Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка религиозного тура по православным центрам стран СНГ, который способствовал бы как культурному, так и геополитическому объединению стран. На основании поставленной цели были выделены задачи:
разграничить понятия между паломничеством и религиозным туризмом;
провести анализ состояния религиозного туризма в странах СНГ и использовать его как основу для анализа данного направления;
рассмотреть теоретические аспекты возникновения и тенденции развития религиозного туризма на территории СНГ;
изучить ресурсы религиозного туризма в СНГ в целом;
разработать на основе полученных результатов тур на несколько религиозных объектов.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты религиозного туризма.
1.1 Религиозный туризм и паломничество: определение и особенности.
1.2. Влияние религиозного туризма на смягчение социальной напряженности в обществе.
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма стран СНГ.
2.1 Объекты религиозного туризма в Украине.
2.2 Объекты религиозного туризма в России.
2.3 Объекты религиозного туризма в Белоруссии.
Глава 3. Разработка религиозно-познавательного маршрута «Сакральный бриз».
Заключение.
Список литературы.
Что касается объектов, то здесь надо отметить следующий момент, паломничество и религиозный туризм, как правило, имеют одни и те же маршруты, места посещения и объекты показа.
Если в объектах посещения существенных различий не выделялось, то вот в сервисе предоставляемых услуг они имеют место быть. Паломники заранее согласны терпеть в поездке неудобства, непривычные для них дома. Такова традиция паломничества. Прибыв в место посещения, они большую часть времени молятся, потому что они за этим и ехали. Для туристов уровень комфорта в поездке должен быть никак не ниже, и даже выше, привычного для них дома.
В экскурсионном обслуживании тоже есть существенные отличия–объекты показа, паломники осматривают недолго, при этом их не столько интересуют исторические и искусствоведческие справки об объекте, сколько, как можно более подробные сведения из житий святых, детали библейских событий и местонахождение чудотворных икон. Туристам же во время экскурсии не требуется всестороннее освещение каждого объекта без преобладания культовой информации. Излишние подробности по этой теме им неинтересны.
Так же различен состав групп в паломничестве и религиозном туризме. К паломничеству чаще склоняются богомольцы более зрелого и преклонного возраста, ищущие покаяния и исцеления. Религиозный туризм рассчитан и на детей, и на взрослых.
В некоторых турах могут
Таблица 1.
Различия |
Паломничество |
Религиозный туризм |
Цели |
Целенаправленное поклонения святыням |
Познавательно-развлекательноя |
Специфика экскурсионного маршрута |
Квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест |
Познавательный осмотр храмов, монастырей, святых мест |
Мативация |
Религиозная |
Познавательная |
Даты поездки |
Церковные праздники |
Сезонность |
Таким образом, выявив различие между паломничеством и религиозным туризмом можно сделать вывод. Паломничество — это поклонение святыням, духовная миссия, участие в культовых действиях, а религиозный туризм знакомство с ними, отдых и развлечение, но не смотря на это мы постараемся подчеркнуть значимость религиозного туризма и его влияния на современное общество.
1.2. Влияние религиозного туризма на смягчение социальной напряженности в обществе.
Духовно-нравственное состояние общества не в меньшей степени, чем экономика, материальная сфера, сказывается на укладе жизни в стране, уровне благосостояния населения. С ним неразрывно связаны реализация свобод и прав человека, утверждение индивидуальности и коллективных начал, своеобразие исторических традиций, стабильность нравственных устоев, этики, личного и общественного поведения.
Сегодня российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Экономические неурядицы, политические потрясения, национальные противоречия, неопределенность жизненных устоев, потеря положительных идеалов, сложные экологические проблемы — все это лишает людей эмоционального равновесия, порождает бездуховность, способствует разрушению жизненных ориентиров. Обостряются противоречия, приводящие к острым социально-трудовым конфликтам, к столкновениям на этнической и религиозной почве, у людей появляется чувство страха и безысходности, утрачивается уверенность в завтрашнем дне.
Состояние социальной сферы, непосредственно связанной с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга, в некоторых регионах приводит к нарастанию социальной напряженности.
Социальная напряженность –
это особое состояние общественной
жизни, характеризующееся обострением
внутренних противоречий. Вызывается
совокупностью экономических, политических,
социальных, национальных, религиозных
и иных процессов. Часто усугубляется
действием внешних
Формирование альтернативного
социума по отношению к негативному
социальному опыту – цель развития
религиозного туризма. В религиозном
туризме важным является соединение
интересов религиозных
Такой подход к религиозному туризму
потребует проектной разработки
для получения в перспективе
отлаженного механизма мирного
взаимодействия разных по интересам
и мировоззрению групп
С восстановлением в стране относительной экономической стабильности, общество и государство начало поворачиваться лицом к проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Вхождение России в третье тысячелетие было ознаменовано принятием трех программ: «Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы», «Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)».
Анализ названных программ показывает,
что государство сформулировало
важность разработки концепции духовно-
Все чаще звучит мнение о том, что духовно-нравственное и патриотическое воспитание должно строиться на основе традиционно присущих российской культуре ценностей. Речь идет не о создании новых идеологических продуктов, а о признании актуальности базисных духовных и нравственных ценностей России, как многовековой цивилизации. В первую очередь – о религиозных традициях, являющихся основой культуры, ценностей и воззрений народов нашей страны. Поэтому наряду с различными формами приобщения молодежи к традиционным духовным ценностям, немалую роль должен сыграть религиозный туризм, который в последние годы получает в России заметное развитие.
С точки зрения духовно-патриотического
воспитания, это касается не только
молодежи, религиозный туризм является
сравнительно общедоступным и оказывает
большое эмоциональное
Вот почему идеологической составляющей религиозного туризма является смягчение общей социальной напряженности, а не разделение общества на враждебные стороны; установление диалога и мира между конфессиями: религиозный туризм не должен вызывать столкновений или обид на религиозной и социальной почве.
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма стран СНГ.
2.1 Объекты религиозного туризма в Украине.
В результате многовекового исторического развития Украина в настоящее время является многоконфессиональным государством. Свыше 97 процентов зарегистрированных на сегодня религиозных обществ на Украине являются христианскими. Приблизительно половина из них есть православной традиции.
Многочисленные монастыри расположены по всей Украине – православные монастыри находятся почти в каждой области республики, на западе преобладают монастыри католические, в Крыму сохранились древние армянский и суфийский (исламский) монастыри. В конце ХХ века в Донецкой области был построен буддийский монастырь. Большинство монастырей действующие, многие находятся в процессе восстановления, некоторые – в процессе передачи религиозным общинам. Меньшее число зданий разрушено, часть монастырей является предметом спора о принадлежности той или иной христианской конфессии.
Практически все монастыри заявляют о своей открытости для посещения туристами. Ряд монастырей организовывает паломнические отделы, обустраивает гостиницы для ночлега паломников, предоставляет бесплатный стол. Развитие религиозного туризма считается одним из приоритетов украинской экономики и поддерживается государством, в том числе направляемыми на развитие инфраструктуры религиозных туров бюджетными средствами.
По состоянию на начало 2012 года на Украине действовал 191 монастырь УПЦ МП, из них 96 мужских и 95 женских. Общее число послушников – 5 103, из них 1 955 монахов и 3 148 монахинь. Крупнейшим памятником является Киево-Печерская лавра в Киеве (XII век),на территории которой расположен действующий мужской монастырь. При Лавре работает гостиница, паломнический отдел, организующий экскурсии по Лавре. Лавра включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но может лишиться этого статуса из-за многочисленных перестроек.
В городе Почаеве Тернопольской
области находится мужской
По приведённым «Ежедневным журналом» данным социологов, в 2007 году УПЦ КП владела 34 монастырями, крупнейшими из которых являются мужские монастыри:
- Свято-Михайловский (укр.
Києво-Михайлівський чоловічий
- Выдубецкий (Выдубечский)
Свято-Михайловский (Видубицький Свято-
- Свято-Феодосиевский
- Свято-Георгиевский на
Казацких Могилах (Свято-
- Свято-Николаевский на
Волынщине (Свято-
- Свято-Николаевский (Свято-Миколаївський чоловічий монастир) в городе Богуславе Киевской области.
В городе Бердичеве Житомирской области находится ныне действующий католический мужской монастырь ордена босых кармелитов, восстановленный при финансовом участии местной власти. С 1990-х годов монастыри босых кармелитов действуют также в Харькове и Киеве. Памятниками архитектуры Львовской области являются:
- доминиканские мужские
монастыри в посёлке
- комплекс зданий мужского монастыря капуцинов в посёлке городского типа Олеско (XVIII век);
- бернардинские мужские монастыри в городах Львов (XVII век), Самбор (XVIII век), Сокаль (XVII век), Червоноград (XVIII век);
- мужские монастыри кармелитов в городе Львове (XVII век), в селе Соседовичи (XVI век);
- женский монастырь
- здание женского монастыря
армянских бенедиктинок в
- женский монастырь босых кармелиток во Львове (XVII век).
Ежегодно святые места посещают сотни тысяч паломников из Украины и зарубежья. При парафиях и храмах Украины действует около 115 паломнических служб, которые организуют экскурсии для десятков тысяч прочан. По их данным, число клиентов ежегодно возрастает на 10-15%. Люди едут к святым местам как по религиозных мотивам, так и из туристического интереса, сообщает издание.
На возросшем спросе на паломничество зарабатывает не только церковь, но и светские турагентства. Но если раньше паломничество традиционно ассоциировалось с пешими походами, сейчас церковь ослабила требования к способам передвижения, и каждый исходит из своего состояния здоровья и финансовых возможностей, путешествуя пешком, автобусе, авто или поезде, пишет Новинар.
Информация о работе Организация религиозного тура по православным центрам стран СНГ