Методология и методы научного исследования регионоведения (Франция)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – осмысление и анализ методологического материала для его дальнейшей разработки в дисциплине регионоведения Франции. Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- сбор и анализ материала по методологии науки;
- переработка и внедрение полученных данных в курсовую работу;
- попытка разработки методологической базы регионоведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Основная часть
Понятие методологии..……………………………….………4
Регионоведение Франции……………………………………18
Заключение………………………………………………….………27
Литература………………………………………………….……….28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа3.docx

— 66.89 Кб (Скачать)

Социальные функции  регионоведения и страноведения  связаны, прежде всего, с синтезом знаний о территориях. Интерес общества к странам и регионам носит  не столько дифференцированный, сколько  интегральный характер. Что касается отсутствия у регионоведения собственной методологии, то это отсутствие еще не означает невозможности ее выработки. Кроме того, в настоящее время вообще достаточно мало наук, обладающих только своими собственными методами. Даже математика сегодня использует инструменты формальной логики, принципы философии, элементы общей теории систем.

Методы, которые  та или иная наука заимствует у  других наук, как правило, адаптируются к предмету ее изучения.

Это положение  целиком и полностью относится к регионоведению. Имея междисциплинарный, комплексный характер, регионоведение использует как общенаучные методы, так и методы экономической географии, демографии, политических наук, истории, физической географии, экономики и т.д.

 

2.2 Регионоведение  Франции

Мы часто слышим о французской культуре, о языке, о людях. Однако стоит взглянуть  на данную страну под другим углом. В данной работе необходимо рассмотреть  географию, политику, экономику, социальную жизнь и культуру Франции, как одни из главных элементов, составляющих основу знаний о стране.

Фра́нция (фр. France,), официальное название Францу́зская Респу́блика (фр. République française) — государство в Западной Европе. Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство» (Liberté, Égalité, Fraternité), её принцип — правление народа, народом и для народа. Столица — город Париж. Франция является ядерной державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. С 1950-х годов Франция является одним из государств, участвующих в создании Европейского союза.

Население — 64,7 миллиона человек (январь 2010), в том  числе около 90 процентов — граждане Франции. Верующие — преимущественно  католики (свыше 76 процентов). Законодательный  орган — двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание). Административно-территориальное деление: 27 регионов (22 метрополии и 5 заморских  регионов), включающих 101 департамент (96 в метрополии и 5 заморских департаментов).

Итак, что представляет собой географическое положение  Франции. Площадь метропольной территории Франции составляет 547 030 км² (674 685 км² вместе с заморскими регионами). Франция простирается на 1000 км с юга на север и с запада на восток (самое большое расстояние между коммунами Брэ-Дюн и Сербер). Франция — это третья по размеру страна в Европе (после России и Украины), если считать заморские регионы — то вторая. Самая низкая точка во Франции — дельта Роны (на 2 м ниже уровня моря), самая высокая — Монблан (4 810 м над уровнем моря).

Большая часть  Франции расположена в Западной Европе, её материковая часть на севере граничит с Бельгией, на северо-востоке  — с Люксембургом и Германией, на востоке — со Швейцарией, на юго-востоке — с Монако и Италией, на юго-западе — с Испанией и Андоррой. Францию омывают четыре водных пространства (Ла-Манш, Атлантический океан, Северное море и Средиземное море). На западе и севере территория страны омывается Атлантическим океаном (Бискайским заливом и проливом Ла-Манш), на юге — Средиземным морем (Лионским заливом и Лигурийским морем). Протяженность морских границ составляет 5500 километров. Франция является самой крупной по территории страной Западной Европы: она занимает почти одну пятую часть территории Европейского Союза, имеет обширные морские пространства (эксклюзивная экономическая зона простирается на территории в 11 млн кв. км).

Также в состав государства входят остров Корсика  в Средиземном море и более  двадцати заморских департаментов  и зависимых территорий. Общая  площадь страны составляет 547 030  км² (674 685  км² вместе с заморскими территориями и департаментами).

Современный герб Франции представляет собой ликторский пучок с топором и с лавровой и дубовой ветвями.

Французский триколор из трёх вертикальных полос — синей, белой и красной — передаёт три основные идеи Французской революции — свободу, равенство и братство. Своим возникновением эта комбинация цветов обязана маркизу де Лафайету, обратившемуся с предложением к революционно настроенным гражданам носить трёхцветную, красно-бело-синюю кокарду. Красный и синий издавна считались цветами Парижа (и этим воспользовались революционеры в день штурма Бастилии), а белый был цветом французский монархии. Впервые появившись в 1790 году, французский триколор был затем слегка видоизменён (первоначально красный цвет был у древка, то есть слева) и переработан в 1794 году. Хотя триколор вышел из употребления после поражения Наполеона при Ватерлоо, он вновь появился в 1830 году — при содействии того же маркиза де Лафайета — и остается флагом Франции до сих пор. Старым королевским флагом были золотые лилии на белом фоне (орифламма).

Многочисленные  революции и реставрации постоянно  меняли гербы и флаги. Народным символом у французов всегда был петух, часто называемый галльским. Другой известный французский символ —  фригийский колпак, известный ещё  со времен Древнего Рима. Обозначающий свободу, он получил широкое распространение  во времена Великой французской  революции.

Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую  президентско-парламентскую форму  правления (Конституция Французской  Республики, разд. 2). Глава государства  — президент, избираемый на 5 лет. Глава  правительства — премьер-министр. Совет министров назначается  президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит  двухпалатному парламенту, избираемому  всеобщим голосованием.

Существует во Франции и Конституционный совет, который состоит из 9 членов и  осуществляет контроль за правильностью проведения выборов и конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего  голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 — заморские территории, 5 — территории Французского сообщества и 12 — французских граждан, проживающих  за границей. Сенаторы избираются на шестилетний  срок (с 2003 года, а до 2003 года — на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей  из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов  от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину. Последние выборы в Сенат состоялись в сентябре 2008 года.

Национальное  собрание, депутаты которой избираются на основе прямого всеобщего голосования  сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов, 555 из которых представляют метрополию, а 22 — заморские территории. Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Последние выборы депутатов  Национальной Ассамблеи состоялись в июне 2007 года. Помимо своей функции  — контроля за деятельностью правительства, обе палаты разрабатывают и принимают законы. В случае разногласий окончательное решение остается за Национальной Ассамблеей.

Под руководством Премьер-министра правительство определяет и проводит в жизнь национальную политику: Премьер-министр Франции  Франсуа Фийон. В Пятой республике премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным за политику правительства. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов. Премьер-министр назначается президентом республики. Утверждения его кандидатуры Национальным собранием не требуется, так как Национальное собрание имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия. Обычно премьер-министр представляет ту партию, которая имеет большинство мест в Национальном собрании. Премьер-министр составляет список министров своего кабинета и представляет его на утверждение президенту.

Премьер-министр  инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обеспечивает их выполнение, он же отвечает за национальную оборону. Премьер-министр контрассигнует акты президента, замещает его в качестве председателя в советах и комитетах, определённых статьей 15 Конституции.

С 17 мая 2007 года правительство  возглавляет Франсуа Фийон (член партии Союз за народное движение).

Судебная система  Франции регламентируется в VIII разделе Конституции «О судебной власти». Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы.

Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые  обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед  правосудием и нейтральность  судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и  возможность кассационного обжалования.

Судебная система  Франции многоступенчатая, и её можно  разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе  судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются  лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает  дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы  делятся на палаты: по гражданским  делам и исправительный суд. Апелляционный  суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским  и социальным делам. Имеется также  палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в  отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии  и т. д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает в себя генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции.

Система местных  органов самоуправления во Франции  строится в соответствии с административно-территориальным  делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где  существуют выборные органы.

Коммуна насчитывает  около 36 тыс. человек, управляется муниципальным  советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет  же управляет делами коммуны, принимает  решения по вопросам, затрагивающим  интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы.

Департамент является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся  на внутренние (96) и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета  и контроль его исполнения, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета.

Самой крупной  единицей в административном делении  страны является регион. В каждом регионе  учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет  по займам. В регионе действует  своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

В целом, Франция  является одной из немногих стран, в  составе вооружённых сил которой  есть почти полный спектр современного оружия и военной техники собственного производства — от стрелкового оружия до ударных атомных авианосцев.

Франция является страной-обладательницей ядерного оружия. Официальной позицией французского правительства всегда было создание «ограниченного ядерного арсенала на минимально необходимом уровне». На сегодняшний день этот уровень составляет четыре атомные подводные лодки  и около ста самолетов с  ядерными ракетами.

В республике действует  контрактная система прохождения  службы и отсутствует воинская обязанность. Военный персонал, включающий в себя все подразделения, составляет около 270 тыс. человек. При этом, согласно реформе, начатой президентом республики Николя Саркози, из армии должно быть уволено 24 % служащих, в основном состоящих  на административных должностях.

В настоящее время  Франция является одним из важнейших  актёров мировой политики, её бесспорно  можно назвать «великой державой»  современного мира, и это предположение  базируется на следующих принципах:

Франция самостоятельно определяет свою внешнюю политику. Политическая самостоятельность основывается на военной силе (прежде всего на ядерном оружии);

Франция влияет на принятие международных политических решений через международные  организации (благодаря статусу  постоянного члена Совета Безопасности ООН, ведущей роли в ЕС и т. д.);

Информация о работе Методология и методы научного исследования регионоведения (Франция)