Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа
Цель курсовой работы: ознакомиться с профессиональным мастерством экскурсовода, как суммой знаний.
Задачи:
1. Изучить требования к личности экскурсовода.
2. Познакомиться с понятием экскурсоводческое мастерство и его составляющие.
3. Раскрыть умения и навыки необходимые экскурсоводу
4. Разработать экскурсию «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска»
5. Разработать технологическую документацию экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска»
Введение 4
1 1. Профессиональное мастерство экскурсовода как сумма знаний 65
1.1 Личность экскурсовода 5
1.2 Экскурсоводческое мастерство 17
1.3 Умения и навыки экскурсовода 21
2 2. Технологическая документация экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 26
2.1 Технологическая карта экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 26
2.2 Контрольный текст экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 34
Выводы и рекомендации 49
Библиографический список 50
Приложение А. Карточки экскурсионных объектов 52
Приложение Б. «Портфель экскурсовода» 56
Содержание
|
4 | |
1 |
|
65 |
|
5 | |
|
17 | |
|
21 | |
2 |
|
26 |
|
26 | |
|
34 | |
|
49 | |
|
50 | |
|
52 | |
|
56 |
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время очень активно развивается сфера туризма, а квалифицированных специалистов недостаточно, уровень обслуживания оставляет желать лучшего, материалы по данной теме незначительны и противоречивы.
Данная тема работы позволит разобраться какими качествами должен обладать профессиональный экскурсовод, как должен себя вести и все требования предъявляемые к его личности.
Цель курсовой работы: ознакомиться с профессиональным мастерством экскурсовода, как суммой знаний.
Задачи:
Объект исследования: экскурсионная деятельность.
Предмет исследования: профессиональное мастерство экскурсовода.
Теоретической
и методологической основой работы
послужили труды следующих
Накопленный опыт теоретических знаний и практических наблюдений позволил разработать курсовую работу на тему «Профессиональное мастерство экскурсовода как сумма знаний»
1.1 Личность экскурсовода
Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:
1. Устойчивость свойств личности.
2.
Единство личности как
3. Активность личности, которая находит отражение в многосторонней деятельности.
Моральные требования к личности - соблюдение общих принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.
Основные черты личности: разумность - способность совершать разумные, осмысленные действия; ответственность - понимание результатов своих поступков; личное достоинство - поведение, связанное с охраной своих прав; индивидуальность - неповторимость, особенность личности; совокупность черт, отличающих данного человека от других.
Активная жизненная позиция - способ участия человека в деятельности общества. Жизненная позиция человека находит выражение в его отношении к обществу, труду, государственной и частной собственности, другим людям и к самому себе. При оценке степени активности жизненной позиции человека рассматривают не единичные факты, а совокупность всех возможных видов активности: общественной, трудовой, нравственной, идейно-познавательной.
Исследования
социологов и повседневная практика
показывают, что существуют различные
уровни активности жизненной позиции
людей: высокий, средний и низкий. Уровень
активной позиции находится в зависимости
от формирования взглядов личности, воспитания
мировоззрения и убежденности, выработки
профессиональных умений. Уровень активности
жизненной позиции зависит от качества
конкретной личности, ее стремлений и
желаний, умения проводить ту или иную
работу.
Воспитательный процесс направлен на
становление внутреннего мира личности,
формирования качеств, которые лежат в
основе активности жизненной позиции:
верность своему долгу, высокая ответственность
за порученное дело, коллективизм, единство
слова и дела.
Экскурсовод, в силу особенности своей
профессии поставлен в условия, способствующие
проявлению активной жизненной позиции.
Его задача - наиболее полно использовать
эти условия для своей повседневной деятельности.
В
деятельности экскурсовода имеют место
все три уровня жизненной позиции.
Высокий уровень жизненной
Кроме трех уровней активности жизненной позиции личности, существуют и другие: пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная жизненная позиция формируется на основе жизненных неудач и срывов в работе, нравственной неустойчивости. Негативная жизненная позиция характеризуется активностью в интересах не коллектива, а личности, карьеризмом, необъективной критикой, нарушением трудовой и производственной дисциплины, аморальным поведением.
Развитие задатков и способностей личности.
Большую роль в формировании личности экскурсовода играют задатки.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга. Задатки составляют природную основу развития способностей человека.
Постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования профессионального мастерства экскурсовода. Задатки любого человека - память, наблюдательность, воображение, сообразительность при развитии их могут стать основой незаурядных способностей. Характерно, что на основе одних и тех же задатков в зависимости от вида избранной деятельности могут развиваться разные способности - учителя, лектора, экскурсовода. Следует иметь в виду, что у одного и того же человека могут быть развиты способности, которые характерны для нескольких сходных профессий. Например, каждый экскурсовод должен иметь способности методиста. Не случайно и обратное: большинство методистов экскурсионных учреждений являются хорошими экскурсоводами.
У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности. Способности определяются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.
Способности человека делятся на две группы: общие и специальные. Общие способности, необходимые для овладения всеми видами деятельности (умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание). Специальные способности являются основой для овладения навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Это особенности - музыкальные, литературные, художественные, математические, технические и др.
Все, что положительно характеризует экскурсовода (знания, умения, навыки), прежде всего основано на его способностях выполнять порученную ему работу. О чем бы не шла речь - о разработке новой темы, подготовке реферата, чтении лекции на курсах, прослушивании экскурсии на маршруте, подборе методических приемов - методист и руководитель методической секции исходят из того, сумеет ли данный экскурсовод качественно выполнить эту работу, т. е. принимают во внимание наличие у него определенных способностей, которые для этого необходимы. Важный участок работы экскурсовода - подготовка и проведение очередной экскурсии.
Подготовка экскурсии делится на три части:
1.
Повторение индивидуального
2.
Припоминание требований
3.
Восстановление в памяти
Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой экскурсовод задает себе несколько контрольных вопросов: с чего начать рассказ у памятника? Как, например, будет звучать логический переход от подтемы «Театральная жизнь города» к подтеме «Спортом занимаются все»? Как наилучшим образом использовать зрительную реконструкцию при раскрытии подтемы «Город в дни фашистской оккупации»?
Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовится каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. индивидуальных особенностей личности - быстроты и организованности при выполнении всех необходимых операций. В понятие «подготовка» входит и психологическая подготовка - укрепление уверенности в своих силах, в том, что очередная экскурсия будет проведена на достаточно высоком уровне, что экскурсанты останутся довольными увиденным и услышанным.
Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические.
Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.
Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.
Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.
Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.
Важную роль в развитии способностей экскурсовода играют учеба на курсах, работа в методических секциях, самостоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.
Тенденциозность экскурсовода. Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода - это четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить их в ее правильности. Он помогает экскурсантам увидеть то, что видит сам, настойчиво направляет их внимание на те стороны событий и явлений, которые должны быть отражены в их сознании. Важную роль в этом играет убежденность экскурсовода. Она основана на его знаниях, идейности и активности жизненной позиции. Его убежденность - это твердая вера в истинность сообщаемых знаний, уверенность в правильности их толкования и верности избранного им пути следования к цели.