиозного туризма в России.

В последние два десятилетия  в России прослеживается постоянно  растущий спрос к различным видам  внутреннего и зарубежного туризма. В связи с духовными изменениями, произошедшими с россиянами, особой популярностью пользуется религиозный туризм, который подразделяется на два направления: религиозно-экскурсионной направленности и паломнический туризм. Людей, которые отправляются в экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам, интересуют непосредственно экскурсии с посещением монастырей, храмов и пр. Кстати сказать, эти туристы могут и не быть приверженцами той религии, святые места которой они посещают. В религиозно-экскурсионном туризме можно выделить отдельное направление, так называемые комбинированные туры, то есть религиозная тематика включена в культурно-познавательную.

Паломнические туристы обычно испытывают потребность посетить святые места своей религии, когда им необходимо совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях повседневной жизни.

По данным ВТО, мировой  поток туристов, целенаправленно  посещающих святые для различных  религий места, сейчас составляет около 7 млн. человек в год. Российские пилигримы  среди них почти не видны - ежегодно за рубеж выезжает лишь порядка 20 тыс. наших паломников. "Конечно, цифры  будут на порядок больше, если в  эту категорию отнести людей, которые, отдыхая в какой-либо стране, ходят на экскурсии по монастырям или соборам", - уточняет Станислав  Кандалин, генеральный директор компании "Скан-вояж".

Агентств, специализирующихся исключительно на паломниках, в РФ немного. "В основном это организации, работающие при представительствах различных религиозных конфессий. Компании, действующей без поддержки, как обычный участник туррынка, выжить довольно сложно. Большой прибыли  из религиозного туризма не извлечешь, хотя пилигримов в последнее время  стало заметно больше. За прошлый  год, например, их поток вырос примерно на 20-25%, и это еще не предел", - объясняет Тамара Зинченко, менеджер компании "Путь паломника". Для  сравнения: доход иностранных компаний, занимающихся организацией религиозного туризма в Саудовскую Аравию, составляет около $2 млрд. в год.

Как уже отмечалось выше, паломники редко пользуются услугами индустрии туризма в виде сектора  размещения, питания и развлечения, т.к в массе своей они живут  и питаются при храмах и монастырях, чтобы иметь возможность выполнять  определенную работу в виде послушания или отдохнуть от мирской суеты. Так, из всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что религиозный  туризм - это путешествия для посещения  святых мест и центров религий. В  рамках религиозного туризма, как уже  было сказано, второй основной разновидностью является туризм экскурсионно-познавательной направленности. В этих турах экскурсанты  могут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать на религиозных праздниках, посвященных определенным датам. Туристы  могут посетить богослужения, принять  участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных действах, узнать много познавательной информации, т.к  история религии тесто связана  с историей страны, насладиться особенностями  архитектуры зодчих представителей данной конфессии.

Объекты посещения православных паломников: храм; монастырь; нетленные мощи; святые источники. Решение о паломничестве принимается по благословению духовного отца и самостоятельно. Основные объекты паломничества - монастыри. В России 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается еще 183 православных монастыря РПЦ.

В России находится 8 мест упокоения святых угодников: 
1) Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь (преподобный Серафим Саровский) в Нижегородской области;

2) Свято Троицкий Александро  Свирский монастырь (игумен Александр) в Ленинградской области;

3) Задонский Богородицкий  монастырь (св. Тихон Задонский)  в г. Задонске, Липецкой области;

4) часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская) на  Смоленском кладбище в Санкт Петербурге;

5) Свято Троицкая Сергиева  лавра (преподобный Сергий Радонежский)  в г. Сергиевом Посаде Московской области;

6) Свято Введенская Оптина  пустынь (преподобный Амвросий  Оптинский) в г. Козельске Калужской области;

7) Покровский кафедральный  собор (св. Митрофан) в г. Воронеже;

8) Иоанновский монастырь  (св. Иоанн Кронштадский) в Санкт Петербурге.

В практике паломнического туризма принята классификация  монастырей по следующим признакам:

1) по страновой принадлежности;

2) по месторасположению  с точки зрения транспортной доступности;

3) по составу несущих монашеские обеты;

4) по возрасту монастыря.

Следует выделить некоторые  особенности приема паломников в  разных монастырях:

1) монастыри, принимающие  паломников только по предварительной  договоренности или благословению настоятеля;

2) монастыри, принимающие  паломников на ограниченное время  или на неограниченное время проживания;

3) монастыри, предоставляющие  возможность проживания с питанием  или не предоставляющие таких услуг;

4) монастыри, принимающие  только мужчин или паломников обоих полов;

5) монастыри, которые взимают  плату за предоставление проживания  и питания или не взимающие плату;

6) монастыри, на территории  которых располагаются музеи,  библиотеки или не имеющие таких объектов;

7) монастыри, на территории  которых организованы православные  воскресные школы, епархиальные  училища, детские приюты, богадельни  или не имеющие таких социальных  объектов.

2.3 Объекты религиозного туризма в Белоруссии.

Одной из основных религий в Белоруссии является христианство, а именно, одно, из течений христианства - православии. Религия занимает важное место в  жизни любого человека, хотим мы того или нет. Многие из нас проходили в детстве обряд крещения, еще не сознавая, что это такое и какова суть этого обряда. Другие делали это, уже, будучи взрослыми, прекрасно понимая цель этого действия. Многие уже в зрелом возрасте, будучи давно женаты официально, совершили совершенно осознанно обряд венчания. Длительное время по отношению к церкви проводилась политика геноцида. И надо признать, что «успехи» этой политики просто потрясающи. Однако, воинственный атеизм, к счастью, не смог полностью убить тягу большинства населения Белоруссии к Богу. Особенно заметно это в последнее время. Возрождаются храмы, монастыри. Их посещают всё больше молодёжи, что не может не радовать. Церковные общины во многих местах становятся центрами духовного возрождения нации.

Центрами религиозного туризма  для православных являются Жировичский монастырь, где находится чудотворная икона.

Жировичской Божией Матери, Спасо - Ефросиньевский монастырь в Полоцке, где находятся мощи святой Евфросинии Полоцкой, Свято-Духов кафедральный собор в Минске, который является главным православным храмом Беларуси.

Центрами религиозного туризма  для католиков являются костел в Будславе (Мядельский район Минской области) с чудотворной иконой и бригитский монастырь в Гродно. 

Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке основан в XII веке преподобной Евфросинией Полоцкой.

В стенах Спасо-Преображенской церкви хранятся ее святые мощи. Еще при жизни молитвами Евфросинии Полоцкой свершались чудеса. И нынче здесь паломники получают духовную помощь. По своему происхождению Евфросиния - правнучка великого князя Владимира, который жил и княжил в Киеве. Сестра и родственница князей Московских, Суздальских, Муромских, она для Белой Руси стала духовной матерью. При жизни Евфросиния Полоцкая усмиряла конфликты, интриги, созидала нашу культуру, искусство, давала истинное направление всей жизни своего народа. Нынче в эту святую обитель стремятся паломники со всего света, из разных слоев общества. Суть их паломничества - поиск священных исторических истоков, духовных связей русских, белорусов, украинцев. Главная реликвия монастыря - Крест святой преподобной Евфросинии Полоцкой, воссозданный Н. П.  Кузьмичом, художником-эмальером, по благословению митрополита Филарета.

Спасо - Ефросиньевский монастырь, Жировичской Божией Матери. Эта святая обитель, с древних времен, является оплотом Православия на Беларуси. Возникшая через несколько лет после явления чудотворной иконы Божией Матери, и ныне в главном храме монастыря, Успенском соборе, свято хранится эта крохотная икона, явление которой относится к XV веку.

Со временем на месте сгоревшей  церкви был воздвигнут каменный собор  в честь Успения Богородицы, где  чудотворная икона находится  и доныне. На месте же второго  явления стоит церковь в честь  Рождества Пресвятой Богородицы (XVII в.), именуемая Явленской, под престолом которой находится камень, на котором явилась Пречистая Дева. 
               Сегодня Жировичская икона Божией Матери глубоко почитается верующими. Особенно много паломников съезжается в Жировичи ко дню явления иконы, который отмечается 20 мая. Около образа и поныне совершаются.

Святодухов Кафедральный собор в Минске — главный православный храм в Беларуси.

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического  монастыря бернардинок. В 1642 г. на месте сгоревшего деревянного костела при монастыре бернардинок стало строиться новое каменное здание. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. В1687 костел был освящен в честь сошествия Святого Духа на апостолов. В1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монашки были переведены в город Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. В1870 г. после реконструкции и возведения иконостаса храм был открыт и освящен уже как кафедральный собор Святого Духа. В том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.

Теперь Свято-Духовая церковь  – кафедральный собор Минска. Здесь находятся мощи благоверной княгини Софии Слуцкой, а также одна из главных святынь Белой Руси - чудотворная икона Божией Матери "Минская".

История этого образа восходит к  евангельским временам. По преданию, в  числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в  Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список (копию) с нее привез из Корсуни (Херсонеса - города на Крымском полуострове) на свою родину князь Владимир, установил его в возведенной в 10 в. Десятинной церкви. Предание гласит, что икона пятьсот лет хранилась в этой церкви Киева. Во время нашествия татаро-монгол Киев был разрушен. В тяжелую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева ее куда-то спрятали. В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу со стороны татар. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божьей Матери богато украшенную ризу. Сама икона была брошена в воды Днепра.

Но икона Божьей Матери уцелела  и через некоторое время явилась  в Минске, на реке Свислочь, против замка, где по “необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества - Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет” (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы).

В «Описаниях церквей и приходов Минской епархии» (1878 г. изд.) икона  характеризовалась следующим образом: «Высотою два аршина, шириною аршин  и 5 с 1/2 вершков, древнего византийского  письма, писана на деревянной доске, покрыта  вычеканенною из серебра 84 пробы полированною ризою; над ликами находятся серебряные же, вызолоченные венцы или короны; в короне Божией Матери находится шесть, а в короне Предвечного Младенца четыре небольших бриллианта; вся риза и короны в разных местах украшены разноцветными стразами».

В 1616 г. 18 октября униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутский распорядился перенести икону из православной замковой церкви в тогдашний униатский Свято-Духов монастырь (теперь Петропавловский кафедральный собор). В этом соборе Минская икона Божией Матери находилась почти до 30-х годов 20 века.

Посещавший летом 1888 года Минск  известный церковный историк  и археолог, профессор Киевской духовной академии Н.И.Петров, побывав в Свято-Петро-Павловском соборе и поклонившись иконе, сделал такое примечание о ней: «Несомненно, что это — одна из древнейших и наилучше сохранившихся икон во всем Северо-Западном крае».

Темной ночью лета 1936 года Петропавловский собор был... взорван. Минск лишился одного из красивейших храмов, являвшегося подлинным украшением его исторического центра. Икону Божией Матери власти забрали в краеведческий музей. В запасниках этого музея, располагавшихся недалеко от Дома Офицеров, чудотворная икона пролежала до начала Великой Отечественной войны.

Информация о работе Организация религиозного тура по православным центрам стран СНГ