Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода Тамбовской области на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
характеристика международного рынка туристских услуг;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Эволюция международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности………...………….6
1.1. Исторический обзор развития международного туризма……………...6
1.2. Особенности сферы современного международного туризма……….13
1.3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений………………………….16
1.4. Характеристика международного рынка туристских услуг…………..22
Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях……29
2.1. Организация и технология работы туристских фирм………………...29
2.2. Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг………...39
2.3. Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма……...54
Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России: региональный аспект……………………64
3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России…...64
3.2. Специфика российского туристского предприятия…………………...76
3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития………………………………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………96
Список использованных источников…………………………………………..99
Глоссарий……………………………………………………………………….103
Приложения…………………………………………………………………….109

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 885.00 Кб (Скачать)

    Для оценки перспектив роста туристских потоков принято использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, высокий и выше среднего.

    Согласно прогнозу «Travel & Tourism Intelligence» (TT1) Европа как регион выездного туризма имеет хорошую базу роста по всем направлениям, за исключением Южной Азии. Однако рост выездного туризма из Европы и Средиземноморья заметно замедлится, тогда, как темпы увеличения числа поездок за границу в странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высокими, несмотря на недавние экономические трудности в регионе. В 1989 году туризм из Европы составлял 69 % всего рынка выездного туризма, к 1995 году его объем упал до 58 %, а прогноз на 2010 год дает цифру 49 %. На состояние европейского рынка туризма оказывает влияние тенденция к предпочтению европейцами путешествий по Европе16.

    Америка имеет показатель ниже среднего как по перспективам роста внутрирегионального туризма, так и по туристским потокам в Южную Азию и страны Ближнего Востока.

    Южная Азия испытывала политическую нестабильность в 90-е годы, что вызвало спад выездного и въездного туризма. Перспективы выездного туризма из Индии можно оценивать средним показателем. Основными регионами по приему выездного туризма из Южной Азии станут Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна. Перспективы въездного туризма в Южную Азию оцениваются показателем выше среднего.

    Ближний Восток имеет в перспективе условия для роста выездного туризма и позволяет оценивать его показателем выше среднего. Оценка перспектив въездного туризма проблематична: с одной стороны, стабильность в регионе могла бы усилить рост въездного туризма, с другой стороны, привлекательность региона выражена неясно, идет процесс изучения и исследования этой ситуации.

    Африка как регион состоит из множества субрегионов со сложившимися для каждого из них тенденциями развития туризма. Проблемы, присущие этому континенту, ограничивают потенциальный рост регионального туризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов роста перспектив как выездного, так и въездного туризма.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    Страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна могут быть оценены в перспективе показателем выше среднего, как по выездному, так и по въездному туризму. Эта тенденция сохранится в связи с высоким ростом населения в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд, а также за счет того, что Китай расширит поездки в соседние страны.

    Согласно прогнозу ВТО Китай к 2020 году станет ведущим туристским направлением в мире, обогнав лидирующую пятерку - Францию, США, Испанию, Италию и Великобританию. Пока Китай занимает шестое место (22 млн. прибытий). Предполагается, что при ежегодном приросте 8 % число туристских прибытий в Китай достигнет к 2020 году - 137,1 млн. (Приложение Н).

    Вторым по популярности туристским направлением станут США (102,4 млн. прибытий), затем - Франция (93,3 млн.), Испания (71,0 млн.) и Гонконг (59,3 млн.). Великобритания окажется на седьмом месте (52,8 млн. прибытий).

    Всего к 2020 г. количество международных прибытий составит 1,6 млрд., что в 3 раза превысит показатели 1995 г. Ежедневные расходы туристов, за исключением средств на авиаперевозки, увеличатся до 5 млрд. долл. в день.

    По прогнозу ВТО, ожидается бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими странами-поставщиками туристских потоков станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания. Россия, население которой получило возможность массовых выездов за рубеж только в 1990 году, поставит на международный рынок 30 млн. туристов к 2020 году17.

    Большие изменения на крупнейших рынках ожидаются в структуре выездного туризма. Доля межрегиональных поездок на дальние расстояния увеличится с 15% в 1995 году до 25 % в 2010 году. Тенденция роста объясняется тем, что люди будут больше путешествовать, их перестанут устраивать традиционные направления, они будут отдавать предпочтение «новому».

    Согласно прогнозу ВТО число зарубежных туристских поездок к 2010 году достигнет 964 млн., но будет расти значительно меньшими темпами (Приложение П). Ожидаются крупные изменения в спросе на многих ведущих рынках - поставщиках туристов.

    Экономическая слабость новых политических структур в Восточной Европе является реальным препятствием для вовлечения населения этих стран в зарубежный туризм. Объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет расти в основном в направлении с Востока на Запад. Расширению международного рынка туризма будут способствовать усилия стран ЕС, направленные на развитие такого еще недостаточно освоенного его сектора, как авиаперевозки. Предстоит преодолеть барьеры сопротивления со стороны национальных перевозчиков ряда стран ЕС. Проводимая ЕС политика «открытого неба» направлена на незначительную корректировку возможностей сектора авиаперевозок с целью предоставления пассажирам существенного снижения цен и большего выбора надежных авиакомпаний.

    Для развивающихся стран международный туризм станет источником не только поступления иностранной валюты, но и организации новых рабочих мест. Почти все развивающиеся страны понимают целесообразность развития международного туризма. Правительства этих стран при планировании мер по развитию туризма должны принимать во внимание экономические, социальные и культурные потребности населения18.

    Для развития и совершенствования международного туризма, как отрасли экономики необходим тщательный подход в изучении  индустрии туризма, который предусматривает проработку организации и технологий  работы туристских фирм, их взаимодействия с организациями поставщиками услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях

2.1. Организация  и технология  работы туристских фирм

    Разработка туристского продукта – достаточно сложный, многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении яда условий: проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды туристского продукта; определение видов, форм, элементов туристского продукта, анализ реальных затрат на разработку и реализацию предполагаемого к продаже туристского продукта; оценка экономической эффективности и целесообразности разработки туристского продукта на основе данных о его предполагаемых доходах и расходах.

    Процесс разработки и реализации туристского продукта потребителю включает четыре этапа.

  1. Исследование рынка, спроса и предложения, разработка программы тура, его экономическая и ценовая проработка.
  2. Экспериментальная оценка разработанной услуги и турпродукта, т.е. первый пробный тур, презентация продукта е его реклама, анализ предполагаемого спроса на данный турпродукт.
  3. Внедрение туристского продукта; проработка технологической документации (договоров, графиков заезда, программа обслуживания и др.); обучение персонала его стимулирование.
  4. Формирование системы управления производством и сбытом нового турпродукта, обеспечивающей его реализацию и постоянное совершенствование в соответствии с запросами потребителей.

    Планирование туров – изначальная функция турфирмы, которая должна обеспечить создание привлекательного и конкурентоспособного турпродукта для его последующей реализации на рынке. Для этого необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса, а именно: территориальные границы рынка (город, район, область, регион); социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, пенсионеры, домохозяйки и др.); виды туризма и цели путешествий; возможные объемы и сезоны поездок и т. п.

    На основе тщательного изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса фирма должна определить содержание своего турпродукта, куда входят: страна путешествия и вид туризма, сезон и продолжительность поездок, маршрут, общее количество групповых или индивидуальных туров, пакет и классность услуг.

    На основе  всех вышеуказанных оценочных  данных туристской фирме следует подготовить (в письменной форме) набор конкретных туров или серий туров для последующего обсуждения с иностранным партнером (принимающей фирмой) и поставщиками услуг.

    При формировании турпродукта важно учитывать требования потенциальных клиентов, поэтому фирме необходимо выделить ту целевую группу потребителей, на которую направлен её продукт, т.е. выбрать иностранного партнера. Реализовать вновь разработанные туры турфирма может через уже существующие каналы сбыта, т.е. тех партнеров в стране, с которыми она работала ранее.

    Если российская  турфирма впервые выходит на  международный рынок или на  какое-то новое направление, то  перед ней стоит задача поиска  подходящего партнёра (контрагента). Контрагентами в международной торговле называют стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг. К критериям выбора фирмы-контрагента относится наличие юридического основания (лицензии) заниматься продажей туруслуг, её деловая характеристика – деловое реноме, а также учет опыта прошлых сделок19.

    На основании данных критериев туристская организация выбирает 3-4 фирмы-партнера для последующего длительного изучения и работы с ними. Это позволяет её в дальнейшем в меньшей степени зависеть от какого-либо одного партнера и проводить более гибкую рыночную политику.

   Следующий момент деятельности по формированию турпродукта – согласование с контрагентом программы обслуживания.

   При заключении договора между туроператором и турагентом (либо между отправляющим туроператором и принимающим туроператором) сначала составляется программа обслуживания туристов в виде набора услуг, без распределения по конкретным дням обслуживания.

    При проведении переговоров между принимающей и отправляющей фирмами обсуждаются маршрут тура, его программа, пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам.

    Перед заездом  туристов турфирмы составляют маршрут по дням,  вручают туристу путевку или ваучер.

    Технология организации и проведения тура определяется качеством обслуживания, что включает формирование программы обслуживания и составления, ежедневных экскурсионно – досуговых программ.

    Оптимальная программа обслуживания – это программа, которая учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания (вид туризма) с точки зрения содержания, состава услуг, их количества и порядка предоставления. Каждый из видов туризма (деловой тур, конгрессный тур, фольклорный тур, тур с целью отдыха и экскурсионно-познавательный тур и др.) предполагает определенный уровень комфортности обслуживания и соответствия программы обслуживания цели путешествия.

    К принципиальным  вопросам сделки с турфирмой-контрагентом относятся условия расчетов за туристов. Для расчетов между фирмами используются банковские переводы, дорожные чеки, наличная валюта, которую привозит сопровождающий группы и по прибытии в первый пункт страны-пребывания сдает её представителю принимающей фирмы. Российские турфирмы, осуществляющие операции как по направлению российских туристов за границу, так и по приему иностранных туристов через одну и ту же иностранную фирму, могут вести с ней расчеты на основе взаимозачета. По окончании всех операций подсчитывается сальдо, которое выплачивается одной из сторон другой стороне.

   В международном турбизнесе в большинстве случаев применяется предварительная оплата и определяется день платежа. Санкции за просрочку платежей или пени, размер которых составляет 0,05% суммы задолженности за каждый день задержки платежа. Следует также учитывать ответственность за аннуляцию тура. В соответствии с действующими в международном туристском бизнесе правилами и обычаями потерпевшая сторона может настаивать на компенсации расходов, понесенных в связи с аннуляцией (затраты фирмы на оплату труда персонала, связь, транспорт итп.)20.

   Все предприятия и организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов во время прохождения тура, в туристской практике принято называть поставщиками услуг. К ним относятся предприятия, предоставляющие средства размещения, предприятия питания, экскурсионные фирмы, транспортные компании и предприятия, шоу-, кино-, видео- и другие подобные организации, спортивные предприятии и сооружения, рекреационные предприятия, бытовые фирмы, торговые организации и многие другие. Поставщики услуг подбираются по региональному интересу, виду туризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребителей в возрастном, социальном и экономическом плане. Каждый сегмент потребителей требует определенной специфики обслуживания и, следовательно, соответствующих поставщиков услуг (Приложение Р).

    Следующим  моментом организации работы  туроператора по формированию туров является этап расчета стоимости тура и согласования с контрагентом цены пакета услуг.

Информация о работе Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности