Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы. Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства.

Содержание

Введение
1. Принципы формирования организационной структуры
1.1 Понятие организационных структур
1.2 Принципы формирования организационных структур
1.3 Факторы, влияющие на формирование организационных структур
2. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой
2.1 Бюрократический тип
2.2 Органический тип
3. Типология организационных структур
3.1 Линейная структура
3.2 Функциональная структура
3.3 Дивизиональная структура
3.4 Матричная структура
4. Типология организаций по взаимодействию с человеком
4.1 Корпоративный и Индивидуалистический типы организаций
4.2 Новые типы организаций
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

акулова.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     По  такому принципу формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию  до самого низа.  
 
 

     

Рисунок 1. Линейная структура.

Преимущества линейной структуры управления:

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
  • согласованность действий исполнителей;
  • оперативность в принятии решений;
  • простота организационных форм и четкость взаимосвязей;
  • минимальные издержки производства и минимальная себестоимость выпускаемой продукции;
 

     3.2  Функциональная структура 

      Функциональная  структура: при функциональном делении  организации на части специализированные работы группируются преимущественно  вокруг ресурсов. Функциональная специализация  экономит время, упрощает подготовку работника, позволяет квалифицированно обслужить любую другую часть организации в области специализированной функции. К недостаткам данной структуры можно отнести: функционализм, который вырастает из сверхспециализации, создающей непроницаемые организационные перегородки между сгруппированными работами и ослабляющей таким образом горизонтальные связи. В результате происходит размывание общей организационной цели и ее растаскивание по функциональным «квартирам». Еще один недостаток – «эффект бутылочного горла». Суть его состоит в том, что развитие преимущественно вертикальных связей в рамках функционального подхода поднимает решение проблем, возникающих на различных уровнях организации, до ее главного руководителя.

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И – исполнители

Рисунок 2.Функциональная структура.

      В результате попытки руководителей  сконцентрироваться на решении стратегических задач тонут в текучке. 

      Функциональная  организационная структура реализует  тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления  

   3.3  Дивизиональная структура 

   Дивизиональная  структура: происходит группирование  работ вокруг результата - продукта, потребителя, рынка. В этом случае в  производственном звене выделяются автономные части, связанные технологически с разными продуктами, и на эти участки назначаются руководители, наделяемые полной ответственностью за производство того или иного продукта и получение прибыли. Участкам придается необходимое для обеспечения поставленных задач функциональное обслуживание. У высшего руководства остается небольшое количество централизованных функций, носящих стратегический характер и обслуживающих принятие решений на высшем уровне. При рассматриваемом подходе удается исключать текучку из работы руководства путем отделения оперативного уровня управления, концентрирующегося на производстве конкретного продукта от стратегического. Повышение ответственности «продуктового» руководителя способствует развитию децентрализации, инициативы и автономии. Появление большего числа управленцев с общими обязанностями переводит «эффект бутылочного горла» с верхнего уровня управленческой иерархии вниз и ослабляет его негативное действие.  

     

Рисунок 3.Дивизиональная структура.

     К недостаткам данного типа структуры можно отнести «продуктивизм» - противопоставление целей продукта общим организационным целям.  

      3.4  Матричная структура 

   Матричная структура: отличительной чертой матричного подхода является наличие у работника  одновременно двух начальников, обладающих равными правами. Эта система двойного подчинения базируется на комбинации двух начал - функционального и продуктового. Каждая матрица отношений включает в себя три типа ролей в организации: 

   - главный руководитель, поддерживающий баланс в системе двойного подчинения 

    - руководители функциональных и продуктовых подразделений, "делящие" подчиненного в ячейке матрицы между собой 

   - руководители ячеек матрицы, равно отчитывающиеся и перед функциональным, и перед продуктовым руководителем. 
Технология перехода к использованию матричного подхода состоит из трех стадий. На первой стадии создаются временные целевые группы по проекту, продукту или территории. Эти группы формируются из представителей различных частей организации. Формально эти представители остаются в подразделениях , их делегировавших, но они уже должны подчиняться также руководителю целевой группы. На второй стадии такие группы получают статус постоянных подразделений в организации. Но их участники по-прежнему еще представляют интересы направивших их служб. На третьей стадии в этой постоянной группе назначается формальный руководитель, ответственный за  интеграцию всех работ в группе от начала до конца. Он уже вступает в деловые отношения с руководителями функциональной и продуктовой частей. 
 

     

     Рисунок 4. Матричная структура.

     Вывод: рассмотренные структуры имеют  свои положительные и отрицательные  стороны, которые необходимо изначально учитывать при выборе, исходя из целей, задач и условий, стоящих перед организацией.  
 
 
 
 
 

     4. Типология организаций по взаимодействию с человеком 

     4.1 Корпоративный и Индивидуалистический  типы организации 

     1.Корпоративная  организация (следует отличать  от понятия «корпорация» как  субъекта права, юридического  лица) — это особая система  связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Она отличается максимальной централизацией и авторитетностью руководства. Для корпоративной организации характерны:

     • доминирование иерархических властных структур;

     • стандартизация в деятельности организации и тенденции к уравниловке;

     • согласование интересов организации  только между ее лидерами без участия коллектива;

     • централизованное распределение ресурсов;

     • в качестве единицы управления - рабочая группа, коллектив, организация;

     • суверенитет организации, ее свобода, коллективная ответственность;

     • принцип большинства или старшинства при принятии решений;

     • доминирование интересов производства над интересами человека;

     • двойная мораль - личность и организация;

     • одобрение послушания и исполнительности;

     • принцип - человек для работы. 
 

     2. Индивидуалистическая организация — это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для такого типа организации характерны:

     • свободное, открытое и добровольное объединение людей;

     • сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп организации;

     • согласование интересов членов организации  с интересами самой организации;

     • дополнительный поиск ресурсов и резервов членами организации;

     • в качестве единицы управления - личность;

     • суверенитет личности, ее свобода, индивидуальная ответственность;

     • принцип меньшинства или право  вето в принятии решений;

     • согласование интересов производства с интересами человека;

     • общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении;

     • лояльность к различным убеждениям членов организации;

     • принцип - работа для человека.

     Итак,  корпоративная организация является наиболее подходящей для крупных предприятий, в то время как индивидуальная организация приемлема в большей степени для небольших объединений.  
 

  4.2 Новые типы организаций 

   В конце XX в. появился ряд новых типов  организаций:

   • эдхократические;

   • многомерные;

   • партисипативные;

   • предпринимательские;

   • ориентированные на рынок.

   Эдхократические организации — это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия — это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями. К особенностям эдхократических организаций относятся следующие:

• работа в высокотехнологичных областях, требующая высокой квалификации, творчества, инновационного задела и  эффективной совместной деятельности; 
• наличие органической структуры, в которой преобладают неформальные горизонтальные связи;

• изменчивое иерархическое построение, когда отношения по вертикали  и горизонтали носят преимущественно  неформальный характер; 
• отсутствие жесткой привязки человека к выполнению какой-либо одной функции; 
• право принятия решений, основанное на экспертных знаниях; 
• разделение риска и вознаграждения между участниками трудового процесса; 
• отсутствие контроля за непосредственной работой специалиста, осуществление только финансового контроля.

     Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, рекламы, телевизионных  проектов, шоу, театральных постановок), внедрении новых технологий, в  антикризисном управлении.

     К многомерным организациям относятся  организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции: 
• обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами; 
• производят продукт (услуги) для конкретного потребительского сегмента или территориального рынка;

• обеспечивают сбыт (распределение) своей  продукции.

     К числу особенностей многомерных  организаций относятся следующие: 
• подразделения сами разрабатывают свои бюджеты, руководство инвестирует в них средства;

• в многомерных организациях нет двойного подчинения, руководство группы едино; 
• во взаимосвязях автономных групп отсутствует необходимость проведения каких-либо реорганизаций, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;

• каждая часть организации может быть полностью автономной и заниматься выполнением всех функций, связанных с производственно-рыночной деятельностью; 
• основной показатель эффективности работы автономных групп — получаемая прибыль, что облегчает анализ и контроль за их деятельностью и ведет к упрощению управленческой деятельности.

     Партисипативные организации — это организации, ориентированные на участие работников в процессе управления. При этом обеспечивается более полная мотивированность их труда, формируется чувство собственника. В таких организациях работники могут участвовать в: 
• принятии решений;

• процессе постановки целей;

• решении тактических и оперативных  задач.

     Работники обладают правом выдвигать предложения, вырабатывать пути решения проблем, выбирать окончательное решение. Партисипативные структуры распространяются на некоторые подразделения или отдельные уровни управления организацией.

     К предпринимательским организациям относятся такие, которые базируются на использовании принципов и  методов предпринимательства. В  число таких принципов входят следующие:

Информация о работе Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения