Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка религиозного тура по православным центрам стран СНГ, который способствовал бы как культурному, так и геополитическому объединению стран. На основании поставленной цели были выделены задачи:
разграничить понятия между паломничеством и религиозным туризмом;
провести анализ состояния религиозного туризма в странах СНГ и использовать его как основу для анализа данного направления;
рассмотреть теоретические аспекты возникновения и тенденции развития религиозного туризма на территории СНГ;
изучить ресурсы религиозного туризма в СНГ в целом;
разработать на основе полученных результатов тур на несколько религиозных объектов.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты религиозного туризма.
1.1 Религиозный туризм и паломничество: определение и особенности.
1.2. Влияние религиозного туризма на смягчение социальной напряженности в обществе.
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма стран СНГ.
2.1 Объекты религиозного туризма в Украине.
2.2 Объекты религиозного туризма в России.
2.3 Объекты религиозного туризма в Белоруссии.
Глава 3. Разработка религиозно-познавательного маршрута «Сакральный бриз».
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В последнее десятилетие на рынке туризма активизировалось такое направление как религиозный туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Одни стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения, другие – ближе познакомиться с религией, приобщиться к духовным достижениям.
Всемирная туристская организация (ВТО) объявила религиозный туризм самым перспективным направлением туризма в начале III тысячелетия.
Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристские объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом.
На сегодняшний день более
90% объектов туристского интереса в
мире так или иначе связаны
с культом или религией, имеющими
место в настоящее время или
уже утратившими свое значение, или
забытыми. И это в первую очередь
касается России - с ее многочисленными
православными храмами и
Интенсивность потоков туристов, путешествующих по миру с паломническими и религиозными целями, ежегодно увеличивается. Если в 2001 г. уровень количества поездок с религиозными целями был примерно равен количеству поездок с целью обучения или лечения, то в 2005 г. он в 4 раза превысил эти направления в туризме и стал сопоставим с поездками с целью развлечения. Это не считая паломнических поездок.
В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места "своей" религии. Также в эпоху интернационализации усилился диалог культур.
Целью данной курсовой работы является разработка религиозного тура по православным центрам стран СНГ, который способствовал бы как культурному, так и геополитическому объединению стран.
На основании поставленной цели были выделены задачи:
Данная работа состоит из введения, главы 1, где разграничиваются понятия между паломничеством и религиозным туризмом, главы 2, где перечисляются Объекты религиозного туризма стран СНГ, главы 3, в которой предлагается разработанный тур, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты религиозного туризма.
1.1 Религиозный туризм и паломничество: определение и особенности.
Туризм – временные выезды людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.
Человека, совершающего такое путешествие, называют туристом.
Противоречия между
С древних времен церковь называет паломничество духовным подвигом. Туристическая, экскурсионная составляющая в паломничестве может быть сведена до минимума, как это ни парадоксально, и в этом цель паломничества: туда едут люди верующие, и главная их цель – это молитва у святыни, участие в богослужении, а не информация, которую они там получат, не какие-то интересные сведения, которые предоставит экскурсовод. Экскурсовода в паломничестве, в принципе, может и не быть. Люди отправляются в монастырь, чтобы поучаствовать в богослужении, например, у святых мощей, у чудотворных икон, и главная их цель – исповедь, причастие, участие в церковных деяниях, которые там происходят. Осознанное участие, с пониманием.
Церковь имеет возможность и желание узкую направленность паломничества сделать более широкой. И это реально, не противоречит церковным задачам и догматам православной веры. Мы выносим паломничество за рамки поездки ради молитвы и богослужения, чтобы как можно более широкий круг людей, не только посещающих храм и воцерковленных, но и тех, кто хотел бы больше узнать о православной вере, об учении, догматах церкви и истории, тот, кто делает в этом направлении первые и пока весьма неуверенные шаги, присоединились к нам. Именно поэтому к этому примыкает и необходимость хорошей, интересной, квалифицированной экскурсии.
Целью церкви в данном случае является миссионерство, а паломничество – это форма миссии, форма проповеди. Мы не только показываем людям определенный маршрут, а рассказываем им о христианстве.
В паломнической поездке отдых абсолютно исключен, в отличии от религиозного туризма. На первом месте это все же отдых: различные турфирмы предлагаем людям отдохнуть, послушать интересный рассказ, что-то увидеть, расслабиться после тяжелой трудовой недели. Паломничество – это работа, призыв верующих людей к труду – труду души. В старину паломничество расценивалось церковью как один из духовных подвигов. Паломничество всегда совершалось во время поста, пешком, с молитвой, с повышенными аскетическими требованиями. Люди готовили себя к исповеди и причастию, не расслаблялись, а собирали свои силы, отбрасывали все лишнее и шли к святыне для того, чтобы помолиться, получить Божью помощь и благословение церкви.
Смысл паломничества, заключается
в поклонении святым местам. Это
поклонение носит религиозный характер
и связано с совершением
Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей.
Туристом, путешествующим с религиозными
целями, является человек, выезжающий
за пределы обычной среды, на срок
не более года для посещения святых
мест и центров религий. Под религиозным
туризмом следует понимать виды деятельности,
связанные с предоставлением
услуг и удовлетворением
Религиозный туризм – это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности.
Слово «паломничество» происходит от слова «пальма»– паломники –христиане, совершавшие поездки на Святую землю в средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.
Паломничество предполагает определенное
отношение человека к действительности.
Психологические особенности
На данный момент в таких странах СНГ как Россия, Украина и Беларуси произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты.
Можно выделить различные виды паломничества.
По числу участников и признаку семейной
принадлежности различают индивидуальные,
семейные и групповые паломничества.
По продолжительности можно
Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы. Природные объекты – горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местно чтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь папы римского.
Экскурсионные туры по религиозной тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для детей.
В рамках религиозного туризма предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках.
В религиозных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры – селятся в гостиницах и т.д. Религиозные туры, в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее, в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.
С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие – рукописи, различные культовые предметы, найденные, в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое.
Религиозный туризм и его разновидности
представлены различными формами. По особенностям
организации поездок
В зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые. Число участников индивидуального тура 1-5 человек, группового – от 6 и более. Некоторые туристские фирмы считают групповым путешествие, в которое отправляются 2 человека и более. Частным случаем индивидуального тура может быть поездка одного человека. Часто это можно наблюдать в паломнических поездках, которые в отличие от экскурсионных могут длиться по нескольку месяцев. Человек имеет огромное желание уединиться для молитвенного общения, размышлений о своих внутренних проблемах, сложных жизненных ситуациях. И он отправляется один в паломническую поездку в монастырь или другое место.
В зависимости от продолжительности поездки можно выделить поездки однодневные, длящиеся несколько дней и многодневные. Однодневные поездки можно подразделить на длящиеся: менее 3 часов, 3-5 часов, 6-8 часов, 9-11 часов, более 12 часов (однодневные). Путешествия с ночевкой бывают продолжительностью 1-3, 4-7, 8-28, 29-91, 92-365 ночей.
Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.
Информация о работе Организация религиозного тура по православным центрам стран СНГ