Организация религиозного тура по православным центрам стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка религиозного тура по православным центрам стран СНГ, который способствовал бы как культурному, так и геополитическому объединению стран. На основании поставленной цели были выделены задачи:
разграничить понятия между паломничеством и религиозным туризмом;
провести анализ состояния религиозного туризма в странах СНГ и использовать его как основу для анализа данного направления;
рассмотреть теоретические аспекты возникновения и тенденции развития религиозного туризма на территории СНГ;
изучить ресурсы религиозного туризма в СНГ в целом;
разработать на основе полученных результатов тур на несколько религиозных объектов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты религиозного туризма.
1.1 Религиозный туризм и паломничество: определение и особенности.
1.2. Влияние религиозного туризма на смягчение социальной напряженности в обществе.
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма стран СНГ.
2.1 Объекты религиозного туризма в Украине.
2.2 Объекты религиозного туризма в России.
2.3 Объекты религиозного туризма в Белоруссии.
Глава 3. Разработка религиозно-познавательного маршрута «Сакральный бриз».
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2012.docx

— 66.01 Кб (Скачать)

 

Введение.

В последнее десятилетие на рынке  туризма активизировалось такое  направление как религиозный туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Одни стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения, другие – ближе познакомиться с религией, приобщиться к духовным достижениям.

Всемирная туристская организация (ВТО) объявила религиозный туризм самым  перспективным направлением туризма  в начале III тысячелетия.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии  туризма. Соборы, мечети, культовые  музеи и духовные центры – это  туристские объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом.

На сегодняшний день более 90% объектов туристского интереса в  мире так или иначе связаны  с культом или религией, имеющими место в настоящее время или  уже утратившими свое значение, или  забытыми. И это в первую очередь  касается России - с ее многочисленными  православными храмами и монастырями, а также культовыми сооружениями других религий.

Интенсивность потоков туристов, путешествующих по миру с паломническими и религиозными целями, ежегодно увеличивается. Если в 2001 г. уровень количества поездок  с религиозными целями был примерно равен количеству поездок с целью  обучения или лечения, то в 2005 г. он в 4 раза превысил эти направления  в туризме и стал сопоставим с  поездками с целью развлечения. Это не считая паломнических поездок.

В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места "своей" религии. Также в эпоху интернационализации усилился диалог культур.

Целью данной курсовой работы является разработка религиозного тура по православным центрам стран СНГ, который способствовал бы как культурному, так и геополитическому объединению стран.

На основании поставленной цели были выделены задачи:

  1. разграничить понятия между паломничеством и религиозным туризмом;
  2. провести анализ состояния религиозного туризма в странах СНГ и использовать его как основу для анализа данного направления;
  3. рассмотреть теоретические аспекты возникновения и тенденции развития религиозного туризма на территории СНГ;
  4. изучить ресурсы религиозного туризма в СНГ в целом;
  5. разработать на основе полученных результатов тур на несколько религиозных объектов.

Данная работа состоит  из введения, главы 1, где разграничиваются понятия между паломничеством и религиозным туризмом, главы 2, где перечисляются Объекты религиозного туризма стран СНГ, главы 3, в которой предлагается разработанный тур, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты религиозного туризма.

1.1 Религиозный туризм и паломничество: определение и особенности.

Туризм – временные выезды людей  в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в  течение одного календарного года или  с совершением не менее одной  ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без  занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

Человека, совершающего такое путешествие, называют туристом.

Противоречия между религиозным  туризмом и паломничеством нет, но разница  между ними существенная. Во-первых, разница в том, что паломничество  организуется церковью – то есть это  церковное мероприятие, а не просто комплекс туристических услуг. У  паломничества и религиозного туризма  разные цели. Туризм предлагает человеку познавательно-развлекательную форму  проведения времени с целью отдохнуть, что-то узнать, поверхностно прикоснуться к нашей духовности. 

С древних времен церковь называет паломничество духовным подвигом. Туристическая, экскурсионная составляющая в паломничестве  может быть сведена до минимума, как это ни парадоксально, и в  этом цель паломничества: туда едут люди верующие, и главная их цель –  это молитва у святыни, участие  в богослужении, а не информация, которую они там получат, не какие-то интересные сведения, которые предоставит  экскурсовод. Экскурсовода в паломничестве, в принципе, может и не быть. Люди отправляются в монастырь, чтобы  поучаствовать в богослужении, например, у святых мощей, у чудотворных  икон, и главная их цель – исповедь, причастие, участие в церковных  деяниях, которые там происходят. Осознанное участие, с пониманием.

Церковь имеет возможность и  желание узкую направленность паломничества  сделать более широкой. И это  реально, не противоречит церковным  задачам и догматам православной веры. Мы выносим паломничество за рамки поездки ради молитвы и  богослужения, чтобы как можно более широкий круг людей, не только посещающих храм и воцерковленных, но и тех, кто хотел бы больше узнать о православной вере, об учении, догматах церкви и истории, тот, кто делает в этом направлении первые и пока весьма неуверенные шаги, присоединились к нам. Именно поэтому к этому примыкает и необходимость хорошей, интересной, квалифицированной экскурсии. 

Целью церкви в данном случае является миссионерство, а паломничество  – это форма миссии, форма проповеди. Мы не только показываем людям определенный маршрут, а рассказываем им о христианстве.

В паломнической поездке отдых абсолютно исключен, в отличии от религиозного туризма. На первом месте это все же отдых: различные турфирмы предлагаем людям отдохнуть, послушать интересный рассказ, что-то увидеть, расслабиться после тяжелой трудовой недели. Паломничество – это работа, призыв верующих людей к труду – труду души. В старину паломничество расценивалось церковью как один из духовных подвигов. Паломничество всегда совершалось во время поста, пешком, с молитвой, с повышенными аскетическими требованиями. Люди готовили себя к исповеди и причастию, не расслаблялись, а собирали свои силы, отбрасывали все лишнее и шли к святыне для того, чтобы помолиться, получить Божью помощь и благословение церкви. 

Смысл паломничества, заключается  в поклонении святым местам. Это  поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное  с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому  паломничеству. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные  таинства представляют собой самую  главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки  и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители  именно за духовной пищей. В-третьих, получение  благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей.

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды, на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным  туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением  услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся  за пределами обычной для них  среды.

Религиозный туризм – это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности.

Слово «паломничество» происходит от слова «пальма»– паломники –христиане, совершавшие поездки на Святую землю в средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве  случаев – глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным и переходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них.

На данный момент в таких странах СНГ как Россия, Украина и Беларуси произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы. Природные объекты – горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местно чтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь папы римского.

Экскурсионные туры по религиозной  тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес  не только для взрослых туристов, но и для детей.

В рамках религиозного туризма предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты  смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках.

В религиозных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры – селятся в гостиницах и т.д. Религиозные туры, в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее, в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.

С точки зрения туристских центров  религиозному туризму близок научный  туризм религиозной тематики. Такие  поездки немногочисленны, но они  расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие – рукописи, различные культовые предметы, найденные, в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое.

Религиозный туризм и его разновидности  представлены различными формами. По особенностям организации поездок религиозный  туризм может быть организованным или  неорганизованным. Одни туристы предпочитают организованные поездки. Они строго регламентированы и обычно осуществляются на условиях предварительной оплаты. Продавец и клиент заранее обсуждают  маршрут поездки, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг).

В зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые. Число участников индивидуального  тура 1-5 человек, группового – от 6 и более. Некоторые туристские фирмы считают групповым путешествие, в которое отправляются 2 человека и более. Частным случаем индивидуального тура может быть поездка одного человека. Часто это можно наблюдать в паломнических поездках, которые в отличие от экскурсионных могут длиться по нескольку месяцев. Человек имеет огромное желание уединиться для молитвенного общения, размышлений о своих внутренних проблемах, сложных жизненных ситуациях. И он отправляется один в паломническую поездку в монастырь или другое место.

В зависимости от продолжительности  поездки можно выделить поездки  однодневные, длящиеся несколько дней и многодневные. Однодневные поездки  можно подразделить на длящиеся: менее 3 часов, 3-5 часов, 6-8 часов, 9-11 часов, более 12 часов (однодневные). Путешествия  с ночевкой бывают продолжительностью 1-3, 4-7, 8-28, 29-91, 92-365 ночей.

Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с  посещением религиозных святынь  и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких  туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

Информация о работе Организация религиозного тура по православным центрам стран СНГ