Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:20, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении международного туризма и прогнозы развития туристской отрасли.
Объект исследования: международный туризм
Предмет исследования: международный туризм: история, современное состояние и перспективы развития.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДЕОГО ТУРИЗМА.
1.1.История развития международного туризма ………………………………….4
1.2.Типы и виды международного туризма .………………………………........10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.
2.1.Состояние и развитие международного туризма на современном этапе …15
2.2.Прогнозы развития международного туризма ……………….........................21 2.3.Международные туристические организации ……………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Туризм выступает как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением. В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8%. На основании темпов роста туристических маршрутов и желающих участвовать в этом процессе, можно сделать выводы о том, что туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.
2.2. Прогнозы развития международного туризма.
По прогнозам ВТО, в 2020г. Количество прибытий туристов составит 1 млрд 602 млн человек(таблица 2.2). При этом Европа удержит доминирующие позиции (44,8% от общего числа прибытий), Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (27,3%), опередив традиционно занимавшую его место Америку (17,7%).
Прогноз прибытий международных туристов в мере и по регионам (млн человек)
Регион |
2010 год |
2020 год |
Европа |
527 |
717 |
Восточная Азия/Тихий океан |
231 |
438 |
Америка |
195 |
285 |
Африка |
46 |
75 |
Средний Восток |
37 |
69 |
Южная Азия |
11 |
19 |
ВСЕГО В МИРЕ |
1047 |
1602 |
ВТО в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов ( Германия, США, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Австрия, Нидерланды, Канада), и страны, являющиеся, в основном, принимающими туристов.
По прогнозам ВТО, в 2020 году лидером мирового туризма по количеству прибытий станет Китай (таблица2.3), а по выезду туристов– Германия(таблица2.4).
Наряду с туристическим потоком важнейшими характеристиками международного туризма являются туристические расходы и доходы. Они представляют собой стоимостные оценки туризма, необходимые для изучения его влияния на национальную экономику, в частности платёжный баланс страны.
Туристические расходы – общая сумма расходов (размещение, питание, рекреационные, культурные, спортивные виды деятельности, транспорт, посещение магазинов, страхование, оплата услуг связи и т.п.), производимые туристами или от их имени при подготовке к поездке, в ходе поездки и пребывания в месте посещения.
В 2008 году международные туристические расходы (без учёта международного транспорта) составили 943 млн долларов США. Основные расходы на международный туризм, по данным ВТО, несет население индустриально развитых стран, главным образом Германия, США, Великобритания, Франция и Япония.(таблица2.5). На долю этих стран приходится более трети всех мировых туристических расходов. Кроме них заметную роль в формировании международных туристических расходов, их величины и структуры играют Китай, Италия, Япония, Канада, Российская Федерация и Нидерланды.
Туристические доходы – поступление от продажи туристических услуг иностранным и внутренним туристам, экспорта товаров туристического спонсора, оборудования для организации туристической индустрии и п. д. доходы от международного туризма концентрируются в группе развитых стран Северной Америки(США, Канада) и Западной Европы(Франция, Великобритания,Германия), средиземноморские (Испания, Италия) и альпийских(Австрия, Швейцария) стран. На их долю приходится около половины мирового доходов от международного туризма.
Многолетним лидером по доходам от международного туризма является США (таблица2.6). По данным ВТО, в 2008году поступления от международного туризма в США практически в 2 раза превышали их объем в Испании и Франции, которые по этому показателю следуют за ними.
В ведущую десятку лидеров ворвался Китай, который передвинулся с 25-го места в 1990г. На 5-е место в 2008г.
Анализ стоимости показателей доходности туризма свидетельствуют о превращении его в одну из ведущих отраслей хозяйства. В связи с этим большинство государств, понимая важность и высокую эффективность развития туризма в своих странах, выделяют значительные средства на продвижение национального туристического продукта.
Объем поступлений от международного туризма широко используется для оценки доходности туристического направления.Однако более информативными являются доход с одного прибытия и размер дохода от туризма, приходящийся на душу населения. Исследования, проведенные ВТО, свидетельствуют, что поступления от одного прибытия составляют в среднем 1023 долл. США. При этом эта величина существенно варьируется по отдельным странам. Так, доход с одного прибытия ниже в странах (Канада, Мексика), имеющих общую сухопутную границу со странами – поставщиками туристов(в данном случае – США). Высокий уровень доходов с прибытия отмечен в тех странах, которые территориально удалены от крупных рынков выездного туризма или ориентированы на элитарный туризм.
Немаловажным показателем, характеризующим состояние экономики в целом и туризма в частности, является платежный баланс той или иной страны.
Платежный баланс представляет собой поступление платежей, поступивших из-за границы в данную страну, и платежей, произведенных ею, за определенный период (год, квартал, месяц). Превышение платежей других стран делает платежный баланс страны активным, а превышение платежей данной страны дает основание говорить а пассивном платежном балансе.
Влияние туризма на платежный баланс выражается в виде разницы (сальдо) между расходами иностранных туристов в стране (экспорт) и расходами туристов этой же страны за рубежом (импорт).
Платежный баланс по статье «туризм» может быть положительным (положительное сальдо – профицит) и отрицательным (отрицательное сальдо – дефицит).
Положительное сальдо платежного баланса обеспечивается ростом доходов страны от международного туризма и открывает больше возможностей для решения задач, связанных с инвестициями в развитии туристической индустрии. В случае отрицательного сальдо происходит утечка валютных средств из стран.
Положительное сальдо платежного баланса по статье «туризм» формируется главным образом под влиянием природных предпосылок, политической стабильности и развитой туристической индустрии. Положительный баланс имеют, например, США, Франция, Италия, Китай (таблица 2.7).
Отрицательное сальдо платежного баланса по статье «туризм» в основном присуще индустриальным странам (например, Германии, Великобритании) с высоким уровнем жизни населения.
Экспорт туристических услуг (обслуживание иностранных туристов в стране) является составной частью общего экспорта товаров и услуг, а расходы на международный туризм гражданами страны оказывают непосредственное влияние на объем импорта, связанного с оттоком валютных средств за границу. Соответственно меры, принимаемые по привлечению иностранных туристов в ту или иную страну, укрепляют ее экономику в целом, а динамику развития платежного баланса по статье «туризм» можно считать одним из показателей стабильного развития экономики государства.[10]
2.3. Международные туристические организации.
Всемирная туристская организация (ВТО) — межправительственная организация, в которую в настоящее время входят более 105 действительных членов, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (турфирмы, авиакомпании, международные организации и др.). История создания ВТО начинается с 1925 г., когда Лига наций сделала первую попытку дать официальное определение понятия «турист». Долгие годы организация официально называлась Международным союзом официальных туристских организаций и не входила в систему специализированных органов ООН. По инициативе Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) 2 января 1975 г. ВТО получила официальный статус специализированного органа ООН и свое нынешнее наименование. Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма.
Согласно Уставу основными целями ВТО являются:
-ускорение и расширение содействия развитию туризма (международного и внутреннего), взаимопониманию, здоровью и процветанию людей во всем мире;
-помощь людям в получении доступа к образованию и культуре посещаемых стран во время путешествий;
-улучшение стандартов проживания и пребывания в менее развитых районах мира посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической базы для иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с данными регионами;
-расширение возможностей стран, принимающих туристов, и тем самым увеличение вклада в развитие их экономики;
-координация туристских интересов стран — членов ВТО;
-содействие в установлении постоянных взаимоотношений между разными объединениями туроператоров.
Устав ВТО является
открытым и предусматривает три категории
членства: действительные, ассоциированные
и присоединившиеся члены. Статус
действительного члена доступен для всех
суверенных государств. Статус ассоциированного
члена предоставляется территориям (группам
территорий), не являющимся ответственными
за осуществление внешних сношений.
Статус присоединившегося члена предоставляется
международным организациям, межправительственным
и неправительственным, имеющим специальные
интересы в туризме, а также коммерческим
организациям и ассоциациям, осуществляющим
деятельность в области туризма. Руководящим
органом ВТО является Генеральная ассамблея,
созываемая каждые четыре года. Между
сессиями Генеральной ассамблеи работает
Исполком Генеральной ассамблеи ВТО. Штаб-квартира
ВТО находится в Мадриде (Испания).
В рамках ВТО функционируют региональные
комиссии: по Европе, Африке, Америке, Южной
Азии, Ближнему Востоку, Восточной Азии
и району Тихого океана, а также Международный
высший учебный центр по туризму. Россия
входит в Комиссию ВТО по Европе (КЕВ).
Официальные языки ВТО — английский, испанский,русский,французский.
ВТО занимается разработкой единой стратегии развития индустрии туризма, что предусматривает:
-планирование развития индустрии туризма;
-анализ проблем и государственной политики, которые связаны с географическим распределением туризма и отдыха в странах — членах ВТО;
-разработку национальных и региональных планов использования земли;
-анализ взаимосвязей развития индустрии туризма и регионального планирования с учетом увязки различных потребностей в ресурсах и интересов всего человечества;
-учет экологических последствий развития индустрии туризма;
-учет социальных последствий туризма;
-разработку общей стратегии и программных мер по осуществлению планов развития туризма.
Большое внимание ВТО уделяет методам разработки и общей стратегии планов устойчивого развития туризма в разных странах и регионах, нормативно-правовой базе туристской деятельности, политике, связанной с эффективным использованием туристской инфраструктуры, правом собственности на землю и имущество в зонах отдыха, созданием национальных парков и заповедников и т.д.
В рамках Программы развития ООН осуществляется финансирование проектов помощи развивающимся странам в следующих направлениях:
-укрепление организационной структуры национальных управлений по туризму;
-оценка туристских возможностей для реализации в будущем;
-подготовка персонала по обслуживанию туристов и гостиничному обслуживанию;
-планирование развития Туризма;
-исследование туристского рынка;
-реклама и содействие туризму;
-технико-экономическое обоснование строительства гостиниц;
-развитие зимних видов спорта и культурного туризма;
-сохранение исторических памятников;
-молодежный туризм;
-социальное влияние туризма;
-развитие и управление центрами отдыха для групп населения с низким и средним уровнями доходов.
В основном деятельность ВТО концентрируется на информационном продвижении туризма, увеличении его значения, а также создании новой материально-технической базы.Организация стремится упорядочить деятельность по развитию туризма путем разработки и введения определенных принципов в области международного туризма. ВТО также разрабатывает международные документы и следит за их соблюдением, участвует в разрешении международных туристских разногласий, а также организует обмен данными о последних достижениях в области науки, связи, информационных технологий. Одна из важнейших задач ВТО — исследования по изучению статистики международного туризма, применение новых методов измерения, прогнозирования, маркетинга для последующего использования национальными туристскими организациями в их деятельности.
ВТО содействует развитию
мирового туризма путем
Информация о работе Международный туризм: тенденции развития