Методология и методы научного исследования регионоведения (Франция)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – осмысление и анализ методологического материала для его дальнейшей разработки в дисциплине регионоведения Франции. Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- сбор и анализ материала по методологии науки;
- переработка и внедрение полученных данных в курсовую работу;
- попытка разработки методологической базы регионоведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Основная часть
Понятие методологии..……………………………….………4
Регионоведение Франции……………………………………18
Заключение………………………………………………….………27
Литература………………………………………………….……….28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа3.docx

— 66.89 Кб (Скачать)

МИНИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. АКМУЛЛЫ

 

 

Институт филологического образования  и 

межкультурных коммуникаций

Кафедра романо-германского языкознания  и 

зарубежной литературы

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Методология и методы научного исследования регионоведения (Франция)

 

 

Выполнила: Хабибуллина А.И.

студентка 101 группы МОЗР

 

 

 

Уфа 2012 

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………….3
  2. Основная часть
    1. Понятие методологии..……………………………….………4
    2. Регионоведение Франции……………………………………18
  3. Заключение………………………………………………….………27
  4. Литература………………………………………………….……….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день регионоведение приобретает все большую популярность, включая в себя разнообразные  области науки, начиная политикой  и заканчивая культурологией и экономикой. Регионоведение тесно связано с  глобализацией или всеобщей унификацией  и универсализацией мира, так называемого  размывания национальных границ. Учитывая тот факт, что глобализация охватывает все аспекты современной жизни, мы видим, что данный процесс многогранен  и включает в себя многие дисциплины. Тоже можно сказать и о современной области научного знания – регионоведении. Актуальность данной работы подчеркивается современным состоянием мира, когда регионоведение становится все более значимой дисциплиной, которая пока не имеет своей методологической базы и таким образом открывает простор для научных исследований данной области. Необходимо подчеркнуть, что в работе рассматривается регионоведение Франции, страны с многовековой историей, собственной уникальной культурой, которая является частью Европейского союза.

В качестве объекта данной работы можно выделить попытку разработки методологического аспекта регионоведения. Предметом же являются те методы, которые используются при изучении данной научной дисциплины. 

Цель курсовой работы – осмысление и анализ методологического материала для его дальнейшей разработки в дисциплине регионоведения Франции. Данная цель реализуется посредством следующих задач:

- сбор и анализ материала  по методологии науки; 

- переработка и внедрение  полученных данных в курсовую  работу;

- попытка разработки методологической  базы регионоведения.

Методы исследования: обзор и описательный анализ литературы.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.

 

2.1 Понятие методологии

Методология – основа любой  науки, ведь без теоретической базы, наука сама по себе невозможна. Однако стоит рассмотреть само понятие методологии, которое имеется во многих дисциплинах.

Согласно философскому словарю: «Методология — учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека» [20]. Данное определение показывает, что методология, прежде всего учение, которое служит основой для построения двух аспектов деятельности человека в теории и практике.

Стоит также рассмотреть  еще одно определение методологии по словарю русского языка Ожегова С.И.: «Методология – 1. Учение о научном методе познания. 2. Совокупность методов, применяемых в отдельных науках» [13, 282]. Первое значение методологии «ограничивало ее предмет анализом возможностей методов исследования. Но такое понимание методологии имело свои исторические причины: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и труд физический, когда относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать, сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель — мотив — способ — результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» — в школе учителем, на заводе начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: синоним — метод. Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии. Во-вторых, в гуманитарных, в общественных науках, а в более общем виде в науках слабой версии, в том числе и в педагогике, в силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата в былые годы, да, в общем-то, и теперь, сложилась тенденция относить как бы к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения. Так, в педагогике все, что выходило по уровню обобщения за рамки традиционной дидактики, теории воспитания, школоведения и т.д. стали относить к методологии педагогики» [12, 11]. Второе же значение методологии имеет более узкий характер, нежели чем философское определение, однако и оно не полностью отражает само понятие методологии.

Необходимо также отметить трактовку, данную Загвязинским В.И.: «Методология определяется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Иными словами – это учение об основах построения любой деятельности, в том числе практической» [6, 3]. Определение похоже на данное в философском словаре, однако автор раскрывает его полнее, что позволяет нам точнее определить значение методологии.

В данной работе мы будем  придерживаться определения, данного Ивановой М.В. Автор вкладывает в понятие методологии два основных значения: «Это – 1. Система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); 2. Учение об этой системе, принципах построения, формах и способах научного познания, общая теория метода». Также Иванова М.В. выделяет такой термин, как методика, более узкий по своему смыслу. «Методика – это совокупность методов, технических приемов и организационных средств, необходимых для проведения научных исследований» [9, 13-14]. Нам необходимо разграничивать понятия методологии и методики во избежание ошибок в дальнейшем. Итак, вы видим, что методология представляет собой систему, которая несет в себе способы, принципы и приемы построения и организации научной деятельности.

В данном случае необходимо привести понятие научного метода. Проблема метода играет одну из главных ролей в любой науке, так как такие важные составляющие научной работы, как сбор, обработка, представление информации определяют достижение результатов теоретического и практического характера. Поэтому  нужно определить, что представляет  собой метод.

В самом широком  смысле метод – это «путь к  чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Основная функция  метода – внутренняя организация  и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении результата в той или иной сфере деятельности.

Любой метод детерминирован теорией, на которой он основан. Но он детерминируется также и предшествующими  и сосуществующими с ним методами и – что особенно важно –  своим предметом, т.е. тем, что именно исследуется. Будучи детерминированным  своим предметом, метод, прежде всего, объективен, содержателен, но он в то же время и субъективен, прежде всего, в том смысле, что его носителем  является исследователь – субъект. Включенность исследователя в ядро метода объясняет его творческий характер, поскольку использование того или иного метода субъектом, помимо всего прочего, опирается на силу и гибкость его ума, критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции.

Метод является составной частью в системе понятий  методологии и методики, которые  уже обсуждались выше. Многообразие научных методов порождает потребность  в их классификации. Основания (критерии) для их деления на группы могут  быть разными.

В зависимости  от роли и места в процессе научного познания выделяются методы формальные  и содержательные, эмпирические и  теоретические, фундаментальные и  прикладные, методы исследования и  изложения.

Содержание изучаемых  наукой объектов служит критерием для  различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно – детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного  познания, оригинальные и производные  и т.д.

В современной  науке «работает» многоуровневая концепция  методологического знания. Все методы научного познания в этом плане по степени общности и широте применения разделяются на философские, общенаучные, конкретно-научные или частнонаучные, дисциплинарные и методы междисциплинарного исследования.

Философские методы – это диалектический и метафизический. Характерными чертами общенаучных методов являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий и, во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики (в отличие от философских категорий).

Частнонаучные методы – это совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке: в механике, физике, химии, биологии, социально-гуманитарных науках.

Дисциплинарные  методы – это система приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей  на стыках наук. Каждая фундаментальная  наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический  предмет и свои своеобразные методы исследования. Так, в демографии выделяются демографическая статистика, география  населения, политическая демография, историческая демография, медицинская демография, этнодемография и т.д.

Методы междисциплинарного исследования – это совокупность ряда синтетических, интегративных  способов, нацеленных главным образом  на стыки научных дисциплин. Эти  методы находят широкое применение в реализации комплексных научных  программ, к которым, безусловно, относится  и комплексное регионоведение. Так как метод тесно связан с наукой, а в данном случае ареал методов весьма широк, учитывая охват областей регионоведения.

Однако нам  нужно ответить на вопрос, что такое  методология регионоведения. Прежде всего, необходимо дать определение самому понятию регионоведение. Согласно Игнатову В.Г. «Регионоведение — это комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы региона (субъекта Российской Федерации) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда. Нередко в качестве синонима используется понятие «регионалистика» [10, 8]. Автор дает определение регионоведению именно Российской Федерации, поэтому стоит рассмотреть еще несколько трактовок данного понятия. По данным Московского государственного университета имени Ломоносова М.В.: «Регионоведение, как оно трактуется на факультете, это комплексная учебная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей развития того или иного региона. Она включает в себя исследование основных этапов его историко-культурного развития, анализ современной ситуации и умение прогнозировать возможные пути развития региона, изучает его прошлое, настоящее и будущее. В центре внимания находятся, прежде всего, люди, население той или иной страны; человеческий фактор рассматривается как главное в существовании любого общественно-политического или историко-культурного региона (в отличие от географического или природного)» [17]. Данное определение показывает, что регионоведение комплексная система, охватывающая различные аспекты, начиная от экономики и политики заканчивая географией и социологией. Подобная многокомпонентность приводит нас к цели регионоведения, данной Ивановой М.В.: «Цель комплексного регионоведения – создание целостного, слитного образа территории, выявление и осмысление региональной специфики. Речь идет о региональной специфике таких базовых регионоведческих характеристик, как природа, население, человек и многообразные проявления его деятельности, хозяйство». Мы снова убеждаемся в масштабности регионоведения, как предмета, дисциплины, комплексной науки. Также Иванова М.В. продолжает, что «комплексное регионоведение как область научного знания находится в стадии становления, и оно пока не сформировало своей собственной методологической базы», что дает широкое поле для деятельности, для становления данного предмета среди других научных областей [9, 4].

Из термина  регионоведения следует понятие  регион. Однако относительно его трактовки  ученые расходятся во мнениях, так как  она весьма многозначна.

Информация о работе Методология и методы научного исследования регионоведения (Франция)