Миссия и цели туристской организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

цель работы –изучить роль миссии и целей в выборе стратегий дальнейшего развития организации.
Для реализации данной цели необходимо:
Провести анализ научной, научно-популярной литературы, периодических изданий и Интернет ресурсов по поставленной проблеме;
Рассмотреть, что такое миссия и цели организации, их роль в стратегическом планировании, способы их формирования, процесс построения дерева целей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Роль миссии в выборе стратегий дальнейшего развития организации
1.1. Понятие миссии, ее роль в стратегии организации…….…….…...4
1.2. Формирование миссии………………...…………………………….6
1.3. Цели формирования миссии……………………………………….11
Глава 2. Роль целей в выборе стратегий дальнейшего развития организации
2.1 Цели организации и их классификация ………………..…………14
2.2 Дерево целей……………...…………………………………………17
2.3 Требования к целям организации ………………………………….20
Глава 3. Практическая работа. Роль миссии и целей в выборе стратегий развития туристской фирмы «ПаломаТурс»
3.1 Рекомендации при разработке миссии и целей турфирмы………..22
3.2 Миссия и дерево целей туристской фирмы «ПаломаТурс»……...24
Заключение………………………………………………………………...26
Информационные источники………………………………………….…27

Работа содержит 1 файл

на сайт.docx

— 600.35 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

 

 Глава 1. Роль миссии в выборе стратегий дальнейшего развития организации

1.1. Понятие  миссии, ее роль в стратегии  организации…….…….…...4

1.2. Формирование миссии………………...…………………………….6

1.3. Цели  формирования миссии……………………………………….11

Глава 2. Роль целей  в выборе стратегий  дальнейшего развития организации

     2.1 Цели организации и их классификация  ………………..…………14

         2.2  Дерево целей……………...…………………………………………17

2.3 Требования к целям организации  ………………………………….20

       Глава 3. Практическая работа.  Роль миссии и целей в выборе  стратегий развития туристской фирмы «ПаломаТурс»

        3.1 Рекомендации при разработке миссии и целей турфирмы………..22

       3.2  Миссия и дерево целей туристской фирмы «ПаломаТурс»……...24

       Заключение………………………………………………………………...26

       Информационные источники………………………………………….…27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях рынка, в  условиях жесткой конкуренции, организация  должна не только останавливаться на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, необходимую  для того, чтобы оставаться на рынке  и быть конкурентоспособным. Каждая фирма уникальна в своем роде, и именно миссия и цели являются основоположниками принципов разработки стратегии поведения и осуществления  стратегического управления. Именно поэтому тема данной курсовой работы, роль миссии и целей в выборе стратегий дальнейшего развития организации, очень актуальна.

Миссия организации является важнейшей составляющей любой организации, она определяет основную цель организации. Затем формируются остальные цели, реализуя которые и работает организация. Часто при постановке других дополнительных целей, первоначальное значение миссии затирается, ее значение становится не совсем точным и иногда забывается. Именно поэтому, необходима четкая формулировка миссии, то есть, основной цели компании, она как «невидимая рука» направляет персонал на коллективное достижение общей цели.

Из актуальности данной работы, определилась цель работы –изучить роль миссии и целей в  выборе стратегий дальнейшего развития организации.

          Для  реализации данной цели необходимо:

      1. Провести анализ научной, научно-популярной литературы, периодических изданий и Интернет ресурсов по поставленной проблеме;
      2. Рассмотреть, что такое миссия и цели организации, их  роль в стратегическом планировании, способы их формирования, процесс построения дерева целей;

4.          На  примере Псковской турфиры рассмотреть  роль миссии и целей в выборе  стратегий развития предприятия. 

 

Глава 1. Роль миссии в выборе стратегий  дальнейшего развития организации

1.1. Понятие миссии, ее роль в стратегии организации

Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.

  • «Миссия — смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы»
  • «Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).
  • «Миссия промышленного предприятия должна состоять в преодолении бедности, в избавлении от страданий общества в целом, в том, чтобы сделать людей богатыми» (Коносуке Мацусита).1

         В качестве примера Мацусита (основатель  Matsushita Electric, одной из крупнейших мировых компаний и яркий лидер, новатор в сфере управления бизнесом, превративший маленькую компанию в транснациональную) привел водопроводную воду. Вот, сказал он, жизненно необходимый продукт, чье производство и распределение настолько дешево, что он доступен практически каждому. «Вот к чему должен стремиться предприниматель и промышленник: сделать все продукты столь же неисчерпаемыми и дешевыми, как водопроводная вода. Когда это будет достигнуто, бедность на земле исчезнет2»

При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном  понимании роль миссии организации  состоит в том, что она как  бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.

    В широком понимании  миссия — это философия и  предназначение, смысл существования  организации.

Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация  намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия  организации редко меняется. Что  касается второй части миссии, то она  может меняться в зависимости  от глубины возможных изменений  в организации и в среде  ее функционирования.

В узком понимании миссия — это  сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине  существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл  существования организации, в котором  проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский  смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Далее речь пойдет о миссии в узком понимании.3

Роль миссии в любой организации  очень высока, ведь целевая функция  начинается именно с установления миссии - общей цели предприятия, выражающую причину его существования. В  ней обычно детализуется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намеренья  руководства, дается определение самых  важных характеристик организации.

В прежних условиях хозяйствования, предприятия России, а точнее СССР, не определяли свою миссию, так как  при централизованном управлении цели и задачи предприятия устанавливались  и жестко декларировались сверху (плановая экономика). На сегодняшний  момент рыночная экономика требует  определенных правил поведения хозяйствующих  субъектов. Среди них – обнародование  миссии, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.

Менеджментом не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые  при формулировании миссии. Поэтому  существует много самых разнообразных  подходов к определению и к  ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации. На первом месте  должны стоять интересы, ожидания и  ценности потребителей, как в настоящее  время, так и в перспективе. Именно такая миссия окажет решающее влияние  на стратегию и тактику всей деятельности организации4.

 

1.2. Формирование миссии

Сформулировать миссию организации  именно в письменном виде важно по трем причинам. Прежде всего, в процессе написания миссии у руководителей  организации формируется четкое понимание того, чем организация  будет заниматься и почему она  это будет делать. Во-вторых, написанная миссия понадобится, чтобы донести  всю основную информацию об организации  до ее членов, сторонников и клиентов5.

Коносуке Мацусита призывал всех принять на себя обязательство следовать определенным идеалам, которые ложатся в основу миссии организации:

Служение обществу, обеспечивать производство высококачественных товаров и услуг по разумным ценам, внося тем самым вклад в достижение благосостояния и счастья людей во всем мире.

Справедливость и честность: быть честным и справедливым во всех деловых операциях и в личных поступках, всегда принимать взвешенные решения, свободные от предубеждений.

Коллективный труд на общее  благо: объединять способности и усиливать решимость к достижению общих целей на основе взаимного доверия и полного признания индивидуальной независимости.

Постоянное самосовершенствование, постоянно стремиться к улучшению корпоративных и личных результатов, даже в самых неблагоприятных обстоятельствах, с тем чтобы выполнить миссию фирмы по достижению прочного мира и процветания.

Вежливость и смиренность: всегда быть скромным и почтительным, уважать права и нужды других, способствовать улучшению окружающей среды и поддерживать общественный порядок.

Соблюдение естественных законов: следовать законам природы и согласовывать мышление и поведение с постоянно меняющимися условиями, с тем, чтобы обеспечивать постепенный, но неуклонный прогресс во всех областях.

Благодарность за благодеяния: всегда быть благодарным за все полученные благодеяния и доброту, с тем чтобы жить в мире, радости и достоинстве и преодолевать любые препятствия на пути к подлинному счастью6.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов  ее работы, так как в целом она  выражает стремление в будущее, поэтому при формировании миссии не принято  указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Прибыль как миссия приведет к неэффективной работе.

С теоретической точки зрения, данные задачи кажутся абсолютно простыми и доступными любому менеджеру низшего  звена, но если обратится к практике, то даже топ-менеджеры не всегда понимают значение миссии для стратегического  управления организацией7.

Процесс формулирования миссии, возможно, потребует нескольких встреч инициативной группы (если организация только что  создана) или совета директоров (если организация существует уже давно). Совет директоров также может  назначить рабочий комитет для  выполнения большей части работы, оставив за собой принятие окончательного решения.

Для того, чтобы подготовить качественную формулировку миссии, члены организации  должны задать себе следующие вопросы:

    • Для чего мы создаем организацию?
    • Чего мы надеемся достичь, создавая организацию?
    • На удовлетворении каких общественных/личностных потребностей будет делать упор наша организация?
    • Каково число людей, имеющих данную потребность? Насколько она значима?
    • Если бы не было нашей организации, как удовлетворялась бы эта потребность?
    • Что изменится в лучшую сторону в нашем городе/регионе/стране/мире в результате деятельности нашей организации?
    • Как долго сможет данная формулировка миссии оставаться руководящей и направляющей силой для нашей организации?8

Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

• собственники организации, создающие, приводящие в  действие и развивающие организацию  для того, чтобы за счет результатов  деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

• сотрудники организации, своим трудом непосредственно  обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и  продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию  и решающие с помощью этой компенсации  свои жизненные проблемы;

• покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен  на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью  этого продукта свои потребности;

• деловые  партнеры организации, находящиеся  с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие  организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие оплату своих  услуг или же аналогичные услуги со стороны организации;

• местное  сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь  с формированием социальной и  экологической сред обитания организации;

• общество в целом, в первую очередь  в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической  и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения  общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества пользуется и организация9.

Миссия формирует и формализует  статус предприятия на внешнем рынке  и обеспечивает направления и  ориентиры для определения цели и выбирает его стратегию.

Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда она:

1. Направлена на удовлетворение  важных потребностей

Миссия четко декларирует, что организация отвечает за насущные общественные потребности.

2. Реалистична

То есть может быть реализована  силами данной организации с учетом ее профессионального уровня и имеющихся ресурсов, но вместе с тем, стимулирует развитие организации.

3. Содержит мотивацию

Миссия является мощным мотивирующим стимулом для членов и сотрудников  компании, отражает общие ценности и напоминает о важности той задачи, которая стоит перед предприятием.

4. Предлагает то, что  действительно необходимо; не дублирует  деятельность других

Ваша компания и ее деятельность должны вносить вклад в решение  какой-либо важной и насущной проблемы. Часто это означает, что вновь  созданная организация должна стараться  делать нечто новое и уникальное, чего не может предложить ни одна другая организация или группа.

Информация о работе Миссия и цели туристской организации