Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы. Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства.

Содержание

Введение
1. Принципы формирования организационной структуры
1.1 Понятие организационных структур
1.2 Принципы формирования организационных структур
1.3 Факторы, влияющие на формирование организационных структур
2. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой
2.1 Бюрократический тип
2.2 Органический тип
3. Типология организационных структур
3.1 Линейная структура
3.2 Функциональная структура
3.3 Дивизиональная структура
3.4 Матричная структура
4. Типология организаций по взаимодействию с человеком
4.1 Корпоративный и Индивидуалистический типы организаций
4.2 Новые типы организаций
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

акулова.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования  и науки Хабаровского края

  КГБОУ  СПО «Хабаровский  педагогический колледж»

  ПЦК общих гуманитарных, естественнонаучных и экономических  дисциплин 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Организационные структуры в современном менеджменте  и принципы их построения

                                                                         Выполнила:

                                                                                Зайцева  К.А.

           Специальность 100105

                            Гостиничный сервис

            Курс 3, группа 531

                   Отделение: очное 

                        Руководитель:

                                           Шелепова С. Н.

                                             преподаватель дисциплин 

      Гостиничного  сервиса

      _________________

                                                             подпись

                                               Курсовая работа защищена 

                                     «____»_____________2011 г.

                                            Оценка _______________

            

Хабаровск 2011 

Содержание

Введение                                                                                                                

1. Принципы формирования организационной структуры

   1.1 Понятие организационных структур                                                  

   1.2 Принципы формирования организационных структур                   

   1.3 Факторы, влияющие на формирование организационных структур

2. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой

  2.1  Бюрократический тип

  2.2  Органический тип

3. Типология  организационных структур

  3.1  Линейная структура

  3.2  Функциональная структура

  3.3  Дивизиональная структура

  3.4  Матричная структура

4. Типология  организаций по взаимодействию  с человеком

  4.1 Корпоративный и Индивидуалистический типы организаций

  4.2 Новые типы организаций

Заключение 

Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     Функции управления деятельностью предприятия  реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру. 
        Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы. Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства.

     Разработанность темы в литературе довольно велика. Эволюции управленческой мысли посвящено  немало учебных пособий, книг, а также  практических руководств. Наиболее значимыми в исследования были работы таких авторов, как Большаков Л.С., Глызина М.П., кроме того, статьи из таких периодических изданий, как «Менеджмент в России и за рубежом» и «Проблемы теории и практики управления». Что касается современных направлений и моделей, то основы многих из них изложены в книге «Корпоративный менеджмент». под редакцией И.И. Мазур.

     Целью работы является: рассмотреть принципы и методы построения современных организационных структур.

       В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

      - дать понятие «структура управления»;

     - дать характеристику структуры  управления;

     - определить выбор структуры управления;

     - рассмотреть существующие виды организационных структур управления;

     - рассмотреть принципы и методы построения современных организационных структур.

        

     1. Принципы формирования организационной  структуры 

     1.1 Понятие организационных структур 

      «Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

      Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

      Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то, или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

      При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

      В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные.

      Полномочия  линейных руководителей дают право  решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения,

обязательные  для выполнения другими членами  организации (подразделений).

      Полномочия  штабного персонала ограничиваются правом планировать,

рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать  другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

      Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? Кому он будет непосредственно подчинен? Какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? На каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? Какими полномочиями наделяются работники нового отдела? Какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?

Вывод:  увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации. 

     1.2 Принципы формирования организационных структур 

      К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

1. Оптимальность  – сокращение числа ступеней  и уровней управления при

установлении  рациональных связей между ступенями, уровнями и  звеньями

управления.

2. Адаптивность  – приспособляемость структуры  к изменениям внешней среды.

3. Оперативность  – быстрота реакции на  принятие  управленческих решений, а

также быстрое и чёткое их доведение  до управляемой системы.

4. Надёжность  – достоверность передачи всей  информации от управляющей системы к управляемой и обратно.

5.  Экономичность  – минимизация затрат на содержание  аппарата управления, при условии обязательного выполнения поставленных задач.

Реализация  этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.

     Важный  фактор построения управленческих структур - это уровень развития на предприятии.

     Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

   В управлении организацией различают  связи:

  • линейные (административное подчинение);
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

   Итак, руководители уделяют большое внимание принципам и методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры управления. Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью, то есть активно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, таким образом, удовлетворяя потребности клиентов. 

Информация о работе Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения