Международный туризм: тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении международного туризма и прогнозы развития туристской отрасли.
Объект исследования: международный туризм
Предмет исследования: международный туризм: история, современное состояние и перспективы развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДЕОГО ТУРИЗМА.
1.1.История развития международного туризма ………………………………….4
1.2.Типы и виды международного туризма .………………………………........10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.
2.1.Состояние и развитие международного туризма на современном этапе …15
2.2.Прогнозы развития международного туризма ……………….........................21 2.3.Международные туристические организации ……………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

медународный туризм (2).docx

— 105.06 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Пинский колледж

УО «Брестский  государственный  университет имени А. С. Пушкина»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

 

СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ  МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Работу выполнила:

                                                             учащаяся 2 курса  группы Т-22

                                                             Давыдова Виктория Александровна

 

 

                                                             Руководитель:

                                                              О.П. Конечная

 

 

 

 

 

 

 

               

                                 

Пинск,2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3                                                                                                     

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ  МЕЖДУНАРОДЕОГО ТУРИЗМА.

1.1.История развития международного туризма ………………………………….4                                                

1.2.Типы и виды международного туризма .………………………………........10                                                       

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.

2.1.Состояние и развитие международного туризма на современном этапе …15      

2.2.Прогнозы развития международного туризма ……………….........................21                                               2.3.Международные туристические организации ……………………………....26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной мировой  экономики, формирующейся под влиянием процессов глобализации экономического,политического,культурного и социального пространств, международный туризм является одной из самых высокодоходных(3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов) и динамично развивающихся отраслей.По данным Всемирной Туристской Организации в сфере туризма в мире занято свыше 250 млн. чел., то есть каждый десятый работник.На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 1/3 мировой торговли услугами.Значение туризма как источника финансовых, в том числе валютных, поступлений иллюстрирует тот факт, что каждый турист тратит в среднем не менее 300-500 долларов в месте своего пребывания, а по прогнозам экспертов ВТО к 2010 году доход от каждого туриста возрастет почти на 40%1.Деньги, вложенные в туризм, оборачиваются быстрее, чем в других отраслях.Это приводит к эффекту мультипликации, то есть подталкивает к развитию другие отрасли народного хозяйства.Во многих странах международный туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения,является источником валютных поступлений,активизации внешнеторгового баланса и в целом выступает в качестве фактора экономического роста. Воздействуя на такие ключевые отрасли, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, туризм выступает своеобразным катализатором развития всего социально-экономического пространства страны.Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов,[1] однако отдельные ученые считают, что он будет составлять не более 937 млн.Это, впрочем, свидетельствует, что количество прибытий к 2010 году существенно возрастет.На сферу туризма приходится сегодня около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.[2]В связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город. Значение туризма для экономик разных стран связано, прежде всего, с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего-это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях.Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма,т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики.Третье преимущество - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов. Однако Беларусь же в силу ряда причин сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. В качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции, в частности, названы: образ Беларуси как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др.

     Цель данной работы состоит в изучении международного туризма и прогнозы  развития туристской отрасли.

Объект исследования: международный туризм

     Предмет исследования: международный туризм: история, современное состояние и перспективы развития.

     В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования, необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть историю развития международного туризма.

2.Раскрыть сущность понятия «международный туризм» и определить его виды.

3.Изучить состояние развития международного туризма  в современном обществе.

4.Проанализировать прогнозы развития туризма в отдельных регионах мира.

5.Составить новый туристский маршрут «Неизведанные сокровища Турции», дать ему экономическую оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.

 

     1.1.История развития международного туризма.

     История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.[6]Предыстория туризма – период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития:              

1.Античный туризм – основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования. Расцвет этого туризма был связан главным образом с Древней Грецией и Римом: массовый характер в те времена носили путешествия в религиозных целях, например, путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э. Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности, при минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений, кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается двух сезонность туристских выездов.       

2.Туризм Средних веков – основными мотивами путешествий были религиозный туризм, образование, аристократические отношения. Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения, и только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях, наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели к появлению в Европе путешествий студентов (начиная с XIII в.).                                                     

3.Туризм нового времени – основные тенденции отдыха определила промышленная революция. Международный туризм берет свое начало в середине XIX в.,[3] т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы. Стать самостоятельным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами.Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта. Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента. Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров – туристов, появилась потребность в строительстве туристских объектов, возводившихся железнодорожными управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих. Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция, и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами. Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на тур поездку из Лейстера в Лафборо поездом. Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появление массового транспортного средства железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тыс. гостиниц. Активное развитие туристского бизнеса внутри страны побудило Т.Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855г.,[8] та как в Париже начала свою работу Всемирная выставка. С 1856 г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства. В 50-70 годах англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине ХIX в. сыграло увеличение протяжности железных дорог. В 1888 г. на европейском континенте побывало уже 500 тыс. туристов из Англии. С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Заслуга здесь также принадлежит Т. Куку, который в 1865 г. организовал тур поездки и из Америки в Англию и из Англии в Америку. В 1866 г. первые группы английских туристов посетили США. С 1867 г. начинаются морские туристские путешествия Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания. Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т.Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая туристическая компания Л.Липсона.                                                                                                                    Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил свою деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться и авиация. Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии международного туризма. Прежде всего, это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. Приток американцев в западноевропейские страны в это время значительно увеличивается и превосходит число английских туристов.В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма. В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма.В нем приняли активное участие представители14 европейских стран. Серьезным фактором, повлиявшим на развитие туризма в 20-30 годы, явилось бурное развитие новых видов транспорта - автомобильного и авиационного.Однако этот же период характеризуется рядом факторов, которые довольно негативно отразились на международном туризме, во многом задержали его дальнейшее развитие. Это, прежде всего мировой экономический кризис 1929-1933 гг. к 1932 г. число иностранных туристов, побывавших в Англии.Другой важной причиной, которая замедлила темпы роста иностранного туризма в 30-е годы, явилось обострение политической обстановки в Европе в связи с приходом к власти в Германии нацисткой партии Гитлера и подготовкой Германии к войне.В связи с этим фактором надо сказать о довольно специфической особенности иностранного туризма как массовой формы общения людей.При обострении международной обстановки иностранный туризм привлекает внимание разных спецслужб и разведывательных органов в качестве канала для сбора информации, а также для проведения политической и подрывной работы.[4]Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма.Радость победы над фашизмом была омрачена горем потерь, кроме того, многие города Европы лежали в руинах. Необходимо было восстанавливать разрушенные гостиницы, базы, дороги, электростанции, вокзалы и т.д. в первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров.Только спустя несколько лет спустя после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться.Довоенный уровень был достигнут в конце 40-х годов.В этот период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде.Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе (основную часть туристов составляли американцы). В 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный уровень и достигло 25 млн. человек.Необходимость развития через международные туристские связи отношений между государствами в политических, экономических, социальных и культурных аспектах еще в 20-х годах нашего столетия выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристскими и транспортными организациями различных стран.Так, в 1925 г. был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 г.-Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).К этому времени международный туризм, постоянно развиваясь и совершенствуясь, уже сумел практически перейти от индивидуальных форм к организованным.Это потребовало формирования более совершенной организационной структуры по руководству мировым туризмом. 50-е годы ознаменовались подъемом международного туризма. К 1960 г. число туристов, выезжающих за границу, достигло 71 млн. человек, т.е. выросло почти в три раза. Период с 1961 по 1970 г. сопровождался дальнейшим подъемом туристского бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных туристов, число которых в 1971 г. достигло 168,4 млн. человек. Рост значения иностранного туризма во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности многих государств привел к тому,что Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы начали больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества.Так, в 1963 г. в Риме была проведена I Конференция ООН по туризму и путешествиям. На ней был рассмотрен широкий спектр проблем, касающихся туризма, и выработаны рекомендации, способствующие ускоренному развитию этой формы общения людей. Важным итогом Римской конференции явилось принятие официального определения таких понятий, как «временный посетитель», «турист», « экскурсант», что необходимо, в частности, для обеспечения определенной унификации и анализа статистического учета туризма. Внимание в работе конференции было уделено и вопросам, которые связаны с упрощением пограничных и таможенных формальностей, процедур. Были затронуты и такие вопросы, как общее направление развития туризма, формирование для удовлетворения его все возрастающих запросов соответствующей материальной базы, системы подготовки квалифицированных кадров, а также помощь развивающимся странам в создании индустрии туризма. В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН[5]неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.                                                                                            

     ВТО - международная организация специальной компетенции в соответствии со ст.1 своего Устава относится к категории организаций межправительственного характера. Вся деятельность ВТО направлена на осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма и полностью соответствует принципам современного права. Главная цель ВТО заключается в поощрении и развитии туризма с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.                                                                                       80-м годам предшествовал период туристического подъема. За 30 лет число участников международных туристских связей выросло в 11 раз. Туризм к этому времени получил развитие во всем мире, однако в различных регионах его рост был неодинаков. Увеличение объемов международного туристического обмена в Европе, Африке и Латинской Америке было на уровне среднемировых показателей, а в странах Ближнего Востока оно превысило их более чем в 3 раза, в странах Южной Азии-более чем в 5 раз, в восточной Азии- более чем в 10 раз. В 80 годы государства Европы и Северной Америки остались на лидирующих позициях, как по приему иностранных туристов, так и по отправке граждан за рубеж.В число стран, которые являлись«поставщиками» туристов, вошли Япония и Австралия. Государства Северной Африки и Азии стали главными конкурентами южно-европейских стран Средиземноморья, так как они предлагали туристский продукт (море-солнце-пляж) по более доступным ценам.  В 80-е годы международный туризм стал важной частью международных экономических связей. В это время наблюдается рост доходов от международного туристского обмена. Сформировалась тенденция к изменению структуры туристского спроса, мировой туристский рынок стал более разнообразным. Можно с уверенностью сказать о его разделении на три части: молодежный туризм, взрослый туризм, туризм для пожилых людей («туризм третьего возраста»). В этот период большое значение для развития туризма имел рост городского населения индустриальных стран Запада. Это способствовало увеличению объемов как внутреннего, так и международного туризма. В социальном аспекте для 80-х годов характерно повышение спроса на туристские услуги со стороны тех слоев населения, чьи доходы являются средними или даже невысокими. Таким образом, можно сказать и об изменении структуры туристского спроса. В эти годы увеличился процент группового туризма, так как стоимость тура ниже за счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными предприятиями, и льготных тарифов на транспорте.

 

      1.2. Типы и виды международного туризма.

      Международный туризм как одна их форм международных экономический отношений в условиях современной глобализации приобретает всё большие масштабы. Развитие туризма в последние десятилетия ХХ в. Свидетельствуют о его существенном влиянии на экономические, культурные и политические межгосударственные контакты. Несмотря на этноконфессиональные различия в составе населения, туризм способствует укреплению культурных и духовных связей , выполняя важнейшую миротворческую функцию. Туризм всё активнее влияет на экономическое и социальное развитие общества.                                                                                                                                 В  отношении отдельной страны (региона) различают следующие типы туризма:               

     Внутренний туризм - временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ этой же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других целях.                                                              

    Въездной туризм – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих постоянно в данной стране.                                                                                                                                                                                                                       

     Выездной туризм – путешествие лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, в другую страну.

Классификация туризма по видам осуществляется в соответствии с географическими, социальными и психологическими критериями сегментации туристического рынка. К числу основных признаков выделения видов туризма относятся:

-страна прибытия туриста;

-географическая цель  туристической поездки;

-возраст;

-пол;

-профессия туриста;

-состав семьи;

-национальность;

-религиозные убеждения;

-доход семьи:

-мотив поездки;

-тип туриста;

-сезонность;

-организация поездки;

-форма поездки;

-используемые транспортные  средства;

-используемые средства  размещения;

-длительность поездки;

-источники финансирования

Информация о работе Международный туризм: тенденции развития