Мастерство эккурсовода

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: ознакомиться с профессиональным мастерством экскурсовода, как суммой знаний.
Задачи:
1. Изучить требования к личности экскурсовода.
2. Познакомиться с понятием экскурсоводческое мастерство и его составляющие.
3. Раскрыть умения и навыки необходимые экскурсоводу
4. Разработать экскурсию «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска»
5. Разработать технологическую документацию экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска»

Содержание

Введение 4
1 1. Профессиональное мастерство экскурсовода как сумма знаний 65
1.1 Личность экскурсовода 5
1.2 Экскурсоводческое мастерство 17
1.3 Умения и навыки экскурсовода 21
2 2. Технологическая документация экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 26
2.1 Технологическая карта экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 26
2.2 Контрольный текст экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 34
Выводы и рекомендации 49
Библиографический список 50
Приложение А. Карточки экскурсионных объектов 52
Приложение Б. «Портфель экскурсовода» 56

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

    В 1881 г. возле деревянного собора  устроили кирпичную колокольню. Кирпич на ее строительство взяли из разрушившегося 2-го варианта каменного Вознесенского собора. В 1901 г. эту каменную колокольню разобрали, а колокола перевесили на колокольню строящегося третьего варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора.

    В 1904 г., т.е. через 99 лет  после его постройки в виде часовни-храма, деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор был закрыт и разобран, так как рядом уже  полностью закончилось строительство 3-го варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора. Верно прослуживший казачеству на протяжении почти ста лет, ВРЕМЕННЫЙ деревянный Вознесенский кафедральный собор «был разобран и перенесен в богоугодные заведения» города.                   

    Драматичная, почти вековая история строительства  трех вариантов каменного Вознесенского  кафедрального собора  в Новочеркасске, затмила в сознании людей  скромные 99 лет повседневного служения во ВРЕМЕННОМ ДЕРЕВЯННОМ Войсковом Вознесенском соборе. Но судьба каменного собора немыслима без судьбы деревянного собора, ибо каменный поднялся до вершины “Второго солнца Дона” именно потому, что рядом все эти почти 100 лет строительства повседневно работал временный деревянный  Вознесенский кафедральный собор.

     Дважды  собор разрушался, когда строительство  уже подходило к концу. В 1893 году в третий раз началось строительство  собора по проекту архитектора Александра Александровича Ященко. Оно успешно закончилось в 1904 году. 6 (по новому стилю 19) мая 1905 года собор был освящен.

     Таким образом, строительство собора растянулось  на 100 лет. Из них всего 11 лет шло  строительство собора, который сейчас высится на центральной площади Новочеркасска.

     Во  время гражданской войны и в первые годы Советской власти собор варварски разоряли, а в 1930 году он был закрыт для верующих. Служба в соборе возобновилась во время Великой Отечественной войны. С 1950 по 1990-е годы шло восстановление и частичная реставрация собора. После десятилетнего перерыва работа возобновилась. И вот ее результат – полная реставрация фасада собора.

     Архитектура собора. Перед вами возрожденный Вознесенский собор. Он является образцом нового византийского стиля. После Исакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве Вознесенский собор третий по величине православный храм России.

     Его высота с крестом около 75 метров, длина снаружи около 77 метров, ширина 57,5 метров.

     Мрамор для пола храма был привезен в Новочеркасск специально из Италии и Франции. На колокольне были установлены башенные часы, сохранившиеся и по сей день. Их звон, слышимый далеко окрест и сегодня отмеряет жизнь города.

     Внутреннее убранство собора настолько красиво, что, начав рассматривать фрески, трудно покинуть храм. Освещаемые мириадами свечей, глядят со стен и колонн храма лики святых и апостолов.

     Вознесенский  собор не только религиозный центр. По замыслу М.И.Платова он создавался как храм-памятник. Давайте в этом убедимся.

     Прежде  всего Вознесенский собор – это  памятник казачьего благочестия. Ведь он создавался как главный храм войска Донского, духовное единение всех престолов  и приходов в области войска Донского. Обратите внимание на то, что в храме  по плоскостям больших арок, над окнами в угловых частях собора, в закруглениях с северной и южной стороны вписано 40 медальонов. В них изображения священных событий и святых в честь которых освещены храмы и пределы на Дону.

     Вознесенский  собор – памятник истории донского казачества: важнейшие её события изображены на картинах, размещенных на арках.

     Усыпальница собора. В основании собора находится храм-усыпальница - Нижний Покровский храм, который строили из остатков прежнего Вознесенского собора, наполовину ушедшего под землю.

     В Храме-усыпальнице – так называемом Нижнем Покровском храме – так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники, в большинстве своем, считают Нижний храм более теплым и уютным. Покровский храм – не что иное как останки одного из ранних вариантов собора, наполовину ушедшего под землю и ставшего фундаментом нынешнего Вознесенского собора. 

     Вознесенский  собор – памятник казачьей доблести: в усыпальнице собора похоронены выдающиеся донские герои: Матвей Иванович Платов, Василий Васильевич Орлов-Денисов, Иван Ефремович Ефремов, Яков Петрович Бакланов.

     Память  героев Дона стала будоражить не только умы общественности, но и Войскового начальства. В частности, от Войскового Атамана барона фон Ф.Ф.Таубе в  Главное управление казачьих войск при Военном министерстве еще 23 июня 1909 г. поступила просьба разъяснить Войсковому правительству - имеет или не имеет оно право "по своему усмотрению помещать в имеющуюся при войсковом соборе усыпальницу прах героев Донского войска?" Проблема возникла в связи с тем, что на первую попытку Войскового правительства (еще весной 1907 г.) принять решение о помещении в эту усыпальницу праха героя Отечественной войны 1812 г. генерала Ефремова, Архиепископ Донской и Новочеркасский Владимир отвечал отказом. Возражение мотивировалось тем, что при строительстве под Вознесенским собором в нижнем подвале 24-х мраморных саркофагов, планировалось хоронить в них не прошлых героев Дона, а нынешних и будущих. Епархиальным начальством особо подчеркивалось то, что если разрешить перезахоронить в усыпальницу собора из хутора Старо-Баклановского Баклановской станицы прах героя Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенанта Ефремова, как героя прошлых лет, то таковых героев на Дону найдется немало и усыпальница быстро заполниться, а тогда некуда будет хоронить героев нынешних и тем более будущих.  

     Переписка по данному вопросу постепенно перекочевала из Военного министерства к Обер-Прокурору  Святейшего Синода, а затем и в  сам Святейший Синод. В начале они поддерживали решение Донского Архипастыря о воспрещении захоронения в Новочеркасском соборе генерала Ефремова, как героя прошлых лет. Но постепенно Войсковое правительство наращивало свою настойчивость и предложило захоронить в усыпальнице собора наряду с прахом генерала Ефремова останки героя Кавказских войн генерала Бакланова, с учетом 100-летия со дня его рождения в 1809 г. Но Архиепископ Донской и Новочеркасский Владимир, а вместе с ним и Святейший Синод, ответили и на это предложение отказом. Тем не менее, в 1910 г. Войсковой Атаман барон фон Таубе вновь обращается в Военное министерство, а по соответствующим каналам в Святейший Синод, с просьбой разрешить вопрос о захоронении в усыпальнице собора теперь уже трех героев: генерала Ефремова, генерала Бакланова и генерала Орлова-Денисова (также героя Отечественной войны 1812 г.). И, наконец-то, разрешение получили: «Святейший Синод со своей стороны не встречает препятствий к разрешению перенести в имеющуюся при Новочеркасском соборе усыпальницу прах героев Донского войска: генерал-лейтенанта Ефремова, генерал-адьютанта графа Орлова-Денисова и генерал-лейтенанта Бакланова» (определение Св. Синода за © 6340 от 14-24 августа 1910г.). Таким образом, к концу 1910 г. разрешение на перезахоронение в усыпальницу собора праха указанных героев Дона получили.

     Память  об истории и подвигах донских  казаков и их героях хранит и соборная площадь. В этом мы убедимся, осмотрев памятники, которые установлены  на площади.

     Памятник  Ермаку

      История. Перед нами памятник Ермаку, покорителю Сибири. История памятника также многолетняя. Еще к 300-летию войска Донского (1870 г.) казаки мечтали поставить в Новочеркасске памятник своему легендарному земляку. Но объявленная подписка на сбор всенародных средств затянулась. Мешали и войны, в которых участвовала Россия, а значит и донские казаки, например, русско-турецкая война на Балканах в 1877-1878 годах и др. Но все же необходимые деньги были собраны и встал вопрос о том, каким же должен предстать Ермак на главной площади столицы войска Донского? Было рассмотрено несколько проектов памятника Ермаку.

      Первым, кому было предложено выработать проект памятника Ермаку, был известный  скульптор М.М. Антокольский, по проекту  которого 14 мая 1903 г. в Таганроге  был открыт на набережной памятник основателю города Петру I. Но ни проект Марка Матвеевича Антокольского, ни проект Михаила Осиповича Микешина не были одобрены. Всем требованиям отвечал только проект Владимира Александровича Беклемишева.

      6 мая 1903 г., в день рождения Императора  Николая II, в Новочеркасске на Соборной площади состоялась торжественная закладка по проекту В.А. Беклемишева памятника Ермаку. Возглавил торжество закладки Войсковой наказной атаман К.К. Масимович. Протоиерей Вознесенского кафедрального собора Г. Федоров освятил место закладки памятника, а строитель собора инженер-полковник, член комиссии по созданию памятника Ермаку К.Х. Лимаренко огласил надпись на закладной доске, которая в специальном металлическом футляре была замурована в основание памятника. Принимавшие участие в торжествах новочеркасцы засыпали цветами место закладки. В Областном правлении по данному случаю была предложена войсковая хлеб-соль.

      6 мая 1904 г. т. е. ровно через  год со дня закладки, состоялось  торжественное открытие памятника  Ермаку. Утром орудийные выстрелы  оповестили новочеркасцев не только о дне рождения Николая II, но и о том, что рядом с Войсковым собором состоится торжество открытия памятника. К полудню Соборная (Николаевская) площадь была заполнена казачьими войсками, юнкерами, кадетами, воспитанниками гимназий и горожанами. Процессия Войскового круга с регалиями, боевыми знаменами торжественно прошла от Донского музея на площадь к памятнику донскому атаману. После провозглашения вечной памяти покорителю Сибири Войсковой наказной атаман К.К. Максимович вскрыл завесу с памятника Ермаку и присутствующие впервые увидели величественный образ Ермака, сжимающего в одной руке боевое знамя, а в другой - корону властителя покоренной им Сибири. В монументальной фигуре Ермака воедино слились лучшие черты былинного Ильи Муромца и донского казака Ермака. Атаман стоял на граните, словно выросший из скалы, как Илья Муромец из земли. Торжество открытия бронзового памятника донскому казаку Ермаку Тимофеевичу завершилось раздачей брошюр о жизни и походах Ермака, а также рисунков памятника.

     Детали  и описание. На гранитном восьмиугольном трехслойном подиуме установлен пьедестал, обтесанный под дикий камень. Он символизирует сибирский утес. На нем возвышается бронзовая фигура Ермака в доспехах воина – героя. Левой рукой он сжимает древко боевого знамени, а в вытянутой правой держит корону «Сибирского царства» - символ присоединения его к России.

     За  столетнюю историю памятник Ермака многое повидал. Его даже пытались сбросить. Старожилы города рассказывали, что  это случалось и в первые годы Советской власти и во время фашистской оккупации. Но Ермак выстоял. И не удивительно. Сделан памятник на века. Его высота со знаменем 14 метров 92 сантиметра. Вес памятника с фундаментом 1 тысяча 600 тонн. Вся скульптура утоплена в гранитный пьедестал на 8 сантиметров, а от пяток сапог и древка знамени вглубь пьедестала на 1 метр уходят стальные стержни.

     На постаменте золотом блестела на солнце лаконичная надпись: «Ермаку - Донцы, 1904 г.». Вокруг постамента повисли массивные цепи на гранитных опорах, обойдя которые по кругу вокруг памятника, можно прочесть на тыльной стороне золотом начертанные слова: «Донскому Атаману Ермаку Тимофеевичу, покорителю Сибири от благодарного потомства. В честь трехсотлетия войска Донского. Окончил жизнь в волнах Иртыша 5 августа 1584 года». А ниже приведены слова русского историка М. М. Карамзина: «Россия, история и церковь гласят Ермаку вечную память».Следующим памятником рассказывающим историю Дона является композиция «Примирение и согласие».

     Примирение  и согласие.

     Автор скульптуры. Перед нами памятник «Примирение и согласие». Автор его скульптор Анатолий Скнарин. Памятник открыт в дни празднования 200-летия города Новочеркасска в 2005 году.

     Ансамбль  памятника. На гранитных плитах вокруг подковой расположились казачьи войска Енисейское К.В. Амурское К.В. Семиреченское К.В.Уральское К.В. Астраханское К.В. Кубан6ское К.В.Всевеликое Войско Донское Терское К.В. Оренбургское К.В. Сибирское К.В. Забайкальское К.В. Уссурийское К.В. Иркутское К.В.

     По  правую сторону лежат казачья шашка, фуражка и башлык, слева - буденовка и винтовка. Перед крестом стоит молодая казачка, умоляя пощадить её мужа и семью, а перед ней - казачонок. Он снял фуражку, скорбя о сотнях и тысячах уничтоженных советской властью казаков, кости которых зарыты в земле поспешно красноармейцами. Так они и лежат ни кем не преданные земле по- человечески, просто потому, что некому их было хоронить: часто уничтожались станицы и хутора полностью. Так они и лежат в своих братских могилах, за хуторами и станицами. Вот такое примирение получается. Одним борцам за советскую власть памятник стоит, а другие сгинули, и никто о них вспоминать не хочет. И некуда им цветы принести. А вот, кстати, в Австрийском городе Лиенц есть мемориал памяти жертвам репатриации. И кладбище казаков, где каждый год в июне проходит панихида. Но это же у них, в Австрии. А как же у нас в Новочеркасске, столице Мирового казачества? Неплохие слова примирение и согласие, да вот как - то не справедливо получается. Может, было бы правильнее назвать памятник «Согласия и Смирения»? Согласились и смирились!   

     А венчают всё слова: «Во имя памяти о прошлом. Во имя настоящего и будущего казачества мы пришли к примирению и согласию. Слава Богу, что мы казаки».  

Информация о работе Мастерство эккурсовода